Есть темы, что будут волновать умы и сердца независимо от времени и эпохи. Темы вечные и не приходящие. В фантастическую мысль они вошли давно, но, за многие годы, вместе с лейтмотивом социальных коллизий, изменились, сменили акценты, ушли в иную плоскость восприятия. Но, как ни странно, зацепились за подкорку мозга привычными образами, оставшись где-то на задворках сознания. Любовь и переживания главного героя данного рассказа пролегают именно в этой плоскости, работа Автора - именно в этом ключе.
Место рассказа в современном литературном процессе - орбита тех простоватых по сегодняшним меркам текстов, что сформировали не только определенный литературный пласт со своими традициями и воззрениями, но и определили восприятие на много поколений вперед. Конечно, следование канонам - тяжкое бремя и не каждому дано осилить этот путь. Удалось ли Автору? Увидим.
Хорошая атмосфера и овеществленные, на ощущениях, образы - правильное начало, правильная ритмика, вычерченный прямо с первых строк задел на общую атмосферу рассказа. Почему-то рядом с чаем, звездами и книгой, подсознательно рисуется образ туманного утра, плеска волн и света маяка над туманной дымкой - вопрос о том, чем же действительно занят главный герой, задавать нет нужды. Как и многие другие, вырастающие один за другим и гаснущие, как звезды по утру. Правильная ритмика, правильная, неплохо выверенная мелодика, темп повествования, особенно - в первых абзацах, нивелируют недомолвки, делают их неважными и второстепенными. Уровень условностей зашкаливает, но обходится достаточно умело - допустимо в столь малой форме.
Все хорошо? Едва ли. Увы, но, рисуя картинку, Автор увлекся, отведя главным действующим лицам слишком мало места. Они не раскрылись, не засияли, так и оставшись персонажами на искусно выстроенной сцене: стать героями им помешало отсутствие конфликта, мелкое противоречие между прошлым и будущим, воспринятое из контекста с какой-то обыденностью.
Увы, мы не нырнули в этот текст. Не погрузились в него с головой, не бросились, точно в омут, оставшись сторонними наблюдателями сценической постановки. Поверхностный характер портретов главных действующих лиц так и не раскрывается перед нами, скатываясь в постановочное, с легким привкусом дежавю, действие. Увы и ах - образы неплохи, но их оболочки наполнены в слишком малой степени. Характерам не хватает выпуклости, не хватает достоверности, человечности и чего-то глубокого, запредельного. Не хватает надрыва - как итог, мы остаемся лишь наблюдателями и это, пожалуй, главный недостаток текста.
Так ли все плохо? Нет. Перед нами - классика, классика в чистом виде. Следование канону от и до - и потому финал рассказа не ожидаем - очевиден. Мы знаем его заранее, он писан, как по нотам, но почему-то ощущения вторичности и безвкусицы не остается, и в этом, пожалуй, главная заслуга Автора.
Мы читаем рассказ, проникаемся достаточно умело созданной атмосферой, вспоминаем времена Шекли и... откладываем текст в сторону. Жаль, следуя канонам классической фантастики, рассказ лишь бессильно кружит по орбите действительно великих вещей, оставаясь всего лишь отголоском: для того, чтобы выйти на качественно иной уровень, ему не хватает глубины и проработанности характеров, тонкости чувственного переживания, психологизма и ясности образов. По сути - атмосфера, ситуация и легкий привкус канонической фантастики.
Увы, но сомнительно, что этому тексту суждено выйти в финал конкурса. Однако по прочтении осталось приятное послевкусие.