Аннотация: повесть о двух братьях,которые сталкиваются с необъяснимым явлением и пытаются в нём разобраться
"Мудрецам закон не писан"
Были и будут ещё те, кто в поисках
наслаждений, власти и славы, движутся
к цели, топча души, потеряв совесть и
презрев мораль. Но, получив желаемое,
познают вселенское одиночество, человеческую
ненависть и закон, которому, в свою очередь, наплевать на
мировозрение, положение и похоть.
(Исидо Кокумару)
Глава первая
Сашка, "Санчо",Шурик, "Санчес" или "Тридцать три
весёлых атамана."
Учиться,учиться и ещё раз учиться Сашка не хотел,а грызть гранит науки тем паче.Багаж знаний,собранных в школе ,состоял из умения писать прописью с наклоном,складывать,отнимать и умножать столбиком,а также делить уголком и ставить точки в конце предложений.Поэтому на вопрос о его образовании он отвечал:"полное-начальное" и смотрел на реакцию.Если человек реагировал на шутку,он улыбался и добавлял ,как само собой разумеющееся:"Высшее,высшее -МГУ".Ежели какая-нибудь кадровичка начинала дерзить,типа:"С девушкой своей будете шутить,молодой человек!Где учились,спрашиваю?"Он извинялся ,поднимал глаза к потолку,закладывал руки за спину и говорил,как бы вспоминая:"Помню-ю-ю школа была двухэтажная,в буфете пирожки с повидлом,а буфетчица на вас очень похожа.Вы -ы-ы у нас не работали?"
Придя в первый класс,Санчо уже умел читать,считать"хоть до тыщщи" и писал печатными буквами.Поэтому первые два года он был круглым отличником,за исключением отметки по поведению(уд.). "Очень уж живой мальчик" - говорила классная руководительница Антонина Петровна(ничего себе формулировочка).В третьем и четвёртом классах он,по большей части,защищал честь школы на разного уровня смотрах,танцуя вальс с Веркой Рожновой.Пел с дружком ещё по детскому садику Димкой Бодровым "Там вдали за рекой",играл в настольный теннис и роль Буратино в школьном театре.Это было куда веселей,чем зубрить таблицу умножения да учить наизусть стихи про Ленина.Интересней было жить,просто жить.Узнавать каждый день новое,не виданное и не слыханное,то, о чем не пишут в учебниках,не говорят учителя и не знают ровесники.Познавать жизнь самому - удивляясь, порою пугаясь, восторгаясь и не понимая.Бегать,прыгать,плавать,копать,поджигать,падать,ползать,искать,ломать и строить.Этим не возможно было пресытиться,это не могло надоесть или наскучить,от этого невозможно было устать."Шабалок,- говорил дед донской казак ,-вей ветер в жопе дым".Где это написано,что если залезть на телевышку,где работает отец Кольки Родионова,то можно увидеть весь мир,то есть совхозные поля,как пироженные в кулинарии,дома,как кубики в конструкторе,пруды,как железные крышки для консервирования.Смотреть и не верить своим глазам,что за городом есть горы - щебенной карьер,открыть для себя ,что их речка Терса больше Волги,потому что Терсу видно,а Волгу нет(резонно).Понять,что залезть можно хоть на небо,а вот что бы слезть,за тобой должен подняться Колькин батя.Где это видано,что одеколон"Русский лес" можно пить? А он сам видел как это делали"химики" со сталезавода в школьном саду.Где это слыхано,что в карты можно проиграть человека? А он сам слышал,как пьяные дядьки рассказывали и дрались потом за остановкой.И зачем это тётя Люба Сайко с Витькой-электриком каждую ночь лазают в подвал строящейся совхозной конторы?Ничего не уносят,не приносят,а в подвале темно и кошка дохлая.
Этот мир с шипящей жарой и звенящим морозом , с облаками и лужами,с рассветами и закатами,новостями,слухами и сплетнями,с запахами и звуками - вот,вот что интересовало,дразнило,манило,увлекало и поражало его. А в школе доска с мокрой тряпкой да крестики-нолики на переменах.
Отмечая музыкальные способности мальчика,преподаватели и соседи советовали бабушке Валентине Григорьевне отвести шурика в музыкальную школу.По-началу было клёво - новенький баян"Тембр" c пятью регистрами, "Полюшко-поле" двумя руками по нотам ,педагоги в кроссовках,училка в мини-юбке,а потом опять тоска : гаммы,сольфеджио,музлитература. Вот гитара - это бомбец!Девчёнки влюбляются,пацаны завидуют и ни нот тебе ,ни экзаменов."Тридцать три весёлых атамана",хулиганскую песню,Санчес играл через два дня после того как первый раз в жизни взял в руки гитару(Димка Лобов научил в пионерском лагере). Сто семьдесят три рубля с пятью регистрами улетели на антресоль,переложенные нафталином. В пятый и шестой классы Сашка ходил уже без учебников.В сумке у него была одна тетрадь с ручкой да теннисная ракетка.На уроках он играл с Лёхой Самохваловым, по кличке Самосвал,в морской бой,на переменах с Пашкой Наумовым заценял сиськи старшеклассниц,вместе со всем классом завидовал Вовке Заваруеву ,обладателю джинсов AVIS и мечтал о небесных кренделях:об окончании школы,как минимум,о сексе,как максимум.
Мамай,Серёга Мамаев,после восьмого класса поехал в город,как говорят все жители деревень,посёлков,хуторов и городков районного масштаба,поступать в ГПТУ на фотографа.За удачное поступление родаки купили ему магнитофон "Маяк 212 стерео",по тому времени - барбадос.В первые же выходные Мамай привез из города бобину с записями,два ансамбля,на одной стороне - наши,на другой какие-то америкосы,наверное.Названий ни тех,ни других Мамай не знал,позвал Шурика послушать.Сказать,что Саньке понравилось,всё равно , что сказать о прозревшем,что он стал лучше видеть. Представьте: к острову Робинзона Крузо волной прибило лодку с патефоном и кучей пластинок.Тоже самое: гибель,финиш,амба! Санёк в коме! Английский он не знал,но мелодии,звук,да ещё стерео,голоса...О чём пели наши было тоже не совсем понятно.Из пятнадцативаттных колонок шептали,вопили,кричали и выли знакомыми словами,но он даже не пытался понять о чём.Подсознание,врождённое ощущение красивого,вкус,поэтическая натура - романтик.В тринадцать лет не возможно что-то серьёзно анализировать,всё на уровне эмоций.Отчего?Почему? Неважно.Мурашки по телу,в груди что-то и глаза щиплет.Другой мир,неизвестный,непонятный,но красивый и добрый.Чудо!Тайна! И эти две песни - наша и зарубежная,как в алмазной россыпи два голубых бриллианта.Сашка слушал и слушал,мотал вперёд-назад, переворачивал катушку и слушал.Как человек во сне пъёт и не может напиться,хочется ещё и ещё.Когда он ушёл,Мамай перекрестился.Через три дня Санчес узнал от местного меломана Юрки Сапова об"IGLES",от Андрюхи Гладких,своего гитарного гуру,о "Воскресеньи".Стало ясно каким богам молиться.Через неделю Санька,насвистывая мелодию,играл на гитаре "Отель Калифорнию" и пел в нос "Я ни разу за морем не был".Мечта обрела чёткие очертания, судьба попала в колею и появились первые проблемы.За двадцать дней до окончания четверти Саныч появился в школе несколько раз.Заскочил как-то на последний урок,кто-то видел его в буфете с паралалльными из шестого"Б",слышали ,что он где-то на соревнованиях,думали,что он помогает директору ремонтировать школьный тир,точно же никто ничего не знал. Две недели после каникул Гальперина в школе не видел никто.Дед орал,что осинка не родит апельсинку,намекая на непутёвую дочь,бабушка плакала,педагоги прислали Саньке "чёрную метку"- педсовет!
1982 год.Средняя школа имени Крупской,17-00.Слушается дело Гальперина А.В. о злостном нарушении дисциплины и режима посещаемости занятий.Пришёл,волнуется.Ноздри,конечно,рвать не станут,но кровушку свернут,это точно...Учительская.Входит.Три стола в ряд вдоль окон.Семь преподавателей,в центре завуч Пономарёва З.В.(Шпиля).В углу,под книжными полками,пионервожатая Алка Цыпляева. Маленькая, страшненькая, ножки поведенные ,прямой пробор,две косички,но сиськи что надо. Глаза. Восемь пар глаз,как стволы, точно двустволки.Кто в очках - с оптическим прицелом.Стоит наш обвиняемый,как перед расстрелом.Шпиля начинает:
-Ну что, Гальперин?(готовьсь!)
Смотрит в журнал успеваемости 6-а:
-Итак...(заряжай!)В чём дело?!( Залпом пли!!!)
-Что ты себе позволяешь?!(бах!!!)У тебя совесть есть?!(ба-бах!!!)
-Ты весь класс подводишь!(ды-ы-ы-щ!!!)
-Ты ж способный мальчик(осечка).
-Школу позоришь!(ой,прям в сердце!)
-А ещё пионер!(ноги подкашиваются)
-Да гнать его надо!(теряет сознание)
-Как думаешь дальше жить?!(поздно думать - готов!)
Пороховой дым рассеялся и покойник решил воспользоваться правом последнего слова.Взгляд с потолка опустил,руки за спиной разомкнул,стал шарить по карманам.Достал какую-то бумажку,что-то прочёл в ней,положил обратно.Покрутил головой по сторонам,пошёл в угол,взял стул.Поставил его в центре кабинета,где только что стоял,сел,сложил ладони вместе и сунул их между ног,повыше колен.
-"Встань,Гальперин,здесь педсовет,а не кинотеатр", - "Флот",учитель физики.
-"Уважаемые педагоги"-,почти спокойно начал Сашка. Завуч сняла очки,положила их на раскрытый классный журнал линзами вниз,держась руками за роговые дужки,как за бразды правления.
-"Вы взрослые люди с высшим образованием",-продолжил Сашка. Те переглядываются,не поймут в чём дело."Если вы меня выслушаете,то обязательно всё поймёте"Те заулыбались хе-хе,гы-гы."Только от начала и до конца".
-"Хорошо,Саша,но тебе всё равно придётся встать",-сказала по-русски учительница немецкого.
Сашка встал,опять достал из кармана бумажку и зажал её в кулаке:"Только,чур,не перебивать".Ещё пара очков легли на столы.Кто-то закашлял,заскрипели стулья,щёлкала авторучка.На одном из столов Санька увидел И.Н.086701 и стал рассказывать ему:"Жил в Японии мальчик,который очень любил рисовать.Рисовал он везде,где только мог: палочкой на морском песке,мелом на стене, карандашом ,красками,в школе,дома и даже ночью во сне.Он мечтал быть художником,а его родители мечтали о том,что их сын станет учителем.Они заставляли его ходить в школу,а вместо рисования - делать уроки,Мальчик окончил школу и поступил в университет.Однажды,возвращаясь на велосипеде домой,его сбила машина.Врачи спасли его,но он потерял зрение.Переживая свою слепоту,он стал писать.Его книги переведены на множество языков во всём мире.Он написал очень много,но все его книги,все до одной,он заканчивал одними и теми же словами:"Оставьте эмоции. Станьте камнем. Будьте слепы,глухи и немы,идя к своей мечте,что бы ,достигнув цели,увидеть влюблённые глаза,услышать восторженные речи и , заплакав, сказать"Я счастлив".Санька развернул бумажку,посмотрел на неё и произнёс:"Исидо Кокумару"обвёл всех взглядом и спросил:"А у вас в детстве была мечта?"(в преподавательский огород влетела граната) Алка Цыпляева намотала кончик пионерского галстука на палец и ,уткнувшись в свою грудь,казалось,размышляла:"Чего это я с четвёртым размером в пионерках всё?."Очки со столов поползли на носы,авторучка упала на пол. Эффект был таким же,если бы сейчас в учительскую вошёл бы ,например,Гагарин и сказал:"А когда я был в космосе,то видел царствие небесное".Удивление, неверие в происходящее, шок.
-Я буду музыкантом. А в школу больше не приду.(семь трупов с высшим образованием,один с косичками) Хотя педсоветчики и учились в институтах,людьми,наверное,были неглупыми,если решили продолжать обсуждение сложившейся ситуации без Сашки.