"Малышка" приземлилась в космопорту Трапписта, и Сергей вышел, ежась от холода - комбинезон кадета Звездного флота, черный с золотыми и серебристыми нашивками, совсем не грел. Он был в ином, чужом мире. Ох, какие краски! На севере вздымались горы, заснеженные вершины сверкали в осеннем солнце серебром и темной бронзой, и хвойный лес подымался каскадами к острым пикам в белых шапочках. Цивилизация гуманоидов, древняя как сама вселенная, невероятно развитая высокая культура. Поэзия и музыка Трапписта знамениты на все Сообщество, и... вот он здесь, собственной скромной персоной, со скромным дипломатическим визитом. Было немножко страшно. Четверо уже ждали его у прозрачной дождевой капельки шаттла.
Церемониальное вежливое приветствие: легкий взмах щупальца, затем осьминоги поклонились, ответный почтительный поклон склонил Сергея почти пополам. И обязательный дипломатический обряд - скромная трапеза, ломтики вареного мяса и горячий зеленый чай, в увитой плющом деревянной беседке среди розария, потом неспешная прогулка в садах. Орхидеи, розы, лилии, маки, ирисы - кадет пытался подобрать цветам земные аналоги, но здешние были гораздо крупнее и ярче. А вот совсем другая окраска: осьминоги все бледно-розовые, со слабыми лиловыми разводами, и эти глазики, глазики на щупальцах... Глазики смотрели на него очень внимательно и испытывающе. Тени от щупальцев темными линиями полосовали песчаный гравий. Издалека доносилось журчание фонтанов, каменных изваяний в виде бутонов роз, и брызги рябили на солнце.
- Почему... Почему вы все-таки решили провести этот эксперимент? Вызов, да? - наконец спросил Сергей. - Я слышал много версий и объяснений, и не одно меня не удовлетворило.
- Это самое важное в нашей культуре. Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс, что может быть интересней? Педагогика нашей цивилизации развивалась тысячелетиями и достигла умопомрачительных высот, - самый крупный осьминог задумчиво тронул щупальцем лепесток алой розы. - Педагог у нас более почтительное звание чем король и министр. Выше педагогики нет ничего. Ничто не сравнится в величии и великолепии с работой Педагога.
Они помолчали. Белокаменной здание, маленький грациозный дворец с колоннами, анфиладами, арками, барельефами и витражами утопал среди цветников и аллей. Внутренним садом они прошли длинной галереей мраморных арок. Почему-то подумалось, что из окна на верхнем этаже должен открываться потрясающий вид на заснеженные туманно-голубые горные вершины. И душистый аромат цветов должен доставать...Они миновали двух осьминогов-слуг, и те склонились в низком поклоне, свив щупальца клубком. Пол покрывал простой серый мрамор, теплый запах горящего дерева из камина наполнял просторные залы.
- Тут... его детская? - медленно и тихо проговорил Сергей.
- Да, тут и спальная, и учебные комнаты.
- И он... сейчас там?
- Что ж, поднимемся наверх.
Они наблюдали из-за стеклянной стены, и казалось что ребенок находится в огромном аквариуме, будто экзотическая рыбка. Румяный мальчик, очень щуплый, вихрастый, в ярком золотистом комбинезончике сидел за партой с пухлой книжкой, вокруг на коврах были рассыпаны мягкие игрушки и детали конструктора. Полки с книгами взмывались до потолка, на стенах горные пейзажи Трапписта, в углу маленькое пианино. И да, ошеломительный вид из окна на искристые снежными бриллиантами горные пики.
- Все это... так невероятно! - только и смог произнести Сергей.
Все девять глаз располагавшихся на одном щупальце повернулись к нему: один из осьминогов придвинулся ближе.
- Итак, это самый знаменитый педагогический эксперимент Трапписта. О нем говорят во всей обитаемой Вселенной. ДНК из чудом сохранившегося пепла, пепла которому несколько сотен лет, восстановленный человеческий эмбрион. С момента рождения от суррогатной матери мальчик уже девять лет живет здесь.
- Какие уроки он изучает?
- Сейчас в основном поэзия, танцы, музыка, немного биологии, история и культура Трапписта, но не Земли. Он не знает историю... донора своей ДНК.
- Понимаю. Да, конечно.
- После длительных дискуссий Совета мы решили не учить его рисованию. Очевидно, что он не имел к этому никакого даже малейшего таланта. Сергей, может быть Вы хотите поговорить с Адольфом наедине?
- Да, и я привез ему подарок. Но без разрешения вас, Педагогов, не могу подарить. Мне нужно получить ваше позволение.
Сергей достал из рюкзака нечто в прозрачном небольшом кульке и показал осьминогам.
- Как я уже упоминал, это сложный вопрос. В Совете половина голосует за, половина против. Было много споров, рассуждений, дискуссий на эту тему. Есть разные мнения. Но...
- Прошу вас!
- Даже не знаю.
- Прошу! - настойчиво повторил кадет. В голосе его звучала стальная решительность.
- Ну что ж... Да будет так.
Сергей вошел в комнату, и, не здороваясь, сразу:
- Адольф, я привез тебе подарок. Подарок с Земли. - громко, уверенно произнес он.
- Кто Вы? - обычный мелкий мальчуган смотрел сердито, исподлобья.
- Я с другой планеты. Вот. Это фломастеры.
- Я не знаю, что это такое.
- Педагоги тебе объяснят. - Сергей хотел сказать еще что-то, но осьминог показал щупальцем что визит должен быть закончен.
Они шли тенистой зеленой аллеей, среди роз и тюльпанов, обратно к шаттлу.
- С фломастерами... Совет педагогов все еще сомневается. Но скорее всего мальчику оставят все для рисования, - осьминоги казались задумчивыми и погруженными в себя, казалось, они решают некую сверхсложную задачу. Они должны были принять решение, и решение было нелегким.