|
|
||
Использованы стихи русского поэта Георгия Иванова. |
Георгий Иванов |
Едва ли не самое знаковое событие уходящего 2010-ого года прошло в России почти незамеченным. На двух башнях Московского Кремля, Спасской и Никольской, были открыты фрески, замурованные в тридцатых годах прошлого столетия. Московский Кремль всегда почитался главной святыней страны, а Спасские ворота называли ещё Иерусалимскими. Но, оказалось, сегодняшней России, разлюбившей свою столицу, не так уж нужен её Небесный Иерусалим. Теперь тебя не уничтожат, Как тот безумный вождь мечтал. Судьба поможет, Бог поможет, Но — русский человек устал... В надвратных киотах, семьдесят последних лет смотревших на Красную Площадь пустыми белыми квадратами, в течение нескольких столетий располагались иконы. С первой половины XVII века над Спасскими воротами находился образ Спаса Смоленского, давший название башне. Икона Николы Можайского, украшавшая соседнюю, Никольскую, башню, более древняя, она датируется XV веком.
Фёдор Алексеев. Красная Площадь. 1800 г. После октябрьского переворота 1917-ого года от Москвы до самых до окраин уничтожались иконы и сбивались кресты, а с кремлёвских башен, выходящих на Красную — главную — площадь страны, продолжали смотреть иконы. В Кремле работало «антипоповское» правительство большевиков, там проживали их семьи, и каждый день все эти люди проезжали и проходили через ворота, осенённые отвергнутыми ими образами. Эта парадоксальная ситуация долго не менялась, несмотря на раздражённые требования Ленина убрать иконы со Спасской и Никольской башен. Рассказать обо всех мировых дураках, Что судьбу человечества держат в руках? Рассказать обо всех мертвецах-подлецах, Что уходят в историю в светлых венцах? Мало того, над кремлёвскими башнями продолжали возвышаться двуглавые орлы, правда, со сбитыми кое-где по указанию Троцкого коронами. Со слов Михаила Якушева, вице-президента Фонда Андрея Первозванного, Троцкий, едва въехав в Кремль, сделал запись в своём дневнике: «Мы-то не гамлетовцы. Нужно окончательно разорвать связь времён». Это писалось в контексте принятого им решения срочной смены кремлёвской символики. Дохнула бездна голубая, Меж тем и этим — рвется связь, И обреченный, погибая, Летит, орбиту огибая, В метафизическую грязь. Деятели революции не были гамлетовцами по определению, но надвратные иконы оставались на своих местах. И у этого странного обстоятельства должна была иметься какая-то особенная причина — уничтожение двух икон не требовало материальных затрат. В 1612-ом году именно через Спасские и Никольские ворота с боями входило в Кремль народное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов. Но это историческое событие вряд ли могло наполнить советских властителей священным трепетом. Французы, в 1812-ом году отступая из Москвы, пытались взорвать Спасскую и разворотили Никольскую башню, но образа непостижимым образом уцелели. Негамлетовцам, скорее всего, это показалось малозначащим обстоятельством. Новая власть могла счесть досадным недоразумением тот факт, что иконы уцелели после артиллерийского обстрела Кремля революционными частями в октябре 1917-ого.
Никольская башня после артобстрела. Тогда образ святителя Николая был изрешечен осколками, но сам лик остался невредимым. Патриарх Тихон распорядился сделать фотографию обстрелянной иконы Никольской башни и переправил её адмиралу Колчаку.
Никола раненый История надвратных икон могла оставить большевиков равнодушными, но даже эти люди, из которых, по словам поэта, можно было бы делать гвозди, могли дрогнуть от произошедшего на Красной Площади 1-ого мая 1918-ого года. Свидетелями того события стали тысячи людей. Пётр Евграфович Ковалевский, видный историк, исследователь русской эмиграции, семнадцатилетним юношей стал очевидцем события и так описал его в своём дневнике: «В присутствии Ленина и всего совнаркома был первомайский парад. Как раз в разгар манифестации материя на Никольских воротах, прямо против образа разорвалась и упала на площадь, а не было ни ветра, ни какого либо дефекта в шитье полотнища». Речь идет о кумаче, которым затянули образ Святителя Николая перед первомайским праздником. Аналогия с разорвавшейся завесой Иерусалимского храма приходит сама собой.
Демонстрация на Красной площади, 1 мая 1918г. Протоирей Иоанн Восторгов, арестованный вскоре — в конце мая, и расстрелянный осенью того же 1918-ого года, утверждал, что когда крестообразно разорвалось полотнище на Никольской башне, следом спала кумачовая завеса и с образа на Спасской башне. Заместитель руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков, опираясь на документальные свидетельства, уточнил, что закрывающее надвратную икону Святителя Николая красное полотнище, разорвалось в тот самый момент, когда мимо Никольской башни проходила демонстрация трудящихся. Фотографий задрапированной Никольской башни мне отыскать не удалось, но праздничное оформление других башен представлено здесь:
Кутафья и Троицкая башни, 1 мая 1918 г. Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. Только Сталин, стоило ему утвердиться во власти, без гамлетовских рефлексий принялся за дело. Первым делом, в 1934-ом году, по прямому указанию вождя «убрали» иконы с кремлёвских башен. Орлов, как ни странно «убирать» не спешили.
Сталинский сокол над двуглавым орлом. 1934г. Звёзды на кремлёвских башнях утвердились лишь к памятному 1937-ому году.
Демонтаж Овеянный тускнеющею славой, В кольце святош, кретинов и пройдох, Не изнемог в бою Орел Двуглавый, А жутко, унизительно издох. Один сказал с усмешкою: «дождался!» Другой заплакал: «Господи, прости...» А чучела никто не догадался В изгнанье, как в могилу, унести. До весны этого, 2010-ого года, надвратные образа Спасской и Никольской башен считались безвозвратно утраченными. Выяснилось только, что фотография обстрелянной надвратной иконы Святителя Николая, сделанная в 1917-ом году по указанию патриарха Тихона, сохранилась до наших дней. Она стала единственным документальным свидетельством, по которому собирались воссоздавать этот образ. С иконой Спаса дело обстояло ещё хуже — в архивах и запасниках музеев не оказалось ни фотографий, ни списков, ни детального описания этой иконы. Негамлетовцы славно потрудились над прерыванием связи времён. Казалось, что обе святыни, освящающие русский путь в Небесный Иерусалим, иконы, перед которыми равно снимали шапки, и цари, и крестьяне, исчезли бесследно. Хорошо - что никого, Хорошо - что ничего, Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать. Нам помогли. В Русском Зарубежье сберегли фотографию иконы Николы Раненого 1917-ого года и передали российской стороне. По ней в Москве была создана мозаичная икона Святителя Николая. В апреле этого года на Никольской башне начались подготовительные работы по её установлению. В процессе исследования киота под слоями штукатурки неожиданно обнаружилась роспись, бережно закрытая металлической сеткой. Оказалось, что образ Святителя Николая был нанесён непосредственно на стену. То же обнаружилось и на Спасской башне — чьи-то руки профессионально защитили фреску, сохранив её для потомков. Недавно стали известны имена людей, выполнивших в 1934-ом году указание Сталина «убрать иконы» таким образом, чтобы не причинить им вреда. Это реставраторы Владимир Иванович Плеханов и Евгений Иванович Брягин. Они, возможно, рисковали своими жизнями, чтобы мы смогли остановиться, просветлеть лицами и осознать, что живём в той же стране, в которой жили наши предки и сто, и пятьсот лет назад. Иконе чудотворной Я земно поклонюсь... Лежит мой путь просторный Во всю честную Русь. В августе этого года была освящен образ Спаса на Спасской Башне.
А 4-ого ноября, в день, специально предназначенный для осознания нами единства с предыдущими поколениями, была возвращена отреставрированная фреска-икона Николы Можайского.
Сегодня возникла парадоксальная ситуация: под красными звёздами на кремлёвских башнях расположены иконы, которые пытались уничтожить люди, принёсшие нам эти самые красные звёзды.
Спасская башня На первый взгляд, идея заменить красную звезду двуглавым орлом кажется логичной, тем более что он, поместившись на гербе, снова стал эмблемой Российской государственности. Но под рубиновыми звёздами 7-ого ноября 1941-ого года с Красной Площади полки уходили на фронт.
Москва, Красная площадь, 7 ноября 1941 года. Юрий Гагарин в 1961-ом году приветствовал под этими звёздами ликующих людей.
Москва встречает Ю.А. Гагарина. 14 апреля 1961г. Может быть, пора, наконец, стать гамлетовцами и приняться за соединение всех наших времён?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"