Сломанный сюжет, когда произведение делится на две разительно отличающиеся друг от друга части, не столь часто встречающийся в последние годы сюжетный поворот. Будучи, по сути, романом-путешествием, "Кратер Десперадо" подкупает резким, почти на сто восемьдесят градусов поворотом от одной ритмики повествования, к иной, от одного сюжетного течения - в другое, с головой, точно в омут. Контраст сбивает с толку, интригует, делает чтение более интересным, и в этом, возможно, и заключается главная находка автора. Но обо всем по порядку.
Молодой аристократ Ральф Коэн проезжает транзитом через город Авендан, построенный на краю таинственной долины и подвергается нападению. Пытаясь расквитаться с обидчиком, главарем местной шайки Лишером Кронтом, Ральф нарушает законы города и подвергается анафеме. Им с главарем бандитов грозит виселица, но в последний момент смерть заменяют изгнанием в долину. Так начинаются приключения двух героев, из чьих глаз мы и следим за разворачивающимся действом.
Оказавшись в долине, герои попадают в поселение форпоста, откуда обманом уводят с собою девушку-проводника. Герои ищут Вернона - главу отряда наемников, ушедшего вглубь долины с неведомой целью: Ральф и Кронт надеются, что воевода поможет им выбраться из долины. Дальнейший сюжет развивается вполне линейно и до момента гибели практически всех главных действующих лиц остается, в целом, стандартным.
Автор вошла в образ и осталась в нем до конца. Линия повествования выдержана в едином стиле, единообразие стилистических решений не дает провиснуть действию или описательной части. Хорошо поставленная фоника, неплохо вычищенный язык, четкий ритм текста. Однако при пристальном рассмотрении в тексте проглядывают заметные подводные камни.
Аристократ и бандит - два незамысловатых героя, представляющие собою, по сути, единый художественный образ, построенный на антитезе. Примечательно, что все время текста аристократа называют по имени, бандита - по фамилии. При пристальном рассмотрении, становится заметно, что герои не являются таковыми, они - коммутаторы-интерпретаторы происходящего, фактически - альтер-эго Автора, через собственный конфликт раскрывающие перипетии сюжета. Присоединяющаяся к тандему девушка практически не оказывает влияния на сюжет, не имеет собственной ярко-выдержанной роли, в итоге скатываясь в область функционально-прикладного образа, введенного в текст скорее для количества. В тех ситуациях, когда ее присутствие решает конфликтные ситуации в тексте, простое перекидывание фактов и персоналий может практически полностью устранить необходимость ее присутствия.
На весь роман можно встретить лишь одну персоналию, способную претендовать на место героя - самого Вернона, оказывающего непосредственное влияние на ход событий в долине. Однако Автор сознательно ограничивает образ главы наемников рамками проходного персонажа, не давая образу раскрыться в полную силу. В итоге, единственным существенным фактором в тексте остается само место действия и связанные с ним аномалии: сильные герои в тексте отсутствуют, а те, что есть, либо не раскрыты, либо поданы сумбурно и без должного внимания к деталям.
Во второй части возникают проблемы с построением сюжета: появление крыс, штурм, рояль в виде прибывшего "на разборку" отца. Финал с разрушением магического влияния долины оставляет множество вопросов, выглядит скомканным. Увы, нагнетаемое напряжение оборачивается пшиком.
Остается множество вопросов к мотивации персонажей. От желания Ральфа лично поквитаться с обидчиком, до желания Вернона раскрыть секреты долины. Ближе к середине романа уже складывается ощущение, что большая часть конфликтов дана автором лишь с единственной целью оправдать сюжетное действо. Увы, логические связи в тексте нарушаются неоднократно: герои совершают множество странных поступков, логическое обоснование которых затруднительно.
Первые строки про упавшую луну и прошедший с тех пор миллиард лет интригуют, однако намеченная ими сюжетная линия остается фактически нереализованной.
Язык повествования заслуживает отдельного слова. С одной стороны - четкая ритмика, динамика и единство стиля, с другой - невыразительность и скудность иллюстраций. Практически все описания подаются автором в виде перечислений тех или иных признаков, вставляемые порою метафоры кажутся неуклюжими и не к месту. Подаваемая от лица героев картинка однообразна, невыразительна и не несет в себе ни толики эмоциональной окраски, еще более обезличивая исходный тандем персонажей.
Ракурс выдержан, плавно перемещается от одного персонажа к другому и фокусируется на тех или иных событиях - ничего лишнего. Сценическое пространство условно и подано в минимальном оформлении.
Итоговое резюме подводит нас к вопросу об актуальности рассматриваемой работы и тому месту, которое она может занять на книжной полке. Несомненно, текст имеет целостную структуру и выполнен с достаточной долей профессионализма, чтобы быть порекомендованным, после некоторой редакторской обработки, в одну из серий темного фэнтези. Однако роман подан в виде огромной зарисовки-скетча с фокусировкой на нескольких ярких образах и событиях и повсеместным равнодушием к деталям, которые Автором лишь обозначаются, но не прорисовываются в деталях. Несомненно, аудитория данного романа - лица старшего школьного возраста и возрастная группа учащихся ВУЗов первых курсов. С развитием эстетического вкуса, минималистское оформление романа может оказаться недостаточным для удовлетворения возросших потребностей в сложности и изяществе словесных конструкций, а некоторая сумбурность и противоречивость изложения - показаться более выпуклой, что неизбежно приведет к переводу этого, без сомнения, небезынтересного произведения из разряда читаемых книг в область "принятых на заметку".
Увы, но стать бестселлером на все времена "Кратеру Десперадо" не суждено.