Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Диалектика погоды. (Умственной)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Прогноз погоды на ближайшее столетие:
  Ясная, солнечная погода полного бездумия над всем земным шаром. Переменная облачность редких "задумавшихся" быстро выпадет в незначительные кровавые осадки.
  "Солнце - жёлтое и тёплое. Трава -- зелёная. Море -- синее. Жратва - сытная. Жизнь прекрасна!"
  
  Валюта, капитал писателя - это его читатели.
  Если миллион - писатель миллионер.
  Сто тысяч - стотысячник.
  Плохо быть сотником или десятником.
  Я, разумеется, не говорю о коммерческой стороне писательской деятельности.
  Значит судить о качестве писателя можно по количеству его читателей?
  Тогда самой гениальной и лучшей писательницей в мире во все времена является Джоан Роулинг с её "Гарри Поттером". Четыреста восемьдесят миллионов экземпляров её книги распродано за сравнительно короткий срок.
  Переведена на восемьдесят языков.
  Ни в какое сравнение с этой гигантшей литературной мысли не идёт эдакая мелочь как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Солженицын, Ильф и Петров, Набоков, Шекспир, Бальзак, Goethe, Шиллер, и все "прочие мелкие писатели" ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ!!!
  Это, кстати, крайне тревожный симптом тотального отупения всего человечества!
  Можно поискать другой критерий литературного качества писателя?
  Не только количественный, но и качественный. Тут гораздо трудней. Ибо надо определить тогда, ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО писателя или, точнее, его произведений?
  Попытка как-то постулировать "Качество", неизбежно влечёт к ещё более широкому и базисному вопросу:
  Что такое качество ЛЮБОГО произведения искусства вообще???
  И что такое искусство вообще?
  Скажем: Искусство - это игра в песочек, который засыпается в разные формочки.
  Песочек этот достаточно гомогенный - любовь, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ!!!
  99 % всего искусства посвящены описаниям этой нехитрой, но весьма сильной эмоции, основанной на железно запрограммированном в живых существах инстинкте размножения. Потому и внимание к этому важнейшему фактору, без которого жизнь частью не существовала бы, столь популярно и всеобъемлюще.
  Все остальные типы "песочка", засыпаемого в формочки, для большинства двуногих значительного интереса не представляют. БРЮХО-ГЕНИТАЛЬНАЯ тема - наиважнейшая!
  Но искусство ведь заключается не в типе песочка, а в том, КАК этот песочек подан, в какой формочке!!! Хороший творец заключает песочек в формочки, которые привлекают умственный и эмоциональный взгляд зрителя/читателя/слушателя. Значит искусство - это создание формочек, а свойства песочка, в них засыпаемого, существенной роли не играют. Действительно, можно показывать или рассказывать о страшных катастрофах космического масштаба (один из любимейших сюжетов графоманов) и это читателей нисколько не тронет эмоционально или интеллектуально.
  А можно рассказать о событии зауряднейшем, рутинно-обыденном, так, что это приковывает к себе и ум и чувства читателя.
  Классические примеры такой гениальной изобразительной силы я приводил не раз. Осмелюсь напомнить:
  
  "Клавдия Ивановна была глупа и её преклонный возраст не позволял надеятся на то, что она когда-нибудь поумнеет"
  "Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга: Каждый знал своё место и готов был умереть за свои маленькие права" Ильф и Петров
  
  "Скудная обстановка её интеллекта, о которую обивал коленки пришелец из Европы" Ивлин Во
  
  "Берёзы вдруг рассеялись, полдюжины домишек посыпали с холма, едва второпях не попав под поезд, затем прошагала, блистая стёклами, огромная багровая фабрика, чей-то шоколад окликнул нас с пятисаженного объявления, опять фабричный корпус, стёкла, трубы, одним словом, происходило всё то, что происходит, когда подъезжаешь к большому городу"
  "Отслужившая своё швейная машина занимала проход в ванную, где по обыкновению короткая ванна, созданная для карликов племенем великанов, наполнялась так же медленно, как бассейны и резервуары в русских задачниках" Набоков
  
  Как видно, как ОЧЕВИДНО, из приведённых примеров, никаких взрывов звёзд и галактик, никаких мифов с Пришельцами и с прочей графоманской макулатурой. Зауряднейшие рутинные факты и события!!! Но КАК великолепно они отлиты в несколько фраз!!! Даже в одну!!!
  
  Но на вопрос о качестве мы так и не ответили пока!
  Если взять качественную оценку произведения искусства некой группой знатоков, "метод экспертных оценок", то опять же, эта оценка и весьма субъективна и содержит в себе элемент насилия: Мол, ЭТО произведение числится у знатоков шедевром, а значит и ты, простой читатель - не - знаток, должен следовать указаниям специалистов?! Этим - восхищайся, послушно пускай слюни восторга, а вот это - презирай и считай дешёвкой.
  Но тогда мы тоже становимся немыслящим стадом:
  Дяденьку мы слушались --
  Хорошо накушались!
  Если бы не слушались --
  Мы бы не накушались!
  
  Так и получается, что, вроде, зажаты мы меж двух миров: Стадный ширпотреб или почтительное внимание (ТОЖЕ, НЕ МЕНЕЕ СТАДНОЕ) к снобистскому мнению "экспертов". Разница между обеими крайностями невелика: С одной стороны - большое по количеству стадо, а с другой, тоже стадо, только меньшее по размерам!
  Пример первого уже упомянут: "Гарри Поттер".
  Пример второго: Немало специалистов называют Мадонн Филиппо Липпи "Легковесными, Легкомысленными".
  "Легкомысленные Мадонночки Липпи" - часто встречал такой оборот. Мадонной Филиппо Липпи была его жена. Беглая монахиня Лукреция Бутти, которая последовала за ним в изгнание, точнее, в укрытие! Потому она ЖИВАЯ, у неё игривые глазки молодой хорошенькой женщины. А не тупое постное рыло многих классических Мадонн. Не говорю о Мадоннах Леонардо, Микельанджело, Рафаэля и Синьорелли. Но весьма обильно представлеными у множества других художников. Мадонночки Липпи легкомыслены? Возможно! Но они - живые женщины, а не фальшиво-благостные, безличностные и бесчеловечные подобия женщин, на которых мог польститься лишь Господь Бог, очевидно от полного безбабья в его пределах райских.
  Ещё одним примером второго является фраза, сказанная Фаиной Раневской в Лувре некому простодушному советскому человеку.
  Глядя на "Мону Лизу Джиоконду" он наивно осмелился на честное замечание, что, де, не видит в Моне Лизе ничего особенного.
  На это стоявшая неподалеку Раневская, ответила красивой, по-снобистски выспренной тирадой: "Эта дама пользовалась успехом у таких мужчин, что обойдётся без вашего признания!" (Не ручаюсь за дословную точность цитирования, но смысл высказывания ясен. Очень ценю Фаину Георгиевну как талантливую актрису и личность весьма остроумную, но здесь, по-моему, она ляпнула высокопарную глупость)
  Я тоже был не раз в Лувре и видел эту "знаменитую картину" Леонардо да Винчи и тоже, как этот наивец, ничего в ней не увидел: Старая баба с одутловатым безмысленным лицом и на губах - идиотическая улыбка! Боже, ЧТО я говорю о "красавице" Джиоконде?!!! Как посмел! Да вот так, посмел иметь своё честное и не навязанное "экспертами - ценителями высокого искусства" мнение! Так же, как считаю "Гениального Пикассо" - жуликом, не умеющим рисовать и бездарью. Так же, как считаю мерзостью статую "Мадонны", изваянную неким африканским "скульптором - оригиналом" из, простите, слоновьего помёта. И что вы думаете, публика возмутилась, смешала этого дерьмописца-скульптодерма с его "творческим материалом". Ничего подобного! Валом валила в музеи и платила кровные денежки за вход, дабы полюбоваться на этот благоухающий шедевр высокого и чистого искусства.
  
  Итак, мы меж двух миров, двух стад.
  Из вышесказанного следует, что мы постепенно углубляемся в ещё более широко раскинувшиеся дебри: От вопроса о качестве художественного произведения мы уже ушли в совершенно другую область: Область самостоятельного или стадного мышления.
  Вот, отсюда, от этой печки, и дОлжно нам танцевать.
  Это, наверно, ответ и на начальный вопрос и на многие другие, незаданные.
  Человек, самостоятельно мыслящий, не подаётся увещеваниям ни группы эдаких элитарных специалистов, стремящихся навязать ему и ВСЕМ своё высокопрофессиональное мнение, ни мощному давлению стадного образа мышления.
  Такой подход, кажется, сулит "автоматические" ответы на многие явления и вопросы.
  Например, приведённый случай с "Гарри Поттером" -- убогое графоманское чтиво, но очень хорошо совпадающее со стадностью мышления большинства человеческого стада. Потому и пользующееся такой вот популярностью.
  А произведение по-настоящему талантливого писателя - далеко не столь популярно, ибо ТРЕБУЕТ МЫШЛЕНИЯ, сложного эмоционального сопереживания, которое СТАДУ не нужно, трудно и недоступно, уже по причине лени духовной и эмоциональной.
  "Ему б чево-нибудь попроще
  А он циркашку полюбил..."
  Тут возникает ещё одна трудность: Для любой бездари, но однако ж пыжащейся и тужащейся вякнуть (в литературе, в живописи, в скульптуре, в кино, науке, да где угодно) очень важно чавой-то ИЗОБРАЗИТЬ! Ведь по-настоящему оригинальных и неординарных мыслей у неё, бездари, нет и быть не может. Но сильное давление, пучащее весь кишечник, давит изнутри и требует выхода. Тогда появляется стандартный приём всех бездарей: Оригинальничание! Приём простой и очень у бездумных ничтожеств популярный:
  Прибавлять знак "минус" к какой-либо общеизвестной истине. Очень он рапространён у журналистов, радио-теле-ведущих. Скажем, интервьюируют какого-нибудь медика, пульмонолога. Тот и скажи наивно общеизвестную фразу. Что, для того, чтобы жить, человек и животные и растения должны дышать.
  В эту фразу, единственно понятую безграмотным дураком или дурой ведущей, они вцепляются мёртвой хваткой.
  Профессор, - перебивая его (обязательно надо перебить!!!) говорит с иронией ведущая, - а вот киты ныряют на час в глубину и НЕ ДЫШАТ!!! А анаэробные бактерии тоже не дышат (вчера на какой-то вечеринке для высоколобых интеллектуалов краем уха услышала этот термин и запомнила, что есть бактерии, которые НЕ дышат кислородом! Но про кислород успела забыть, запомнив только "Не дышат".)
  Бедный профессор в студии радио или ТВ не может сказать идиотке, что киты задерживают дыхание и что у них тоже есть "запасные механизмы" обеспечить мышцы кислородом. И анаэробные бактерии тоже дышат, но только азотом. Он начинает путаться, пытается что-то пояснить, непрерывно перебиваемый новыми, не менее дебильными вопросами, и все видят и слышат: Журналистка - умница, эрудит, с острым незаурядным умом забила с лёгкостью какого-то там прохфессора дурака.
  Что и требовалось доказать бездарной невежде! И таких вот "оригинально мыслящих" - легион!!!
  Микеланджело Антониони, итальянский кинорежиссёр, был в СССР и встретился с известным астрофизиком Иосифом Шкловским.
  Рассказал ему, что думает о фильме, где герои и героини (а как же без них???) летят в космос на воздушном шаре.
  Я лично очень ценю и уважаю Иосифа Самуиловича Шкловского и как учёного и как блестящего повествователя.
  Его книжка мемуаров "Эшелон" читается как захватывающий роман! Талант писателя незаурядный и умница он тоже неординарный. И вдруг он перестал понимать, что "знаменитый кинорежиссёр" перед ним - полная и абсолютная заурядность и бездарь. Но, как и полагается таковым, лезущая из кожи вон, дабы выпендрится!!! Ведь по-настоящему красивых и оригинальных идей у киношника нет и никогда не было. Шкловский же начинает бессмысленный спор о сути науки и о том, что НЕЛЬЗЯ на воздушном шаре подняться в космос!
  На что Антониони нахально и уверенно отвечает (Сравните с предыдущими высказываниями подобных "умников"): "Сегодня наука не может этого делать, но завтра - это станет возможным!!!" Явный кретин!!! Но кретин с наглой и уверенной инициативой! Он НИЧЕГО не знает и НИЧЕГО не понимает, но распирает его от желания вякнуть чево-нибудь пооригинальней! ВНОВЬ, ИМЯ ИМ ЛЕГИОН!
  Так вот, это НЕ ЕСТЬ пример самостоятельного и оригинального мышления, а лишь дешёвая его подделка, суррогат, видимость!
  И такими подделками забит мозг у большинства добровольных холопьев! Которые тоже хотят чево-то вякнуть и успешно подражают своим кумирам. У которых ничего стОящего нет, кроме стоЯщей эрекции. "Мыслеуказующие кумиры", а на самом деле -- "Танцующие сатиры". Продаются такие статуэтки, кажется, в Египте, в Греции и в Помпеях. Ноги, руки, мысли и всё остальное - ВВЕРХ! К звёздам!
  Читателям, не знакомым с видом "Танцующего сатира", рекомендуется поискать картинки на эту тему в Интернете.
  https://www.google.com/search?hl=en&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1039&bih=506&q=Dancing+satyr&oq=Dancing+satyr&gs_l=img.3..0j0i24l2.3822.15244.0.18505.13.10.0.3.3.0.105.611.9j1.10.0....0...1ac.1.22.img..0.13.640.iCqcycWUxjk#facrc=_&imgdii=_&imgrc=uQgkbhbEOFuy-M%3A%3BOfQ-CT4PIKkYWM%3Bhttp%253A%252F%252Fthehouseofvines.files.wordpress.com%252F2013%252F05%252Fhello.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fthehouseofvines.com%252Ftag%252Fdance%252F%3B204%3B356
  
  https://www.google.com/search?hl=en&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1039&bih=506&q=Dancing+satyr&oq=Dancing+satyr&gs_l=img.3..0j0i24l2.3822.15244.0.18505.13.10.0.3.3.0.105.611.9j1.10.0....0...1ac.1.22.img..0.13.640.iCqcycWUxjk#facrc=_&imgdii=_&imgrc=Rws8tPNuzqVHdM%3A%3BXFby73VsPgjk3M%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.didaskalia.net%252Fissues%252F8%252F6%252FSydney.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.didaskalia.net%252Fissues%252F8%252F6%252F%3B472%3B795
  
  https://www.google.com/search?hl=en&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1039&bih=506&q=Dancing+satyr&oq=Dancing+satyr&gs_l=img.3..0j0i24l2.3822.15244.0.18505.13.10.0.3.3.0.105.611.9j1.10.0....0...1ac.1.22.img..0.13.640.iCqcycWUxjk#facrc=_&imgdii=_&imgrc=q8Zmp4E79qO7-M%3A%3Ba93MCW1YyJ0DEM%3Bhttp%253A%252F%252Fweb.eecs.utk.edu%252F~mclennan%252FClasses%252FUS210%252Fimages%252FSat2.gif%3Bhttp%253A%252F%252Fweb.eecs.utk.edu%252F~mclennan%252FClasses%252FUS210%252FCity-Dionysia.html%3B741%3B431
  
  Спрос порождает предложение. Каков спрос широкой публики, таковы и просимые "властители дум человеческих".
  
  Итак, поругали мы добровольное мысленное холопство, махнули флажком с начертанным "самостоятельным мышлением", а ЧТО это такое, не разъяснили.
  Попробуем, хотя, оглянувшись на начало, видим, что речь шла вроде бы и не об этом! Увлеклись, завихрились, но всё-таки в нём, самостоятельном, оригинальном, нестадном мышлении, ключ к дверке, которую попытались открыть в начале.
  Можно ли научиться самостоятельно, независимо мыслить, если это качество не есть врождённая, редкая способность мозга?
  Или научиться нельзя и кому суждено думать стадно, тот всю жизнь и будет мысленно в стаде.
  "Рождённый ползать летать не может"?
  Ответ: Научиться можно, если хотеть! Но на пути этом, кроме технических трудностей, стоит одна главная преграда: Стадно, догматично и "как все" мыслящий индивид скорее всего НЕ ЗАХОЧЕТ! Во-первых потому, что его "как все" вполне нормально, "не как псих какой-то", всегда совпадает с мнением общепринятым и посему избавляет ТАК думающего от массы проблем внутреннего и внешнего характера. Во-вторых, а зачем мне думать не так, как все вокруг??? В-третьих, зачем напрягаться? Сам процесс честного думания - это труд и нелёгкий, так что, я дурак, что ли, сам на себя взвалю тяжкую и ненужную мне ношу?
  
  Что такое самостоятельное и независимое мышление? Это линия горизонта, к которой следует стремиться, пусть даже никогда её не достигая. Это не упомянутое уже псевдооригинальничание: Вот, горит дом, все жильцы со скарбом бегут, а я ОСТАНУСЬ, ибо мыслю нестадно!!! Выше -- пример глупости, а не по-настоящему самостоятельного мышления. Разумный человек, тоже, взяв всё необходимое, близких и домашних животных, тоже ретируется, если нет другой возможности, из горящего дома.
  Но сделает он это НЕ ПОТОМУ, что ВСЕ БЕГУТ, а потому, что дом в огне!!! Вот разница в мотивировке. Ибо очень часто люди сломя голову бегут к пропасти, не видя и не предвидя её, хотя уже вдали от неё можно было понять, куда приведёт этот истеричный и бездумный бег.
  Итак, снова, ЧТО ТАКОЕ нестадное, а самостоятельное и независимое мышление?
  Это не есть думать "как все" , но это и не есть думать всегда со знаком минус, "не как все" См. выше пример с пожаром.
  Это наличие в сознании ясного и недогматичного критерия при оценке любой реальности. Умение посмотреть на заурядность с какой-то неожиданной, но в тоже время трезвой (не сумасшедшей) точки зрения. Литературные примеры такого мышления были приведены выше. Ведь написаны они НЕОЖИДАННО! Сравнения -непривычные, но одновременно, удивительно адекватно и точно описывающие ситуацию. НЕЗАУРЯДНО! Но не психопатически!
  Заурядных мыслей, отражающих заурядное явление много и все они удручающе похожи друг на друга и легковесно-примитивны.
  Психопатических идей о том же - тоже немало. Они разнообразней, но у всех одна и та же беда - неадекватность. Несоответствие реальной ситуации.
  Оригиналные оценки заурядных ситуаций характеризуются с одной стороны нестандартностью подхода и оценки. С другой - вполне очевидной адекватностью, соответствием реальности, хоть и соответствием неординарным.
  Так можно ли этому виду мышления научиться?
  Можно, если есть желание и трудолюбие.
  КАК?
  Рассмотрим, как работает наш мозг, четырнадцать миллиардов нервных клеток, нейронов, соединённых в сеть огромной сложности. У каждого нейрона в среднем десять тысяч контактов (синапсов) с соседними нервными клетками.
  Что такое привычное, стадное мышление?
  Это пробег некого возбуждения по одним и тем же путям и клеткам. Никаких отклонений от этого миллионократно пройденного пути! Контакты всегда услужливо открыты и мысль привычно бежит по давно проторенной дорожке. Другие контакты (синапсы) закрыты наглухо и навечно!
  Но есть в мозгу вещество, выделяемое в крайне малых дозах, если вообще выделяемое (у многих в стаде НЕТ!!!), которое обладает странной способностью: Открывать дополнительные пути мысли, другие, доселе закрытые, контакты. Назовём это вещество условно "Гениалином". А вот вещества, которое открывает всегда одни и те же привычные контакты, необходимые, кстати. для решения тысяч рутинных дел и функций, много, выделяемого привольно и обильно и названного, тоже условно, "Идиотин". Его всегда должно быть много, ибо рутинных цепочек мысли тоже много и они должны постоянно функционировать.
  Значит перед каждым, желающим изменить образ своего мышления со стадного на нестадное, оригинальное, самостоятельное, одна задача - развивать множество боковых путей. Открывать новые контакты, которые обычно закрыты! Тогда мысль пойдёт ДРУГИМ ПУТЁМ, обходя тривиальную заурядность привычного мышления! То есть, задача сводится к стимуляции выработки Гениалина, который и будет открывать множество НЕЗАУРЯДНЫХ соединений нейронов.
  Как повысить производство Гениалина?
  А вот как. Допустим, вы читаете некую талантливую и умную, книжку, смотрите умный фильм, глядите на талантливую картину, скульптуру или архитектуру, слушаете НАСТОЯЩУЮ талантливую музыку. Талант, в них заключённый, неизбежно требует для принятия этой информации РАСКРЫТИЯ СТОРОННИХ контактов в мозгу! Но это значит, что необходим выброс Гениалина в тех специфических синапсах, которые открываются под действием восприятия подлинно талантливых творений искусства, науки, технологии.
  Так, интенсивно и углублённо воспринимая таланливое новое, мы УЧИМ наш мозг ДУМАТЬ СХОЖЕ!!! Невольно, подражанием, мы учимся у талантливых творений тому, что в них заключено - НЕОРДИНАРНОСТИ МЫСЛИ! Для этого НАДО самим думать, сопоставлять, анализировать. Синтезировать в новое, нечто, расщеплённое только что нашим анализом на мыслительные блоки-молекулы. Так, шажок за шажком, мы сами начинаем думать НЕСТАНДАРТНО! Это не приходит в минуты и в часы. Не дни, и не недели. Долгие месяцы и даже годы потребуются для развития собственного самостоятельного мышления, но усилия эти окупятся с лихвой. (Есть, разумеется, отдельные люди, у которых это качество наличествует в виде врождённого. Это уже запрограммированные незаурядности, судьба которых тоже далеко не всегда приводит к блеску развитого таланта. Часто из-за слабости воли и характера даже из таких людей вырастают полные ничтожества!)
   Я здесь говорю всё время о людях, НЕ НАДЕЛЁННЫХ таким особым врождённым оригинальным мышлением, вроде средних по исходным данным и предлагаю путь их превращения в незаурядно мыслящих личностей. Воля, тяжкий умственный труд и эмоциональная потребность научиться мыслить нестадно - вот ключи к достижению желаемого. Других не знаю!
  
  Начали с одного, а кривая вывезла совсем в другое. Но, наверно, как-то связанное с началом?
  "А может быть, так надо? А может быть, именно в этом великая сермяжная правда?"
  
  27 VII 2013
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"