В пятый раз о сборнике по материалам СМА, который планируется в рамках "Аэлиты-2006". Остался последний блок, там текстов около 30. Если все пойдет нормально, к началу мая Шахеризада прекратит дозволенные речи.
19.04.2006
Ю. Е.
*********
Д. Диникин
***
"Андрогинь!"
Вступление перегружено лирикой. Читатель рассказчика пока не знает, чтобы благосклонно принимать какие-то его умозаключения о самом себе.
Неплохо было бы узнать про "эротическое мыло", услышать, какой "успех поимело мыло". Еще лучше не знать вообще. Видимо, автор намекает на другой свой текст, выглядит это неудачно.
Тяжеловесная юмористическая конструкция. Хотя концовка в самом деле веселая.
***
"Москва 2042"
Шутка. Оставим пока полежать в сети.
"Не очень внимательному читателю" не просто непонятно, "зачем Наташа отрубила палец". Во-первых, ему, читателю, может показаться неинтересным копать в данном направлении. В главных, "висячие английские усы Наташи" и "палец, прищемленный в дверном проеме", чертовски красноречивы.
***
"Ноу Фьютча"
Смелый полет мысли. Тот редкий случай, когда текста не много, а мало.
*********
А. Андронов
"Коллекционер сновидений"
"Агент по закупу сновидений". Ладно, пусть будет агентом. Что есть "закуп"?
Рассказ присутствовал в предыдущих блоках текстов СМА. Приятно видеть исправленный, изрядно переработанный вариант. Теперь это последовательное, прямолинейное, почти без отвлечений на мелкоскопические завитки мира, изложение материала.
Самое главное, приятно видеть желание работать.
***
"Мозговой штурм"
Чему служит, чем оправдано применение ненорматива?
*********
В. Брусков
***
"Сломанный кран"
Рассказ начинается с ужасного абзаца. Действия просятся в разные фразы.
Такие же мучения были у Бендера, который сочинил прекрасный стих, а потом оказалось, что его обскакал какой-то борзописец А.С.
Хороший, ударный финал. Вещь в целом оставляет впечатление поспешности. Чувствуется, что автор умеет лучше.
*********
Р. Вакилов
***
"Автовозрождение"
Крутейшая разборка с чужанами.
***
"Пособие для начинающих водопроводчиков, или Загадка Сфинкса"
"Сфинкс даже слегка откинула голову назад". "Сфинкс, судя по звукам, огромными прыжками мчался".
Таки какого пола этот монстр?
***
"Неоконченный рассказ"
Невероятно мощная история.
***
"Нэйт"
Итого. Впечатление портит дата. С 98 года прошло столько времени, а для автора вещи по-прежнему блистательны, до невозможности внести минимальную правку?
*********
А. Н. Мазуров
***
"Аллегория разума"
УмнО.
***
"Его Величество ФУТБОЛ"
Недостаточно вводных. Автор ассоциирует себя с судьей матча? Если да, тогда все понятно.
*********
А. Мазуров, Д. Шорин
***
"Жёлтое сияние"
Интригующая история.
Материала много, можно попытаться укрупнить, сделать на этих приключениях полноразмерную повесть. Еще стоит поломать голову над персонажами. Мотивации в виде "станем моряками" мало, потому как любая мечта преломляется индивидуальностью. Один из них "тормоз"? Нет, все же видится, что сегодня герои лишены личных характеристик, даже говорят одинаково кратко, сжато, будто команды отдают.
*********
А. Мазуров, А.Варский
***
"Крылья моей реальности"
Что есть витиеватое "заключил свои ощущения в осмысленную форму"?
Очень красивое название, не раскрывает сюжета, идеально подходит рассказу. Неторопливая история, открывающая пласт перспективных идей для дальнейшей разработки.
*********
А. Турман
***
"Другая Изольда"
Перебор с мерзостями, странный подход к теме, финальный отсчет с первой строки кричит, когда секрет будет раскрыт.
В целом рассказ понравился, концовку не разгадал.
***
"Эпос мегаполиса с рефреном, прологом и эпилогом"
Сложно читать из-за передергиваний, смысл которых, как выясняется, не идет дальше параллелей.
***
"Они были смуглые и золотоглазые..."
Рвано и чернО. Первый рассказ показался лучше остальных, хотя этот в замысле сильнее всех. Но, прошу понять, из текста в текст одинаковая манера авторов быстро начинает раздражать даже в самых смелых и самобытных произведениях.
Итого. "Мир снаружи поражает своей обыденностью. Солнце зашло. Серые сумерки". Как всегда, лучше автора не скажешь.
*********
И. Дорогобед
***
"Живя поблизости с Элис..."
Вот так название. Жить поблизости "с кем-то", или все-таки от "кого-то"? Элис, благодаря двум музыкальным коллективам (талантливому и бездарному), знают все, хотя главное здесь "живя": неудачное время, режущее слух слово. Это название напоминает проблемы с переводами. Не лучше звучало бы, к примеру... Жизнь неподалеку от Элис? Вот еще: Рядом с Элис. А?
Написано славно. Серьезная работа.
Автору стоит укрепить сердце и перестать жалеть буквы. Тема читателю знакома, можно было проискать действительно выразительные сцены и сильные, если захочется, то и стильные ходы.
*********
А. В. Имранов
***
"Вопрос экономической целесообразности"
"Напрочь неизвестные мне русские слова. Впрочем, неизвестные не значит непонятные, поэтому я их стал просто пропускать мимо ушей", однако, по какой-то причине, встроив их в текст! По какой же?
Удивительно медленный рассказ. Однако, есть находки; плюсы в неторопливой манере подавать материал тоже имеются.
*********
А. К. МакДауэлл
***
"Города между городами"
Трудно принять решение. Написано лучше всего читанного в блоке 5. Классика. Но ведь мрачно как...
*********
И. В. Беляков
***
"Легенды о грезящих"
Симпатично.
Увлечение героями, точнее, диалогами и побочными линиями сюжета, это самое распространенное заблуждение авторов, помогающее накрутить любое количество знаков и почувствовать себя маститым романистом... при этом убивая текст. Иногда это лечится легко. Достаточно напомнить о интриге и о том, что за время, потраченное на один тяжеловесный рассказ, можно было написать триста искрометных миниатюр. Впрочем, дело не во времени и не в количестве текстов, а в навыке находить, отбирать и оставлять только наилучшее и самое необходимое.
*********
Ю. Гриф
***
"Мера безумия"
Живая вещь, но ей не хватает толковости. Судя по досадным мелочам, автор торопился. Нужно еще трудиться над рассказом.
*********
А. В. Кожухов
***
"Время Дон Кихота"
Что есть "ситуевина"?!
Даже учитывая выбранный автором стиль, трудно пропустить мимо глаз "динозавры отсутствовали, опасные вирусы тоже, и мы бесшумно причалили".
Как шутка - хорошо.
***
"Лицом к лицу"
Это в буквальном смысле "рассказ". Автор взял, да и рассказал читателю о "захватчиках, идущих по пути гибели". Вопросы вроде есть, только обращены они отнюдь не к читателю.
***
"Сто первый"
Вопросы в финале звучали бы громче, будучи не прописанными явно. Хотя ничего страшного тут нет. Например, Толстой этого так и не сумел понять. А у него, между прочим, была седая борода...
Плюсы: хлестко, сжато, логично, НФ, человеческий фактор, автор умеет держать интригу. Особенно понравился ход, когда "каждому был присвоен номер "сто первый". Точно, землянин на этот крючок обязательно попадется.
Буду рекомендовать.
***
"Так далеко от тебя"
Впечатляющая идея, одна из лучший в блоке 5. Разработка тоже неслабая. Концовка подкачала! Здесь бы не разговор, а мощную сцену, чтобы был финал как финал.
В общем, минус за очередное увлеченное жонглирование, объяснение нюансов разной глубины и интересности, никоим боком не участвующих в сюжете.
*********
М. Ленская
***
"Сувенир на память"
Первый абзац. "По всем признакам зима на этот раз удалась на славу". Как-то не очень ладно звучит. Люди же не метеорологи, не смотрят на "признаки"? Удалась зима на славу - и ладно, и точка.
Красивый, яркий, раскрашенный, действительно разноцветный рассказ, хрустящий и лаковый. У автора все в порядке со слогом, воображением, цветовым ощущением и вкусом. Когда видишь такой пушистый симпатичный рассказ, тяжело нудить о лит. технике, единой точки зрения героя, мотивированных компонентах. Да ну их в баню!
***
"Ночь белого единорога"
Опять красиво. С такими задатками нужно обязательно попробовать писать сказки и детские истории. Настоятельно советую.
Приключения слишком и явно умозрительны, чтобы увлечься сюжетом. С рассказчиком тоже не все ладится. Фальшивит. Он слишком мягок и внимателен для того, чтобы быть мужчиной. Диссонанс возникает в самом начале вещи, далее уже нет сомнений.
*********
С. В. Масляков
***
"Агизель"
Два героя. Один знает все, другой, который рассказывает, ничего. Это слабый прием, имеющий массу ограничений. Здесь и развернуться будет невозможно.
Про вырванные глаза - перебор.
В остальном - чисто Лавкрафт. Года четыре назад рекомендовал "Аэлите" вот примерно такую же красивейшую вещь, марсианка ругается до сих пор! Ну, мрачно, жутко, аллегорично, дико, черно, но ведь зато по нынешним временам редкостно, и уж подавно не скучно.
***
"Морская лисица"
"Кладет на землю" - нарушение стилистики. Это применимо к сценарию.
Идея не прямолинейна, но выведена в конце, подкрепляется заметкой для читателя, переводом. Сумбур присутствует, видимо как дань уважения Дали, только непоняток быть не может. Вообще, этот сумбур - архиинтереснейшая авторская фишка, которая больше всего и пришлась ко двору.
*********
С. В. Масляков, Н. В. Щерба
***
"Переступить барьер"
Хорошее вступление. Дальше начинаются бытописания и рассуждения, разбавленные модными тенденциями. Текст не готов, у соавторов еще много работы.
*********
М. Меро
***
"Злые мысли прочь"
Гм... Как-то и что-то все это знакомо...
Вещь участвовала в прошлогоднем конкурсе журнала ХиЖ. Это, конечно, правильно - рассылать тексты по разным местам. Только, автору лучше помогло бы, напиши он для Аэлиты новые рассказы, с учетом прежних ошибок.
***
"Пубертат-мейт"
Что есть "лежала на полу с нефизиологично вывернутыми суставами"?
Благодарность Азимову - это дело автора. Будет ли Азимов признателен, вот в чем вопрос.
Вообще-то жутковато.
***
"Вся тяжесть мира"
"Ты выглядишь, как греческий бог" - жесткая привязка к временным и пространственным координатам. Вряд ли автор хотел этого.
История фэнтезийного плана. Рекомендую ценителям жанра как для чтения, так и в качестве примера, достойного для подражания. Вот же, совершенно нестандартный подход к постылому фэнтези, отчего повествование становится похоже на арабскую сказку.
Стоит рекомендовать в сборник.
*********
В. Н. Овчаров
***
"Кукушонок"
Использование аванса в виде упоминания о будущих линиях не имеет влияния на читателя; напоминает людям назойливую многообещающую телерекламу, вызывая раздражение. Плохой ход, плохое решение.
После вступления сюжет делает следующий реальный шаг только на четвертой странице. Рассказ массивен, как гранитный монумент. Между тем манифест - изложение принципов. Как верно замечено автором, "из искры возгорается пламя". Так ли странно, что пожары, величиной с континент, не собирают даже зевак?