Первая и тривиальная мысль - это когда подлецу, мерзкому человеку достаётся некая способность, даже талант в какой-то области: Науке, технике, искусстве, политике и пр.
Но это, как я уже не раз говорил, не есть нечто внутренне противоречивое: Человеческая история и сегодняшняя реальность прямо кишат такими способными мерзавцами. Ибо эти качества принадлежат к разным психологическим ипостасям: Одна к способностям, другая к морали и этике. Одна -- к интеллекту или физическим возможностям тела, другая - к состоянию его души.
В моём понимании "не по адресу" имеет иной смысл: Когда некая способность досталась человеку никчемному, не способному реализовать дарованный ему потенциал. Об этом же говорит и Станислав Лем в не раз цитированном мною замечании:
"...Однако даже в них тлеет этот огонь бескорыстного рвения, сжигающий жизнь, вынуждающий возобновлять заранее обречённые попытки. Жалки эти убогие гении, титаны карликового духа, от рождения искалеченные природой, которая в припадке мрачного юмора добавила к их бездарности творческое неистовство, достойное самого Леонардо; их удел в жизни - равнодушие или насмешки, и всё, что для них можно сделать, это побыть час или два терпеливым слушателем и соучастником их мономании."
Тут, правда, другое, наоборот - "творческое неистовство при отсутствии способностей". Для простоты скажем: В литературе - это графомания.
Но я говорю, вновь, о людях, НАДЕЛЁННЫХ способностями, но по причине собственного характера их не реализовавших.
С очень юных лет я был знаком с одним сверстником, которого все считали "гением". В детстве "вундеркиндом" - чудо-ребёнком. Мальчик со странностями, как будто частично погружённым в себя, но в целом вполне адекватный и остроумный даже. Помню, рассказал ему об одной проблемке, над решением которой думал полгода. Он подумал и ЗА ПЯТЬ МИНУТ выдал решение! Я был поражён и восхищён таким талантом! Правда, позже пришла такая мысль: Я мучился вначале с ОПРЕДЕЛЕНИЕМ проблемы! Это самое главное. Где начало, где конец? Где причина и где следствие? Поняв это, я уже смог решать более уверенно задачу. Так что я дал ему уже сформулированную проблему, что намного облегчило его миссию. Но всё равно, сам я думал несравненно дольше над уже сформулированной!
Много позже я беседовал с профессором кафедры теоретической физики и выразил свой восторг по адресу этого студента. Профессор посмотрел на меня и равнодушно сказал: "Ничего особо талантливого в нём не вижу. Нормальный, хорошо успевающий по этому предмету студент!"
Меня, помню, поразила такая слепота заведующего кафедрой! Если я сумел заметить выдающиеся способности в этом "друге юности", то уже ему-то сам Бог велел почувствовать то же!
Ещё позже наш "гений" работал в группе другого профессора и, помню, прочитал на семинаре интересный доклад, содержавший яркие и интересные мысли. Через некоторое время поинтересовался его судьбой.
Ответ одного из аспирантов гласил: А профессор его давно выгнал!!!
ПОЧЕМУ??? - Спросил я, поражённый,
А он ничего не делал! Бездельничал! - Услышал в ответ.
Вся дальнейшая жизнь этого "гения" физика-теоретика - бездарное прозябание в разных учреждениях, включая компьютерный центр полиции, в котором его очень уважали за большие способности.
Но разве ЭТО - его уровень??? По возможностям он мог бы достичь гораздо бОльшего! А вместо этого - деградировал!
Правы были именно оба профессора - нет воли работать, нет целеустремлённости, нет эмоционального дискомфорта при столкновении с проблемой, заставляющего НАСТОЯЩЕГО естествоиспытателя непрерывно ДУМАТЬ над её решением. Духовная ленность, отсутствие дисциплины мышления и растранжиривание своих незаурядных способностей на кухонные свары со стервой женой, которая просто третировала его.
Я сам, грешен, пытался завлечь его некой интересовавшей меня проблемкой. Результат - полный и абсолютный НУЛЬ! Ни интереса, ни желания вообще думать!
Вот это есть -- способность не по адресу!
"Единственный недостаток характера, который не поддаётся исправлению, это отсутствие характера."