(Глуповатая и безграмотная песенка графомана Юрия Визбора, конечно же насквозь пропитанная, как "его тельняшка", советской лжеромантикой и солью псевдоглубокомыслия. Это очень характерный признак "творений" всех бездарей: Банальность, мысль глупая и заурядная, подаётся нам с по-воробьяниновски важным надутием щёк, придавая откровенной пошлой чуши видимость некого сокровенного и глубочайшего смысла, такого, перед которым наивному читателю "невольно хочется вытянуться по стойке смирно". А на деле - благоглупость, разящая так, что хоть противогаз одевай.)
Жан Франсуа де Галоп, граф де Лаперуз, открыл этот пролив между Сахалином и Хокайдо в 1787 году.
Не раз отмечал в человеческом мышлении и психологии преобладение формы над содержанием.
Это проявляется всюду, в любом виде человеческой деятельности, в науке, искусстве, этике, юриспруденции, политике и всём прочем. Искусство, вообще, как уже неоднократно писал, есть ничто иное, как игра в формочки, в то время как песочек, "содержание" этих формочек в 99% случаев - коллизии, связанные с инстинктом размножения, пышно именуемом "любовью".
В науке не менее. Поль Ланжевен рассказывал А.Ф.Иоффе о своём докторанте:
"Идеи диссертанта просто вздорны, но развиты с таким изяществом и блеском, что я принял диссертацию к защите." Имя диссертанта Луи де Бройль, идея - "волны материи", послужившие одним из оснований всей квантовой физики. Здесь опять - торжество ФОРМЫ ("изящно развиты") над Содержанием, то есть идеей "волн материи".
Писал о трагической судьбе японского физика Хантаро Нагаоки, который задолго до Резерфорда предложил планетарную модель атома, причём БОЛЕЕ удачную, чем модель Резерфорда. А над другой его идеей - связи сверхтонкой структуры спектров с влиянием ядра атома хорошо поиздевался немецкий математик, физик-спектроскопист Карл Рунге. Идея, оказавшаяся через несколько лет совершенно ВЕРНОЙ! А почему? А потому, что идея эта была "развита в очень неубедительной форме". Значит по мышлению людей всегда складывается так: Если правильная идея (Содержание) представлена в слабой, неубедительной Форме, она отвергается Homo Sapiens(ами). А если насквозь ложная и лживая идея облекается в Форму "убедительную", то она теми же двуногими - прямостоящими, Pithecanthropos Erectus, охотно принимается: Геоцентрическая система, идея Флогистона -Теплорода и прочие.
"С помощью математики можно доказать всё, что угодно" А.Эйнштейн - И здесь математическая ФОРМА (обычно выглядящая ОЧЕНЬ убедительно!) доминирует над реальным и здравым физическим смыслом, СОДЕРЖАНИЕМ.
Можно ещё долго приводить такие примеры, но, мне представляется, этого достаточно.
Что было в этой заметочке до сих пор? Голая констатация "факта жизни", не более.
Автор, Эспри, грустит о такой идиотической особенности человеческого мышления, однако не отвечает на следующий, гораздо более важный, вопрос: А ПОЧЕМУ???
Итак, станем "Почемучкой" и попробуем ответить на вопрос, ПОЧЕМУ "Форма" в человеческой деятельности доминирует над "Содержанием"?
Частично я всё же пытался ответить на этот вопрос (См. "Зачем вы, девочки, красивых любите", "А вы, друзья, как ни садитесь...")
Причина многомиллионолетняя, идущая от наипервейших организмов на Земле, вооружённых органами чувств. Они сообщают существу о том, что деется в окружающей среде. Холодно или жарко, солёно или пресно, рядом пища или хищник, который из тебя сделает пищу. В общем без органов-сенсоров жить невозможно. Но ЧТО вопринимают эти сенсоры? Законы природы, управлющие этим миров (СОДЕРЖАНИЕ) или ФОРМУ их проявления - явления, эффекты?
Сенсоры самой природой своей предназначены лишь для одной цели - сообщать живому существу об ЯВЛЕНИЯХ окружающего или внутреннего мира существа (интерорецепторы).
"Бросаем камешек с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза". Что происходит? Мы видим, как камешек, описывая не совсем точную параболу, падает в воду. Ударившись о поверхность, вызывает выбрызгивание над поверхностью части воды, образование расходящихся волночек, выбулькивание пузырьков из места падения. Затем камешек исчезает и мы понимаем, что он пошёл на дно. Это то, что мы видим, слышим, ощущаем на коже (если бережок крутой, но не слишком высокий и брызги достигают нас). Но это всё ЯВЛЕНИЯ! Форма проявления неких невидимых, неощущаемых законов природы:
Закона Всемирного Тяготения (камень летит по кривой, близкой к параболе вниз)
Закона Инерции (камень, брошенный рукой, продолжает некоторое время своё движение)
Закона Сохранения и Превращения Энергии (потенциальная и кинетическая энергия камня переходит в лёгкий нагрев воды в месте падения, вздымание части воды вверх и придаче каплям воды достоточно большой скорости, чтобы вылететь из основной массы жидкости на довольно большое расстояние, на волнообразование)
Закона Сохранения Импульса (импульс камня расходуется на передачу части движения и массе воздуха, с ним сцеплённого и движение части воздуха, некой аэроподушки, перед камнем. Аналогично и с неким объёмом воды)
Законов Аэродинамического Сопротивления воздуха (камень летит не точно по теоретической параболе именно из-за аэродинамического сопротивления воздуха, порождения в нём вихревой дорожки Кармана, создание волн сжатия-разряжения в воздухе)
Законов, определяющих вязкость воздуха от температуры, давления и влажности (камень полетит дальше и быстрей, если воздух будет не таким плотным, не таким вязким и пр)
Закона Архимеда (камень, упав на поверхность воды утонет, так как его удельный вес больше удельного веса воды. Если камень не пемза или любой другой материал "легче воды")
Законов, описывающих появление и распространения волн в среде и на границе двух сред. (Камень, упав в воду, вытеснит некоторое её количество и в воде возникнут волны продольные - волны сжатия-разряжения и специфические волны на поверхности двух сред - жидкости и газа)
Законы Акустики, описывающие появление и распространение звуковых волн в атмосфере. (всё это будет сопровождаться и появлением воздушных, звуковых волн)
Закона Адгезии, то есть сцепления с поверхностью камня прилегающего слоя воздуха. (камень при полёте захватит за счёт адгезии некий слой воздуха)
Законы Аэродинамики - Гидродинамики и развития подъёмной силы (если камень был плоским и мы бросили его так, чтобы он "попрыгал по воде" - "блинчики")
Не уверен, что перечислил ВСЕ законы, замешанные в таком простеньком явлении бросания камешков в воду.
Но ни одного из этих законов мы не ощущаем! Мы их можем помыслить, но не почувствовать органами чувств.
Итак, воспринимая форму и только её, мы переносим на всю нашу психику этот приём. Форма для нас ВАЖНЕЙ содержания! Ибо ФОРМУ проявления законов в виде эффектов мы воспринимаем нашими органами чувств, а для "воприятия" законов, СОДЕРЖАНИЯ, надо ещё хорошенько подумать, что биологией, в целом, не "востребованно"!