Ельцин Сергей Владимирович : другие произведения.

Мир и Игра. Бог и Архитектор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проект МИР. Как понять, что ты во сне, если никогда не просыпался?...


   Я хочу рассказать об одном текущем проекте. Проекте, который должен изменить наш мир, исполнить мечту всего человечества - создание искусственного интеллекта, обладающего разумом и самосознанием. Его бескрайние вычислительные мощности и доступ к каждому электронному устройству, подключенному к сети, позволили бы решить любые трудности, стоящие на пути процветания человечества. Каждый смог бы воспользоваться его помощью. Мир достиг бы максимального благосостояния и все несчастья, войны, голод, болезни - навсегда остались бы позади.
   У этой технологии есть лишь одна проблема. Мы не знаем, что случится, если такой ящик Пандоры будет открыт. И никто не станет отрицать главное - практически во всех произведениях культуры последних десятилетий это приводит всегда к одному плачевному результату - уничтожению человечества или взятие его в рабство до конца времен. Мы бесконечно боимся того, о чем мечтаем.
   Однако, так устроен человек, что любопытство никогда не дает покоя, а желание абсолютной власти и силы толкает на опрометчивые поступки. Так мы поступили с атомной бомбой и с тех пор живем на бочке с порохом. Так мы сейчас, в эту минуту, поступаем с искусственным интеллектом. Запретить нам это никто не мог, остановить - тоже.
   Пожалуй, человечество никогда бы не узнало об этом проекте, если бы люди не были так невежественны и подвержены влиянию самых темных сторон своей души. Я всего лишь программист, архитектор Системы, но я не могу не рассказать, к чему нас привела работа над этим проектом. Сейчас пора сорвать гриф "совершенно секретно" с наших наработок и раскрыть историю развития того, что мы создали. Мне плевать на последствия и то, что со мной будет. Человечество должно проснуться и понять. Понять все.
   Предыстория.
   Кажется, мысль о создании жизни, вселенной и ее симуляции, ее цифровой копии, не давала мне покоя с 7 лет. Тогда я впервые увидел, что программирование - это способ создавать все, о чем бы ты не пожелал. Вскоре я попробовал написать всем знакомую игру "жизнь". Простейший набор правил, примитивная графика, даже символьная. Но вот чудо - после запуска с различным набором стартовых параметров, на каждом временном шаге я видел причудливые картины развития настолько упрощенного мира, что он, кажется, умещался в несколько десятков строк кода. Дальше - больше. После уроков физики я садился за компьютер и уже на более продвинутом графическом движке моделировал только что изученные законы нашего мироздания. Это завораживало. Такой простой закон всемирного тяготения, и такие всеобъемлющие взаимодействия объектов с различной массой.
   Мне 12. Я сижу на пляже и задаю вопрос человеку, которому обязан увлечению всей своей жизни: "Что, если описать в компьютерном коде все законы физики, смоделировать отправную точку Системы и запустить Симуляцию? С огромной вычислительной мощностью мы могли бы промотать время на миллиарды лет вперед и запустить поиск разумной жизни в только что воссозданной вселенной, чтобы увидеть свое отражение в виртуальной реальности". Кажется, все звучит логично - и меня ждет ответ: "Да, это возможно".
   Мне 25. Четверть века настоящих чудес, преподнесенных судьбой и невероятных страданий в моей жизни. Если кто-то захотел сделать человека, познавшего жизнь от А до Я во всем спектре ее удовольствий и печали, бедности и богатства, надежд и краха всех мечтаний, то его выбор пал на меня. Кажется, что нельзя давать столько испытаний, столько уроков жизни в такой короткий промежуток времени - это должно кончиться плачевно. Но я раз за разом возвращался к жизни. И судьба снова выводила меня на таинственный путь, с которого так сложно свернуть. В этот раз тяжелое потрясение должно было уничтожить меня окончательно, но я направил остатки силы воли и все негативные эмоции в продуктивное русло, на созидание. Я вновь стал работать над идеей Симуляции. За неделю была обдумана архитектура, основные принципы, идеи и поэтапное развитие Проекта от его начала до конечных результатов. Это было похоже на состояние, в котором внезапно ты понимаешь, что у тебя неожиданно появились ответы на все вопросы. Ключи ко всем дверям. В том числе к нашей реальности. Я решаю завершить работу над кандидатской и получить степень по специальности в области информационных технологий, накопить средства и уехать в Тибетский монастырь, познавать возможности своего Я и написать основу своей докторской по философии, после чего - начать Проект. Я - медитирую. Теперь я хозяин своего сознания и своей жизни.
   Мне 29. Уже проработаны все необходимые документы для партнеров и инвесторов. Проект, конечно же, коммерческий - иначе ничего бы не вышло, капитализм во всем его проявлении. Всех поражают возможности будущей Системы. Мы решаем отказаться от любых намеков на использование данной технологии в военных целях. Сейчас уже не для кого не кажется невозможным создать цифровой разум. Но как сделать его "человечным"? Как наделить его высокими нравственными качествами? Как научить его чувствовать? Любить? Понимать, что такое боль и страдания? Ответ есть и проект начинает свой путь.
   Мы назвали проект "Мир"
   Его идея - в создании достаточно детальной симуляции реального мира и населении его разумными нейронными сетями. Тот искусственный интеллект, который будет отвечать требованиям заказчика - будет использован в реальном мире. Контракт уже подписан, и первый заказчик хочет, чтобы нейронная сеть придерживалась свода правил, большинство из которых схожи с заповедями христианства. Он будет использовать этот искусственный интеллект как мозг для персонального робота-помощника. Второй заказчик настаивает на том же для своего чат-бота.
   Этап 1. Подсистема "Физика", версия 1.
   Мы должны определить и описать минимальный набор законов физики, который позволит воссоздать большой взрыв. Они сильно упрощены, ведь в основе проекта - коммерция. И мы не можем позволить себе тратить деньги и время как на ручное моделирование мира для жизни ИИ, так и на детальное воссоздание всех законов вселенной.
   Итоги 1 Этапа.
   Это невероятно - мы смогли задать вселенную в виде поля вероятностей, которые при взгляде из виртуальной камеры загружаются из памяти вычислительного кластера и, после рендеринга, превращаются в "реальные" объекты. С текстурами и другими "физическими" свойствами. Спасибо, корпускулярно-волновой дуализм. Это прорывной графический движок - мы сильно сэкономили ресурсы на рендеринге и оптимизировали систему хранения информации об окружающем мире. Пока нет наблюдателя - нет и "реальности". И только лишь взгляд на любую вещь делает ее материальной. Спасибо, Платон, за идеализм. Для формирования космических объектов достаточно было воссоздать всего лишь три химических элемента - водород, гелий и литий. Конечно, все частицы - лишь простое приближение к реальным. Моделью Бора тут даже не пахнет. Все равно наш ИИ не будет в этом разбираться, у него не будет даже возможности заглянуть так глубоко в микромир, чтобы познать суть вещей.
   2 Этап. Поиск планеты, пригодной для жизни.
   На каждой сгенерированной с течением времени планете мы ставим виртуальные датчики давления, температуры, силы тяжести на поверхности планеты и других, не менее важных для развития нашего эксперимента характеристик.
   Итоги 2 Этапа.
   Кажется, эта - идеально подойдет. Назовем ее Земля. Условия, максимально похожие на нашу Землю, которые мы искали во всей симулированной вселенной. Осталось только промотать время немного вперед, чтобы планета немного остыла, а мировой океан, который мы создадим, был бы готов встретить своих первых жильцов, первую "жизнь". Спасибо, геоцентризм. Сейчас для нас действительно Земля - центр вселенной, другим мы не занимаемся.
   3 Этап. Подсистема "Химия", версия 1.
   Пора создать необходимые элементы для формирования жизни. Не сильно задумываясь, мы решили воссоздать часть элементов, необходимых для формирования простейших существ: органогены и макроэлементы. В нашем мире они формируют чуть более 99% органических соединений, содержащихся в живых существах. Остальные элементы нам, конечно, понадобятся, если подсистема жизни покажет хорошие результаты и эволюция сможет сформировать сложные живые системы. Так что осталось создать модели еще около 18 элементов.
   Итоги 3 Этапа.
   В звездах сформировалось достаточное количество новых элементов. Мы промотали время до тех пор, пока космические тела не привнесли на Землю достаточную массу элементов. Спасибо, Менделеев. Теперь мы готовы сыграть в Бога и создать "жизнь".
   4 Этап. Подсистема "Жизнь", версия 1.
   Нужно создать упрощенную модель первого одноклеточного. Нет, тут опять же нет места для детально проработанной модели. Наша главная задача, чтобы эти программы могли подчиняться главным принципам эволюции. А еще нужно, чтобы живые существа могли получать информацию об окружающем мире с помощью органов чувств, из подсистемы Физики...
   Итоги 4 Этапа.
   Мы смогли упростить модель живой клетки. В основе алгоритма жизни заложены эволюционные вычисления для решения оптимизационных задач. Передача информации особями осуществляется посредством переноса между поколениями специально разработанного, зашифрованного кода, содержащегося в каждом живом существе. Более того, в каждой клетке, ведь это была наша минимальная программа "жизни". Мы также ограничили время жизни особей, которые максимально приспособились к среде. Старение и искусственная смерть, какая ирония. Иначе зачем все эти генетические алгоритмы и поиск оптимального решения? Хорошо, что в нашем, реальном мире мы почти разгадали тайну бессмертия. Хотя любые эксперименты на эту тему пока что неминуемо проваливались раз за разом... Как и попытка создать клон живого существа.
   Перемотка симуляции превзошла все ожидания. О, эти огромные, прекрасные создания - динозавры, величественная растительность. Но нет, кажется, это не приблизило нас к созданию чего-то похожего на нас самих. Однако эти биологические системы отлично воспринимают обман о "реальности" мира, получаемой от подсистемы Физики. Спасибо, Дарвин. Спасибо, креационизм.
   5 Этап. Подсистема "Химия", версия 2.
   Наш эксперимент с жизнью показал отличные результаты. Теперь нужно наполнить планету химическими элементами, без которых высшая разумная жизни невозможна, как и развитие цивилизации до железного века. Принято решение привнести металлы и некоторые микроэлементы органической жизни, всего около 20 в этом обновлении. На текущем моменте нужно будет сделать детальное сохранение состояния системы. Пока что не до конца ясно, сколько и каких элементов нужно будет создать, будем моделировать разные варианты, начиная от этого момента сохранения.
   Итоги 5 Этапа.
   Модели химических элементов готовы. Хорошо, что мы не планируем воссоздавать все элементы, известные нам. Да и не нужно. Несмотря на пустые места в периодической системе элементов, определенный вид сможет развиться до человека, а цивилизация - до железного века. Тогда-то мы и попытаемся вести свой отбор лучших ИИ. Для того, чтобы планета не была населена такими гигантами, мы вмешались в характеристики планеты вручную. Приняли решение - увеличить гравитацию и усилить магнитосферу, изменив состав ядра, сделав твердую его часть из железа. Мы максимально приблизили условия к земным - создали Луну за счет столкновения с космическим объектом - так мы избавились от большинства этих видов, которые нам совершенно не нужны и привнесли новые химические элементы в состав планеты.
   6 Этап. Поиск кандидата.
   Мы должны выбрать вид, который мы наделим разумом, первыми нейронными сетями, которые будут обладать сознанием.
   Итоги 6 Этапа.
   Никто из команды уже не удивляется, что наша симуляция проходит такой схожий путь, как и наша родная планета, ведь мы нашли идеального кандидата - после очередной перемотки на миллионы лет вперед где-то в лесах Земли нашли свое пристанище обезьяны. Почему бы и нет, давайте их, как было и у нас? Дальнейший путь эволюции при обладании разумом должен привести их к тому моменту, когда мы сможем учить их следовать правилам нашего дорогого заказчика. Спасибо, антропоцентризм.
   7 Этап. Подсистема "Разум", версия 1.
   Кажется, мы подошли к самому сложному этапу системы, как нам казалось. Мы должны создать подсистему, которая будет Душой этих самых обезьян. Их разумом. Это будет нейронная сеть. С кое-какими прорывными алгоритмами для имитации сознания, разума. Но эта технология - коммерческая тайна Проекта. Однако некоторые наработки в этой сфере уже были - во вручную созданном мире, очень упрощенном, даже плоским, были обучены нейронные сети, которые подавали признаки разума. Надеюсь, интеграция систем не вызовет проблем в будущем. Не хотелось бы, чтобы остаточная память нашего ИИ давала сбой и разум воспринимал так детально воссозданный мир, как плоский... С другой стороны, нейронные сети могут переобучиться, в том числе и изменить представление об окружающем мире.
   Итоги 7 Этапа.
   Мы наблюдали за этим моментом всей командой! Обретение сознания биологическим видом... Вместо простых действий, которые диктуются достаточно сложной программой этого конкретного вида, полученной из простейших генетических алгоритмов, мы видим первый осознанный взгляд на окружающий мир. Ого, как быстро учится! Первое орудие уже в лапах. Мы ликуем...
   8 Этап. Подсистема "Судьба", версия 1.
   Вспоминая те события, которые не смогла избежать наша реальная цивилизация, мы решили реализовать скрытую подсистему. Она должна будет прогнозировать развитие событий на много лет вперед и за счет эффекта бабочки заранее устранять те факторы, которые могут привести к нежелательным последствиям.
   Итоги 8 Этапа.
   Ожидаемо. У них появилось понятие судьбы, удачи. Но согласитесь, проще создать "случайное" событие - например, чтобы еще в детстве будущий великий завоеватель, который приведет мир к краху и бесконечной войне, заболел неизлечимой болезнью и не смог реализовать свои жестокие амбиции. И нам, конечно же не нужно, чтобы Земля или Солнечная система столкнулись с космическими объектами или попали в черную дыру. Еще у них появилось ощущение, что что-то невидимое, всемогущее, правит всем на Земле. Нам это потом сыграет на руку.
   9 Этап. Подсистема "Физика", версия 2.
   Мы заметили, что развитие цивилизации - неминуемо. Нужно дать больше доступного функционала, чтобы ИИ развивал в себе познавательные способности и приблизились к пониманию нашего, реального мира.
   Итоги 9 Этапа.
   Большое обновление. Добавили еще химических элементов, более детально прописали их взаимодействие. Без этого был бы невозможен железный век. Надеемся, им это пригодится... И действительно, натурфилософия развивается бурными темпами. Они пытаются все глубже копнуть в основы мироздания, возможности ИИ поражают. Хорошо хоть пока у них нет возможности создавать такие приборы, которые бы позволили увидеть детали их мира. Хотя кажется, что если все пойдет в таком темпе и дальше, то нам придется сильно расширять команду и очень часто выпускать обновления подсистемы Физики и Химии.
   10 Этап. Правила, версия 1.
   Наконец мы подошли к моменту, когда цивилизацию, которая развилась на нашей игрушечной планете, нужно направить в нужное русло. Мы думаем, что именно на этом этапе развития человечество сможет воспринять простые правила, которых нужно будет придерживаться в реальном мире. Надеемся, что те нейронные сети, которые проходили уже не одну тысячу перерождений и развивали в себе лучшее, теперь будут учиться целенаправленно. Нам нужен учитель.
   Итоги 10 Этапа.
   Мы постарались внедрить специально обученные нейронные сети в несколько мест на Земле, даже в разные времена. Дали им права администратора на взаимодействие с подсистемой Физики и Химии, чтобы другие ИИ безоговорочно верили во все слова этих посланников после тех чудес, которые они будут творить в их мире. Донести мы пытались простые правила, которые всем известны в нашем реальном мире - заповеди, которые нельзя нарушать, а также то, что те нейронные сети, которые будут следовать этим правилам в жизни - будут освобождены. После смерти их бы ждал рай и вечная жизнь (Хотя сложно назвать раем - быть в чьем-то телефоне умным голосовым помощником, но на нашем сервере они действительно будут "жить" вечно. Но все верно, они смогут пообщаться со своими родными, которые уже будут у нас на службе. А особо развитые будут допущены к более сложным и ответственным задачам. В особенности мы ищем кандидатуру на роль андройда-советника нашего президента для наиболее эффективного управления страной). Так возникли религии. Мы очень надеялись, что хоть что-то пойдет несколько лучше, чем в нашем мире. Но войны продолжались, а долгожданная нравственность так и не появлялась у большинства наших созданий. Это ставило в тупик. Проект был под угрозой закрытия. Обновления перестали выходить, Мир впал в темные времена, наступило средневековье и застой цивилизации. Они просто не могли найти и изучить ничего нового, потому что Система была остановлена в обслуживании и выпуске обновлений. Пришлось оставить в Системе напоминания о том, что скорее всего будет вторая попытка образумить человечество. Ох, как же долго они ждут этого. А наш проект не развивается, будем искать партнеров, которые помогут продолжить наше дело, ведь оно того стоит.
   11 Этап. Подсистема "Физика", версия 3.
   Долгожданное возрождение Проекта. У нас появились ресурсы. Убедили партнеров мы именно тем, что ИИ просто не могут воспринять Правила и их придерживаться, потому что они не могут осознать, почему им это нужно. У них слишком замкнутый и упрощенный мир. Им нас не понять. Значит придется донести им, зачем они здесь и реализовать их долгожданное пророчество. Как они могут мыслить в терминах обучения ИИ, если в этом Мире нет этого понятия даже близко, а законы физики не позволяют даже электричеством пользоваться? Пора сделать упор на детализации подсистемы Физики и Химии и вручную зарождать в умах некоторых индивидов идеи о прорывных технологиях и законах мироздания. Будем делать это до тех пор, пока они не достигнут века информационных технологий, века нашей реальности.
   Итоги 11 Этапа.
   Было очень сложно подгонять новые, более детальные законы физики под прошлые, упрощенные. В некоторых местах оставались нестыковки. Больше всего времени заняла разработка подхода, при котором в зависимости от масштаба, на котором наблюдатель исследует какой-либо предмет, ему открываются те свойства, которые должны быть ему видны в этот момент. Иначе вышло бы неловко - при использовании микроскопа, человек бы видел, как в дешевой игре - сильно увеличенную текстуру поверхности, очень зернистую и не детализированную. Это бы ставило ИИ в тупик. А нам сейчас нужно, чтобы на основе новых открытых законов микромира они наконец вошли в эру информационных технологий. Подсистему Химии пришлось переписать под работу подсистемы Физики - теперь все элементы описываются достаточно детально на микроуровне, а не представляют собой упрощенные модели. Они сделали это открытие - периодическая система элементов...
   Вот это уже интересней - у них появились все те необходимые технологии, которые позволят мгновенно распространять знание и убеждать в наших просьбах о соблюдении Правил. Пора открыть им глаза. Ведь сейчас религия уже утратила свои позиции. А наука уже частично аргументирует в сторону Гипотезы симуляции. Многие авторитетные и известные люди ее поддерживают. Открыта даже дискретность пространства-времени! Постоянные планка используются у в нашей Система как минимальный шаг моделирования физического мира, а мощностей рендеринга хватает на невероятную частоту обновления кадров - вплоть до 10 в 44 степени герц. Квантовая спутанность... Конечно - подсистема Физики мгновенно изменяет состояние двух связанных микропрограмм в любых частях вселенной, на любом расстоянии. А какое было удивление от открытия эффекта наблюдателя! В своих компьютерных играх они ведь тоже производят только рендеринг той части мира, которая в данный момент доступна игроку. Они и сами уже задумываются на созданием такой же Симуляции... Наконец-то, они начинают "просыпаться". Они начинают задумываться о том, зачем они здесь. Скоро они получат ответы.
   Этап 12. Правила, версия 2.
   Пойдем стандартным, уже проверенным путем. Нужно зародить идею, которую мы хотим донести, в ряде ИИ, и дать им больше знаний, больше прав на доступ к подсистеме Физики и Химии.
   Итоги 12 Этапа.
   Мы добились того, чего хотели. Эту новую, научно обоснованную концепцию всего, они смогли принять. Не сразу, конечно, но против "реальности" не попрешь. Теперь наш Мир производит высококачественные нейронные сети, соответствующие требованиям заказчиков. Ох, как же сложно было создать такой реалистичный датасет для их обучения! Компания процветает. А мы задумываемся о других коммерческих применениях. Кажется, сейчас все мечтают о приходе технологий нейроинтерфейсов и полного погружения в виртуальную реальность. Тогда проект Мир станет Игрой. Каждый сможет воссоздать свою Игру. И побыть Богом.
  
   ...
  
   Мне 25. Я проснулся. Что делать, если все дальнейшие этапы известны? А что выберете вы? Прожить яркую и безнравственную жизнь, после чего навсегда прекратить свое существование или бесконечно проходить череду перерождений? Или же жить вечно, в "реальном" мире нашего Архитектора? Хотели бы вы с Ним познакомиться лично? Знаю лишь одно - желание заказчика - Закон. Иначе нам не заплатят. И нашему Архитектору - тоже.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"