Моя заметка "Об искусстве говорить вроде бы несерьёзно о серьёзном", опубликованная 7го VIII 2014 лишь констатирует факт, но не даёт дальнейшего развития мыслей в этом направлении.
Обратил внимание на странную вещь:
Чем серьёзнее и глубокомысленней автор относится к своему творению, тем оно менее талантливо и привлекательно для читателей.
Чем легкомысленней автор в процессе создания некого произведения, тем больше в нём блеска таланта и привлекательности для читателей.
(Об этом же вскользь упоминает и Пушкин в своей прекрасной, наверно лучшей, драме "Моцарт и Сальери")
Пример: Станислав Лем.( В упомянутой заметке тоже пример Лема!!!)
Начал снова читать его книгу "Философия случая" - попытка создать некую "теорию" литературного произведения. Несколько лет тому назад я совершил свой первый заход по прочтению под влиянием переписки с одной молодой интеллигентной и весьма эрудированной писательницей. Тогда прочёл страниц 15 - 20 и бросил. Какая-то скучная тягомотина. Вывод мой тогдашний: Лем "исписался". Хотел создать нечто, подобное "Сумме Технологии" (о чём открыто сам и провозглашает), а ничего даже близкого не получилось. Размазня.
"Сумма Технологии" - нелёгкая, но очень талантливая книга!
И вот, взялся опять, стараясь преодолеть тоскливое чувство, навеянное воспоминаниями о первой попытке. Но Лем - есть ЛЕМ!
Легендарный Единоразовый Мыслеизлучатель!
Прочёл снова четыре страницы его "Предисловия". И... задумался, причём ВОВСЕ НЕ О ТОМ, о чём Лем пишет! Проснулось то же давнишнее чувство тоски от какой-то "пустой болтовни" Лема.
Сразу две мысли пришли в голову.
Первая: Почему Лем так талантлив в своих игривых резвлениях и почему занудно бездарен там, где он, по его же словам, он не просто серьёзен, а очень задумчив и сосредоточен на объекте предстоящего труда?
Мысль вторая: Старая моя, не помню даже, когда впервые появилась. Талантливые произведения несут по-крайней мере два вида мыслей. Одни - те, о которых идёт речь в творении и они открыты для читателей. Другие - неявные, даже к смыслу текста не относящиеся. (Не подтекст! Слишком грубо и явно!) Некий заряд необычных идей, которые возникают в сознании читателя НЕПРОИЗВОЛЬНО, вне явной связи с тем, что написано!
Отсюда незаметно, сами собой, вылупились два Закона.
Закон Необходимой Несерьёзности.
Закон Запаздывающей (скрытой) Индукции.
Первый: Для того, чтобы создать талантливое произведение (неважно, в искусстве, в науке , везде) автор должен как можно менее серьёзно и возможно непочтительней относиться к собственному труду в этом процессе творчества.
Второй: В любом талантливом произведении (вновь, неважно в какой области деятельности) заложены как минимум два, а обычно и больше, "заряда мысли", из которых лишь один себя проявляет открыто, как, собственно, то, чему посвящено это творение. Но оно несёт в себе и скрытый заряд ИНДУКЦИИ других неординарных мыслей, которые вроде бы даже не видны из текста или целевого содержания, созданного автором.