Аннотация: Красноярск красивый интеллигентный город. А.П. Чехов
«Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Эти слова А.П. Чехова выбиты на камне, установленном рядом с памятником писателю в Красноярске. А вот развернутая цитата из его очерка «По Сибири»: «Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей — могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!» ...
Памятник, по моему мнению, крайне неудачен. Этот бронзовый персонаж похож, скорее, на сильно рассерженного всесоюзного старосту и ничьего дедушку Калинина. А на самом деле Чехов в 1890-ом году, путешествуя по Сибири, был молод, энергичен, весел и любвеобилен. Но другого памятника Чехову в Красноярске не наблюдается, так что будем плясать от той печки, какая есть.
Из приведённого отрывка чеховского текста следует, что он побывал только на «этом» — левом — берегу, а правым скалистым берегом любовался через Енисей. Так и памятник поставлен — Чехов смотрит в сторону правого берега и думает думу про умную и светлую жизнь. Слева от бронзового Чехова виден мост через Енисей, широко известный благодаря своему присутствию на десятирублёвой банкноте.
На момент постройки в 1961-ом году это был самый крупный мост в Азии, его длина составляет 2500 метров.
Не знаю, был ли у Антона Павловича бинокль, но если встать за его спиной и приблизить картинку, получится примерно так:
Или так:
Полагаю, это всё выдумки поэтов и сказочников — то, что памятники могут двигаться, ходить и даже бегать. Но если всё же в этом дыме есть хоть сколько-то огня, и бронзовый Чехов втихаря сможет оглянуться, он будет приятно удивлён — его имя сверкает льдом на зимнем сибирском солнце.
Полюбовавшись ледяными чеховскими героями, узнаём интересную вещь - оказывается, следующий 2010-ый год будет юбилейным для писателя, исполняется 150 лет со дня его рождения. Как бежит время! Казалось бы, совсем недавно Антон Павлович проезжал через всю страну, совершая путешествие на Сахалин, и вот, пожалуйста - уже 150!
Но раз уж памятник всё равно оглянулся, пусть полюбуется на скульптурную группу «Реки Сибири», с исполином-Енисеем в центре композиции. Центральное место досталось Енисею совершенно обоснованно — это самая многоводная река России, она выносит в Карское море воды больше, чем даруют морским стихиям все реки Европейской России. Эту, одну из великих рек Земли, протянувшуюся на четыре с лишним тысячи километров, древние греки называли Плутоновым потоком, а жители Красноярья величают Енисеем-Батюшкой.
Но так как в Красноярске большую часть года царит зима, снежная и морозная, вот такой вид более характерен для этого и других фонтанов.
Красноярск называют городом фонтанов, памятников и уличных скульптур. Скульптурой украшены многие городские фонтаны, а их тут больше двухсот. Скульптурные композиции, среди которых есть пафосные и строгие, милые и забавные, в изобилии расставлены по всему городу.
Работу скульптора Андрея Кияницина «Дядя Яша и стажёр» хорошо знают, и не только у нас в стране — благодаря победе в конкурсе 2005-ого года на звание «Самый забавный памятник России», она попала на множество интернет-ресурсов.
«Учись, сынок, а не то всю жизнь будешь вот так мне ключи подавать»
Оживляет городской пейзаж и «Фотограф» работы того же А. Кияницына.
А это совсем не забавная скульптурная группа — памятник « Детям войны». Он установлен по инициативе красноярских блокадников — людей, по тем или иным причинам не вернувшихся в Ленинград из эвакуации.
Авторы памятника: скульптор Константин Зенич и архитектор Андрей Касаткин.
Один из любимых памятников горожан — командору Николаю Резанову. По дороге из Америки в российскую столицу он заболел и умер здесь в 1807-ом году, поэтому так и не вернулся к своей верной Кончите. Про то, что это первый русский, обогнувший земной шар, что камергер двора его императорского величества был одним из основателей Российско-Американской компании, преподнесшей нам Калифорнию на блюдечке, вспоминают только скучные старики. А для юных красноярцев командор представляется, прежде всего, прототипом героя рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского и ещё кем-то вроде покровителя разлученных влюблённых. Для того, чтобы вновь встретиться со своими любимыми, к памятнику приносят цветы.
Архитектор Арег Демирханов, скульптур Константин Зинич.
Хоть и не было всего этого великолепия, когда Антон Павлович осматривал Красноярск, город ему чрезвычайно понравился.
Уютные особнячки и грандиозные особняки, фешенебельные торговые дома и шикарные рестораны, внушительные общественные здания, мощёные тротуары, уличные фонари — Красноярск пышно расцвел в период золотой лихорадки. В середине XIX века в Енисейской губернии добывалось около 90% всего золота Российской империи, что составляло 40 % мировой золотодобычи.
Вот один из многочисленных торговых домов купеческой семьи Гадаловых. Современный вид этого здания не представлен по той причине, что в ходе позднейших переделок он потерял чистоту и строгость стиля.
С потоком денег, хлынувшим на город, пришли не только неумеренная роскошь и диковатые забавы нуворишей, мощной волной разлилась благотворительность. Открывались детские приюты, ночлежные дома, жильё для бедных, промышленники строили для своих рабочих многоквартирные дома.
Как доктора и гуманиста Чехова могло порадовать, что медицина в Красноярске не только находится на достойном уровне, но и является доступной для всех слоёв населения. Была открыта просторная больница, в городской лечебнице лучшие врачи Красноярска вели амбулаторный приём, бесплатный для бедных.
Интересно в архитектурном плане здание аптеки Общества врачей. Оно представляет собой образец зарождающегося своеобразного стиля «сибирский модерн», который переживет расцвет в Красноярске в дореволюционные годы XX века.
В письмах, в которых Чехов описывает впечатления от Красноярска, он отдельно говорит о Богородице-Рождественском соборе, что само по себе неудивительно — это был самый большой российский храм между Уральскими горами и берегом Тихого океана.
Кафедральный Богородице-Рождественский собор был построен на средства золотопромышленника С.Г. Щёголева. Автором проекта выступил известный московский архитектор К.А.Тон, тот самый, который проектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Строились оба собора в одно время, и в 30-ых годах XX столетия почти одновременно были взорваны — московский храм в 1931-ом, а красноярское творение Тона в 1936-ом году. И в Москве, и в Красноярске на месте взорванных храмов предполагалось строительство Дома Советов. В столице вновь построенное здание должно было венчаться исполинской статуей Ленина, да не вышло, а на фундаменте красноярского храма всё-таки установили памятник Ильичу.
Антон Павлович вполне мог прогуляться в городском саду, а там с главной аллеи в перспективе хорошо просматривался Богородице-Рождественский собор.
Сейчас приблизительно с той же точки видно, как над бывшей Новособорной, а ныне площадью Революции нависает монолитно-гранитный Ильич. Такому под силу потягаться и с самим Енисеем-Батюшкой.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», полном зашифрованных смыслов, содержится намёк на это двойное уничтожение храмов - самого большого в России и самого большого в азиатской части огромной страны, созданных одним и тем же архитектором. « Через несколько мгновений перед Маргаритой предстал тот самый толстяк-бакенбардист, что так неудачно представился на том берегу. Он успел, по-видимому, смотаться на Енисей, ибо был во фрачном наряде, но мокр с головы до ног. Коньяк подвел его вторично: высаживаясь, он все-таки угодил в воду».
Стержневой темой романа мне видится не какофония Мастера с его роковой любовью, не вялая мелодия добренького и наивного Иешуа, а трагическая вагнеровская музыка Храма Христа Спасителя, в романе ещё существующего, но уже разрушенного в период написания последнего варианта произведения. Поэтому авторская отсылка к Енисею кажется мне вполне читаемой.
Не случайно Чехов назвал Красноярск не только «красивым», но и « интеллигентным» городом. В середине XIX века в Красноярске стало бурно развиваться дело просвещения: открылись гимназии, в том числе женская гимназия, бесплатная женская фельдшерская школа, приходское училище, учительская семинария, духовное училище. Чехова должно было приятно удивить то, что население Красноярска было почти поголовно грамотным: к этому времени в городе работало 13 начальных школ, существовала общественная бесплатная библиотека.
Иждивением вдовы известного красноярского мецената Щёголева в 1874 году было открыто первое в Сибири ремесленное училище.
Здание бывшего ремесленного училища.
Уездное училище было открыто для обучения детей всех сословий. Здесь в 1856-1861 годах учился самый известный красноярец — Василий Иванович Суриков. В этих стенах произошла знаменательная для будущего гения русской живописи встреча — учителем рисования в училище был художник с академическим образованием Н.В. Гребнёв.
Сейчас в здании бывшего уездного училища, которую с похвальным листом окончил будущий гений русской живописи, расположена детская художественная школа имени В.И. Сурикова. Это одна из первых в России рисовальных школ для детей, она была открыта по инициативе и при содействии Сурикова.
Красноярск активно посылал своих сынов в столицы для получения самого лучшего образования, и это касалось не только детей состоятельных людей. Примером озабоченности красноярских благотворителей обучением талантливой молодёжи может быть тот факт, что Суриков поехал поступать в санкт-петебургскую Академию Художеств на личные средства городского головы, золотопромышленника и мецената П.И. Кузнецова. После смерти отца художника семейство не смогло бы обеспечить талантливому юноше столь блестящее образование своими силами. Всё время обучения в Академии Суриков в отличие от многих других студентов не нуждался в средствах — он жил на стипендию, определённую Кузнецовым.
На памятной доске позади барельефного изображения П.И. Кузнецова просматривается абрис его знаменитого степендиата.
Красноярцы, показывавшие Антону Павловичу город, настойчиво предлагали познакомить его с Суриковым, который в это время жил на своей малой родине. Помешала знакомству невероятная деликатность Чехова: «Я же не Толстой», — сказал он тогда. Суриков был очень знаменит, и Чехов не счёл для себя возможным напрашиваться на такое знакомство. К тому же Антон Павлович знал, что Сурикова привело в Красноярск драматическое событие. После смерти в 1888-ом году горячо любимой жены Василий Иванович пал духом. Он писал брату Александру: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». Шли месяцы, а горе не думало отпускать Василия Ивановича. Его друг, замечательный русский художник Михаил Нестеров пишет об этом периоде жизни Сурикова:
«После тяжелой, мучительной ночи вставал рано и шел к ранней обедне... Он пламенно молился о покойной своей подруге, страстно, почти исступленно бился о плиты церковные горячим лбом... Затем в вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково, и там, на могиле, плача горькими слезами, взывал, молил покойницу — о чем?.. Кто знал, о чем тосковала душа его?».
Брат Василия Ивановича уговорил его приехать на родину, чтобы в отчем доме залечить душевную рану. И родина помогла. К 1890-ому году, когда Чехов приехал в Красноярск, уже было написано самое радостное произведение Сурикова.
Если бы Антон Павлович всё же пошёл в гости к Сурикову, то увидел бы типичную красноярскую казачью усадьбу с характерными «заплотом» и воротами. Здесь в 1848 году родился Суриков, здесь он жил до отъезда на учёбу в Санкт- Петербург, сюда до конца своих дней он регулярно возвращался.
Все предки Сурикова, и по отцовской, и по материнской линиям были сибирскими казаками. Суриковы являлись отцами-основателями города — они входили в тот немногочисленный отряд казаков, что под руководством воеводы Андрея Дубенского в 1628-ом году основали острог Красный Яр. Но о Дубенском, его памятнике и истории основания города разговор впереди.
Музей-усадьба В.И.Сурикова
Дом срублен из сибирской лиственницы без единого гвоздя в 1830-ом году и дожил до наших дней без существенных поновлений.
Во дворе усадьбы установлен один из красноярских памятников Сурикову.
Автор памятника скульптор Юрий Злотя
В Красноярске внимательно относятся к памяти своего знаменитого земляка, мы увидим здесь ещё не один памятник художнику, в топонимике города Суриков щедро запечатлен, немало культурных объектов носят его имя. Но об этом будет во второй части моей красноярской саги о людях и памятниках. В следующий раз я попытаюсь пропеть песнь — нет, не о Гайавате, «О его рожденье дивном, о его великой жизни», а о русском художнике Василии Ивановиче Сурикове. Об этом магическом реалисте, гениальном «галлюцинате», взбунтовавшемся золотом медалисте Академии Художеств, ставшим нарушителем канонов академической живописи, о художнике, заглянувшем в бездну — в тайну русской души, по выражению художника К. Маковского, одного из самых внимательных исследователей творчества Сурикова — в эту смесь «жестокости, юродства, разгула, подвижничества, душевной муки, любви».
Чехов и Суриков были знамениты при жизни, и при этом мало поняты, оба до сих пор остаются во многом неразгаданными. Жаль, что они не встретились в Красноярске.