Ершов Юрий : другие произведения.

Отзывы, Аэлита-2006, сборники Сма (2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Представлять "Аэлиту" не нужно, тем более странно рассказывать об уральской марсианке читателям Си. СМА "Аэлиты" тоже работает не первый год, а информацию о сборниках, которые марсианка выпускает с завидным постоянством, можно легко найти в сети. Настоящий сборник планируется в рамках "Аэлиты-2006".
  Практика показывает, что отзывы автору не нужны. Руководство "Аэлиты" поставило перед комиссией задачу написать краткое резюме: указание основных причин, по которым произведение отклоняется или рекомендуется для включения в сборник, моменты редактуры. Все же, ограничиваться запиской внутреннего характера как-то нехорошо. Осталось желание отчитаться за свое решение перед авторами.
  Здесь отзывы на второй блок поступивших текстов.
  
  01.02.2006
  Ю. Е.
  
  
  
  
  *********
  И. Вереснев
  
  ***
  "Подарок призрака"
  Первое, что бросается в глаза - ни к чему не обязывающие разговоры героев. Незаконченные ругательства, прозрачные намеки и подчеркнутая легковесность диалогов служат для того, чтобы произведение выглядело "современным". И все же, здесь ощущается тяга автора к совершенно другому. В советские времена выходили книжки серии "Нефантасты в фантастике". Рассказ пока не дотягивает до того уровня, манера высказывания мыслей похожа.
  
  ***
  "Четвертая рукопись"
  Свежак. Люди зомбированы рекламой последних фильмов, сейчас на эту тему будет богатый выбор. Чисто прагматический ход: для сборника можно подождать вещи, продуманные лучше.
  
  ***
  "Вуаль времени"
  Эх, в первой же строке неточность. "Звонок исчез". До упоминания об оголенных проводах читатель подумает, что кнопка пропадает перед глазами рассказчика истории. Уместный вариант: "кнопки звонка не было, вместо нее из косяка торчали оголенные провода".
  Герои могут говорить что угодно. Верить или не верить - выбор читателя. А с чего героям, собственно, здесь можно поверить?
  
  ***
  "Начисляющий баллы"
  Обычная для сети вещь.
  
  ***
  "Рассветная жизнь"
  Рассказ участвовал в конкурсе журнала ХиЖ прошлого года. Видимых изменений нет, остается повторить: собеседники вытягивают на поверхность много деталей, не требующихся идее и сюжету.
  
  ***
  "Подружка из беспространства"
  Стандартное начало сюжета, плоская мотивация героя, подчеркнуто непроизносимые имена; обилие мелкой информации, подающейся в диалоге, который сознательно замедляется и перебивается автором, возможно из желания создать "живую, проработанную сцену". Разговоры персонажей вряд ли приведут к тому, что у читателя создастся стойкое впечатление об ином мире. Стимула к узнаванию "беспространства" попросту нет.
  
  
  
  *********
  Д. А. Дзыговбродский
  
  ***
  "Последний человек"
  Затянуто, перегружено. Мысль легко прописалась бы на двух страницах.
  Высмеивания не вышло. Основные детали и акценты говорят о том, что автор идет на поводу у чудовища, которое извлек из обычного мира. Шаг героя и, в связке, его прощальная улыбка, подтверждают вывод. Жаль. В рассказе вырисовывался мощный и злободневный конфликт.
  
  ***
  "Есть ли жизнь на Земле?"
  Словно два человека писали. Скачкообразный слог сменяют взвешенные, плавные, естественные, полные уверенности и смысла фразы; затем все повторяется. Нужно еще работать над текстом.
  Ьйгирху и Ьйгарсу - жуткие имена. Они, будучи непроизносимыми, подчеркивают, что "шелест" - мыслеформы? Да, но в тексте слова Йрюкхта выделены как прямая речь...
  Подача материала совершенно чуждая, рассказ более расплывчат, чем хотелось, и все же это НФ, идея понятна и хороша.
  
  ***
  "Закат"
  Поэма. Работа серьезная.
  
  ***
  "Индульгенция"
  Очень хорошо. Первый, с полной уверенностью рекомендованный текст.
  Минус есть - несколько размазанная подача материала.
  
  ***
  "Исповедник"
  Неплохо. Идея родственна предыдущему рассказу.
  Много текста, горы пустой породы, уходы по виду "история шестого брата цирюльника", но сюжет четкий. Если вещь хорошо переработать - получится добротный НФ рассказ.
  
  ***
  "Последний день магистра"
  Только двинулись - и тут же воспоминания, массивное отступление от темы. Кто это, что это - читатель еще не понял, какой уж тут взгляд в прошлое.
  Опять много текста. Превосходная задумка, все сказано, но при этом удивительная склонность к коллекционированию лишних деталей и побочных линий.
  Вообще-то, понравилось больше остальных рассказов.
  Итого. Несколько лет назад люди отправляли первые свои вещи на СМА, а теперь пишут как боги, налегке выпускают книжки и с удовольствием работают в комиссии проекта. Такие примеры есть, что приятно. Не пропадает труд марсианки.
  Словом, автора нужно запомнить.
  
  
  
  *********
  Ф. А. Ромм
  
  ***
  "Мир на ладони"
  Автор изложил суть вещи в пяти словах. Он прав.
  Достойный замысел, реально и сегодня существующая угроза, хорошо понятное желание.
  Минус - за неровность во всем.
  
  ***
  "Жена, мама, ведьма"
  Страннейшая привычка писать краткие аннотации.
  Сырая вещь. Манера прыгающая; автор, захлебываясь в собственной фантазии, выхватывает кусок, бросает его читателю, берется за другой и третий. Мир нарисован окончательно черным, болезненным, диким, истерическим, паническим.
  Тема и мотивы те же, предыдущий рассказ звучал намного лучше и чище.
  
  
  
  *********
  В. К. Акимов
  
  ***
  "Кофе"
  Приятно то, что нет ни малейшей натянутости. Написано с искренним интересом к теме, но, увы, эта идея возникает у всех, кто хотя бы слышал о существовании компьютерных игр. Находок нет.
  
  
  
  *********
  М. Гинзбург
  
  ***
  "Легенда о Тиле"
  Обычное фэнтазийное начало. Из свежих элементов нужно отметить аркебузу и... Озборна.
  Хорошо написано, с оглядкой на строку, умениями и мыслями. Если закрыть глаза на то, что это стандартное фэнтези, а автор с милой непосредственностью пользуется набившими оскомину "новейшими литературными находками", читать интересно.
  
  ***
  "Древо познания"
  У автора стиль и слог, но он до обидного нелепо использует свои возможности. Это что-то из разряда, если бы увидеть, как Гоголь клеит объявления на столбах.
  
  
  
  *********
  А. А. Гореликова
  
  ***
  "Соло для саксофона"
  Вступление, за ним объяснение - что происходит, с углублением в то, как это начиналось; причем, размером с самое вступление. Простейший ход. Отделил отступление от темы многоточиями - и ладно, и пойдет, и отправился к финалу. Не интересно автору подумать ради читателя, завязать рассказ сценой, где очередные Чужие смотрелись бы загадкой и без показа их двухмесячного пребывания на многострадальной Земле.
  Написано с минимумом погрешностей. Сухой профессиональный подход. Такие вещи ценятся редакторами и не запоминаются читателю. Интрига на нуле. Предсказуемые, вялые, слабые ходы. В этой вещи нет ни звука жизни.
  
  
  
  *********
  Д. Туровский
  
  ***
  "Снежинки"
  Красивое название.
  Наверное, это проба пера. Как проба - впечатляет уверенным спокойствием, с которым автор обращается к читателю строками своего произведения.
  
  
  
  *********
  И. А. Живетьева
  
  ***
  "Вкус яблок"
  В сети пойдет на ура. Хорошая, жизненная и по человечески нагруженная история.
  Леолетчика, стереовиза и удачного набора хромосом показалось маловато. Слова сами по себе красивые, ладные, а смысловую нагрузку относительно фантастики и иже с ними несут слабую.
  
  
  
  *********
  A. Кожухов
  
  ***
  "Террадестроит"
  В фантастике регулярно попадаются вещи на тему враждебных веществ, однако традиционность автора и склонность к НФ радуют. К тому же он размахнулся на всю Землю, ничуть не пытался кому-то подражать, а идея рассказа - вовсе не борьба с враждебным веществом.
  Ошибки есть. Возьмем прыжки в разное время, к новым героям и проблемам. Ясно, что это необходимо, но прыжков-то много. Другая ошибка - название, раскрывающее суть. Третья - увлечение автора объяснениями сюжетных нюансов такой глубины, что сам читатель вряд ли о них задумается.
  
  
  
  *********
  М. А. Маковецкая
  
  ***
  "Осенний день без рая"
  Есть определение "вирта" как виртуального секса. Читатель непременно озадачится обильными неологизмами "вирт-программер, вирт-сакрал, вирт-экшен программер, вирт-религия". "Вирт" здесь не основа, в энциклопедии определение "вирта", может пока и не занесли, но, согласитесь, при таком раскладе смысл вещи звучит искаженно.
  Виртуальности здесь вообще перебор.
  
  
  
  *********
  Н. Ракитина
  
  ***
  "Не вам противиться..."
  Отличная вещь. Никаких претензий.
  
  ***
  "Вишневое варенье"
  Работа на высоте. Совершенно традиционный рассказ.
  Здесь проблемы со структурой. Впрочем, скорее всего, таков был сознательный выбор автора.
  
  ***
  "Зеркало"
  Попытка повторить Дверинду?
  Гематоген - это супер.
  Есть неточности. Например, "выплюнула косточку. Та упала", "Мяв почти заглушил", "она-выскочит, стукнет-его и отберет".
  Хорошо, но предыдущие вещи лучше.
  
  ***
  "Искусство составления витражей"
  Не оценил. Наверное, это раннее. Что-то может и есть, очень уж путано, витиевато подано. А еще сложнейшие имена...
  Вывод такой. Автор отправил на СМА тексты разнообразной тематики, направлений и вообще рассчитанные на разные вкусы. Сделано абсолютно правильно.
  
  ***
  "Служба безопасности библиотеки"
  Совсем другое дело. С первой строки чувствуется серьезная работа, даже такая мелочь, как выделение верного ударения в проблемном слове - и то есть.
  Получилось отлично. Есть грубая ошибка: короткая история. Хочется продолжения рассказа!
  Итого. Автора нужно запомнить.
  
  
  
  *********
  М. Савеличев
  
  ***
  "Архонт западных врат"
  Теперь так мало кто пишет, поэтому рассказ запомнится. Сказал бы "это красиво", только здесь есть легкий перебор с мерзостями. Из тех. заблуждений хотелось бы отметить неумеренность в использовании эпитетов, "поэтических" названий, образных сравнений и т.д. Читателю необходимо более краткое и ясное представление героев, КМ, отдельных сцен.
  
  
  
  *********
  В. А. Сухих
  
  ***
  "Братья меньшие"
  Набор деталей. Отнюдь не новый эксперимент, в каждом конкурсе такой конструктор попадается. Текст выглядит, как и было задумано автором: груда букв.
  
  ***
  "Высшее образование"
  Совершенство.
  Вот так можно ошибиться в человеке... Автор тот же, а дело совсем другое.
  Перебор слов, которых не могло быть в русской классической литературе, но, что поделать, на них сделана ставка при показе прекрасного мира.
  
  ***
  "Государственная политика"
  На сегодняшний день идея затерта.
  
  ***
  "Дедуктивный метод"
  Вот уж действительно, черная сатира. Слог и тема воспринимаются нормально. К манере привык. Больше того, если все спокойно (беседа, Вегас, дождик, миссис Кристи), начинаешь нервничать: что-то тут не чисто. Недалеко от предсказуемости финала, а?
  Минус - вообще-то для фантастики все это звучит спекулятивно.
  
  ***
  "Легенда"
  Мрачная шутка. Верю, так оно будет когда-нибудь.
  Определить миниатюру к фантастике рука не поднимается.
  
  ***
  "Моцарт и Сальери"
  Вот так штука! Признание?
  Какой там глас всемогущего наставника. Выбор - дело одного, каждого по отдельности. Все ответы спрятаны в сердце человека, причем, еще до того, как он сделает свой первый вдох. Чтобы ответить на вопрос самому себе, нужно немного помолчать.
  Казалось, автором сделан выбор, есть убеждения по молодецкому типу "классика мертва, вскроем гроб, обглодаем ее кости, попинаем череп, а завтра начнем "клепать различные миниатюры". Однако же, после этой вещи, становится понятно, что у командующего парадом есть сомнения в собственной правоте.
  Потрясающе интересный рассказ, если рассматривать сказанное, как сомнения и поиск автора. По исполнению предыдущие были лучше. Сюжет не нов, сцены разыгрываются стандартным образом, концовка очевидна. Здесь нет ничего, что могло бы привлечь современного любителя фантастики.
  
  ***
  "Первопечатник"
  Замечательная история.
  Минус - похожая идея, даже идеи, уже были.
  
  ***
  "Последнее средство"
  Замысел понятен. Не слишком удачная мини.
  Рассказ сделан по клише. Есть варианты лучше: Легенда и Первопечатник.
  
  ***
  "Самый достойный среди..."
  С выводами можно поспорить. Нам как раз и свойственно верить неправде.
  Трудно отделаться от ощущения, что автор писал все свои вещи в газету, на заказ. Для отдельного "сборника черной сатиры" слишком однообразно.
  
  ***
  "Сафари 2015"
  Это не черная сатира, а нормальный юмор. В этом прекрасном новом мире, тоже, конечно, уместен.
  
  ***
  "Чудо природы"
  Злободневно. Быть не может, чтобы вещь уже не побывала в печати. Для газеты - идеально.
  
  ***
  "Экзамен"
  Классика в этом случае говорит "укрепите тару".
  
  ***
  "Я подарю тебе звезду"
  Ну, все, последняя сатирическая мини.
  Слово "гиперпространственный", небывалость задуманного, не позволяют автоматически относить текст к фантастике. СМА по своему обыкновению тяготеет прежде всего к фантастике.
  Итого. Автор верен своей "черной манере". Рассказов прислано 13 - чертова дюжина. Это не подражание Чехову, О. Генри, Зощенко, Твену. В основном, это лекало, к которому обращаются все литераторы, но мало кто более двух раз.
  
  
  
  *********
  Д. Чекалов
  
  ***
  "Башня магов"
  Почти каждое предложение начинается с красной строки. Возможно, это решение принято для того, чтобы оттенить, "особым образом" подчеркнуть концовку? Решение странное.
  Мысли дельные, только это не всегда вплетается к месту и выглядит отступлением от темы. Автор хотел задать вопросы и ответить на них. Так буквально и получилось: прописано явно, открытой строкой.
  
  ***
  "Смерть Лауры Вульф"
  Тема вряд ли покажется кому-то увлекательной. Даже тем, кто в сети пока еще завязан по уши.
  
  ***
  "Не для всех"
  Диалоговая вещь. Однобокие взгляды персонажей на происходящее, полное отсутствие интриги. Сказано то, что сказано, мыслительный процесс читателя не запускается и, судя по всему, в принципе не допускается. Почему, собственно, так, как сказал автор, а не по-другому? Тем более, личности героев не прописаны. У них есть только что-то вроде петлицы: принадлежность к определенной группе, необходимой для обустройства (обустройства, отнюдь не его естественного продвижения) сюжета. Офицер, капеллан, сержант, асгард. Этого достаточно? В этой связи капралу, общающемуся с могильными жуками, повезло больше всех.
  
  ***
  "Рождение монстра"
  Неплохо. Это допустимо.
  Звучит просто, а концовку, кстати, совершенно не угадал.
  
  ***
  "Свистящий страх"
  Опять разорванные абзацы. Автор либо пытается усилить абзац, либо готовится к тому, что текст нужно будет укоротить, заранее отрывает фразы, которые ему кажутся лишними.
  
  ***
  "Тонкости дипломатии"
  Итого. Автор вообще вряд ли должен вставлять свое мнение везде, куда может дотянуться пальцами. Если убрать хотя бы это - тексты серьезно выиграют. Дальше можно приступать к другим проблемам. Допустим, к достоверности происходящего, процеживанию диалогов, характерным чертам героев, мотивациям и оживлению сюжета.
  
  
  *********
   *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"