Технически неплохо исполнено. Герои получились более-менее живыми за счет диалогов. Однако же, и типичной сюжетной штамповки хватает. Эдакий проскок по верхам желтой прессы 90-х, активно мифотворствующей на тему ужастей Гражданской войны. Больше всего подгадили сюжету марионеточные марсиане. Малограмотный герой как нечто естественное воспринимает понятие 'инопланетники'. Хотя четыре класса начальной школы, которыми ограничивалось в те годы образование большинства (в лучшем случае), не включали в себя курс астрономии. Фантастика, как жанр, находилась в зачаточном состоянии, даже 'Аэлита' была написана только в 23-м году. В общем, получается, что герой на реплику об 'инопланетниках' должен был удивленно выкатить глаза с вопросом 'а кто это?'.
Вообще, нестыковок в сюжете хватает. Недоумение вызывает вопрос, умеет ли герой пользоваться краном. Спрашивает сам себя, получается. Недоумение вызывает снабжение подопытного объекта инопланетной техникой. С какой стати, если его вернули в среду обитания? Как мог действовать инопланетный спутниковый навигатор в отсутствие спутников? Как мог герой сходу разобраться в операционной системе инопланетного КПК, если видел из техники, в лучшем случае, унитаз и телеграф? В общем, условностей многовато для короткого рассказа. Хотя читать было не скучно, но если бы не финальный прилет статистов-инопланетян, смотрелось бы все куда интереснее и правдивей.
Духина Н.Г. Хиж-2013: Выбор идиота
Я по натуре не сексист, но дамская фантастика - это почти всегда нечто. Автор явно не знакома с понятием 'бритва Оккама' и 'квантум сатис'. Произведение по фактуре на четыре пункта круче любого мексиканского телесериала. Тут вам всего в избытке, со вселенским размахом: и сентиментальных розовых соплей в сахаре, и кровищи христианских младенцев. Пегаса явно понесло, и на его пути не попалось ни одной бабы, способной войти в горящую избу, чтобы обуздать не в меру ретивого рысака.
Если честно, я не могу говорить об этом произведении серьезно, в виду нагромождения сентиментальных нелепиц, больше присущих желтой прессе или третьесортным триллерам, нежели литературе вообще, и фантастике в частности. Автору понадобилась уйма надуманных условностей, чтобы решить полностью надуманный сюжет.
Помнится, был у меня в самом начале творческого маршрута совсем детский рассказик, примерно соответствующий трагическому размаху и уровню инфантильности. Герой по ходу действия использовал своего приятеля в качестве носильщика, чтобы донести оборудование до некоего секретного объекта, и потом собирался ненужного свидетеля уничтожить. Анатолий Шалин, который рецензировал этот опус, отучил меня от подобных дешевых трагедий раз и навсегда, заметив, что куда меньше хлопот было бы герою от вездехода, или даже ослика с тележкой. Это и есть принцип разумной достаточности, который позволяет избегать нелепой мотивации поступков героя и надуманности всего сюжета в принципе.
P.S. Раз уж требуются дополнительные пояснения - извольте. Автор прониклась идеей, что человечество во имя сомнительных сиюминутных целей способно перемалывать тонны младенцев. И принялась создавать условия, при которых эта идея имела бы право на жизнь. Но условности получились такими нелогичными, антинаучными, натянутыми и притянутыми за уши, что результат (ИМХО) оказался нежизнеспособен.
Голованова Н.В. Хиж-2013: Рубильники с планеты Во!
Такое ощущение, что рассказ у автора завалялся еще со времен 'Юмофанта'. Автор на протяжении всего рассказа натужно и старательно выжимает из сюжета юмор, но выжимается неважно - хуже, чем березовый сока из полена.
Снова я принялся ворчать, хотя по правилам критики сначала полагается похвалить. Но это я приберегу на десерт :)
Самое слабое в рассказе - вялая идея конфликта. Космические шОферы привозят инопланетянам основу для их экзотического транспорта. Ха-ха - конечно, кастрюли. Шутка, достойная пера Петросяна. И получают взамен некий прибор, по заказу меняющий настроение. В принципе, основа для сюжета есть. Нужно было только придумать оригинальную кульминацию. Но увы - оригинальности не вышло. Замах получился широкий, почти Саймаковский набор героев, от трехглазого профессора до привидения, вылился в итоге в банальную поговорку 'милые бранятся - только тешатся'.
Ну и десерт. К плюсам можно отнести, что действие выдержано в единой стилистике, достаточно живое, по ходу не рассыпается и не провисает. Но на этом, пожалуй, все.
Лэмберт Д. Хиж-10: Напополам
Я же говорил, что не сексист? Настало время это доказать :)
Тут можно смело начинать классически, с похвалы. Благо, есть за что. Изложено внятно, вкусно, красивая идея в наличии, ничего лишнего, все работает на сюжет. Но одно 'но' все же осталось. Герой по мере получения купленных качеств обретает человечность и проникается чувствами к своему донору. Только вот вопрос. Почему же он при этом продолжает игнорировать жену? Ну ладно, сам он ее изначально не любил. Но ведь она-то была к нему неравнодушна? Иначе зачем бы пыталась изменить это бесчувственное полено, покупая для него верность, гордость, благородство и все прочее, что свойственно человеку с большой буквы 'че'? Судя по всему, благодарность она купить не успела :) И весь такой облагороженный герой бросает свою благоверную без малейших сожалений и угрызений совести. Понимая при этом, какая она, в сущности, несчастная и одинокая. Не сходится что-то у меня баланс.
За исключением этого, других вопросов к автору нет.
***
Лирическое отступление. Что-то это самый болотистый ХиЖ на моей памяти. Такое ощущение, что народ впал в спячку. Всего три обзирателя, из них один злостный ворчун (это я).
Гелприн, Майк Хиж-10. Истинный ариец
Ну что ж, продолжу ворчание. Автора помню как очень сильного, но не в этом случае. Я все понимаю, я вообще понятливый. Да, это фантастика. И в концовке объяснение о подставе. Но все равно душа не принимает. Реплика из зала: 'Большое Станиславское 'Не верю!'. Очень уж престранные органы. Так себя ведут лишь гестаповцы и чекисты в плохом кино. У реальных граждан есть определенные права. Презумпция невиновности, в конце концов. Если героя удивляет подобное к себе обращение, то оно в описанном обществе не в порядке вещей. Это значит, что для ареста нужна санкция прокуратуры. И пока вина не доказана в суде, обвиняемый не считается преступником, и заслуживает уважительного отношения. И адвоката, естественно. И уж более чем странно сажать в одну камеру лиц разного пола. Так даже фашисты не делали. Кроме того, чтобы спать на одних нарах, сокамерникам, видите ли, приходится сидеть по разной надобности на одной параше. Если уж они у автора едят баланду, то и какать, пардон, должны.
И да. Если уж в авторском мире вышел закон о кармической ответственности, он вызвал бы такой резонанс, что главгер не смог бы его не заметить. Тут реформа РАН вызывает волну на всю страну, что уж говорить о статье, по которой любого могут привлечь за проделки в прошлом воплощении. Как-то так.
Был, кстати, на последнем 'БД' очень похожий рассказ. Там главгера тоже заперли в камеру для розыгрыша. Новое поветрие в теме, что ли? :)
Сиромолот Ю.С. Хиж-2013 Правда железной дороги
Откровенно говоря, не проникся идейной глубиной. Если был в тексте какой-то скрытый смысл, то я его не уловил. Не наигрался приятель главгера в детстве в паровозики, и в зрелом возрасте купил устаревшую, никому не нужную при возможностях телепортации железную дорогу. Решил порефлексировать. И что? В чем, собственно, фантэлемент? Наши олигархи еще и не так развлекаются. В конце концов, у Ким Чен Ира собственный бронепоезд был, в котором он по всей Евразии катался. Кто-то собирает аэропланы времен Первой Мировой, кто-то другую рухлядь, чугунные утюги, например. Тоже ведь отжившие категории. Мне кажется, было бы забавнее и фантастичней, если бы героя уменьшили и прокатили на игрушечном паровозе :)
Сержан А.Т. Хиж-2013 Строгий костюм
А здесь ворчать не буду. И вообще говорить особо ничего не буду. Нечего говорить, кроме того, что это интересный и крепко сделанный рассказ. Отличная идея отлично реализована. Ничего лишнего, кратко, емко и метко. Спасибо за удовольствие. Пока что это лучшее из прочитанного.
Дуров А.В. Хиж-10: Быть не человеком
Такое ощущение, что автор запоздал с рассказом лет на пятьдесят-шестьдесят. Вообще, тема поиска границы между человеком и машиной настолько широко распахана, и не только Азимовым, что браться за нее без оригинальной свежей идеи просто нелепо. Так и ожидалось, что вот-вот за всем действием наступит неожиданная развязка, и перевернет сюжет с ног на голову. Но дело так и закончилось риторическими вопросами полувековой давности о невероятных возможностях слияния человеческого разума и машинного.
Мне кажется, было бы куда интереснее все повернуть так, что это машина стала себя осознавать оператором. Т.е., скопировала, и этим обрела собственное сознание. Или, скажем, иронический вариант: произошел обмен сознаниями. ИИ в теле оператора закончил работу, потрындел с коллегами, найдя в памяти несколько дежурных фраз, еще несколько нашел для жены, утром явился на работу, и произошел обратный обмен. И все это осталось незамеченным окружающими. Это уже была бы любопытная история. А так - увы.
Берестнев С.П. Хиж-10. Порошок
Еще один рассказ в примитивном линейном решении сюжета. Прилетели гуманоиды, потеряли волшебный порошок, потом выкрали, чтобы неразумные аборигены дров не наломали. Аборигены, нанюхавшись порошка, испытали несколько необычных ощущений. На этом все. Конфликт в произведении практически отсутствует. Сверхзадача отсутствует. Что в наличии? В наличии динамичная завязка сюжета и куча стилистических ошибок. Автор вообще не уделяет внимания семантике и фонетическому ряду. Понять, насколько это плохо изложено, весьма легко. Достаточно почитать вслух, и все фонетические занозы и семантические вывихи застрянут на языке. Кроме того, масса однотипных повторов. Одних 'тропа', 'тропу' штук шесть на четыре предложения подряд. В общем, стилистика сыровата, ее еще следует основательно дорабатывать.
Слово 'сховаться' - не из сибирского лексикона.
Лобода А. Хиж-2013: Честь офицера
Чуется мне, что это произведение со свистом пролетело мимо Чекмаевского сборника про СССР в космосе. Прошу пардону, но я к подобному реваншизму без иронии относиться не могу. Тематика противостояния сверхдержав за орбитой Земли отдает таким подростковым инфантилизмом, что его показатели за критический уровень зашкаливают. Снова реплика из зала: 'Большое Станиславское 'Не верю!'.
Уже сегодня сверхдержавам не по средствам в одиночку бороздить низкую земную орбиту. Потому и построили МКС. Без консолидации сил освоение космоса невозможно - ресурсов не хватит. Поэтому никакого противостояния, как в 'Лунной миле', не предвидится.
Далее. Любителям бессмысленных войн за астероиды. Это смешнее, чем делить песок в Сахаре. Ибо этого гуталину в поясе астероидов девать некуда, и не нужен он особо никому. В космосе вообще бездна всякого добра, от металлов до воды, и всего этого не потребить до конца существования человечества. Поэтому делить это добро - самая глупая идея из придуманных фант-реваншистами.
Далее. Транспортировка беременной в открытом космосе затея не менее глупая, чем дележ астероидов. Вне магнитного поля Земли радиация если не убьет плод, то ни к чему хорошему не приведет, это точно. Плюс, все время путешествия будущей маме придется проводить в центрифуге, или ребенок родится с врожденным остеопорозом. Космонавт может частично компенсировать потерю костного вещества за счет тренировок. А плод этого сделать не может. Плюс время путешествия. Даже в период великого противостояния это несколько месяцев. Идти при постоянном ускорении невозможно - нагрузки выше 1g скажутся, да и никакого топлива не хватит.
И еще далее. О пользе детского сада под свинцовым куполом. На Марсе-то магнитного поля практически нет. Поэтому радиация на поверхности не отменяется. Да и свинец мало поможет, поскольку тоже будет фонить от вторичной радиации. Плюс ко всем этим радостям добавится все тот же остеопороз при ярко выраженной акселерации, от пониженной гравитации.
Таким образом, от НФ осталась очень сомнительная идея по первенству рождения первого марсианина, которая сама по себе мало чего стоит.
Логос Г. Хиж-2013: Марсиане
Похоже, что это еще один невостребованный рассказ из советско-космического сборника. Однако разница есть. Идея поглубже, подход гораздо научнее. Если бы не за уши притянутые 'советские' марсиане, рассказ выглядел бы куда менее архаично. Хоть убейте, не понимаю, кому и нафига нужен этот напускной реваншизм? Неужели современники не имеют собственных великих мечт, а сдались им только эти пресловутые цветущие яблони на Марсе? В общем, без этого анахронизма, как мне кажется, вышла вполне добротная НФ. По духу и по стилистике - периода литературно-космической экспансии Кларка и Каттнера :)
Jacqueline D.G. Хиж-2013: Возможно, это было так...
Идея с одной стороны далеко не новая, с другой - вполне приемлемая. Подвело исполнение. Это словно гроссмейстеру играть в шахматы с перворазрядником. Ходы, то бишь, намеки, делаются так нарочито и неуклюже, что исход партии виден за десять ходов наперед. Вначале автор обмолвился о месте назначения героев, и сходу стало ясно, что это Земля. Дальше больше. С момента появления 'бугристого' аборигена рассеялись последние сомнения, что автор разыгрывает свой вариант 'Аленького цветочка'. Дальше читать стало просто скучно. Но дочитал, ессно, чтобы убедиться. Убедился. Скучно. Авторские авансовые намеки убивают всю интригу. Как учил товарищ Жванецкий: 'ТщательнЕе надо, ребята! ТщательнЕе!'.
Vir S. Хиж-2013: Победитель
Снова какая-то закадровая космическая война, непонятно за что. И без которой можно было легко обойтись, поскольку для сюжета она ровно никакой роли не играет. И бог с ней, по той же причине. Похоже, у этого поколения какие-то проблемы с мирным освоением глубокого космоса. :)
Как бы то ни было, герой возвращается с войны и пытается найти применение своим способностям в мирной жизни родной планеты. Супертехника будущего легко уживается с бытом девятнадцатого века. Вояки бороздят просторы галактики, а фермеры пашут на своих огородах. Посттравматический синдром героя не мучит, видения взрывной декомпрессии по ночам не докучают, и он как-то без особых напряжений выбирает себе карьеру постановщика цирковых трюков. И ставит, собственно, эти трюки. На этом, собственно, все. Хэппи энд.
Степень конфликта в рассказе невооруженным глазом не просматривается, поскольку его практически нет. Зато полно лишних деталей, без которых сюжет намного выиграл бы за счет краткости, и ни в чем не потерял бы по части событийного ряда. В общем, идея показалась недодуманной, а сам рассказ довольно скучным. Если фигура, но не характер главгера на протяжении действия хоть как-то вырисовывается, то прочее окружение остается бесплотной статистической массой.
Чернышева Н. Танейкина Заводь
Ага, сказка просочилась. Наверное, не очень уютно ей тут, среди завоевателей астероидов и давленых младенцев. В общем, как сказка, вполне ничего. Даже некоторое изобилие прилагательных тут вполне оправдано. Хотя не скажу, что меня история особо тронула. Сказка подразумевает наличие изящного тропа, каких-то аллюзий. А здесь голая мораль. Героиня даже сама себе не пытается ответить на вопрос, кем она стала, повзрослев. Загорает и лениво ждет приговора судьбы без драматических самокопаний. Ох уж эта женская проза - одни эмоции и ноль действия :)
Яценко В. Хиж-2013 Главная ось
Ну вот, твердая НФ. И довольно любопытный рассказ получился. Идея стоит столь многих букв. Динамично и не скучно. Пожалуй, это все, спасибо за удовольствие.
Костенко О.П. Хиж 2013: Вселенная в кармане
Гением стилистики автора не назовешь. После прочтения первых абзацев появилось жгучее желание пройтись по тексту хлопушкой, как по пыльному половику, чтобы выбить из него набившиеся запятые, прилагательные и деепричастные обороты. Читать бы стало не в пример легче. Впрочем, возможно, запятых отсыпано по норме, просто расставлены они где и как попало.
Любопытно, что такое 'стереография'. Трехмерное письмо? Так и видятся строки, плывущие в бесконечность: 'Давным-давно, в далекой-далекой галактике...' :) 'Глубинная структура вакуума' едва не устроила вынос мозга с почестями. С минуту размышлял, стоит ли подвергать глаза дальнейшему риску выпасть на клавиатуру в процессе чтения. И любопытство пересилило страх. И открытия британских ученых не заставили долго себя ждать: 'двенадцать измерений, как и у нашей вселенной, и так же большинство из них свёрнуты'. Похоже, что код вселенной писали криворукие программеры. Не прошло и миллиарда лет с момента БВ, как на экране Создателя возникло сообщение: 'Седьмое измерение допустило критическую ошибку, и будет свернуто' :)
Дальше больше. При скорости тысячелетия в секунду британские ученые рассматривают динозавров и междоусобную войну эволюционировавших из них аборигенов. Из меня испарились последние капли серьезности. Но все же дочитал. До последнего надеялся, что по иронии судьбы и неевклидова пространства доктор Сарториус Хрен Кубикус начнет поджаривать собственную вселенную, просто видимую в другой проекции. Но все закончилось банально. Прилетели микромстители, чтобы микромстить обидчику, и разнесли все микроскопы и термометры. Сказал бы, что давно так не веселился, если бы не бездна орфографических и пунктуационных ошибок. Вношу радикальное предложение: не сдавших ЕГЭ по русскому - в писатели не пущать!'
Венгловский В.К. Хиж-2013 - Геноморф
Странное послевкусие у меня от этого рассказа. И дело даже не в метафизической природе такой трансформации, какая доступна героям. А в нежелании этих героев и самого автора задаться вопросом, для чего это все было нужно. Мотивацией для всех тут служит полная бессмысленность действий. Один походя стал закуской для кита. В эпоху продвинутой генной инженерии и телепортации сложно было изобрести какой-нибудь спрэй от кашалотов или поставить сети, как это делается на современных океанических пляжах? Другой герой пускается в бессмысленную многолетнюю месть. Третья (как и большинство) просто так избирает бездумное животное существование. Наконец, главгер дожидается создателя всея этого странного эксперимента. Для чего? Не для того, чтобы плюнуть ему в рожу за смерть отца, потерю любимой девушки и поломанную судьбу. Не для того, чтобы сказать, как он, создатель, ошибся. И даже не поблагодарить за сверхвозможности. А просто так. Поздоровкаться и улететь в тучи. Нет в рассказе ни вопросов, ни ответов. И несмотря на достаточно внятное изложение, за текстом видна какая-то бессмысленная пустота. Во всяком случае, для меня тут явно недостаточная глубина идеи.
Ясинская М. Гхмук!
По этому рассказу раскидано много любопытных намеков, толстых и тонких, в том числе политических. Автор достаточно глубоко порылась в проблеме, по-моему, ничего не упустила. Только вот финал откровенно слит, и это печально. А ведь по сути, что мы тут имеем? Сюжетную схему, почти полностью параллельную 'Роковым яйцам' Михаила Афанасьевича. И у него-то все заканчивается остро и трагикомично. А здесь, после кульминационного разгрома мастерской, вместо коды идет совершенно бессмысленный, тусклый кусок текста, из которого ничего, в общем-то, не следует. А все могло быть гораздо ярче. Эти же големы могли быстренько перенять у людей панические настроения, страх и агрессию, и организовать самозащиту с симметричным противостоянием человеческим обывателям. Ну, или отреагировать как-то еще. Стать идеальной элитой - переняв у хозяев худшие человеческие черты. В общем, игра внезапно прекратилась, когда все козыри были еще у автора на руках.
Халь Е.Х. Хиж-2013. Влюбленная пуля
Снова всплывает проблема сексизма, но я всегда полагал, что слабому полу не стоит говорить о войне. Тем паче, о Великой Отечественной. Ну не та эта тема, где можно широкой кистью абы как. Тошнит уже от современного кинофуфла на типа военную тему. И от Михалкова, и от Федечки Бездарчука, и от безвестных авторов прочих бездарных сериалов. Все это чтение Есенина перед последним боем - просто невыразимая пошлость. Диалоги бойцов - провинциальный любительский театр. Розовые сопли в сахаре и страсти в клочья. То же, чем грешат современные псевдовоенные киноопупеи. Война - это не романтика, где эффектно умирают лиргерои. Мой дед, кадровый офицер-артиллерист, и в изрядном подпитии после праздников ничего не рассказывал об этом. Заметил только как-то раз: 'Ничего там хорошего не было, чтобы рассказывать'.
Сама идея альтернативной судьбы героя вполне могла бы существовать, несмотря на изрядную потасканность. Но ее погубил скверный антураж и марионеточные статисты с опереточными диалогами.
Лэмберт Д. Хиж-10: Однажды в Богемии
Не сказал бы, что этот рассказ сильнее, чем прежний. Но интересен-то несомненно. И в первую очередь, богатым антуражем. В отличие от предыдущего автора, тут очень живо воссоздана средневековая деревня. Не могу судить, насколько близко к реальности, но видится все достаточно ярко. Водоворот жизни чувствуется. С языковыми наворотами, как показалось, в самом начале некоторый перебор, а к финалу инверсий поубавилось, изложение стало совершенно естественным.
Фантастики в рассказе минимум, идея предельно проста. Но поскольку здесь упор совсем на другие качества текста, простота в данном случае ничего не портит. Хотя можно было решить финал и поизящнее. Скажем, кибер попадает в прошлое не случайно, а в качестве штатного наблюдателя. Ну, а когда вмешивается в события, в противоречие вступают законы робототехники, и спасланец перегорает или просто его программа отключается. Для большего эффекта можно было провозгласить его святым за нетленные кибернетические мощи :)
Тайц А., Карташов А. Хиж-2013: Смена маршрута
Сложно сказать что-то по части механики процесса записи личности в автонавигатор, фантастика она и есть фантастика. Зато лирическая часть рассказа явно соавторам удалась. По мне, все тут сделано на очень высоком уровне, придраться не к чему. И не буду :)
Блэкхен Умные числа
Тут все сложнее. Математика для меня всегда была темным лесом. Поэтому все эти пространные танцы с бубном на тему равенства чисел в разных системах счисления вызвали крепкий здоровый сон. Смысл рассказа в итоге прошел где-то стороной.
Кусков С.Ю. Кролики
Рассказ весьма странной формы. Такое ощущение, что на каком-то этапе автору писать наскучило, и он просто вставил вместо окончания кусок синопсиса. Если идея была в том, чтобы провести параллель между дохнущими со страху кроликами и дохнущими от Сталина гражданами, то идея эта осталась недореализованной. Само же действие отдает откровенной опереточностью - в нем действуют не люди, а какие-то шаблонные функционеры, по давно и прочно навязанным клише. С профессором и вовсе нестыковка. Взял и пропал. Это от аппарата НКВД? А потом как-то был призван, чтобы погибнуть под Вязьмой в 42-м? Это как? Впрочем, не уверен, что хочу это знать. Если уж самому автору это неинтересно, то мне и подавно.
***
В последние часы участники так интенсивно принялись сдавать карты, что я боялся не уследить за игрой. Наконец-то весь расклад на столе :)
Цуркан В., Правдик А. Хиж-2013. Я, мой отец, моя мать и Иаким
Почти купился на созвучность названия известной повести Нодара Думбадзе. Оказалось, что никаких параллелей нет. Также оказалось, что это было лишь первое легкое разочарование.
На самом деле, на первом плане в рассказе 'высокие, высокие отношения', выстроенные в схеме классического любовного треугольника. 'Анна Каренина не нашла в жизни настоящего мужчины, и легла под поезд'. В результате мы имеем жесткую мрачную антиутопию и минимум фантастики. На самом деле, фантастики настолько мало, что сюжет можно было решить и без нее. Ладно, конфликт мы имеем, а что с раскрытием темы? О чем конкретно этот рассказ, если отбросить совершенно типовой семейный скандал с изменой жены и сыном от соседа? Общество недалекого будущего, без позитива и положительных героев. Все действующие лица омерзительны. Сам ГГ, наблюдающий, как виртуальная мама совокупляется с любовником, знакомец героя, тискающий продавшуюся ему девушку, митингующие гомики, и т.д. Да полно, это будущее? Многие пессимисты скажут, что это день сегодняшний. Все фантастическое допущение заключается в симуляции программы 'Дом-2', которую герой устроил для трех своих родственников. А этого, увы, маловато для того, чтобы превратить грамотно составленный шаблон в хороший рассказ. Как-то так.
Притуляк А. На склоне лет, в эпоху стекла и камня
Откровенно говоря, запутался в авторских мыслях. По сути, получился своеобразный 'Обмен разумов', только намного скучнее. Очень долгая прелюдия, которая кончилась банально и предсказуемо. Пообещал старикашка отправить собеседника на Марс, и отправил. Главгер, конечно, по первости принимал старичка за сумасшедшего - так все делают. НО потом, типа, все оказалось правдой. В общем, это скучно.
Жидкова Е.А. Шофер
Стоп-стоп. Это не фантастика. Это чистой воды мистика. Причем, довольно примитивная. Толпа зомби, опереточный злодей, мечтавший захватить власть над миром, и суперсыщик, раскрывший страшный заговор. Особо позабавил неподдающийся слесарь. Наших слесарей заморским вирусом не проймешь, у них железный иммунитет, привитый дешевым портвейном. 'Мне скучно, бес!'
Медведева Е. Госпожа Тренога
Это уже значительно интересней. Довольно интересная и неплохо изложенная... сказка. Чур, не прятаться за малопонятное слово 'фэнтези', ведущее к пограничным жанрам. Это самая настоящая, классическая авторская сказка. Если бы в ней были хоть какие-то аллюзии на реальные события, которые позволили бы рассматривать ее как притчу, но нет - абсолютно незамутненный жанр. Поэтому, несмотря на интересный сюжет и хороший стиль, он как-то не к месту на конкурсе фантастики.