С интересом прочитав критику на стихо Лермана, сразу же пошел в раздел к автору, чтобы составить независимое мнение. Вот такая натура. Ну, поехали...
Начнем с общей идеи стихотворения. Философия толпы, подчиненность мнению общества. Идея довольно-таки распространенная и часто используемая философских стихотворениях. В данном случае автор через художественный образ изобразил настоящее, лишенное индивидуальности.
Композиция. Стих состоит из двух законченных частей. В первой части дается общее представление о современном обществе через образы-символы. Во второй - человек представляется сочетанием понимания религии и общества.
Итак, по тексту:
Таятся в неизвестности от нас
Хранители и строящие козни,
Перед нами образ широко известный - судьба, управляющая людьми. Она может быть как хранителем, так и устроителем козней. Считаю возможны использование в качестве существительного причастие и не считаю это ошибкой. Тенденции русского языка к динамике обозначаемого предмета - интересный ход.
Куда страшней людской обычный сглаз(,)
И будней ритм безжалостно нервозный.
В двух строках автор сумел описать современный город. Озлобленность его жителей, которые одним взглядом могут убить (сглазить) и живут в таком темпе, что постоянно находятся на грани срыва (нервозность). Запятая между строками спорна.
Страда вокруг не радует сполна,
Молчит пророк, забыв о том, что будет.
Человек перестал радоваться, ему все труднее находить в простом счастье жизнь, общество превратило его в потребителя, не знающего конца желаниям. Даже пророки, люди, на которых возложена миссия преобразования мира забыли о своем предназначении.
Шлифует гальку пенная волна,
И катятся по дну песчинки-люди.
А здесь вообще метафорический образ. И антропоморфизация песчинок выглядит вполне динамично, дополняя к образу гальки (огромного человеческого мира) образ волны будущего, приносящего изменения в судьбу, с которой связана первая часть стихотворения.
Похожие и разные во всём,
Песчинки, одинокие до бездны.
Образ одинокого человека - браво автору.
И каждой говорит волна о том,
Что раньше ей шептал отец небесный.
Вот и открылось истинное предназначение волны. Волна - судьба. Волна - бог. Волна - будущее. Волна - истина.
Небесный ветер - призрак и буян,
Не знающий пощады и покоя,
Песчинкам для того, наверно, дан,
Чтоб мучила несчастных паранойя.
Это четверостишие соединяет волну с ветром, который уже давно стал символом перемен. Для людей, привыкших жить потреблением, нет хуже ветра, заставляющего МЫСЛИТЬ. Мысли приводят к страхам, невозможность осуществления желаний вызывают паранойю. И нет пророков, которые могли указать путь. Люди превращаются в песок, который ветер легко поднимает в воздух и мотает из стороны в сторону.
Без нас ни чёрт, ни Ангел не живут,
Мы давнее прибежище для оных,
Что же, христианские представления о добре и зле и в этом стихотворении сыграли свою роль. Без человека нет ни добра, ни зла. Известная истина.
Однажды сунув голову в хомут,
Хотим такой же видеть на знакомых.
Мы все подчинены законам религии, но не веры. Мы верим, что религиозные представления помогут нам в разрешении наших цивилизационных проблем, не видя истины.
Что есть вся наша жизнь как не мираж,
Рисуемый понятиями с детства,
Здесь автор четко указывает, что истина без открытости - это тупо повторяемые догмы, которые так легко нарушить.
В котором чёрт иль Ангел лишь типаж,
Толчок под зад к стыду и самоедству?
Завершающий аккорд. Цикличный возврат к первому четверостишию.