Итак, что такое психоделика, исходя из определений Чёрного Георга во втором семинаре, понять трудно. Внятно отмечен только один признак: бесшовность. Признак необходимый, но не достаточный: психоделика должна быть бесшовной, но не всё, что бесшовное - психоделика.
Кроме Георга много о ПсихоДе пишет ещё Нателла Климанова. К сожалению, вместе с чеканностью формулировок ей неотьемлимо присуще упрощенность понятий, изобретательство новых терминов и путаность изложения.
Вот и давайте попробуем понятиям вернуть исконный смысл, терминам - дать объяснение, путаницу - прояснить.
Сама Нателла, что такое психоделика Чёрного Георга, поняла или еще на первом семинаре, или даже раньше. Вот как она об этом пишет:
"...осмысливая стих Кабанова, идя по следам его мысли, меня мгновенно "пробило" и я испытала шок от озарения авторской мыслью, озарила догадка о том, что именно хотел выразить автор в стихе о безобидном пластмассовом стаканчике... Стих у Кабанова построен на чисто трансгрессии: созерцания, озарения и осмыслении мысли"
Нателла Климанова Критика 30.05.2007 12:34
"...Неточно выразилась: внутреннее созерцание, озарение мыслью (озарение мыслью может и без созерцания), осмысление пришедшей идеи"
Нателла Климанова Критика 30.05.2007 12:41
"Мне всегда нравились стихи Юрия Шилова. Но я не могла определить стиль Юрия Шилова. Так он был не похож на остальные стихи, хотя и относила его творчество к неосимволизму. Теперь, благодаря знакомству с практическими разработками Чёрного Георга о психоделике, - можно с уверенностью сказать, что стиль Юрия Шилова,- есть психоделика неосимволизма"
Нателла Климанова Критика 24.05.2007 00:57
А вот ещё один вариант того же:
"Я поясню психоделику своими словами.
Психоделичное произведение - это тогда, когда стих содержит в себе внутреннюю энергетику, которая раскручивается как сжатая пружина. Эта внутренняя энергетика называется - экспрессией, у которой свои собственные, незаметные на первый взгляд, законы развития. Если эти законы нарушать, то никакой экспрессии не получится.
На определённом моменте и этапе стихотворения эта пружина внезапно выстреливает: ба- бааах!!!
Это момент называется, по научному,- трансфиксия.
И весь смысл стихотворения внезапно трансформируется и приобретает новое содержание и новую идею"
Нателла Климанова Критика 29.07.2008 00:40
В этом "ба- бааах!!!"е", который "называется, по научному,- трансфиксия" - вся Нателла. (трансфикция: Георг забраковал термин трансгрессия и ввёл этот - свой. Если они обозначают, а мне кажется, что это так, одно и тоже, то Нателлин на мой вкус - лучше, я позже объясню - почему).
Что такое трансгрессия Нателла Климанова пояснила в статье (http://www.stihi.ru/poems/2007/05/23-1557.html).
"Хотелось бы определиться со словом "ТРАНС", поскольку появилось новое обозначение, которое, на мой взгляд, можно отнести к определению психоделики и киберпанка, как ТРАНСГРЕССИЯ постмодернизма...
Откуда корни этого слова? Впервые я прочитала слово ТРАНС в слитном употреблении со словом метафизика,- ТРАНСметафизика,- в работе Даниила Андреева "Роза мира", где он обозначил метод познания метаистории как ТРАНСфизический: познание совокупности миров вне зависимости от процессов там протекающих,- трансфизические странствия, которые могут состоять из трёх последовательных стадий... Молниеносное...озарение переживание исторических феноменов, или внутреннее ежедневное созерцание, вглядывание в исторические образы и затем, метаисторческое осмысление.
Таким образом, можно заключить, что слово Транс,- обозначает внутреннее физическое состояние человека в стадии либо озарения, либо созерцания, либо осмысления пути познания...
...Вторая часть слова - Грессия, очевидно, что обозначает Прогресс, либо Регресс. То есть, идти или вперёд или назад в своём развитии.
В словосочетании Трансгрессия,- физическое внутреннее развитие состояний озарения, созерцания и осмысление путей познания."
Чёрный Георг про трансфикцию говорит, что это неэкспрессивная составляющая психоделики, что вся ПсихоДе - это экспрессия плюс трансфикция в различной пропорции. То есть трансфикция, а по Нателле трансгрессия - это ключевое понятие ПсихоДе. Так что давайте перечитаем первоисточник - Даниила Андреева.
"Роза Мира", Книга II, глава 1:
"Да, теперь, сейчас, вот в эту самую минуту, люди, еще ничего не знающие друг о друге, иногда разделенные огромными пространствами и рубежами государств, иногда - лишь стенами нескольких домов, переживают потрясающие прорывы сознания, созерцают трансфизическую высь и трансфизическую глубь, и некоторые силятся - каждый сообразно личным способностям и складу души - выразить или хоть приближенно отобразить этот опыт в творениях слова, кисти и музыки...
В центре внимания при этом будут три вида религиозного познания: метаисторический, трансфизический и вселенский. Впрочем, проводить вполне четкую границу между ними невозможно, да и не нужно.
Прежде всего: что, собственно, разумеется здесь под метаисторией?
..."метаистория" [это] совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, будучи погружены в другие потоки времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история.
...метаисторический метод... состоит... из трех последовательных стадий.
Первая стадия заключается в мгновенном внутреннем акте, совершающемся без участия воли субъекта. Содержанием этого акта является молниеносное, но охватывающее огромные полосы исторического времени переживание нерасчленимой... и невыразимой сути больших исторических феноменов... Синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый - если можно так выразиться - метаисторический космос.
...Переживание это оказывает потрясающее действие на весь душевный состав... Оно станет его драгоценнейшим внутренним достоянием.
Такова первая стадия метаисторического познания. Мне кажется допустимым назвать ее метаисторическим озарением
Вторая стадия не обладает тем моментальным характером, как первая... Это есть внутреннее созерцание... в исторические образы, но не замкнутые в самих себе, а воспринимаемые в их слитности со второй, метаисторической реальностью, за ними стоящей... образы всплывают непроизвольно, излучая, сказал бы я, такую завораживающую силу и приоткрывая такой многопланный смысл, что часы созерцания превращаются в ослабленные подобия минут озарения... Именно метаисторическим созерцанием можно, мне кажется, назвать эту вторую стадию процесса.
Третью стадию процесса естественно назвать метаисторическим осмыслением. Картина, создающаяся таким образом, [в результате метаисторичесго озарения и созерцания] подобна полотну, на котором ясны отдельные фигуры и, быть может, их общая композиция, но другие фигуры туманны, а некоторые промежутки между ними ничем не заполнены; иные же участки фона или отдельные аксессуары отсутствуют вовсе. Возникает потребность уяснения неотчетливых связей, наполнения скитающихся пустот. Ясно поэтому, что именно на третьей стадии совершаются наибольшие ошибки, неправильные привнесения, слишком субъективные истолкования..."
Далее Даниил Андреев пишет о личном опыте метаисторического озарения.
Итак, к трансфизике никакого отношения "озарение-созерцание-осмысления" не имеет. Трансфизика появляется далее:
"Термин же "трансфизический" применяется ко всему, что обладает материальностью, но иной, чем наша, ко всем мирам, существующим в пространствах с другим числом координат и в других потоках времени. Под трансфизикой ( в смысле объекта познания) я понимаю всю совокупность таких миров вне зависимости от процессов, там протекающих. Такие процессы, связанные со становлением Шаданакара, составляют метаисторию; связанные со становлением Вселенной - метаэволюцию; познание метаэволюции есть познание вселенское. Слово же "трансфизика" в смысле религиозного учения означает учение о структуре Шаданакара. Объекты метаисторического познания связаны с историей и культурой, трансфизического - с природой нашего слоя и других слоев Шаданакара, а вселенского - со Вселенной."
"Транс-" у Даниила Андреева это НЕ обозначение состояния озарения-созерцания-осмысления. "Транс" - это скорее "синоним" приставки "меж". То есть трансфизика - это не физика, познаваемая в состоянии транса, а меж-физика, физика, действующая во всём Шаданакаре, где Земля, да и весь наш Космос - отнюдь не центр Вселенной.
Трансфизические странствования у Даниила Андреева, по-моему, НЕ происходили во время озарения-созерцания: "И, наконец, ПРОБУЖДАЯСЬ утром ПОСЛЕ короткого, но глубокого СНА, я знал, что сегодня СОН был наполнен не сновидениями, но совсем другим: трансфизическими странствиями".
А словечко "трансметафизика" в "Розе Мира" не встречается ни разу.
Итак, к термину "трансгрессия" в качестве отца-основателя Даниил Андреев отношения не имеет. Упоминание о нём в этом контексте только затуманивает картину. Отбросив ссылку на него, "киберпанк" и "постмодернизм", а также заменив слишком уж тожественные "пути сознания" на конкретное - "стихотворение", получим:
Психоделику Чёрного Георга определяет ТРАНСГРЕССИЯ.
В этом составном слове первая часть "Транс"- обозначает внутреннее физическое состояние человека в стадии либо озарения, либо созерцания, либо осмысления... а смысл второй части "-грессия" ясен из однокоренных слов "Прогресс" или "Регресс". То есть это - развитие, движение вперед или назад
А словосочетание Трансгрессия - это физическое внутреннее развитие состояний озарения, созерцания и осмысление стихотворения"
Из первого семинара:
"Например, осмысливая стих Кабанова, идя по следам его мысли, меня мгновенно "пробило" и я испытала шок от озарения авторской мыслью, озарила догадка о том, что именно хотел выразить автор в стихе о безобидном пластмассовом стаканчике.
Стих у Кабанова построен на чисто трансгрессии: созерцания, озарения и осмыслении мысли.
Поэтому ТРАНСГРЕССИЮ можно рассматривать как метод и приём психоделики.
Нателла Климанова Критика 30.05.2007 12:34
Неточно выразилась: внутреннее созерцание, озарение мыслью(озарение мыслью может и без созерцания), осмысление пришедшей идеи.
Нателла Климанова Критика 30.05.2007 12:41
Второй неотъемлимой составляющей психоделики Нателла считает "неотранссимволизм", а иногда просто "неосимволизм", иногда и того проще - просто "символизм":
Из первого семинара:
"система состоит в принципах неосимволизма плюс трансгрессия. Это моё мнение.
Нателла Климанова Критика 28.05.2007 14:06
"Прекрасно, Георг! наконец то вы признали, что символизм есть в современной поэзии. Но согласитесь, что современный символизм отличается от символизма прошлого 19-20 веков. Более плотной нагрузкой текста, трансгрессией и психоделичностью.
Следовательно, не изобретая заново велосипед, почему бы не обозначить символизм начала 21 века как неосимволизм, а ещё точнее,- неотранссимволизм?"
Нателла Климанова Критика 30.05.2007 12:34
Я не думаю, что то, что Нателла называет "неотранссимволизмом" имеет отношение к более укороченной версии, известной по русской литературе Серебряного века. Повторюсь, что те символисты пытались работать с третьим уровнем слова, на котором Бог разговаривал с ангелами, что ли, а Нателла, по-моему, имеет ввиду второй уровень - уровнь метафоры.
Впрочем, судите сами:
Из статьи Нателлы Климановой "Инфрасистема тонкостенной психоделики. Чёрный Георг"
"Из заката шагнув прямо в осень,
я на масле топлёных осин
напишу обещание - сбросить
со счетов, как заблудший кассир,
предыдущих отчаяний сальдо,
оказавшись один на один -
с экзистенцией Жан-Поля Сартра
и слабеющим зовом глубин."
С первых строк текст стихотворения насыщается символичными образами и символом обещания, которое пишется на "масле топленых осин".
Это особый приём символистов,- приём плеоназма, когда текст насыщается однозначными "лишними" словами, которое несут в себе особое невыразимое содержание и характерный образ-символ, в данном случае, - образ Обещания."
Итак, как я понимаю, для Нателлы психоделика это:
1. "Неотрассимволистическое" стихотворение"
2. В какой-то момент чтения происходит ба- бааах!!! - происходит... как это там?... ТРАНСметафизическое озарение-созерцание-осмысление...
Хотя это у Д. Андреева такая последовательность. А у Нателлы - "внутреннее созерцание, озарение мыслью(озарение мыслью может и без созерцания), осмысление пришедшей идеи."
3. В результате Нателла впадает в транс и понимает, о чём стихотворение.
Такая вот трансгрессия.
В заключение еще две цитаты:
"...И здесь сам читатель может себя протестировать - остается ли его восприятие на уровне бытовых и жанровых стихов, либо он способен воспринимать достаточно сложные вещи... - Как что например? - Как дао. Как то, чего синтаксис языка не способен выразить. Не только русского языка, но никакого вообще. Итак..."
Черный Георг "Семинар - Психоделика, какая она есть"
"...Но чаще, и как раз в наиболее плодотворные часы, образы всплывают непроизвольно, излучая, сказал бы я, такую завораживающую силу и приоткрывая такой многопланный смысл, что часы созерцания превращаются в ослабленные подобия минут озарения. При известной творческой предрасположенности субъекта образы эти могут в иных случаях становиться источником или стержнем, осью художественных произведений; и сколь мрачны и суровы ни были бы некоторые из них, но величие этих образов таково, что трудно найти равное тому наслаждение, которое вызывается их созерцанием."
Даниил Андреев "Роза Мира"
А правда, хотелось бы?
*
Источники:
"Семинар - Психоделика, какая она есть" (первый семинар)
http://www.stihi.ru/poems/2007/05/23-2222.html
"Психоделика XXI столетия. - Поиски канона. Семинар" (второй семинар)