Ламондуа Этьен : другие произведения.

О четырех функциях сознания в типологии К.Г. Юнга и древнеиндийской философии санкхьи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    In the article a correspondence between Jung's psychical functions and four fold structure of consciousness in indian sankhya philosophy of Kapila is analyzed.

  В 1921 году Карл Густав Юнг, долгое время работавший с основателем психоанализа З. Фрейдом, издал книгу "Психологические типы" [1], в которой обосновал необходимость для изучения сознания и подсознания человека, учета его психологического типа. Идеи Юнга, как это часто случается с гениальными идеями, опередили свое время. Лишь более чем через 50 лет в этом направлении был сделан следующий серьезный шаг литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичьюте, которая обосновала различие между Юнговскими типами наличием различных типов информации, названных аспектами, и неодинаковым восприятием одного и того же аспекта разными людьми. Также, на основании разработанных моделей психики ею была создана теория интертипных отношений, что в конечном счете вылилось в создание новой науки, названной "соционика" [2, 3].
  
  На сегодняшний день соционика на практике показала свою эффективность в таких областях, как профориентация, психология семейных отношений, психиатрия, и даже в прогнозировании процессов в социуме [4-10]. В западных странах юнговская типология также не осталась без внимания. В 1959 году Изабель Майерс и ее дочь Катарина Бриггс после кропотливых, более чем десятилетних исследований сформулировали методику определения психологического типа человека, получившую название Индикатора типов Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator - MBTI). В настоящее время только в США по данной методике свой тип определили более 3-х миллионов человек. Этот подход успешно зарекомендовал себя в таких областях как бизнес, образование, личностное и семейное консультирование, профориентация, разрешение конфликтов и др. Говорят, что менеджеры многих известных западных корпораций не только смогли сходу назвать свой психологический тип в терминах MBTI, но и тип своих близких, друзей, а также свободно обсуждали разногласия между коллегами, исходя из особенностей их типов [11, 12].
  
  Основная идея данной работы заключается в том, что открытая К.Г. Юнгом четверичная структура сознания должна быть отражена и в древнеиндийской философии санкхьи, поскольку для индийской философии вообще характерна очень глубокая проработка вопросов, связанных с сознанием и самоосознанием. А обнаруженные параллели могут привести к дальнейшему углублению нашего понимания феномена сознания, и, как следствие, к разрешению многих психологических и социальных проблем, стоящих перед людьми в наше неспокойное время.
  
  Теория психологических типов К.Г. Юнга строится на понятии о четырех психологических функциях, которые сопровождаются общей экстравертной, либо интровертной установкой личности. К.Г. Юнг пишет: "Под психологической функцией я понимаю известную форму психической деятельности, которая принципиально остается равной себе при различных обстоятельствах." Исходя из своего многолетнего опыта он выделяет четыре функции: "Я различаю, в общем, четыре основных функции: две рациональные и две иррациональные, а именно, мышление, чувство, ощущение и интуицию". У А. Аугустинавичьюте эти функции названы несколько по-другому, соответственно: логика, этика, сенсорика, интуиция. Этими названиями мы и будем пользоваться в настоящей работе. Далее К.Г. Юнг замечает: "Я отличаю эти функции одну от другой потому, что они не допускают ссылки друг на друга или соответственно не могут быть сведены одна на другую. Принцип мышления, например, абсолютно отличается от принципа чувства и т.д."
  
  Логика, как функция психики, означает способность к дискурсивному мышлению, умение делать логические выводы, размышлять в терминах правильно - неправильно. К логике относится все, что связано с деловой целесообразностью, принципами построения систем, техникой и технологией, классификацией и иерархией, структурностью. Логика вскрывает механизм явлений, порядок, существующий в природе и обществе [1-12].
  
  С этикой связывается формирование ценностных установок личности, субъективная оценка окружающего, проявление и восприятие эмоций, умение хорошо чувствовать и понимать настроения и чувства других людей, способность разбираться в их взаимоотношениях. Мышление здесь строится по принципу справедливо - несправедливо [1-12].
  
  Сенсорика означает погружение в конкретную чувственную обстановку, восприятие форм, красок, звуков, запахов, вкусовых и тактильных ощущений, умение создавать комфортную обстановку вокруг себя, уверенность во всех физических аспектах существования, таких как состояние здоровья [1-12].
  
  Интуиция предполагает способность к абстрактному мышлению, умение видеть внутреннюю сущность предметов и явлений, прогнозировать их развитие во времени, распознавать глубинные возможности и способности человека. Философские способности, сверхчувственное восприятие, продуцирование новых идей также относятся к области интуиции [1-12].
  
  В философии санкхьи Шри Капиладевы, как она представлена в Бхагавата пуране [13] также есть упоминание о четырехчастной структуре психики:
  
  манах буддхир аханкараш
  читтам итй антар-атмакам
  чатурдха лакшьяте бхеда
  вриттйа лакшана рупайа
  
  
  "Ум, разум, эго, сознание - представляют собой внутренние тонкие чувства, существующие в этих четырех аспектах. Их можно различить по их функциям, поскольку каждый из этих аспектов проявляет себя по-разному согласно своим качествам." (стих 3.26.14) Перевод с санскрита мой (прим. автора).
  
  Здесь термином сознание (читтам) называется изначальная форма чистого сознания живого существа, от которой в обусловленном состоянии остается то, что называется интуицией. Его основными признаками согласно философии санкхьи являются невозмутимость, ясность и сосредоточенность. То озарение, которое испытывает ученый, совершая открытие, является результатом или признаком работы этой высшей формы сознания. Персонифицированная форма чистого сознания называется Васудева [13].
  
  Эго, или ложное эго (аханкара) заставляет живое существо отождествлять себя с материальным телом и его окружением, являясь, таким образом, предпосылкой для материальной деятельности, основанной на телесных обозначениях. Ложное эго, согласно философии санкхьи, может трансформироваться под влиянием гун материальной природы в другие формы сознания такие как ум (под влиянием саттвы) и разум (под влиянием раджаса), а также в чувства (действующие и воспринимающие) и материальные элементы. Персонифицированная форма аханкары называется Санкаршана [13].
  
  К признакам разума (буддхи) относятся сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон. Иначе говоря, представления об истинном и ложном, на которых основана логика, относятся к юрисдикции разума. Персонифицированная форма буддхи называется Прадьюмна [13].
  
  Ум (манас) играет роль концентратора чувственного восприятия и на основании данных, поступающих от органов чувств, порождает мысли и образы, формирующие наши желания. Ум обычно очень неустойчив и занят тем, что постоянно принимает или отвергает объекты чувств исходя из различных желаний. Различные виды духовных практик часто стремятся к тому, чтобы зафиксировать беспокойный ум на чем-нибудь одном, тем самым остановив его, и создать предпосылку для доступа к высшим формам сознания. Персонифицированная форма манаса называется Анируддха [13].
  
  Вышеперечисленные формы сознания составляют так называемую чатур-вьюху, играющую важную роль в философии Веданты. Абсолют в этой философии, называемый Брахманом, проецируется на разные уровни сознания и воспринимается как любовь, добро, истина, красота.
  
  Проанализировав приведенные материалы несложно заключить, что интуиция, как функция психики соответствует восприятию чистого сознания (читтам) или Васудеве. Этика по своему функциональному содержанию эквивалентна ложному эго (аханкара) или Санкаршане, поскольку основана на формировании ценностных установок в результате отождествления себя с теми или иными объектами окружающего мира, на экспансии ложного эго. Логика соответствует разуму (буддхи) или Прадьюмне, а сенсорика, как совокупное чувственное восприятие хорошо соотносится с умом (манас) или Анируддхой. Экстравертная или интровертная установка психики может трактоваться как ориентация на деятельные или воспринимающие органы чувств соответственно. Некоторое подтверждение такому соответствию можно найти в Бхагавата пуране [13] (стих 3.26.31).
  
  В результате таких выводов появляется соблазнительная возможность адекватно перевести многие идеи индийской философии на язык современной психологии (скажем, в лице соционики), и наоборот, изложить типологию К.Г. Юнга в терминах индийской философии. Взаимное оплодотворение этих двух областей знания, несомненно, с одной стороны приведет к более глубокому и правильному пониманию такого сложного предмета, как философия Веданты, а с другой - придаст новый импульс к развитию соционики, обогатив ее новыми идеями и связав с практиками духовного самоосознания.
  
  Отметим несколько примеров такого концептуального соответствия, не приводя, впрочем, для них развернутого обоснования, поскольку такое обоснование всякий раз рискует превратиться в отдельную большую и содержательную работу, непомерно увеличивая объем настоящей статьи.
  
  Делению людей согласно философии Веданты на четыре варны в соответствии с их качествами можно сопоставить деление 16-ти типов соционики на профессиональные группы по 4-ре типа в каждой. При этом, пользуясь терминологией работы [7], брахманы соответствуют сциентикам, кшатрии - лингвикам, вайшьи - продактикам и шудры - трейдикам.
  
  Индийскому понятию дхармы можно сопоставить понятие парадигмы, введенное Т. Куном [15]. При этом парадигму можно трактовать как своеобразную дхарму научного сообщества, а дхарму, как своего рода парадигму сообщества религиозного. Парадигме соответствует т.н. дисциплинарная матрица, имеющая четырехчастную структуру: 1) набор предписаний или символических обобщений, законы, термины - логика; 2) метафизические элементы, задающие способ видения универсума - интуиция; 3) ценностные установки, влияющие на выбор направления исследований - этика; 4) общепринятые образцы или схемы решения задач и проблем - сенсорика. Дхарма, в качестве принципов религии, сравнивается с быком о четырех ногах. Ее четыре части: аскетизм - интуиция, чистота - сенсорика, милосердие - этика, правдивость - логика. Не зря наше время, век Кали, когда у быка религии осталась всего одна нога - правдивость, называют веком разума.
  
  Интересный вывод можно сделать, вспомнив идею Бхагавад-гиты [14] о том, чтобы оставить временные и преходящие дхармы во имя вечной санатана-дхармы, состоящей в любовном преданном служении Бхагавану. Что если развитие науки, протекающее как смена парадигм, достигнет своего апофеоза в формировании некоей абсолютной парадигмы, аналогичной санатана-дхарме? Доводы в пользу такого исхода можно найти в работе [16].
  
  Норберт Классен в работе [17], посвященной философии Карлоса Кастанеды утверждает, что психологические типы К.Г. Юнга "полностью, вплоть до мельчайших подробностей соответствуют типологии тольтеков". Женщины-воины ассоциируются с направлениями, четырьмя углами квадрата и представлены четырьмя женскими темпераментами;
  
  1) Восток, порядок - логический тип;
  2) Север, сила - сенсорный тип;
  3) Запад, чувство - этический тип;
  4) Юг, рост - интуитивный тип.
  
  Деление женских типов на сталкеров и сновидящих соответствует дихотомии: экстраверты - интроверты. Мужские типы не имеют такого деления по вертности, но также включают в себя четыре группы с несколько другими названиями:
  
  1) любознательный человек - логический тип;
  2) человек действия - этический тип;
  3) организатор - интуитивный тип;
  4) курьер - сенсорный тип.
  
  Кроме этого, тольтекам известен один промежуточный тип, который очень редко встречается и объединяет в себе свойства всех четырех типов. Он встречается как среди мужчин, так и среди женщин, и для него характерна двойная структура светящегося кокона, следствием которой является большой потенциал энергии. Поэтому часто такие двойные существа становятся руководителями т.н. партии нагваля [17].
  
  В индийской философии существует понятие о последовательной смене мировых эпох - юг. Таких эпох всего четыре: Сатья юга, Трета юга, Двапара юга и Кали юга. В Сатья югу у быка дхармы четыре ноги, но с каждой новой эпохой число ног уменьшается на одну, пока в век Кали у него не остается всего одна нога - правдивость. В соционике также есть представление о динамике процессов в социуме, заключающейся в смене четырех периодов времени, каждый из которых связан с господством мировоззрения одной из соционических квадр [4, 10]. В этой связи уместно вспомнить идеи известного философа-мистика начала XX века Рудольфа Штейнера, состоящие в том, что для различных культурных периодов в истории человечества характерны акценты на соответствующие им формы сознания, как источники духовной жизни [18]. Так, для праиндийского культурного периода это - бессознательные интуиции, для праперсидского - бессознательные инспирации (соционическая этика), для египетско-халдейского - бессознательные иммагинации (соционическая сенсорика). Для греко-латинского культурного периода и нового времени Р. Штейнер в качестве определяющей формы сознания отмечает понятийное мышление (соционическая логика), перемешанное с иммагинациями.
  
  Заключая отметим, что в данной работе мы лишь обозначили проблему и возможные пути ее решения. Не исключено, что детальная разработка предложенных тем может вылиться в целую науку со своей методологией, хорошо совместимую с системной парадигмой [16].
  
  

Литература

  
  [1] Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем., М. "Университетская книга", ACT, 1996, 717 с.
  
  [2] Аугустинавичьюте А. Соционика: Введение. / Сост. Л. Филипов, М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", СПб., Terra Fantastica, 1998, 440 с.
  
  [3] Аугустинавичьюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. / Сост. Л. Филипов, М.: ООО Фирма "Издательство АСТ", СПб., Terra Fantastica, 1998, 416 с.
  
  [4] Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: Тайна человеческих отношений и биоэнергетика. К.: Редакция газеты "Соборна УкраIна", 1992, 80 с.
  
  [5] Слинько О.Б. Ключ к сердцу - соционика. Фирма "Доверие", 1991, 74 с.
  
  [6] Слинько О.Б. Люди в вашем деле: Энциклопедия соционического менеджмента, К.: Трамвай, 1996, 222 с.
  
  [7] Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994, 256 с.
  
  [8] Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. СПб.: Дельта, 1998, 368.
  
  [9] Филатова Е.С. Соционика для вас. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
  
  [10] Гуленко В.В. О развитии социума. Киев, 26.12.1991.
  
  [11] Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. / Пер. с англ., М.: Персей, Вече, АСТ, 1995, 544 с.
  
  [12] Крегер О., Тьюсон Дж.М. 16 дорог любви. Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любим. / Пер. с англ., М.: Персей, Вече, АСТ, 1995, 544 с.
  
  [13] Bhaktivedanta Swami Prabhupada. (1972-1980) Srimad Bhagavatam of Krishna-Dvayapayana Vyasa. Sanskrit text, translation and commentary. Cantos 1-12 (17 volumes). Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust.
  
  [14] Bhaktivedanta Swami Prabhupada. (1986) Bhagavad-gita as it is. Sanskrit text, translaion and commentary. London, Bhaktivedanta Book Trust.
  
  [15] Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1975.
  
  [16] Козицкий С.Б. Генезис новой парадигмы в физике: системный подход и восточная философия. Часть 1: перспективы концептуальной революции в физике. // В кн. "Международный симпозиум: проблемы сознания в трудах индийских философов и современные аспекты человеческой деятельности". Изд-во ДВГУ, Владивосток, 1997, стр. 39-48.
  
  [17] Норберт Классен. Мудрость тольтеков. Карлос Кастанеда и философия дона Хуана. Пер. с нем., К. "София", Ltd., 1996, 288 с.
  
  [18] Штейнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Пер. с нем., Ереван "Ной", 1991.
  
  

Abstract

  
  S.B. Kozitskiy "About four functions of consciousness in the typology of C.G. Jung and in the ancient Indian sankhya philosophy."
  
  In the article a correspondence between Jung's psychical functions and four fold structure of consciousness in indian sankhya philosophy of Kapila is analyzed. It is shown, that Jung's intuition is equivalent to cittam, feeling - to ahankara, thinking - to buddhi, and sensing - to manas. So modern Jung typology in the form of socionic is nothing but rebirth of an ancient Vedic science. One can easily see an analogy between professional groups of socionic and Vedic varnas, between paradigma of T. Kun and dharma, between set of time periods, rulled by four different socionical kvadras and four Vedic Yugas. An investigation of such parallels could not only deepen our understanding of consciousness, but also find a key to solutions of many social and psychological problems of modern age.
  
  

Ссылка на изданный вариант статьи

   Козицкий С.Б. О четырех функциях сознания в типологии К.Г. Юнга и древнеиндийской философии санкхьи. // В кн. "Международный симпозиум: сознание и здоровье". Изд-во ВГМУ, Владивосток, 1999, стр. 41-47.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"