|
|
||
Когда кто-то тебя любит, то он произносит твоё имя по-особому. Ты просто знаешь, что твоё имя безопасно у него во рту. |
Любовь безмолвна, молчалива, Она не требует речей. Утверждал поэт С. Баруздин. У Шекспира читаем: Так я молчу, не зная, что сказать, Не оттого, что сердце охладело. Нет, на мои уста кладет печать Моя любовь, которой нет предела. Из другого его сонета: Люблю, — но реже говорю об этом, Люблю нежней, — но не для многих глаз. Торгует чувством тот, что перед светом Всю душу выставляет напоказ. Иван Ильин пишет («Без любви»): «Лучше о любви не говорить — это верно, надо жить ею». Вл. Соловьев: Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Гаврила Державин: «Чем больше я прельщен, тем больше я молчу». Ф. Тютчев в своем «Silentium», разумеется, говорит не только о любви, но и о ней тоже — обо всяком подлинном чувстве: «Молчи, скрывайся и таи... » Совершенно определенно Тютчев выразил свое отношение к «поэтической» любви в стихотворении: «Не верь, не верь поэту, дева»: Но ненароком жизнь задушит Иль унесет за облака. А.С. Пушкин в письме к жене: «Тебя, мой ангел, так люблю, что выразить не могу... » Исследователь эпистолярного наследия великого поэта не скрывает своего недоумения: «Это он-то, умеющий выражать словами и рифмами малейшие оттенки человеческих чувств!!». Да, было его безмерное восхищение женой: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Было восхитительное эротическое: «И делишь, наконец, мой пламень поневоле». Но о самой возможности любить — «выразить не могу». Надо ли напоминать, что для дам из «донжуанского списка» Пушкин всегда находил подходящие слова и поэтические образы. Когда, полюбил, а не увлекся — «выразить не могу». Можно долго длить ряд высказываний, суть которых заключается в том, что осуществленная, счастливая любовь невыразима словами, невыразима принципиально. Но ведь подавляющее количество поэтических и прозаических произведений, созданных за всю человеческую историю посвящено именно этой вечной теме — теме любви. Этой ли? Можно по разному относиться к творчеству Толстого, но нельзя не признать, что его «Все счастливые семьи счастливы одинаково» обладает странным обескураживающим действием. Не хочется соглашаться с данным утверждением, но ничего равноценного по силе убедительности противопоставить ему еще никто не смог. Толстой догадывается: «Они другие. И я не знаю, какие они — эти счастливые семьи, но для нас, внешних, они все выглядят одинаково». А те, кто внутри счастливой любви — молчат. Тонны исписанной бумаги с бесчисленными вариантами любовных переживаний — о чем-то другом? Э. Фромм выделяет несколько наиболее распространенных вариантов псевдолюбви («Искусство любить»). 1. Любовь как убежище от одиночества. 2. Любовь как эмоционально окрашенное стремление к половому удовлетворению. 3. Любовь как невроз, связанный со стремлением к страданию. 4.Сентиментальная любовь. «Ее сущность в том, что чувство переживается в воображении, а не в реальных отношениях с другим человеком» — поясняет Фромм. Это последнее наряду с невротической любовью является основным движителем мировой любовной лирики. Самый, наверное, яркий пример: Петрарка — Лаура. Девяносто сонетов, полных любовной тоски и томления — «Книга песен» — к той, которую совсем не знал и не стремился узнать. Какое стремление выражает великий поэт в поэтическом обращении к возлюбленной? « Я мук своих — хочу. И вот за пыл сердечный мой награда!» Награда — стихи. О поэтизации любви у Блока, о его Прекрасной Даме, о теме Вечной Женственности и о реальных отношениях поэта с любящей женой и другими женщинами откровенно рассказывает В. Орлов в книге-исследовании «Гамаюн». Женщинам-поэтам счастливая любовь и вовсе противопоказана. Или счастье — или стихи. Стихи дороже? Анна Ахматова подводит под поэтическую бесплодность счастливой любви идеологическую базу: В каждых сутках есть такой Смутный и тревожный час. Громко говорю с тоской Не раскрывши сонных глаз. И она стучит, как кровь, Как дыхание тепла, Как счастливая любовь, Рассудительна и зла. О счастливой любви: «рассудительна и зла»?! Еще выразительнее то же стремление преобразовывать живую человеческую любовь в топливо для стихов у Цветаевой. Например: Никто, в наших письмах роясь, Не понял до глубины, Как мы вероломны — то есть, Как сами себе верны. Верны своему поэтическому голосу. От счастливой любви женщины его теряют. Что может быть страшнее? И обезголосевшая Сафо Плачет как последняя швея. М. Волошин пишет о Цветаевой в этой связи: «Отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимостью, воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая — все обращается в пламя. Дрова похуже — скорее сгорают, получше — дольше. » И там же: « М. рвется к смерти». Ахматова категорически не только не хочет быть счастливой женщиной, но и просто женщиной. Она не женщина — она поэт, что неизмеримо выше: Тебя, тебя в моих стихах прославлю, Как женщина прославить не могла. Тема любви как жертвы на алтарь искусства у А.П.Чехова в «Чайке». После всех потерь Нину Заречную продолжает терзать вопрос: прав ли был Трегорин в том, что ее жизнь оказалась лишь сюжетом для небольшого рассказа? Именно у Чехова находим и лучшее опровержение поэтизированной любви, требующей все новых и новых жертв: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными». («О любви»)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"