Не так давно задал мне читатель в личной переписке один "острый вопрос". "Острый" - по моему разумению, всего лишь.
"Вот, вы, Эспри, проповедуете, а точнее, пропагандируете неустанно, что, де, Гений и Злодейство - есть две вещи совместные. И "доказываете" свой фантастический тезис некой придумкой: Они, способности, таланты и сама гениальность находятся в каком-то "понятийном пространстве", скажем номер один.
А душа автора, творца, создателя творений науки, искусства, технологии, политики, военного искусства, в общем, любой творческой деятельности, она, мол, в неком ином "понятийном пространстве" (номер два), с номером первым не соприкасающемся!
Если вы правы, то объясните, пожалуйста, НЕ ОТРАЖАЕТСЯ ЛИ в ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении любого автора его душа, его мораль и этика? Если НЕ отражается - вы правы!
Но она ОТРАЖАЕТСЯ и ещё как, вполне очевидно, чуть ли не в каждом произведении того же Пушкина и любого другого творца!
И это полностью опровергает вашу доморощенную "теорию" о разных пространствах!
Беру ваш же пример: Вы обвиняете Пушкина в клевете на Бориса Годунова, на Сальери, на графа Воронцова. А ОТКУДА вы взяли эти сведения о "клевете"? Из его, Пушкина, ПРОИЗВЕДЕНИЙ!!!
Отсюда единственный возможный вывод:
Душа, мораль и этика творца, по крайней мере в искусстве, неразрывно связана с его творческими способностями, что и видимо для любого непредвзятого наблюдателя в творениях автора.
Ваша "теория разных пространств", может быть, была бы хороша в математике (Не знаю, кто вы по специальности, может, тоже математик, как А.И.Солженицын? Тогда это ЕДИНСТВЕННОЕ, что вас с ним объединяет!), но не в эстетике - этике и посему НЕВЕРНА!!!
Такое письмо получил. Очень интересное и острое! И пришлось мне задуматься над ним, обычный для меня процесс.
Критик мой, "Антиэспри", прав в том, что, действительно, характер, темперамент, морально-этические принципы литератора (будем говорить только об этом) совместно с его талантом явно отражаются в его произведениях. Наверно во многих, если не во всех.
Но мой оппонент, думаю, ошибается, поскольку смешивает "две вещи несовместные": Произведения автора и его душевные качества. Последние, конечно, выявляются в его произведениях. Ну, и что?
"Талантливое зло более опасно!" Если человек талантлив, а по состоянию души он подлый и злой, то это естественно отразится в его произведениях, но это никак не связано с его способностями! Я говорю о разных ипостасях: Неких специфических способностях индивида и его душевных качествах и, да, ПРОПОВЕДУЮ, что они не связаны в том смысле, что человек может быть способным подлецом или не обладающим некими способностями глубоко порядочным человеком! Мой критик невольно смешал разные вещи, проделав "подстановку". Вместо СОСТОЯНИЯ души автора, он взял в качестве довода его произведения и тем "разгромил" мою "теорию".
Мне же представляется, что ничего особо нового в "моей теории" нет и любой человек может припомнить из литературы и из жизненного опыта немало примеров верности этой "теории".
И, как Катон в римском сенате, повторяю:
Всё же я считаю, что "Гений и Злодейство - две вещи СОВМЕСТНЫЕ"!
8 VI 2015