Рецензия на Фантастика и детективы N 3, 2014 (2014)
Временами авторы пытаются воплотить сложные замыслы максимально простыми средствами. Это всегда попытка перепрыгнуть пропасть или переплыть океан на тростниковой лодке. Цель заявлена максимальная, а под рукой буквально два весла с пучком соломы или вообще воздух, свистящий между пальцами.
Все четыре рассказа номера - объединяет идея противоречия, идея перевернутого с ног на голову образа, который авторы раскрывают в небольших рассказах.
С. Логинов - признанный мастер короткой формы - попытался показать читателям идеальный "анти-бордель". Это оказался институт благородных девиц, помещенный в фэнтезийные декорации, да еще, для верности, задвинутый в деревню.
Знахарка "Наша" (имя такое) пестует взятых на воспитание сирот. Она раскрывает в них таланты - самые разные, но большей частью связанные со счастливой семейной жизнью. Она - добрая волшебница, покруче товарища Макаренко.
Это сильный и яркий образ, но история главного героя, который попадает в деревню, идя к магическому источнику - остается недосказанной. Мир, где колдуны спокойно летают, а волшебный туман позволяет прятать деревню не одно десятилетие - дан буквально несколькими штрихами. Главный герой - сам волшебник - даже не думает о потенциальных конфликтах Наши с жителями деревни, о визитах в эту деревню совсем не романтически настроенных стражников и множестве иных вещей, которые сопровождают магию в "реалистичной" фэнтези.
Получается милая пастораль под названием "Дар любви", но на холсте буквально четыре портрета, домик и пара кустиков - остальное пространство не закрашено. Очарование борется с недоверием.
"Девушка Бонда" - дан образ анти-продюсера. Причем выведен не просто состоявшийся ценитель искусства, который ставит людей и мечтания выше конкретной прибыли. Описано превращение циничного, матерого деляги от шоу-бизнеса - в театрального режиссера, который не забыл, как делать деньги и подставлять деловых партнеров, но теперь главное для него - сцена. Разумеется, тут не обходится без любви. Все хорошо? Проблема короткой формы: сложно раскрыть характер или дать проблему через описание действий персонажа, приходится просто говорить читателю - вот самый крутой поставщик актрис для "натурализованных" боевиков. Верьте, он самый крутой.
Верится - но далеко не на всех страницах. Потому арсенал средств у серьезного "охотника за головами" должен быть чуть побольше. Какие аргументы мог бы найти продюсер в России ближайшего будущего? С недоверием борется интерес.
"Сделаем друг другу хорошо" - семейная анти-комедия о новом дыхании в супружеских отношениях. К. Каримова взяла за основу комедийный сюжет с переносом супругов на необитаемый остров. "Анти" достигается совершенно не юмористическим тоном - люди реально поверили, что здесь и сейчас они могут погибнуть. И вот несколько штрихов должны раскрыть читателю душу человека перед лицом смерти.
Можно высказывать множество претензий по поводу системы безопасности капсул, которые позволяют перемещаться от планеты к планете, но эти вопрос - вторичны.
"Принцесса бедуинов" - мистическая история о не продаже души дьяволу. Несколько туристов приезжают к чересчур настоящему бедуинскому шатру, где дух зла начинает искушать их разными перспективами. Плата, разумеется, будет взята без всякой жалости. О чем разу и предупреждают.
Как поведут себя люди, случайные знакомые, которые ехали на юг за отдыхом и новыми ощущения? Какой путь они найдут, чтобы посрамить дьявола? На всё про всё у автора есть тринадцать страниц.
Примитивизм - как и множество других стилей - слишком тесно связан с символикой. Если читатель захочет увидеть в тексте свое, самое важное для него, если захочет дорисовать скупые профили, раскрасить белые углы, то автор достиг своей цели. Достучался до читателя. Линии на холсте обрели свое значение.
Редакция подбирала тексты тщательно. Тростниковые лодки и самолеты братьев Райт - в наличии. Читателю можно попробовать...