Горац Евгения : другие произведения.

Семь Слоников

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.48*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Финалист конкурса Нереалистической Прозы 2009. Выбор читателей конкурса НП-2009

  Я скоро уеду из этого города, где лица у людей всегда хмурые и темные. Навсегда уеду. Я запомню его таким, как вижу сейчас: заснеженные крыши, ледяные дорожки, присыпанные песком, морозный воздух, блестящие на солнце сосульки - все, что хоть немного скрашивает его серость и однообразие. Всего-то неделю до отъезда осталось: уже договорено с друзьями, у которых можно будет остановиться на первое время, билет на поезд куплен.
  
   ***
  
   На картину с изображением стоящего перед мольбертом с кистью в руке бородатого старика с пышной седой шевелюрой я даже внимания не обратила поначалу, так наэлектризовало меня присутствие хозяина мастерской. Я молчала и глупо улыбалась. Язык к небу прилип и в горле пересохло от волнения: я находилась сейчас так близко к нему! Совсем близко. А раньше только издали видела, на выставках. Талантливый до невозможности, да еще и такой красивый - кудри черные, глаза зеленые, брови вразлет и улыбка солнечная! Надо же - чтоб в одном человеке столько прекрасного собралось! Завистники говорили, что именно из-за внешности дамы заказывали ему свои портреты, для того, чтобы получить возможность смотреть на него во время работы.
  
   Моя давняя знакомая, одна из его заказчиц, выполнила, наконец, свое обещание и привела меня в святая святых - его новую мастерскую, где он проводил все свое время, куда приходил каждый день на рассвете, потому что ему нужен был какой-то особый ровный жемчужно-серый утренний свет... Он говорит о том как надоел ему этот город, скучный и серый, что он скоро уедет, сначала в столицу, на выставку, а потом и за границу. Все будет зависеть от того, как пройдет выставка. А голос у него глубокий, бархатный! Я заслушалась, впитывая его в себя звук его голоса, и вдруг спохватилась - он обращается ко мне с вопросом, а я смотрю на него, не понимая смысла сказанного. Я смутилась, и потом еще больше смутилась от того, что он это заметил.
  
   - Простите? Что вы сказали?
  
   - А нет ли у вас, милая девушка, семи слоников, счастье приносящих? Ну, помните, беленькие такие, один другого меньше, комодное украшение?
  
   Седой художник на картине, казалось, внимательно прислушивался к нашему разговору.
  
   - Нет, вроде. Не припомню.
   - Может у бабушек или других пожилых родственников завалялись? Мне для композиции. Я верну. А то пришла идея картины в голову, а слоников нет. Я уже поспрашивал у кого мог, даже в другой город звонил.
   - Я узнаю у бабушки.
  
   Это был прекрасный повод увидеть его еще раз. Зачем? Чтобы остаться в его памяти хотя бы с помощью слоников, а больше мне ничего и не нужно было.
   Мне очень хотелось достать ему этих слоников, чтобы придти еще раз, вот так, без приглашения и без знакомой, и протянуть ему сверток со словами: "Вот, пожалуйста, вы просили". И побыть немного с ним рядом, в его энергетическом поле. И сделать это раньше чем кто-нибудь другой, а то принесу ему семь слоников, а он скажет: " У меня уже их четырнадцать, или даже двадцать восемь." Нет, именно моих слоников он должен сделать частью композиции. Картина будет жить на выставках, в коллекциях и каталогах, а слоники на ней будут - мои!
   Я помнила, что в старой бабушкиной квартире на шкафчике светлого дерева со стеклянными дверцами, между фарфоровой статуэткой балерины и вазочкой из синего стекла, стояли когда-то семь слоников. А за стеклянной дверцей шкафчика хранились чайные принадлежности: белые чашки с синим ободком, блюдца, чайник и тарелка с апельсиновыми корочками, с которыми бабушка заваривала чай. До сих пор апельсиновый аромат пробуждает воспоминания о детстве, о том времени, когда я была счастлива, не зная, что счастье приносили слоники. Но сейчас бабушка жила в новом доме, в новом районе, да и шкафчика того давно уже не было.
  
  
   - Слоников одолжить? - переспросила бабушка. - Поищу, ладно, ты зайди вечером.
   А вечером сказала:
   - Знаешь, нету их нигде, все перерыла, а они как сквозь землю провалились! Да ты не спеши, посиди немножко. Ты ведь уезжаешь скоро, когда еще свидимся! Чаю хочешь? Я заварю, с апельсиновыми корочками, как ты любишь. Ну что ты так опечалилась? Ну давай у соседей спросим, хочешь? Может и есть у кого... А и впрямь, куда они могли подеваться?
  
   Мы спрашивали о слониках у всех подряд: у соседей, родственников и друзей.
   В процессе поисков я столкнулась с очень странным обстоятельством.
   Слоников помнили все, и у всех они "когда-то были", но на вопрос "Где они сейчас?" - ответить никто не мог. Сами удивлялись: а действительно, где?
  - Может, вы их выбросили, когда на новую квартиру переезжали?
  - Нет, выбросить мы их не могли, ну что ты, как можно "счастье" выбросить?
   - Потеряли?
   - Да как же можно "счастье" потерять? Да были же они, точно были! А сейчас нету.
   - Может, подарили кому-нибудь?
   - Хм... да кому нужно чужое счастье? Счастье - всегда свое.
   Ну один, ну два, но у всех пропали все семь. Сразу. Это неслыханно! А некоторые пугались и начинали суетиться, время от времени вскрикивая: - Боже мой, где же эти слоники !
  Я ведь не о редкости заморской спрашивала, а о том, что у всех было и абсолютно у всех пропало!
  
   Итак, картина вырисовывалась следующая. Слоники были у всех - раз. Слоники пропали у всех - два. Но пропажу никто не обнаружил до тех пор, пока я не спросила. Значит, о слониках забыли - три. Все забыли сразу. Обнаружив пропажу, абсолютно все расстроились - это четыре.
  
   Один слоник с поломанными ножками, впрочем, обнаружился у дворника бабушкиного дома, который вспомнил, что когда-то нашел его на помойке и зачем-то положил в карман.
   Бабушка вручила мне его торжественно, чмокнула в щеку и положила в мою сумку апельсин - как в детстве.
  
   Вряд ли этот экземпляр годился для композиции - художнику нужны были семь здоровых полноценных слонов. Но я несла поломанного слоника в мастерскую, крепко зажав его в кулаке, удивляясь себе самой: одна седьмая требуемого, да еще и поломанная, а я иду, и сердце стучит ужасно! Конечно же он посмеется и скажет - "Спасибо, но этот не годится."
  
   В мастерской никого не было. Я поставила слоника на подоконник, а сама села в низкое старенькое кресло и стала смотреть на синий вечерний заснеженный город.
  
   - Последний слоник, - сказал кто-то тихо.
   Я вздрогнула и оглянулась.
   Эти слова произнес старик с пышной седой шевелюрой.
   - Это последний слоник, - повторил он. - Хорошо, что ты нашла его.
   - Да, знаете, мне тоже так показалось. Уж я спрашивала у всех, спрашивала, - такое впечатление, что они все исчезли, ушли, а этот - последний из своего племени.
   - А они и вправду ушли, - сказал он печально. - Только этот и остался, с поломанными ножками. Не смог уйти. Я сам это видел когда-то.
   - Что видели?
   - Видел как однажды ночью на улицу вышли все слоники. Они спускались с чердаков старых домов, вылезали из подвалов, сундуков и кладовок, выбирались из мусорных свалок. Они выходили на улицу один за другим. Пустынные ночные улицы заполнялись маленькими белыми фигурками. Те, кто спустился раньше, терпеливо ждали своих собратьев.
   А я стоял у полуразрушенного здания близ Центральной площади, где была моя первая мастерская и где прошли лучшие годы жизни. Жильцы давно получили новые квартиры, а мне тогда пришлось подыскивать помещение для новой мастерской. Я вернулся, чтобы забрать кое-какие вещи, но не успел: на месте старого дома уже была груда развалин, и слоники как раз вылезали из-под обломков кирпичей, а из разрушеных стен медленно улетучивалось все, что впиталось в них за долгие годы: детский смех, старческое покряхтыванье, страстные вскрики любовников, брань соседей, стук сердца, звон рюмок, бой часов - все это какое-то время витало в воздухе легким облаком. Постепенно все развеялось. Только недорасказанные сказки и несбывшиеся мечтания еще долго висели над развалинами плотным кольцом. Моя мечта - уехать из этого города, - нашла меня, растрепала мне тогда еще черные волосы, похлопала по плечу. Я тогда еще не знал, что счастливым можно быть в любом месте, а все настоящие проблемы находятся внутри человека.
   - Почему же ушли все слоники?
   - Потому что все о них забыли. В этом городе люди забыли, что можно быть счастливым где бы ты ни находился, от того и уезжают отсюда, вот и ты собралась куда-то.
   - Да, правда, я уже купила билет. Уеду во вторник.
  
   Он говорил еще, и я будто своими глазами видела эти развалины, под которыми покоился ненужный хлам: сундук с поржавевшим замком, прохудившийся тюфяк, поломанные детские игрушки, ветошь, обломки мебели.
  
   ...слоники долго не понимали что происходит и почему нарушался привычный уклад их жизни. Правда, они давно уже привыкли к тому, что не занимают больше почетного места на комоде рядом со статуэткой колхозницы. Они уже много лет покоились в коробке из-под обуви, но даже в этой коробке честно выполняли свое предназначение - старательно приносили счастье. А сейчас удивлялись почему знакомые голоса умолкли и сменились шумом, грохотом и треском. Слоники прижимались друг к другу в страхе и недоумении, а когда все стихло, тихонько выбрались из-под развалин и присоединились к своим, уже покидавшим город, собратьям, потому что их счастье больше никому не было нужно.
  
   ***
   За окнами светало: бледное серое небо постепенно окрашивалось холодными жемчужно-серыми лучами и в этом волшебном свете предметы в мастерской будто медленно оживали.
   Скрипнула дверь и вошел художник. До чего красив - с мороза! Ах, да, он ведь рано приходит - ему нужен особый утренний свет ... А я здесь расселась в кресле. Как неловко!
  
   - Стой, не трогай ничего! - вскрикнул он, увидев меня. - Пусть так все и будет. Спасибо, что слоников принесла!
   - Нет. Я ничего не приносила.
   - А эти откуда? - он засмеялся. - Сами приползли, что ли? Смотри, они замерли будто я застал их врасплох. Сейчас я их...
   Он взял уголь и стал рисовать.
  
   Он работал, а я смотрела на него, впитывая в себя магию момента, и думала, что надо все хорошо запомнить, чтобы вспоминать об этом всю жизнь. Я уеду во вторник. Но даже если я останусь, это ничего не изменит, потому что он сам тоже уедет через месяц, хотя все будет зависеть от того, как пройдет его выставка в столице.
   Я встала, намереваясь уйти тихонько, а он вдруг сказал:
   - Стой, не двигайся!
   - Ты чего? Ты же не меня рисуешь, а слоников.
   - Мне в твоем присутствии очень хорошо работается. Не уходи, а? А хочешь, чаю завари нам, да покрепче. Там, на кухоньке - коробка заварки и чайник.
   И я полетела на кухню, заваривать чай. Смешно, но на жестяной банке с чайной заваркой тоже были нарисованы слоны. Индийские.
   Я достала бабушкин апельсин из сумки, очистила его и заварила крепкий чай со свежими апельсиновыми корками. Мне хотелось сделать для него что-то особенное - отчаянная попытка остаться в его памяти, ассоциироваться хотя бы с апельсиновым ароматом. Говорят, запахи сразу включают воспоминания. А больше мне и не надо ничего.
  
   Он отхлебнул из чашки.
   - Какой вкусный чай! Слушай, а ты когда уезжаешь?
   - Во вторник. А ты через месяц?
   - Ну... все будет зависеть от того, как пройдет выставка. Слушай, а давай никуда не поедем, а? Давай тут останемся. Разве у нас плохой город? Где еще такое может произойти - приходишь утром в мастерскую, а тут - мало того, что слоники притопали, так еще и девушка появилась, которая заваривает самый вкусный в мире чай. Кто же от такого уезжает?
   - Ты шутишь?
   - Я серьезен. Зачем уезжать?
   - Не знаю. Может, и незачем. Мне и твой напарник сказал, что счастливым можно быть везде, и что все проблемы - внутри.
   - Какой напарник?
   - Который с тобой мастерскую делит, старый такой.
   - Нет у меня никакого напарника, я один тут.
   - А раньше был?
   - Нет, я и раньше один был в мастерской на чердаке, в доме у Центральной площади. Тот дом снесли недавно.
   - А кто же тот человек, которого я здесь видела - с седой бородой?
   - Этот?- он указал на картину в глубине мастерской.
   - Да! Он - кто? Твой заказчик?
   - Это - автопортрет. Я попытался представить себе, как буду выглядеть лет через тридцать - сорок: добавил себе морщин, побелил волосы, углубил складки у рта - и вот такое получилось. А можно еще чаю? Уж очень вкусно!
  
   А потом мы целовались.
   А потом играли в снежки во дворе.
   А потом опять целовались.
   А потом он работал, а я смотрела на него.
  
   - Почему ты решил остаться?
   - Разве можно от такого уехать? Ты появилась и слонов привела. И чай заварила самый вкусный в мире.
   - Я не приводила их. Они сами пришли, вернее, вернулись.
   - Почему бы это?
   - Ты о них вспомнил, вот они и вернулись. Все забыли о них, а ты вспомнил. Конечно, я останусь. Сегодня же сдам билет на поезд. Разве я могу уехать от человека, к которому вернулись слоны?
Оценка: 8.48*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"