Аннотация: Это часть большой лекции по философии Нового Времени
Натурфилософия Телезио оказала большое влияние на Джордано Бруно. Поэтому давайте отдадим оммаж итальянскому философу, родившемуся в городе Нола, что в Кампаньи.
Советский философ дает небольшие сведения о становлении пути на олимп человеческой мысли Бруно. Он рано попал в доминиканский орден, который на тот момент был одним из оплотов хорошей литературы, где протагонист церкви проникся идеями Николая Коперника. В 1575 он обвинен модераторами в тонны сомнений в истинности писания и обвинен в ереси. Потому он был вынужден покинуть свою Родину и 15 лет мытарствовать по Европе. К слову, венецианский посланник при дворе Карла V, имя которого не стал упоминать Г.Ф. Александров. Этот дипломат говорил, что в Фрисландии и Голландии было казнено более 30 тысяч человек. В 1591 из-за глубокой тоски по моде, вину и знойным девушкам он вернулся на Родину, где через год был арестован по одной инсинуации купца. В 1600 был объявлен приговор мыслителю, который именовал советский философ "позорнейшим документов в истории церкви" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. С. 103]. Приговор означал приготовление мяса на медленном огне, на что ответил храбрый ученый: "Я подозреваю, что вы произносите этот приговор с большим страхом, чем я принимаю его" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. С. 103].
Что такого учинил этот красивый мужчина? Основываясь на опытном пути и данных науки, он отстаивал идею о бесконечности миров. "Бруно резко критикует средневековых схоластов, называя их бездельниками, жуликами и шарлатанами, которые отвлекают внимание учёных от исследования закономерностей природы. В противоположность схоластическим воззрениям он провозглашает идею единства всей вселенной. Солнечная система есть только часть этой единой вселенной, доказывает Бруно. Во вселенной бесконечное число миров, и ни один из них не создан богом. Вселенная должна рассматриваться в её истории, а история эта есть сплошное свидетельство многообразия и неисчерпаемости богатства природы. Но если природа беспредельна, если в ней есть бесконечное множество миров, то может ли человек эту беспредельную природу осознать, может ли он постигнуть тайны её существования?" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. C. 104]
На это Бруно отвечает одним небольшим стихотворением:
"Единое, начало и причина,
Откуда бытие, жизнь и движенье,
Земли и неба, ада порожденья,
Всё, что уходит вдаль и вширь, в глубины,
Для чувства, разума, ума - картина:
Нет действия, числа и измеренья
Для той громады, мощи, устремленья,
Что вечно превышает все вершины.
Слепой обман, миг краткий, доля злая,
Грязь зависти, пыл бешенства с враждою,
Жестокосердье, злобные желанья
Не в силах, непрерывно нападая,
Глаза мои задёрнуть пеленою" [Бруно Дж. О причине, начале и едином. М.: Соцэкгиз, 1934. С. 55].
Так что, где-то есть ваша версия или схожий человек, обитающий непонято где.
Бруно полагал, что Вселенная неподвижна, однако в природе есть способность к внутреннему движению. Это можно назвать наставлением к развитию эволюционной теории. Несмотря на то, что миры все отличаются, в них есть единая черта. Это, вероятно, имеется в виду законы. Природа, учит философ, не движется от одного места к другому, она не возникает и не уничтожается. Она вечно существует. Она гармонична.
Помните, Николая Кузанского? Так вот, Джордано Бруно оперирует двумя понятиями: конечное и бесконечное! Причем бессознательно оперирует идей Георга Вильгельма Гегеля, который лишь в XIX веке сформирует закон борьбы единства и противоположностей. Так вот, вечное - целое, не делимое. Индивидуальное черпает себя в бесконечном и преходяще. Вы спросите: а где Бог тогда? Бруно пантеист, т.е., по его мнению, Бог не выше и не природа. Он растворен в ней. А что такое пантеизм - спросите вы. Это религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременноого творца от мира как его временного творения.
Это все касается онтологии, натурфилософии. Т.к. это все еще онтологическая парадигма, итальянский ученый занимается вопросами сущего, но кое-что про гносеологию Александров дает сказать. Из-за особенности природы в виде ее бесконечности, познать ее нельзя лишь с помощью созерцания. А вы помните Николая Коперника, который умер в 1543 году и в некоторых моментах прибегал к таким допущениям. Бруно больше подражает Телезио. В гносеологии он встает на путь сенсуализма, что означает признание чувств в качестве получения знания. Чувства у него ранжируются и начинаются с восприятия природы, затем уже переходит на ступень разумного познания. Потому чувства - это "глаз в темнице". А разум открывает эту темницу, как охранники из Обливиона. И, таким образом, мы узнаем "удивительный источник света".
Бруно, как ученый, признает, что скептицизм открывает путь к познанию. Знаете, как в анекдоте: Скажи мне, дорогой, кто больше знает? Мудрец или идиот? Идиот знает все, а мудрец всегда сомневается. В сочинении "Изгнание торжествующего зверя" он признает объективное существование реальности и объективное знание, которое не зависит от мнения. Отсюда вывод: философия должна дать научную, объективную истину. Вера и наука - это разные области человеческого духа.
Его философская система - это знание ХVI в. в полном объёме его исторического развития. Все основные достижения науки того времени были сосредоточены и обобщены в смелых научных, атеистических выводах Бруно. Его сочинения "О причине, начале и едином", "О бесконечности вселенной и мирах", его замечательная работа "Изгнание торжествующего зверя", направленная против папы и против религии вообще, навсегда вошли в сокровищницу мировой науки. Глубокое и смелое учение Бруно оказало большое влияние на развитие естествознания и материализма нового времени.