Рецензия на Фантастика и детективы N 10, 2013 (2013)
В конце 2012 года, когда подписчики получали свои последние номера такие гранды фантастической периодики, как московский журнал "Если" и питерский "Полдень, XXI век", когда взял тайм-аут прекрасный волгоградский фэнзин "Шалтай-Болтай", на просторах её величества Сети появилась информация о первом номере журнала с неброским и каким-то стандартным названием "Фантастика и Детективы". На обложке красовался лейбл с закамуфлированным названием "О нас" и картинка с летающей тарелкой.
Фу! Самый обыкновенный новорожденный...
Опять набор стандартных текстов, перепечаток и прочее! Ну, сколько можно? Ну, зачем? Мои мысли были примерно такими. Но фантастика вместе с детективами продолжала выходить. И главное, с 2013-го выходить регулярно. Это уже что-то!.. Это как-то нестандартно для сей поры. И только на 10-м номере я спохватился. "Фантастика и Детективы" не пропали после первых номеров, не затерялись в интернетовской информационной бездне. Да и цена оказалась не с зубами - пятьдесят рэ без пересылки. В общем, журнал заставил меня ленивого и пресыщенного фантастикой обратить на себя внимание. Позвал, если угодно.
Хм! Дитя сказало первое слово...
И вот у меня в руках 10-й номер. Естественно, я предварительно просмотрел то, что печатали ранее. Первые три номера, как я и предполагал - перепечатки. Затем на страницах начали появляться тексты новые, далекие от мейнстрима, и от этого зачастую неоцененные. Крупным издательствам это не интересно, а потому нет и редакционной диктатуры. С 7-го же номера - в журнале только оригинальные тексты.
Вау! Ребенок начал ходить...
Ой-ой-ой, я же должен рассказать о текстах. Повторюсь - держу в руках 10-й номер. Восемьдесят страниц, а на них буквы-буквы-буквы, сгруппированные в четыре рассказа. Авторы знакомые и не очень.
Лучшим бы эпиграфом к рассказу "Шесть четвертей" Леонида Каганова, я думаю, были бы слова одноименной песенки:
"Это регги на шесть четвертей,
регги на шесть четвертей.
Австралийский регги всегда
играют на шесть четвертей..."
Но автору виднее. Каганов в своем репертуаре, умеет рассказать и придержать читателя до конца рассказа. Квест, развернувшийся на просторах постапокалиптической Австралии, где главные действующие лица тамошние зверушки: коалы, динго, опоссумы, вомбат, кенгуру, утконосы и кролики. Поначалу это ферма зверей чем-то отдает хоббитской интригой, но финал меня встяхнул. Чуть-чуть, но встряхнул. Сволочи всё же эти кролики. И людей (в рассказе - голых обезьян) уже нет на свете белом, которые в доисторические времена завезли на зеленый материк ушастых зверьков, а пушистые бестии продолжают беспокоить аборигенов: на этот раз они украли золото у воинственных динго. И чем всё это закончилось? Да ни чем, или как в той же песне поется:
"...С тех пор утконосы Австралии
забыли покой и сон,
коалы ходят с опаской,
динго прячут детей в нору,
а над нелепой Австралией
плывет колокольный звон:
это гудят два католика -
отец Брендан и брат Кенгуру".
Молодец дитя! С удовольствием играет в игрушки и зверушек...
Небольшой рассказ Далии Трускиновской "Древняя традиция" по-своему продолжает сюжет Каганова - только теперь перед нами обыкновенные драконы. Такие, к каким мы привыкли, хотя... Драконы-то совсем маленькие, ростом с небольшого зверька. Лиловые, черные, черные, золотые. А согласно древней традиции тринадцатилетней принцессе необходимо всего-навсего изловчиться и поймать такого дракона - а ведь они бедненькие от страха и человеческих рук прячутся в пещерах. Поймать, принести к трону и доказать, что она может стать настоящей королевой. Рассказ короткий, но очень гармоничный. Читается на одной ноте. Смелый поступок будущей королевы, выпустившей из клетки ею же пойманного золотого дракона, вызывает уважение к персонажу. Да что и говорить-то. Это - Далия Трускиновская. И добро опять побеждает зло. Кратко и со вкусом.
Кристина Каримова в своем рассказе "Быть человеком, стать человеком" попыталась в который уже раз ответить на извечный (со времен братьев Стругацких) болезненный вопрос: "Трудно ли быть богом?". И опять читатель получает то же самый закамуфлированный сюжетом ответ: "Трудно!". В рассказе гибель людей на тонущем корабле наблюдается некими "помощниками бога". Видимо это ангелы, хотя в их распоряжение мониторы и клавиатуры и простым нажатием клавиши "Ввод" один из них оказывается в реальном мире людей и ценой собственного бессмертия спасает пассажиров лайнера. Неплохой рассказ, но очень уж избитый сюжет. Даже описанная на страницах гибель маленьких детей в запертой каюте не особенно трогает. Почему так? Не знаю. Пусть писатели или психологи об этом думают.
И хотя сюжеты подобной тематики не редки, авторы снова и снова пытаются представить свою концепцию ответа на вышеуказанный вопрос. Самая простая и, наверное, самая правильная, литературная хитрость - оставить ответ на совести читателя. Пусть сам ломает голову, к чему утруждаться автору...
Трудно быть богом?
Ответ: да. И герой кидается спасать
Ответ: нет. И героя обличают в черствости к человеческому горю.
А может быть есть другое оригинальное решение этого вопроса? Эй, авторы! Удивите читателя. Пригвоздите его к стулу словом. А пока что - ну не бьёт по нервам. Не крошит сознание.
Так-так! У младенца появился гонор...
Последнее произведение "Фантастики и Детективов", повесть Кирилла Берендеева "Не уходи" - чистейшая научная фантастика, хотя и с изрядной долей чувственности. Повесть можно рассматривать и как детектив и как НФ и как психологическую драму. Главный герой, в прошлом мент (почти что честный), помогает бывшей своей жене найти её нынешнего супруга - профессора и руководителя мощной научной лаборатории. В повести основная канва сюжета сплетена не вокруг научного открытия ученого, а представляет читателю сложные (хотя, чего тут сложного-то в человеческих поступках?) любовные взаимоотношения. Автор не особенно вдается в подробности "инфляции пространства и карманы в квинтэссенции"; ему гораздо более важным видятся поступки людей, для которых открылась нестандартная возможность решить свои личные проблемы. Открытие ученым некие временные карманы позволяют проникать в иное пространство и жить там с другим течением времени. Т.е. ушел в "карман", через секунду вышел, а у людей прошло уже, к примеру, лет тридцать-пятьдесят.
Интересно, что подобное допущение - иной хронометраж времени - в качестве основы для сюжета встречается в 2013 году уже второй раз. Севастопольский писатель Валерий Гаевский в начале года выпустил роман "Ангелы времени", где с помощью замедленного во многие тысячи раз времени спасается целый мир.
Но у Гаевского весь мир в "кармане", а у Берендеева только лишь судьба и перипетии любви нескольких человек. Повесть "Не уходи" написана ровно, но ощущается некоторая растянутость. Не хватает бьющей по воображению интриги. Иногда хочется немного подогнать автора или пропустить пару страниц, но затравка, данная в начале этого фантастического детектива, заставляет не пропускать ничего. И оттого неожиданный поворот в раскрытии дела об исчезновении профессора и взрыве лаборатории, занятен. Можно даже при желании поспорить до хрипоты о поступках героев повести.
И последнее, в чем можно упрекнуть уже не писателя, а издателя - в 10-м номере напечатана 2-я часть этой повести. Зачем? Произведение не такое уже большое (30-40 страниц), можно было втиснуть и в один номер. Ждать читателю месяц, чтобы прочитать продолжение - я думал подобная практика осталась во временах советских "Техники - молодежи", "Вокруг света" и других уважаемых и собираемых мной журналов.
О! Чадо уже и ругаться начало... Рановато что-то...
Хочу еще немного помахать пальчиком и скривить недовольную гримасу. 80 страниц - почти брошюра. Согласны, что не хватает объема для гордого названия "журнал"? Да и почему-то внизу титульной страницы указано: "Сборник". Хм!
Из технических недоработок также можно указать на одну почти незаметную особенность. Под фото автора стоит год его рождения. Опять непонятно. Это чтобы не забывали поздравить с днем рождения? Или количество прожитых лет автоматически повышает мастерство? Если есть год рождения, тогда уже надо хотя-бы в десяток строк представить краткую биографию.
И, наконец, обложки. "Фантастика и Детективы" в этом плане не отличается оригинальностью, хотя и прослеживается заметное постоянство - изображение футуристического градостроительства. Но своего запоминающегося лица журнал пока еще не приобрел. А вот рисунки Макса Олина в последних номерах хороши. И главное, отрадно то, что рисунки вообще есть. В последнее время издательства, кроме ярких обложек, не балуют читателя изображениями. И потому: больше рисунков - хороших и разных!
Литературная же составляющая журнала по 5-бальной шкале интересности тянет на твердую четверку. И в первую очередь потому, что нет откровенного графоманства или публикаций начинающих "гениев". Известный американский редактор Джон В. Кэмпбелл в своё время очень жестко требовал от авторов непременного сочетания в их произведениях "настоящей" науки, высоких художественных достоинств и акцента на социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса. Не церемонясь с молодыми авторами, он постепенно привел американскую фантастику к тому уровню, который теперь называется "Золотым веком американской НФ".
И хотя по первым номерам журнала "Фантастика и Детективы" совершенно невозможно судить о позиции редактора по отношению к отобранным текстам, будем надеяться и ждать новой плеяды талантливых и запоминающихся авторов.
Всё, ребеночку нужен отдых, чтобы завтра с новыми силами...