|
|
||
Нелицеприятный обзор дюжины рассказов конкурса ХиЖ-2008. Первая часть: Группа 5. |
Кто обычно читает рецензии на конкурсные рассказы и зачем? В первую очередь — авторы рецензируемых произведений. В надежде увидеть высокую оценку и похвалу. Или, напротив, вполне осознанно ожидают лицезреть ворох критических замечаний, а то и вовсе нелицеприятную хулу.
Также читают рецензии те, кто уже ознакомился с рассказами и может согласиться или опровергнуть мнение рецензента. Ну и, наконец, рецензии интересны тем, кто лишь собирается почитать произведения. В таком случае можно читателя направить на путь истинный и подсказать, какие рассказы будут интересны именно ему, а в какие не стоит даже заглядывать. А можно, напротив, сбить с толку и неверно запрограммировать ещё не сформированное мнение. Я не хочу на себя взваливать ношу эдакого проводника, а лишь просто хочу высказать свое мнение, ибо
Трофимов К., Юркова Е. — "
Хороший рассказ. Со всеми необходимыми атрибутами: не особо вычурный, но зато легко читаемый стиль; относительно яркие (в рамках короткого рассказа) персонажи; изящная метафора (игра Смерти и Времени); оптимистичный финал. Несколько смазанным кажется повествование в первой половине, да и динамика теряется. Оттого не высший балл. Но все равно — замечательно, что и такие рассказы присутствуют на конкурсе. Уж не автобиграфично ли это произведение?
Вердикт: добротно, стильно, интересно. 9 из 10.
Альфес Нина — "Архитектор"
В итоге: минус три балла за уничтоженный смысл, минус два балла за пространные диалоги ни о чем. Но зато балл за почти якобы вроде стильный антураж, балл за довольно неплохой язык в редких и скудных описательных фразах и пару баллов за богатый словарный запас. Ну и балл за
Вердикт:
Каракис Г.М. — "
Идея показалась любопытной. Но реализация прихрамывает. Но язык уныло ковыляет. Но повествование ломается на скрюченные ошметки. Увы, но эта беда практически всех начинающих авторов (сам с такой бедой пытаюсь бороться). Удел в итоге один: в комментариях к собственному произведению оправдываться и объяснять где что как и почему. А вот ежели показать сначала отношения Эллы с бабушкой, раскрыть характер оной бабушки... Если Филиппу дать хотя бы
Вердикт: Плосковатая и несколько невразумительная реализация потенциально неплохого зародыша. 4 из 10.
Щерба Наталья — "
Типичный представитель
Вердикт: Написанная неплохим языком
Руалев — Сепульбасия для сепульки с Баррабумса
Типичное словоблудие ни о чем. Несмешное, скучное и лишенное какой бы то ни было привлекательности. Если хватит терпения читать слова вроде 'сепульки', 'шматульки', 'шкарявки' и прочую детсадовскую ахинею из разряда 'пуськи бятые' , то рано или поздно читатель доберется до встречи с землянином. А он — закоренелый люмпен, эдакий представитель алкашествующего пролетариата, обремененный деспотичной
Вердикт: Галиматья. 1 из 10.
Радов Анатолий Анатольевич — "
Почти милая и якобы грустная история, написанная несколько блеклым и суховатым языком. Львиная часть повествования утомляет однообразием описания всей этой хоботометрии. Мы и так поняли, что там и куда. Сюжет донельзя очевиден и лишен какой бы то ни было интриги. Так что читать надо начинать после фразы 'Шло время...' Ой, а там уже и читать особо нечего. Несколько угнетает преамбула рассказа, представленная в умозаключении о том, что любви нет. Видать, у автора с этой самой любовью случились некие напряги, и автор эту самую любовь не любит (экая любопытная тавтология!). Да и в целом тут все беспросветно уныло. Потому на волне такого вот пессимизма и оценка сообразная.
Вердикт: Печальная несуразица без особых изысков. 3 из 10.
Тая Ханами - 'Горыныч'
Наверное, для кого-нибудь это хороший рассказ. Возможно, что даже смешной. Очевидно, что модный, ибо славянские мотивы нынче в фаворе. Тут и сказочный Змей Горыныч, и богатырь-увалень, и желтолицые басурманы. В общем, стандартный набор стандартных штампов. Ах да! Главный штамп: русский богатырь непременно должен бухать. И мочить супостатов, выдув не менее... хм.. Ну в общем, главное, чтоб не менее. Чтоб гордость за страну. За героев наших славных. За гой еси и все такое. Да только грустно все это. Cюжетец ни о чем, сухой стиль изложения, обилие фраз из квазибасурманского псевдонаречия (Алдартай, аварга, ивээг, шийд, тустай - ну вот к чему все это? Бамбарбия, кергуду, насяльника...), плоские и заштампованные герои с одним вектором действия-противодействия, пустопорожний финал и какая-то заунывная тоска кругом: так хочется понять и принять рассказ, а он не дается, ускользает куда-то в эффективные антиалкогольные чары (да-да, именно такие термины знавали богатыри былинной Руси). Рассказ - хороший кандидат в сборник типичной славяно-фэнтэзийной жвачки, тоннами публикуемой во всем известных издательствах. Но по мне - так только в топку.
Вердикт: Очередная штамповка про очередного богатыря-алкаша. 2 из 10.
Марков Александр Сергеевич - 'Мы в ответе за тех...'
Типичный представитель рассказов-перевертышей. Не мы бессловесные твари, и не мы печемся о них. А вовсе даже все наоборот. Подобных рассказов - легион, оттого теряется интрига, а ведь это одна из важнейших составляющих рассказа. Уж, во всяком случае, фантастического. К тому же удивляет что, к примеру, на миг появившийся охранник имеет имя-отчество, а более существенный шеф - нет. Да и Толян какой-то невнятный вышел. А как и вовсе (спойлер!) все умерли, так сразу же недоумение образовалось внутри меня. Словно серпом по тестикулам. Последовавшая за щедро розданными смертями моралистика на извечную тему 'люди - хуже зверей, звери - умнее людей' как-то совсем вогнала в удурчаюший ступор. А начиналось все не так уж и плохо.
Вердикт: Суровая и мрачная недоделка, взращенная на давно прокисших дрожжах. 4 из 10.
Дерябин Григорий - 'Девочки'
Нет, ну что за напасть такая? Не рассказы прямо, а эмоготы какие-то. Обязательно кто-то должен помереть, а антураж непременно оказывается каким-то таким модным, стильным, постмодернистским. Да только не убедительным нифига. В данном рассказе нарисована Япония. Нарисована так, что выглядит, скорее, как дешевые фотообои с Фудзиямой, нежели как образ живой Страны Восходящего Солнца. Очевиден реверанс автора, назвавшего клонов героини именами Мэри и Сью. Да только это лишь усугубляет ситуация. Сквозь рваный и невразумительный поток авторского креатива и местами довольно убогий слог очень нелегко продраться. Приходится подолгу вчитываться в простоватые и нередко пустые и лишние образы и метафоры. Ну и очередная преамбула - 'все хорошо, все умерли' - угнетает настолько, что за девочку (или уже женщину? сколько там пятилеток минуло в итоге?) Алису как-то ничуть не радостно. Ну живет себе оригинал с кусочками собственных клонов - нам-то что от этого? Мы ж не готы какие-нибудь, или там эмо, чтобы смаковать пестро описанные виды разнообразных суточных видов боли? Хотя, а причем тут, собственно, готы и эмо? Вот и я не пойму.
Вердикт: Наспех нахлобученная на косой и шаткий стержень аляповатая конструкция из мрачных и тусклых фрагментов. 3 из 10.
Средин Ник - 'Хиж-2008: Тучка небесная'
Сугубо теоретически перед нами - образчик юмористической фантастики с подковыркой, заключенной в финальной фразе. Эдакий закос 'под Шекли'. И в принципе, концовка вполне укладывается в рамки данной стилистики. Но вот только добраться до нее сложно. Даже при том, что рассказ очень короткий и скомканный. Пробираться придется сквозь длинные пространные диалоги, которые ведут абсолютно безликие персонажи в абсолютно пустом пространстве (ибо нет практически никаких вразумительных описаний места действий и самих героев повествования, кроме банальных эпитетов вроде 'бородатый толстяк'). Вы будете тщетно пытаться уловить смысл сюжета, с самого начала потеряв всякий к нему интерес, ибо динамика и интрига оказываются уж очень вялыми. Зато есть пирожные и торты. Мастерство рассказчика в том и состоит, чтобы увлечь читателя, даже в маленьком пространстве небольшого рассказа дать ему зацепки, которые доведут его финала и улыбнут его рот, если это было задумано. А задумано здесь, в общем-то, неплохо. Хотя, впрочем, не шибко честные политико-юридические нюансы, спасающие шкуру нерадивого журналиста, вряд ли можно считать блестящей идеей. Ну а про реализацию тоже все сказано: не цепляет.
Вердикт: Обильно сдобренная диалогами история, которую можно было бы ужать до полутора килобайт. И не улыбнуло ни разу. 4 из 10.
Катлас Эдуард - "Хиж-2008: Последние обряды лета"
Верно подобранный эпиграф - это уже залог успеха. В данном случае цитата из брэдбериевского "Вина из одуванчиков" пришлась как нельзя кстати. Несколько суховатая манера изложения (а что поделать, идет пересказ от первого лица: как вижу - так и пою) ничуть не портит впечатления. Сюжета почти нет, он мелькает лишь в конце, да и то лишь заделом на будущее. Но есть грамотно построенное описание, конструкция места и времени действия. И надо признать, что эта конструкция увлекает. Повествование крепко цепляет, и невольно возникает вопрос - а почему маленький рассказ? Инопланетный фашизм, оккупация и гетто землян - это сама по себе тема очень злободневная и интересная. А если взглянуть на представленные декорации и образы, то можно смело констатировать: перед нами если не шедевр, то добротная основа для интересного и мощного романа. Впрочем, и в рамках рассказа автору вполне удалось донести желаемое. Хотя до высшего балла не хватило чуть более живого языка в изложении и более ярких эмоциональных красок. Но в остальном - Браво!
Вердикт: Любопытный образец, это интересно читать. 9 из 10.
Skier - "Два билета в оба конца"
Представляя свой рассказ для журнала с химического журнала, автору следовало бы узнать, что "какой-нибудь гелий-133" в природе не существует. Есть гелий-4, а элемент с атомной массой 133 еще не открыт, да и вряд ли будет открыт. Да и сингулярность эта... В остальном же... Видимо, это рассказ не для всех. Ну или не для меня точно. Продираясь сквозь сложно нарисованную размытую картинку, я так и не понял - а танки тут причем? В финале я обескураженно начал оглядываться и искать кого-нибудь и что-нибудь. Развернулся, вернулся на старт и еще раз перечитал. Что-то, конечно, я понял. Но хороший рассказ тем и отличается от посредственного, что цепляет с самого начала и в конце предоставляет некую пищу для размышлений. В том и прелесть малой формы. А здесь... Не зацепило сразу, совсем не липло в середине, отфутболило в конце. "Зачем всегда пытаться отыскать смысл?" - спрашивают герои в рассказе. Может быть, с определенной точки зрения этот рассказ вовсе не так уж плох. Возможно даже, что он изумителен. Но я принадлежу к легионам обычных читателей, которым интересны рассказы, в которых смысл лежит на поверхности, а не запрятан куда-то в сингулярные трассеры анизотропного времени.
Вердикт: Очередная антинаучная ниочёмка с приемлемым слогом и потаённым смыслом. 5 из 10.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"