Речь вновь идет о сборнике по материалам СМА, который планируется в рамках "Аэлиты-2006".
Общего вердикта коллегии пока не предполагается, решение Аэлиты лучше спрашивать с руководства проекта, а это просто единичное мнение. Понравится кто - обязательно похвалю. Покуда есть, за что зацепиться - зацеплюсь. Не надоело подчеркивать, что это не критика и не т.н. "обзор", - всего только отзыв. Автор сказал слово, получает эхо, причем, со всех углов разное слышится... К огорчению или счастью?
23.03.2006
Ю. Е.
*********
Л.А. Андронов
***
"Коллекционер сновидений"
Приятнейшее название. Надеюсь, это будет как у Твена про коллекционера эхо.
Рассказ начинается с ужасного абзаца. Здесь и "пользовалась - использовалась", и заминка в виде 20.. года, и название компании, и сообщение о том, что это "одно из подразделений обновлённой". В принципе, возражений нет. Только все эти детали отпадают сразу, название компании в дальнейшем автором не применяется, а только упоминается.
Странные диалоги.
Колоссальное количество имен, ярлыков, отправлений, ссылок, в которых тонет и читатель и, собственно, замысел.
*********
В. Брусков
***
"Мах не глядя"
Интернетная шутка. Судя по теме - свежая.
***
"Медитация"
Замысел понятен.
Как минимум, тексту не хватает продуманности. Если герой "чётко осознает себя единственной материальной частицей безграничной, холодной и пустой Вселенной", то из чего следует, что "Вселенная успела прожить отпущенный ей срок, состарилась, одряхлела и рассыпалась в прах"? Кувшин рассыпался, вино осталось целехоньким?
***
"На дальней станции сойду..."
Шуточная обработка старой идеи.
***
"Первая Инстанция"
Не впечатлило. Подобный расклад встречается в сотнях произведений: от книг до мини.
***
"Там царь Кощей..."
По таким вещам нужно снимать сериалы. Кстати, становится понятно, почему режиссеры приклеивают смех за кадром.
***
"Трансплантация"
Авторский шаблон.
***
"Третий лишний"
Здесь, как и ранее, стоило бы разобрать чисто технические заблуждения, но нет уверенности, что это нужно автору.
***
"Третье желание"
Опять шутка юмора. Опять авторский шаблон.
***
"Умелец"
Итого. Рассказов очень много. Десять отличий в них не найдет сам автор. Есть неточные фразы, поспешные и притянутые выводы. Трафарет тоже можно совершенствовать. Впрочем, лучше набраться смелости и отказаться от любой стандартизации в творчестве.
Слог вполне хороший, материал автор подбирать умеет, фильтр юмора установит легко, фант-идеи поднакопит в дальнейшем, но пока не относится к своей работе как надо.
*********
Е.Сафронов
***
"Я вспомню"
Хорошее начало. Красивое, яркое, в наилучшем виде подающее окружение.
"Длинная тяжелая пауза" - больше, чем нарушение стилистики. Возможно, здесь не хватает сказуемого, а в собственно диалоге не достает более очевидного разделения реплик?
Нет, ну, это все прекрасно, только длинно. Заговорились что-то герои, читатель начинает посматривать в окно где-то на третьей - четвертой странице.
*********
М. Усачев
***
"Пейзажи и портреты"
Средний род... звучит диковато, хотя и диковинно. Концовку не угадал, у автора вышло намного лучше, чем можно было предположить.
Поднятые вопросы несколько нежизненны, подростково-очерчены, редко-индивидуальны, транс-психологичны, клинически тонки. Вообще "диковинно" - это определяющий, результирующий термин для данного текста.
Рекомендую рассказ любителям тонкостей, миров-за-окнами и всяческих странных отражений.
***
"Передоз"
Поразительно мощные посылы.
Нельзя сказать, что эти ответы не верные, просто есть и другие. Например, "все написанное" не будет мнимым, если писатель ставит своих героев выше себя, не возвышается медноликой статуей Будды над мелкотравчатым народцем - читателями. "Гордиться собственной хитростью" автору в этом случае не придется. "В результате, за красивыми мазками описания природы, за неожиданными поворотами сюжета, за оригинальными идеями скрывается" настоящая жизнь, которая вполне материальна для упомянутого единичного писателя и, если он был честен, вполне может найти отклик в умах читателей.
Отсюда не следует, что "читателя нужно обманывать"?
Читатели таки не "судят", а читают. Судят критики, которые уже понимают, что им не суждено летать. Судят начинающие, ослепленные первыми успехами. Коллеги пытаются помочь, или увидеть собственные слабости в чужом тексте.
"Техника исполнения не имеет значения", если конкурс любительский, или в жюри собираются люди, прежде всего оценивающие иные качества автора. Однако всему есть предел. Клякса на белом листе никому не покажется грандиозной, если она хотя бы не будет подписана известным именем. Совершенно иное дело - текст с живыми вопросами. Как этот рассказ, например.
Здесь масса интересных и спорных мыслей. В этом смысле понравилось больше всего читанного в третьем блоке. Само по себе, как рассказ, отправленный для возможной публикации в сборнике, вряд ли пройдет комиссию.
***
"Чашка кофе, юноша и пятна"
Вещь резко отличается от двух предыдущих. Если можно так выразиться, здесь вместо мыслей... юмор. В принципе, вышло неплохо. Диалог ужать, концовку пригладить, усилить элемент непонимания, и получился загляденье.
*********
Е. Хайрулина
***
"Начало времен"
Серьезная, качественная работа. Нужно рекомендовать.
Минус, собственно, один. Это фэнтези, проблемы и слабости прилагаются в ассортименте.
***
"Настоящая охота"
Первый абзац. Вряд ли стиль допускает глубокомысленное "М-мда..."
Конец раздела. "Как не заставит всех друзей разом".
Второй раздел. "Но разве можно с такой легкостью относиться к такой опасности?"
Чуть ниже. "Неужели обязательно охотится ночью".
Ау, где же автор предыдущего рассказа??? Ауууу! Будто два разных человека писали!
Идея не однажды обыгрывалась в фильмах. Но минус только за ашыпки. А вообще-то, неплохо. Учитывая, конечно, что это была шутка.
***
"Снежные духи"
Что есть "И вдруг неожиданно знакомый шум", "стрела из Беркова лука", "шипохвостово логово"? Правильно, языковые неточности. Есть и другие. Слова бы не сказал, если бы сразу не впечатлился тем, как автор работает.
Интересные развороты, концовка потешная, хотя замысел-то далеко не нов.
***
"За краем земли"
Ближе к середине становится понятно, каков будет финал.
Все равно, шибко понравилось.
***
"Заботливые няньки"
Нет, это не полноценный рассказ. Идет замечательно стройное повествование, пока автору не надоедает эта бодяга. Тогда он за милую душу бросает рассказ, вкратце обрисовав читателю ситуацию; причем выбирает уже первую концовку, которая пришла на ум.
Итого. Автору нужно больше работать, продумывать тему целиком, находить не самые верхние и легкие варианты решений, читать свои строчки до посинения носа, или до тех пор, пока эти самые строчки не заблестят.
Строчки обязательно заблестят, для этого уже теперь все есть, кроме более внимательного отношения к своему читателю. Точно говорю.
*********
Л.А. Базарова
***
"Букашка"
Хорошая, ранимая, чувствительная, чувственная, настоящая цветочная проза. Замечательный вкус. Добрая грустинка остается напоследок. Если читать не спеша и не жаловаться монитору на отсутствие внятных "фантастических" элементов, рассказ не понравиться не может.
Минус стоило бы поставить за изначальную понятность сюжета. Однако, повторюсь, этот текст нельзя... вернее, не стоит препарировать по привычным стандартам.
***
"Катаклизм"
Вещь на любителя. Начало ничего себе, а дальше пошло как-то несерьезно, мелко; наперекосяк и с передергиваниями.
***
"Паутина"
Тяжеловесный текст при плавности слога и легковесности стиля. ?!? Удивительно!
Путешествуют по другим мирам - это славно. Почему вместо приключений возникли беседы - обсуждения и краткое изложение событий? Как следствие, в происходящее не верится.
Возможно, изначально не стоило вести этот разговор от первого лица. Еще стоит быть построже с героями. Введение умника, который прямо сразу, всегда и обо всем знает больше других - излюбленный и избитый метод. Бенедикты раздражают читателя, хотя при контроле персонажей помогают автору справиться с темой. Естественно, ни о какой самостоятельности героя при таком подходе к тексту речь не идет.
Выбор, как обычно, за автором.
Итого. Стоит работать дальше, почаще оглядываясь на то, что получается лучше всего. Для начала, нужно отыскать то, что пишется действительно от души и в охотку.
*********
Ю. Ю. Варюхин
***
"Мы дарим бессмертие"
Наверное, проба пера. В этом нет ничего плохого. Наоборот - завидно.
Прежде чем рассуждать о технических особенностях текста, для начала лучше выяснить, что автору уже известно. Этот, всего один рассказ, не дает такой информации.
*********
А. Гарридо
***
"Вечеринка на Туманной косе"
Красивый и необычный слог. Заслушаешься, когда автор говорит, а вот героев его слушать неинтересно.
Смело рекомендую любителям изысканностей.
***
"Всего лишь комочек звездного воска"
Ближе к концу рассказа даже выделение прямой речи пропадает, строчки накиданы. Наверное, это черновик, случайным образом попавший на рассмотрение?
Просто великолепно пишет автор! Кто бы ему подарил желание работать, не покладая глаз в ящик стола?
***
"Сорвейн"
Смелый, умелый, потрясающе интересный слог и совершенно странное отношение к структуре. О "композиции" лучше просто промолчать.
***
"Семь городов"
Аналогично.
Нагрузка слабая, запутанность случайная, от отсутствия плана. Так уж получилось, исправлять некогда.
Или неохота? Или незачем?
*********
И. А. Горностаев
***
"Ангелы умеют носить костюмы"
Явных языковых неточностей в тексте нет. Читается неплохо. Наверняка рассказ писался от, а точнее, для последней фразы. Можно согласится, хороша. На этом все.
Во вступлении автор пытается интриговать читателя, только не выходит. Наоборот, читатель раньше срока узнает, о чем будет идти речь; возможные, уже описанные литераторами варианты разворота событий появляются перед его глазами. Читатель - зверек пугливый, привередливый. А ну как отложит рукопись? Автор не отступает, нащупывает свежие ходы, юмором компенсирует смысловые недостатки произведения.
Согласен, вступление (оно ведь позже появилось, когда текст был готов на половину, правда?) здесь смотрится уместно, хотя почему бы не подать информацию в отдельной главе, действительно заинтриговать в действии, в движении, в сцене? Почему так мало авторов продумывают тексты до того, как начинают писать?
Оставим институт подготовки писателей-домушников. Ведь даже в школе учителя говорят: Жил был помещик Толстой. Однажды он проснулся, составил план гениального произведения и стал писать. Планировал детскую считалку, а получился восьмитонник "Война и сыр". Вот в чем достоинства планового развития экономики, товарищи...
Все, подцепил вирус юмора, прочитав рассказ.
***
"Базальтовый плот"
Вещь участвовала в конкурсе ЮТ прошлого года. Видимых изменений нет.
Кстати. Инспектор может и иметь чувство юмора. Проблемка в том, что оно, это чувство, у всех разное.
***
"Опасные связи личного характера"
Произведение не показалось серьезным.
Итого. Автор пишет достойно, впереди много интереснейшей работы, а он топчется на месте. Потеха потехой, но когда читатель увидит первый из десятка романов - восьмитонников?
*********
Ю.А. Зонис
***
"Агасфер и Жозефина"
Затянуто, диалоги размашисты... В общем, рассказ участвовал в конкурсе ХиЖ прошлого года. Видимых изменений нет и, вероятно, быть не может.
***
"Голубок"
Хорошая, даже слишком хорошая литература. Великолепно, как русская классика.
Никакой интриги. Диалоги в страшном виде. Веры автору нет и в помине. Абсолютно неинтересно, что происходит, и происходит ли вообще.
Если читать ради получения нового взгляда, фант-идеи в конце концов - будет по нулям. Если читать ради получения удовольствия от прекрасного слога и своеобразного раскрытия знакомой темы - оно самое! В этом смысле рассказ выше всяких похвал и не понравиться не может.
***
"Птицелов"
Что такое "прокисшие остатки в Базилевсовой миске"? Кстати, подобные моменты встречались и в предыдущих рассказах.
Обидно за автора. Написать за два дня можно и 16 и 160 страниц. Как будет выглядеть текст для читателя?.. Вот так рассказ и выглядит.
"Голубок" был лучше.
***
"Шарики"
Серенькое вступление. Нет, написано славно, но когда перед глазами другой подход автора к строке, это уже не смотрится. Конкретно напрягает повторение конструкции "Я - глагол". Вполне возможно, выбор сознательный, служит в качестве характеристики, только мнение есть мнение. Не пошло.
Дальше тоже такие куски встречаются и разбивают их диалоги, которые изначально не выходят нормально.
Итого. Эмоциональный фон просто великолепен. Рассказы хороши; в основном больше понравились, чем нет, да только отправлены они не к месту. Если автор не прислушивается к героям и не видит сцену, красиво, интересно и качественно он сможет лишь передать собственное "я", отношение и чувства. Что читатель и получает: выходит потрясающе и постоянно. Игровой момент и идеи пока отсутствуют как класс.