Ламондуа Этьен : другие произведения.

Дхарма и парадигма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как парадигме соответствует некий процесс познания, ею порождаемый, так и дхарме соответствует деятельность, согласованная с ней - карма. При этом парадигму можно трактовать как своеобразную дхарму научного сообщества, а дхарму, как своего рода парадигму сообщества религиозного.

  Понятие дхармы примерно соответствует понятию парадигмы в западной философии науки. Парадигма в духе Томаса Куна определяется как дисциплинарная матрица, связанная с научным сообществом, элементами которой являются: 1) метафизические представления, 2) некая система ценностей, 3) расхожие логические конструкции, теории, 4) набор конкретных примеров решения задач. Дхарма, как мировоззренческая модель, предписываемая теми или иными религиозными писаниями, также содержит все аналогичные элементы, сам состав которых проистекает из самых общих соображений об устройстве материального мира.
  
  Как парадигме соответствует некий процесс познания, ею порождаемый, так и дхарме соответствует деятельность, согласованная с ней - карма. Карма - процессуальность, соответствующая дхарме - структурности. Парадигма и дхарма изначально очень многозначные понятия. Процесс взаимодействия кармы и дхармы приводит к тому, что порождается санатана дхарма, где просто карма и просто дхарма кончаются. Остается предельный случай дхармы и согласованная с ним
  деятельность (бхакти, санатана карма), которые взаимопорождают друг друга, и в действительности есть нечто одно, предстающее в двух обличьях, процессуальном и структурном.
  
  Духовные величины, аналогичным образом - есть предельные величины, к которым стремятся некоторые материальные процессы. Это например, санатана дхарма, шуддха саттва, Бхагаван, атма и многие другие. Всем им можно дать определения как пределы некоторых процессов. Доказательство существования духовного мира и Бога является тогда следствием аксиомы о полноте мира, которую можно сформулировать как то, что все предельные точки этого мира также ему принадлежат.
  
  * * *
  
  Три гуны природы - это естественный для системы вектор состояния. Именно системный подход в науке приводит к тому, что мы рассматриваем мир как систему из систем. Каждая система - что-то вроде черного ящика, который может быть охарактеризован в самом общем виде этим вектором состояния - соотношением между гунами, или, иначе говоря, между структурой системы, процессами в ней, и степенью соответствия между тем и другим, ее целостностью. В теории систем есть понятие о системной триаде: целостность, направление развития, граничные условия. Очевидно,
  что системная триада один к одному соответствует трем гунам природы. Тогда систему можно определить, как то, по отношению к чему можно говорить о гунах природы, то есть о системной триаде. Здесь можно высказать спекулятивную идею о том, что для системы может занимать выделенное место группа SO(3) или связанная с ней группа SU(2). Вектор состояния системы определяется через процесс измерения и по результатам его выпадает продукт, относящийся к той или иной гуне.
  
  Целостность познается интуитивно, тогда как части системы анализируются при помощи разума. Отсюда ясно наличие разума и интуиции у человека. Разум познает строение подсистем, интуиция направлена на сверхсистемы по отношению к человеку. Почему восточная философия холистична? Потому что она придает большое значение интуитивному видению мира. А оно то как раз и дает целостную, холистическую картину. Иррационализм порождает холизм?
  
  Для различных систем может больше подходить в качестве методологии холизм, либо редукционизм. Для механизма больше подходит редукционизм, а для организма - холизм. Попытки объяснить жизнь из химических элементов ни к чему не приводят, ибо здесь уместен холистический подход. То, что справедлива квантовая механика в мире, для которой естественен холистический подход - есть свидетельство того, что вселенная в целом есть живой организм, что принимается в восточной философии.
  
  Феномен жизни вероятно можно объяснять не из расчленения организма на части и анализа свойств этих частей, а скорее из включения этого организма в целостность более высокого порядка. Феномен жизни в организме есть то, что передается ему от целостности, к которой этот организм принадлежит. То есть душа - отделённая маленькая часть (искорка) Сверхдуши. Но душа и есть то, что оживляет.
  
  Есть два противоположных движения: одно - редукционизм, когда мы там, где возможно от целостности спускаемся к её частям, далее к частям тех частей и, в конце концов, доходим до первоэлементов - атомов, которые есть форма Сверхдуши;
  другое - холизм, когда мы от одной целостности, исследуя её связи с другими такими целостностями, восходим к целостности более высокого порядка, и так далее, вплоть до самой большой целостности, которая есть также Сверхдуша. Здесь Большое замыкается на малое, тождественно ему. То бишь, атом в таком смысле тождественен всей Вселенной.
  
  При таком подходе становится понятной теория перевоплощения, когда душа (живое существо) направляется из тела в тело высшей целостностью. К воплощённому живому существу два упомянутых подхода дают его физическое тело (редукционизм) и его душу (холизм). То, что выделяет редукционизм из живого существа - его физическое тело. То, что выделяет холизм - его душу.
  
  Очевидно, что любой организм включен в целостность высшего порядка и сам представляет собой целостность своих частей. Поэтому для его полного описания нужны оба метода: редукционизм + холизм. А значит мы приходим к предельно высшей целостности - к Богу на одном конце и к атому - на другом. Ещё одно свидетельство тому - невозможность синтезировать жизнь в пробирке. Как невозможность создания вечного двигателя приводит к закону сохранения энергии, так и невозможность создания жизни приводит к открытию другой константы - души. Душа есть некая константа, то что постоянно при всех изменениях тела.
   (с) 2002, из случайно сохранившихся архивных записей
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"