Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Мозг и сознание. Книга Х. Дельгадо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Попытка рецензии.
  
  
  Я должен признаться, что был неправ в своей оценке книги доктора Хозе Мануэля Родригеса Дельгадо. В заметочке "Эмоции - это чего?" от 26 IV 2018 я описал её как жуткую книгу и садистскую.
  Книгу эту я назвал так, потому что считаю опыты над животными безнравственными и бессмысленно жестокими. Всем так называемым естествоиспытателям хорошо известно, что физиология человека отличается от животных и потому результаты этих экспериментов так или иначе ВСЁ РАВНО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ НА ЛЮДЯХ. Более того, многие результаты воздействия хемоагентов или операций просто НЕЛЬЗЯ перенести на людей. К примеру, мозговое кровообращение у кошек, отлично от человеческого и потому опыты на них по этой "тематике" практически бесполезны для людей. Ещё хуже, знаменитые препараты Талидомид и Доксерган. Проверены, включая, разумеется, токсические дозы на сотнях и тысячах беззащитных животных. Невинные снотворные, седативные, "успокаивающие"! Тысячи женщин, страдавших бессоницей, стали принимать их будучи в положении. Ведь это "мягкое успокаивающее"! Дети начали рождаться без рук, ног, пальцев и с другими страшными генетическими нарушениями развития эмбриона. И это лишь капля в море из примеров нелепости переноса реакции животных на людей.
  А проверять можно на клеточных структурах in vitro и людях-добровольцах, конечно, честно проинформировав их обо всех возможных последствиях.
  Тем паче, вновь, в конечном счёте, всё равно ВСЁ ВСЕГДА ИСПЫТЫВАЕТСЯ НА ЛЮДЯХ!
  Именно поэтому книга вызвала у меня острую неприязнь.
  
  Но одновременно у Дельгадо есть немало и идей интересных.
  Перевод названия "Мозг и сознание" неточный и дезориентирующий. По-английски, то есть в оригинале, книга называется: "Physical control of the mind" с подзаголовком: "Towards a psychocivilized society" то есть "Физическое управление мышлением" и "По дороге к психоцивилизованному обществу". Эти названия более точные и информативные.
  Отражающие и букву и дух книги. Суть опытов, описанных в книге, заключается в электрической стимуляции определённых структур мозга животных и человека, ИЗМЕНЯЮЩЕЙ ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ПОДОПЫТНЫХ! То есть не примитивное дёргание руки, ноги, лицевой мышцы и прочее. А искусственно вызванные цепочки сложных поведенческих реакций и эмоций! Белая мышка с вживлёнными в определённые области мозга микроэлектродами, была научена нажимать некую педальку в её клетке, при нажатии которой она получала электрическое раздражение этой доли её мозга.
  ЦЕНТРА УДОВОЛЬСТВИЙ!
  Несчастная мышка, забыв о пище и обо всём на свете, нажимала эту педальку пять тысяч раз за один час!!! Электронаркотик!
  Молодые женщины с электродами, вживлёнными в некоторые ядра Corpus AMIGDALAE (Миндалевидное тело), при электрическом раздражении этих центров испытывали к врачу мужчине откровенное влечение и признавались ему в своей любви к нему. Самое жуткое в этом, что никто из подопытных НЕ СЧИТАЛ эти электрические импульсы чем-то посторонним, чем-то извне, навязанным им искусственно! Самоанализ, если таковой вообще был возможен, им "говорил", что это подлинно их чувства и желания!
  Опыты проводились более пятидесяти лет тому назад. Теперь какой-нибудь "микрочип", введённый в наш мозг, без труда начнёт управлять нами по команде "свыше" и мы никоим образом не будем считать наши чувства и желания навязанными нам, а вполне искренними и натуральными, нашими собственными!!!
  Нечто похожее описывается в романе Евгения Замятина "МЫ". "Меня" в этом будущем НЕТ!
  Есть абсолютно послушные роботы - "МЫ".
  
  Но, следует сказать, что именно эти опыты доказывают подспудно известную истину об ИЕРАРХИЧНОСТИ НАШЕГО МЫШЛЕНИЯ и, соответственно, ПОВЕДЕНИЯ. Об этом Дельгадо тоже говорит.
  
  (Возможно, посвящу ей отдельную заметку. Тема очень интересная и явно выходит за узкие рамки нейрофизиологии. Это - "Звёздная идея", простирающая "свои лучи" и в человеческое стадо. Идеи бывают локальными, то есть применимыми лишь для данного случая, области, ad hoc, но есть и "звёздные - лучи которых распространяются" не только на всю область конкретного знания, но и в другие области и даже в иные понятийные пространства. Этим, "лучевым", способом передвижения мысли я и попытаюсь воспользоваться, по аналогии с юношеской идеей Эйнштейна: "Что будет, если я устремлюсь вслед за светом с его скоростью?")
  
  А мысли Дельгадо высказывает достаточно неглупые и интересные:
  
  "Чтобы понять смысл фразы или почувствовать красоту поэзии недостаточно знать алфавит." Стр 80.
  Смысл высказывания: Умение читать и воспринимать нечто, стоит очень далеко от механического умения просто разбирать буквы и слова. Вроде истина простенькая? А сколько людей умеют ДЕЙСТВИТЕЛЬНО читать? Слушать настоящую музыку? Воспринимать ИСТИННЫЙ смысл некого знания? И не скользить бездумно по внешней оболочке слов, звуков, информации.
  
  "Когда Коперник и другие астрономы установили, что Земля не является ни центром Вселенной, ни центром Солнечной системы, ни даже чем-то исключительным среди других небесных тел, а представляет собой лишь ничтожный сгусток материи в необозримых просторах Вселенной, где могут существовать и другие обитаемые миры, человеческой гордости был нанесён чувствительный удар.
  Дарвин нанёс нашей гордости второй удар и сделал исторический шаг на пути человека к самопознанию. Человек тешил себя фантастическими представлениями о своём необыкновенном происхождении, мнил себя потомком богов, властелином мира, созданного специально для удовлетворения его желаний. Дарвин развил идеи Анаксимандра, Ламарка и своего деда Эразма Дарвина и предложил эволюционную теорию, опровергнув тем самым эти мифы." Стр 229
  Что это, как не пощёчина столь повсеместному в нашим головах и ублажающему наше раздутое самообожание антропоцентризму?!
  И там же, на той же странице, Дельгадо с почтением цитирует одну фразу из кодекса ЮНЕСКО, поражающую своей глупостью в сочетании с заурядностью. "Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира!" Причём цитирует её в эпиграфе вполне уважительно!!! Правда, это можно понять в контексте всей его книги: Он-то как раз и "укореняет" в мозгах людей некие, если не идеи, то поведенчекие стимулы... Электрическим раздражением опредённых структур!
  Мыслительный винегрет.
  
  "Если мы не научены думать и критически оценивать воспринимаемую действительность и если мы не поймём принципа психологической относительности, нам будет очень трудно избавиться от идей и поведенческих штампов, запечатлённых в раннем детстве.
  .........................................
  Можно, конечно, считать, что "Я" - самое важное существо, которое когда-либо жило на Земле, но если при этом не отдавать себе отчёта в эгоцентрической относительности подобных взглядов, то это приведёт к игнорированию многих других ""систем отсчёта", не менее ценных, чем наша собственная..." Стр.232
  
  Стр. 60. КЛАССИКА! "Животные, человекообразные обезьны и люди должны научиться думать. Мышление не развивается само по себе как проявление врождённых способностей;
  это конечный результат длительного процесса познания" и далее:"Мозг необходим для мышления, но необученный мозг недостаточен для осуществелния этой функции, как бы хорош сам по себе он ни был".
  
  Есть, разумеется, немало мыслей и высказываний, с которыми я никак согласиться не могу, но это уже мои "личные счёты" с Дельгадо.
  
  Хотя не всегда. На странице 225 Дельгадо приводит пример передачи звукового сигнала, воспринятого ухом, в мозг. Он пишет, что если прошептать над ухом, скажем, кошки, спящей под глубоким наркозом, "Как дела?", то, если к слуховому нерву были подсоединены микроэлектроды и сигнал, ими воспринятый, будет подан на услилитель, то в громкоговорителе в соседней комнате мы услышим: "Как дела?". Это весьма неточно, и часто просто неверно. На самом деле в ухе, в улитке, работают две системы передачи раздражения в мозг: Одна, действительно, "телефонная", то есть посылающая импулься с той же частотой, с которой звук воздействовал на ухо, и другая - "система пространственного кодирования". То есть сигналы в нерв посылаются совершенно отличные от звукового сигнала-раздражителя. На низких частотах входящих звуков (до 1000 гц) работает "телефонная", а выше - уже "пространственная", то есть в зависимости от длины звуковой волны, в улитке происходит раздражение лишь определённого участка канала и нервные клетки-сенсоры именно ЭТОГО ОТРЕЗКА посылают сигналы в мозг. Так что если эти слова пропоёт Фёдор Иванович Шаляпин, то мы их услышим! Но если то же пропоёт Алла Георгиевна Соленкова на высоких регистрах колоратурного сопрано ("Соловей" Алябьева в её исполнении -- наилучшее и наичистейшее из всего, когда-либо слышанного! Бесподобный ШЕДЕВР!), то ничего схожего мы не услышим! На стр.160, например, Дельгадо цитирует, как будто соглашаясь, мысль Уильяма Росса Эшби в его очень известной книге 'Конструкция мозга', где тот на стр. 313 провозгласил некий 'постулат': 'Мы должны раз и навсегда отбросить мысль, проводимую чуть ли не во всех книгах о головном мозге, написанных за последние сто лет, - мысль о том, что чем больше связей внутри головного мозга, тем лучше.' И дальше Дельгадо совершенно запутывает сам себя фразеологией об избытке информации, 'обрушивающейся' на нас со всех сторон. Никакого отношения к обилию и разнообразию связей в мозге не имеющей! И Эшби и Дельгадо, на мой взгляд, несут полную чушь. Эшби намекает на высказывание известнейшего испанского нейрофизиолога Сантъяго Рамона-и-Кахала именно противоположного свойства, который утверждал, что НЕ масса мозга играет роль в его эффективном функционировании, а развитость СВЯЗЕЙ между нейронами. Ошибка Эшби и Дельгадо (оба, кстати говоря, врачи) в том, что они как будто забыли об ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ создаваемых в мозге цепочек нейронов путём ВОЗБУЖДЕНИЯ одних и ТОРМОЖЕНИЯ других! Если Эшби, психиатр, не знал об этом, то уже Дельгадо, нейрофизиолог, отлично был осведомлён о возбуждающих и тормозящих потенциалах. Более того, в его опытах он часто это торможение и исследовал, то вызывая, то устраняя его!
  
  Что ж, Дельгадо - только человек и мог ошибаться. Он и ошибается, не раз...
  Ведь совершили же совершенно нелепую ошибку Эйнштейн и Инфельд в книге "Эволюция физики". Там была написана такая фраза, что, де, при восприятии некого события, мы всегда должны учитывать время, которое пройдёт с момента события и до момента, когда сигнал, скажем, световой, дойдёт до наблюдателя. В качестве примера говорится, что закат Солнца мы видим с опазданием в восемь минут (время, необходимое свету, излучённому на Солнце, пройти расстояние в 150 миллионов километров до Земли). Чепуха полнейшая, конечно. Закат происходит НЕ НА СОЛНЦЕ, а на Земле, ибо она вращается. И Солнце из-за этого скрывается за линией горизонта, отстоящей от наблюдателя на расстоянии в несколько километров! То есть закат мы видим практически мгновенно! Как и восход. Вот, протуберанцы на Солнце мы, действительно, наблюдаем с опозданием в восемь минут, как и всё остальное, происходящее на нём. Так же, с большим опозданием, мы видим, как едет космический зонд по Марсу (расстояние до Марса в зависимости от его положения относительно Земли изменяется примерно от 55 до 400 миллионов километров.)
  
  Книга интересная тем, что побуждает читателя к самостоятельному думанию!
  Это главное!
  2 VI 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"