Поэзия бывает разная, много о ней написано, много сказано, но, оказывается, есть темы, о которых говорить сложно и неприятно, но разговор начинать надо.
Когда-то давно, когда я еще знакомился с местной поэзией, меня удивили строчки одного поэта: "Моя душа - живой родник... Но кто-то в черном к ней приник. И пьет, и пьет... и хмурит брови... И просит крови..." Я даже поинтересовался, не маньяк ли он? Нет, все оказалось проще, иногда он читал "И просит крови...", а иногда "И просит водки...". Надо сказать, пил поэт много.
Можно спросить, а зачем этот разговор, человек то уже давно погиб? Древние учения говорят, что мысль человеческая материальна, что существуют такие структуры в мире как пневматосфера (название, предложенное П.Флоренским для расширения понятия ноосфера). Вот как об этом писала Е.И.Рерих: "Ядовитые эманации не только заражают человека, но и осаждаются на окружающих предметах. При этом такие осадки весьма трудно изгоняемы. Они могут сопровождать предметы и на дальние расстояния (12.11.37)". А я в новой науке о духовности времяонике развиваю мысль, что существует ментальная связь не только в пространстве, но и во времени. Скажем, читает человек сборник стихов какого-нибудь поэта и настраивается на его "волну", а человек этот оказывается на самом деле алкоголик. Может у него и стихи хорошие, а все равно беды не миновать.
Хотя бывает и наоборот, человек мало пьющий, а о водке пишет - заслушаешься. "Принимай традицию на веру И держи стакан на высоте. Градус водки равен широте, Широта души - не знает меры!.. (Н. Молчан)
В стихах настоящего поэта даже проституция может быть для кого-то красивой, как у Н.Гладких, умершего от спирта.
Сидели у жаркой печурки
И пили из общей мензурки
Снежком разбодяженный спирт.
И с дурами вкупе придурки
Вели беззастенчивый флирт.
Неставшие женами семеро
Искательниц вольных хлебов
Скитальцам бескрайнего севера
Свою предлагали любовь.
Им пить бы заморские вина,
Шуршать холодком крепдешина,
А их мужьям ревновать...
Но влив в себя горького джина,
Все семеро лезли в кровать.
Ну и так далее...
А потом раскручивается маховик пропаганды, и появляются биографии раскрывающие картины запоев поэтов, фильмы, в которых показывают пьющих, но симпатичных поэтов, литобъединения, которые в народе прозвали "литр объединения".
Да даже из самой простой психологии известно, что многие люди, в силу молодости или цейтнота, слабости интеллекта или недостатка образования не занимаются поиском ответов на вызовы времени, а заимствуют их из кино, литературы и поэзии.
Вот стихи В. Мерзлякова - хороший поэт, но пил и погиб молодым.
- Ты совсем опустился, - друзья говорят, -
Это дно!
Но я чую глубины.
Я готов тыщу лет прошагать невпопад,
Вырвав кол из соседского тына.
Кто-то вылез наружу, но я в перегной
С головою до лучших времен...
Мы повязаны вместе корою земной,
И ведет нас один перезвон.
В общем, в своих стихах В.Мерзляков создает удивительно симпатичный и притягательный образ страдающего пьющего, но мыслящего поэта. И ведь многие могут последовать за ним, начать подражать.
Давно известно, что в мире Бог с Сатаной борются и поле битвы - сердца людей. На мой взгляд, пьянство это дезертирство, самострел.
Ситуация настораживающая, проблема давняя, многие спросят, что же теперь делать? Не вводить же цензуру. А если людям нравится? Все так, но я думаю в корпоративной среде поэтов пьянство должно последовательно и настойчиво искореняться, а пока все наоборот.
Я, конечно, могу быть не прав и наверняка со своей критикой нарвусь на непонимание, тем более что от критики у нас совсем отвыкли, толи поэты стали кастой неприкасаемых, толи неинтересны они никому. В последнее время интерес к поэзии сильно сократился, не связано ли это с тем, что население России за последние годы сократилось на десять миллионов человек, ушло из жизни, выражаясь поэтическим языком, уткнувшись головою в перегной. Может быть, надо, наконец, поинтересоваться причинами такого странного явления. Может быть, все могло быть по другому, если бы в переломный момент истории поэты предложили другие смыслы и пути.
Самое удивительное, что люди у нас ведь все понимают. В стихах того же Мерзлякова можно найти это понимание.
"Мы проснемся, только разбуди.
Кулаком ударим по груди
И рубаху - хрясь! - на две портянки!"
Дочь моя, Россия, не смотри
И не слушай бульканье из склянки.
Пьяница проспится. Поутру
Глянет на разбитую округу.
Что не пожелал бы и врагу,
Он оставил дочери и другу.
Хорошая идея, разбудить! Только кто будет будить, если поэты в запое? А то скоро может и будить-то некого будет.