"На взлётной полосе раздавался авиалайнер Боинг 747" ("Рёв двигателей лайнера" -- излишне! И так всё понятно!)
"В зале МХАТА раздавался актёр" ("Голос актёра МХАТА" - ну, зачем такая мелочная детализация? )
Идиотизм Некрасова виден невооружённым глазом.
Но НЕ ВИДЕН!!!
Топор раздаваться не может! Он может стучать.
Некрасов, будь он умственно полноценным, мог с лёгкостью написать:
"В лесу слышен стук топора дровосека..."
Но что взять с убогого певца тяжёлой крестьянской доли? Очень горевал Некрасов об этом - сколько бумаги исписал своей скорбью в свободное от выпивок и карточной игры время. Жил АЛЬФОНСОМ на средства своей любовницы, Панаевой, (при безразличном к их связи муже Авдотьи Панаевой) и проигрывал кучи денег. Нет бы потратил их на покупку деревни с мужиками бедными и осчастливил бы их. Ибо был Гуманистом и не эксплуатировал бы крестьян! Построил бы школу, больницу, клуб самодеятельности для развития и у них поэтических талантов. Так сказать "Дом Литератора имени Некрасова" и зажили бы хоть эти мужички да бабы человеческой жизнью.
Но тут закавыка: О ком бы он тогда рыдал в своих плаксивых поэмах? Ежели перед ним - вид на образцовую деревню с сытыми и счастливыми крестьянами!
Нет, лучше пить да просаживать деньги в игорных домах, а, опохмелившись, вспоминать о народе:
Где народ, там и стон! Эх, сердешный!
Что же значит твой стон беконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил?
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё что мог, ты уже совершил:
Создал песню, подобную стону
И духовно на веки почил?
Аналогично и у Б.Л.Пастернака, написавшего посмертное восхваление "мужеству" Маяковского, покончившего с собой. Назвал "Смерть Поэта" - претенциозно до вульгарности. Название стиха позаимствовал у Лермонтова. "Забыв", что Пушкин был убит на спровоцированной дуэли. Так же как и Лермонтов. А Маяковский - застрелился.
"Твой выстрел был подобен Этне
В предгорьи трусов и трусих."
Та же понятийная умственная недостаточность. Гора не может быть выстрелом, как выстрел - ПРОЦЕСС - не может быть объектом, горой. Можно сравнить ИЗВЕРЖЕНИЕ (ПРОЦЕСС) Этны с выстрелом.
У Пастернака этот Этна = Выстрел не единичный умственный сдвиг по фазе.
В другом, в целом неплохом, стихе "Гамлет" он опять выдаёт замечательное сравнение:
"На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси."
(Сумрак, как состояние слабой освещённости НЕ МОЖЕТ быть наставлен.
Так же, как не наставлен на кого-то холод или зной, влажность или сухость, воздух или вакуум)
Вторая фраза - аналогичный бред и нелепость, говорящие, о полной неспособности поэта просто и чётко сформулировать свою мысль. (Тысяча биноклей могли быть направлены на актёра, на Гамлета. Он находится В ФОКУСЕ этих наставленных на него биноклей, вот, что ХОТЕЛ сказать Пастернак. И бинокли ни на какой оси не находились. Интересно, в каком зале играл Гамлет с таким количеством зрительских биноклей?)
Ведь мог Борис Леонидович Пастернак, ПОЭТ, написать и так:
"На меня наставлен в мраке ночи
Сонм биноклей, как стволы ружей
Если только можно, Авва - Отче,
Чашу эту лучше сам испей!"
Кому такой вариант не нравится, можно предложить другой:
"На меня глядят из мрака ночи
Тысячи биноклей - злых судей.
Если только можно, Авва - Отче,
Чашу эту пронеси скорей"
Есть много других вариантов и возможностей, которые ПОЭТ МОГ, да не написал.
Но что делать, ежели замечательные поэты НЕ МОГУТ различить такие элементарные понятия!
Фёдор Михайлович Достоевский вспоминает в "Дневнике писателя", что сказал доброе прощальное слово над могилой Некрасова, заметив, что в некоторых своих произведениях тот поднимался до уровня Пушкина и Лермонтова. (Надо же сказать о покойном что-то хорошее!)
Нет, - завопила какая-то истеричная девица, - ОН ВЫШЕ!!!
И множество кретинов около могилы подхватили этот выкрик: Да, ВЫШЕ! Да, ВЫШЕ! Да, ВЫШЕ!
А был этот "гигант русской мысли" по таланту и душевным качествам - сам мужичок с ноготок!
Границ добровольному холопству двуногих НЕТ!
31 I 2013
Послесловие специалиста.
Если посмотреть на данное явление с точки зрения дефектологии, то современный взгляд даёт следующее объяснение: ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция). Данная аббревиатура знакома многим. Чаще всего объясняют ММД(ей) - гиперактивность, расторможенность у детей. Туда же, в общую кучу, записывают и дефицит внимания, синдром социальной дезадаптации и прочее.
Но вернёмся к героям повествования. Они, скорее всего, имели отягощённый внутриутробный (эмбриональный) период развития. Но в то время подобными вопросами мало занимались. Выносила - родила, родильной горячки не было: ВСЁ! Слава Богу, роды прошли успешно. В сенситивные ("особо чуткие, критические") периоды развития (это уже можем проследить по биографиям) сказались различные социальные и психологические факторы, что усугубило течение этой дисфункции. Дальше - больше. Детки выросли, а проблемы остались и расцвели. Подпитались алкоголизмом, различной социальной неустроенностью и этим усугубились. Такие товарищи склонны к разрушительным тенденциям. Не в плане пойти и всё разрушить. А в плане нарушения общественных привычных традиций. Причём безразлично, дурных или положительных.
Поэтому имеем то, что имеем. Импульсивные, зависящие от собственного настроения, эгоистичные, витающие в облаках, не способные к конкретным делам, а создающие лишь видимость правильного дела подбором верных и привычных слов и оборотов, фрондёры. Для человека знаменитого такие особенности личности -- это лишь приписываемые ему поклонниками "интересности, милые особенности". Которые, конечно, жить мешают и ему самому, и близким людям.