Ежова Евгения Сергеевна : другие произведения.

Совсем не романтическая симфония

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Революционное

  Ежова Евгения
  
  Совсем не романтическая симфония.
  
  Увертюра.
  Andante
  
  Дирижёрская палочка постучала по пульту и сурово оглядела подчинённых. Всё было как всегда: вторые скрипки стелились перед первыми, первые благосклонно внимали комплиментам контрабаса, барабаны хохотали над неприличными анекдотами, похмельный фагот тихо жаловался на что-то гобою, престарелая арфа, ни на кого не обращая внимания, проверяла упругость струн...
  Палочка вновь постучала, прерывая мерный гул настраивающегося оркестра.
  - Господа, прошу внимания. Вы знаете, что нам предстоит очень ответственный концерт. Поэтому я не потерплю никакого разброда. Все должны являться на репетицию вовремя и в пристойном виде.
  На этом месте палочка вперила жёсткий взгляд в мающегося фагота. Тот сполз почти под стул. Фагот уже трижды лишали премии, и объяснять жене, почему он в четвёртый раз приносит домой меньше денег, не хотелось совершенно. Спасла его, сама того не зная, опоздавшая флейта-пикколо. Она как раз пыталась потихоньку просочиться на своё место, надеясь остаться незамеченной. Дирижёрская палочка перекосилась при виде такой недисциплинированности и переключилась с фагота на флейту, обрушивая на неё праведный гнев.
  - Вот! Именно об этом я и говорю! Милочка, вы что, в кабаке играете?! У нас симфонический оркестр, а не какая-нибудь джаз-банда!
  - Но это же всего лишь репетиция, - попыталась оправдаться пикколо.
  - Всего лишь?! - задохнулась от возмущения палочка и разразилась получасовой речью, обличающей развращённость и лень современной молодёжи.
  ... - И я категорически требую полного подчинения моим требованиям! - закончила палочка.
  - Тирания, - тихо звякнул треугольник.
  - Что-о-о?!
  - Мы репетицию когда-нибудь начнём? - капризным голосом перебила новый всплеск возмущения самая первая скрипка. - У меня на сегодня полировка назначена. Мастер обещал новый состав по старинным рецептам гвинейских шаманов.
  Самая первая скрипка кокетливо глянула на новенький кларнет, проверяя произведённое впечатление.
  Кларнет не среагировал. Он был занят подбором аргументов для очередного спора с дирижёрской палочкой. Не может же она отмахиваться от новых идей вечно! Нужно только правильно объяснить, насколько устарело всё, что они играют.
  Зато вторые скрипки тут же завистливо зашептались. При их зарплате гвинейские шаманы были недоступны.
  Дирижёрская палочка возмущённо вздохнула, но спорить с самой первой скрипкой себе дороже. Ещё закатит скандал, да и уйдёт в оркестр побогаче.
  - Итак, с первой цифры...
  
  Первая часть.
  Moderato
  
  - А зарплату нам когда выдадут?
  Дирижёрская палочка недовольно поморщилась. Вечно эта пикколо вылезает со своими высказываниями в самый неподходящий момент. Вот кто её просил?! Может, если бы она промолчала, остальные не вспомнили. Теперь вся репетиция насмарку. Только и будут обсуждать денежные вопросы.
  У палочки, разумеется, было наготове удобоваримое объяснение, почему зарплата задержится на неделю или две, но поднимать тему раньше времени не хотелось. Палочка с содроганием вспомнила, во что влетел ремонт новенького футляра от "Гуччи", раздолбанного сыном балбесом.
  Оркестр недовольно выслушал десяток объективных причин для невыдачи зарплаты и, тихонько ропща, принялся занимать свои места.
  - Произвол, - тихо звякнул треугольник.
  Палочка демонстративно не отреагировала, вспомнив, что треугольник живёт возле ремонтной мастерской. Мало ли что он мог увидеть.
  
  Вторая часть.
  Allegro
  
  - Да что с вами такое?! Кто-нибудь, вообще, учил партитуру?! Фагот, вы опять пьяны? Скрипки, что за шепотки? У кого занять денег, решать будете после репетиции. Арфа, сколько вам говорить, что прежняя аранжировка никуда не годится? Или вы опять потеряли ноты? Тромбоны, а вы о чём разговариваете с барабанами?! Выбор бара настолько важен?
  Кларнет, вы опять играете отсебятину! Это классическая музыка! Без году неделя в оркестре, а туда же, импровизировать.
  Флейта-пикколо! Мало того, что вы опять опоздали, теперь ещё и любезничаете с треугольником?! Лучше бы, наконец, перестали фальшивить в двадцать третьем такте! Сколько можно?! Там не си, а си бемоль!!!
  - Душитель свободы, - чуть громче обычного звякнул треугольник, демонстративно придвигаясь к пикколо.
  - И вор! - грозно пророкотала большая труба.
  - Да! - оживились барабаны. - Где наша зарплата?!
  - И командировочные с позапрошлых гастролей? - заныли вторые скрипки. Им очень хотелось попробовать полировку от гвинейских шаманов, но денег, как обычно, не хватало.
  - Ну, вам же всё объяснили, - примирительно мурлыкнула самая первая скрипка, любуясь на себя в зеркальце. Она полагала обольщение витавшего в облаках кларнета куда более важным делом, чем скучные денежные вопросы.
  - А вы вообще помолчали бы! - тут же возмутилась первая из вторых скрипок. - Тоже мне, прима! Да если мне дадут возможность, я сыграю ничуть не хуже!
  Уснувший было фагот вдруг встрепенулся. Наверное, ему приснился кошмар. Иначе с чего бы тихому алкоголику орать на начальство? Не потому же, что его толкнул в спину треугольник.
  - Я требую повышения зарплаты! И уважения! Сколько можно терпеть презрительные высказывания в наш адрес?!
  Гобой попытался одёрнуть друга, но тот уже закусил удила.
  - Руководство совершенно не заботится о нас! - вопил фагот, надсаживая клапаны.
  - Руководство закоснело в старой, уродливой форме! - завёлся кларнет. - Ему совершенно наплевать на новые формы самовыражения.
  - А зачем нам такое руководство? - внезапно вылезла вперёд пикколо. За спиной у неё одобрительно кивал треугольник.
  Барабанам вопрос показался интересным.
  - Да! Кто сказал, что дирижёрская палочка нам подходит больше всего? Мы требуем демократических выборов!!!
  
  Presto
  По залу летали смычки, канифоль и стулья. Дирижёрская палочка, зажатая в углу барабанами, судорожно прикрывалась пюпитром. Флейта-пикколо скакала по поверженной арфе, вздумавшей защищать бывшее начальство, и выкрикивала лозунги. Ей вторили кларнет и английский рожок.
  Самая первая скрипка горящими глазами следила за кларнетом. До чего же он хорош и как возвышен! Следила, пока ей не прилетело по грифу тарелкой.
  Кларнет, забывший обо всём в восторженном революционном порыве, даже не заметил, как прима рухнула со сцены.
  Большой барабан по подсказкам треугольника гулко отбивал ритм.
  Вторые скрипки навалились на растерявшихся первых и при поддержке фагота, одерживали верх. Тромбоны дрались с барабанами, безнадёжно сломанный гобой валялся на полу. Виолончель попыталась оттащить его в сторонку, но тут на неё с размаху налетела большая труба, мимоходом порвав струну.
  Демократические выборы были в самом разгаре.
  
  Финал.
  (В нескольких эпизодах)
  Rubato
  1.
  Барабаны похохатывали, наливаясь пивом в любимом баре, и вспоминали самые удачные эпизоды битвы.
  - Как мы их уделали, а?!
  - Да уж, повеселились, что надо!
  Треугольник, скромно сидевший в уголке, подмигнул официантке, кивнул на опустевшие в очередной раз кружки барабанов и тихо выскользнул на улицу. Платить за ЭТУ попойку он не собирался. И без того кучу денег успел потратить на тупые, зато не в меру агрессивные барабаны.
  Здесь ловить было больше нечего, да и время поджимало. Чемодан уже собран. Осталось забрать гонорар и ехать. Место в другом оркестре, конечно, гарантировали, но мало ли. Вечно ждать его никто не будет. Опоздаешь и кусай локти.
  Тех, кто подошёл сзади, треугольник даже не заметил.
  - За что? - тихо плакал он в горне кузнеца, обливаясь серебряными слезами. - Мне же обещали! Я ведь всё сделал, как договаривались.
  Глухонемой кузнец подкинул топлива и нажал на мехи. Ему было абсолютно не интересно, что там ноет заготовка. Будешь слишком много знать - мигом окажешься на её месте.
  2.
  В другом баре пили мастера по ремонту инструментов. Как же не попраздновать? Мастерские обеспечены дорогостоящей работой на полгода вперёд, а вложить в стоящую идею пришлось не так уж и много.
  3.
  На похоронах гобоя было мало народа. Виолончель, сбежавшая на денёк из мастерской, поддерживала совсем сдавшую арфу. Та жаловалась на пыль и мышей в музее, в который её отправили, вместо того, чтобы настроить.
  - Никто, никто не уважает залуженных ветеранов. Я мечтала умереть на сцене, а они!..
  В сторонке плакал пьяными слезами фагот.
  Вторые скрипки отправили веночек, но сами на похороны не пошли. Первая из вторых скрипок полировала бока составом гвинейских шаманов, а посещать любые мероприятия без неё было неуютно и даже страшновато.
  4.
  Хозяин музыкального магазина подсчитывал прибыль и довольно улыбался. Идея была просто замечательной и обошлась в не слишком большие деньги. Зато, наконец-то удалось сбыть с рук залежавшуюся партию инструментов. Не совсем всю, но та же новенькая арфа занимала чуть не полмагазина, а покупателей на неё, в обычное время, поди найди.
  5.
  Флейта-пикколо, единогласно выбранная дирижёром, вместо успевшей сбежать палочки, тоскливо вчитывалась в партитуру. Радость и азарт победы схлынули слишком быстро, да и треугольник, у которого можно было спросить совета, куда-то исчез. А ведь обещал небо в алмазах, предатель!
  Как выполнить все предвыборные обещания и дать каждому сольную партию, она представляла плохо. То есть, дать-то можно было, но результат получался на диво негармоничным.
  А ведь ещё и счета! В ту сторону она старалась даже не смотреть. Как теперь расплачиваться за ремонт разгромленного зала, за пополнение поредевшего оркестра?..
  И далась же ей эта справедливость! Раньше хоть на корпоративах играть не приходилось. А теперь оркестр практически в рабстве у банка и попробуй что-нибудь вякни против вежливых "просьб".
  6.
  Скромный бухгалтер в последний раз проверил цифры сегодняшних отчислений, захлопнул гроссбух и потёр руки. Всё-таки шеф - истинный гений. Из пустяка устроить такой шабаш! Зато теперь ручейки денег стекались отовсюду, сливаясь в мощный поток. Колонки прибыли радовали глаз, складываясь в ноты лучшей в мире музыки - звона монет.
  Телефонный звонок прервал радужные размышления.
  - Алло?
  - Поздравляю, старик. Ты отлично справился. Теперь такое дело. Есть партия скрипок...
  - Страдивари?
  - С дуба рухнул? Кому они нужны? Стоят, как три оркестра, хлопот не оберёшься, а прибыли кот наплакал. Обычные китайские.
  - Но у них же звук не очень, да и рассыпаются через год...
  - На звук плевать. А вот рассыпаются - это ты правильно заметил. Значит, каждый год можно будет продавать новую партию. По дешёвке, конечно, но зато количество! А ты Страдивари, Страдивари. Какой прок с вечной скрипки? Её же можно продать только один раз.
  В общем, план такой...
  7.
  Бывшая самая первая скрипка жалась к стенке подземного перехода и никак не решалась взять первую ноту. Но что поделать? Из оркестра выгнали, а в другой её никто не возьмёт, пока не починит треснувший гриф. А на какие шиши его чинить? Сбережений-то сделать не додумалась, а ремонт такой, как она, обходится в бешеные деньги, да ещё и не каждый мастер возьмётся.
  Ладно, деваться всё равно некуда. Под гулкими сводами, изрисованными похабными граффити, зазвучали первые такты Вивальди. Музыка билась о стенки сумрачного тоннеля, не трогая толпу, равнодушно обтекавшую скрипку.
  Через полчаса в распахнутый футляр упала монетка. Скрипка подняла взгляд. Бритоголовый браток, неожиданно ставший первым клиентом, сплюнул и спросил: "А Владимирский централ могёшь"?
  Скрипка обречённо кивнула.
  8.
  Юный кларнет шмыгнул и поправил шарф. Холодно-то как. Прежняя квартира была получше, но за неё теперь нечем было платить. Но разве это важно?!
  Он вдохновенно уставился в потолок. Написать ораторию для победившего оркестра - вот, что имеет значение. Лучшую в мире ораторию. Такую, чтобы взорвала сонное спокойствие заплесневевшей классики и подняла на борьбу с тиранией все оркестры мира! А трудности... всё преходяще. Не разбив яиц, не пожаришь яичницу.
  9.
  Дирижёрская палочка постучала по пульту и сурово оглядела подчинённых. Всё было как всегда. Вторые скрипки стелились перед первыми, первые благосклонно внимали комплиментам контрабаса, барабаны делились неприличными анекдотами, похмельный кларнет тихо жаловался на что-то валторне, престарелое фортепиано, ни на кого не обращая внимания, проверяло натяжение струн...
  Палочка вновь постучала, прерывая тихий гул настраивающегося оркестра.
  - Господа, прошу внимания. Все вы знаете, что нам предстоит очень ответственный концерт. Думаю, незачем напоминать, что нас взяли временно, чтобы закрыть дыры в программе, пока прежний оркестр приводят в порядок. Однако это шанс перебраться в первую десятку. НАШ шанс! Мы должны зубами и когтями вцепиться в это место!
  Поэтому я не потерплю никакого разброда. Мы оркестр! И должны быть едины!
  - Под вашим чутким руководством, - звякнул треугольник. Очень-очень тихо, но палочка его услышала.
  
  По дороге домой палочка удовлетворённо думала, что репетиция прошла совсем неплохо. Не без визга и ворчания, но куда от них денешься при настройке.
  Вот только что-то мешало, как следует порадоваться. Постаравшись разобраться в своих чувствах, палочка с удивлением обнаружила, что спокойно жить ей мешает тихий сарказм треугольника. Слухами земля полнится, и с чего всё началось в предыдущем оркестре, палочка знала.
  Заменить его, что ли? От греха подальше.
  Задумавшаяся палочка остановилась и недоумённо огляделась.
  Надо же, куда забрела!
  А что, если...
  Нет, правда, неплохая идея.
  И вовсе это не приспособленчество! Тем более, не попрание принципов. Кто ж виноват, что дирижёрские палочки во главе оркестров выходят из моды?!
  Палочка решительно толкнула дверь и вошла. На ветру качнулась вывеска: "Изготовление флейт-пикколо из материалов заказчика. Цены умеренные".
  10.
  Молоденькая, блестящая и амбициозная дирижёрская палочка, потянулась в шезлонге. Палуба яхты качнулась под ласковым солнцем.
  Всё-таки хорошо иметь дядю банкира! До окончания консерватории ещё несколько месяцев, а тёплое местечко уже почти готово. Она даже, может быть, не будет выгонять пикколо, которая пока держит её оркестр на плаву. Пусть себе пищит. На своём, разумеется, месте.
  Не каждая, далеко не каждая палочка может похвастаться тем, что ей к выпускному дарят собственный оркестр.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"