Итак, мы остановились на таком "самом задаваемом вопросе":
Что такое "постмодернизм"?
Предварительно.
Что такое "постмодернизм" для меня?
Первое.
Борхес перечитав фсё, осознал, что во всей литературе существует только четыре сюжета:
--
"О штурме и обороне укреплённого города" (Троя).
--
"О долгом возвращении" (Одиссей)
--
"О поиске" (Ясон)
--
"О смерти бога" (Христос)
Чем сюжетно отличается долгое возвращение домой, от долгих поисков, я не понимаю - что Одиссей искал путь, что Ясон. Только у Одиссея - к старому дому, а Ясон практически искал себе дорогу - к дому новому. Но что у одного - бродилка-стрелялка, что у другого.
И ещё я не понимаю, а где же здесь - люпофь? Вот втесните в эти четыре позиции Тристана или Изольду. Тут и Пенелопа-то оказывается сбоку-припёку.
Мои сомнения разделил Кристофер Букер и выдвинул семь сюжетов:
--
"Из грязи в князи"
--
"Приключение"
--
"Туда и обратно"
--
"Комедия"
--
"Трагедия"
--
"Воскресение"
--
"Победа над чудовищем"
Как видите, и однофамилец известной премии понял, что Ясон + Одиссей в сумме равны одному хоббиту.
А вот в трагедиях он смешал всё - и Ромео, и Изольду, и Антигону.
Но позвольте, какое отношение prince Hamlet имеет к дону Гуану? Ведь Гамлет совсем не бегал за девками, а Гуана наоборот совсем не любили призраки.
И опять нашелся умный человек, который со мной согласился - Жорж Польти составил список из 36 пунктов:
--
Мольба
--
Спасение
--
Месть, преследующая преступление
--
Месть близкому за близкого
--
Затравленный
--
Внезапное несчастье
--
Жертва кого-либо
--
Бунт
--
Отважная попытка
--
Похищение
--
Загадка
--
Достижение
--
Ненависть между близкими
--
Соперничество между близкими
--
Адюльтер, сопровождающийся убийством
--
Безумие
--
Фатальная неосторожность
--
Невольное кровосмешение
--
Невольное убийство близкого
--
Самопожертвование во имя идеала
--
Самопожертвование ради близких
--
Жертва безмерной радости
--
Жертва близким во имя долга
--
Соперничество неравных
--
Адюльтер
--
Преступление любви
--
Бесчестие любимого существа
--
Любовь, встречающая препятствия
--
Любовь к врагу
--
Честолюбие
--
Борьба против бога
--
Неосновательная ревность
--
Судебная ошибка
--
Угрызения совести
--
Вновь найденный
--
Потеря близких
Посовещавшись, с ним согласились и гении. По крайней мере, по количеству. Гюго выдвинул некоторые свои поправки, да и Аристотель брюзгливо заметил - что это перевранный ЕГО список.
Да ну их! - вечно у этих гениев наигениальнейший - он самоё. По себе знаю.
Короче сюжетов - не больше 40 (сорока) штук. Осознав данный факт, постмодернисты посмотрели на результаты очередного "модерна" и довольно потёрли руки: как не модератствуй, а нового и у этих "новых" ничего не получилось. Нового написать нельзя! И значит, нельзя быть - самым "новым", можно быть только - "после" кого-то, post- ... А раз так, надо перестать закрывать глаза на то, что за две с полтиной тысяч лет европейской цивилизации абсолютный шедевр по каждой теме УЖЕ НАПИСАН. А значит, хватит и читателю вешать на уши макароны: источник должен быть виден для всех.
Источник - вот он! При этом кавычить или явно указывать автора необязательно. Абсолютные шедевры должны быть известны абсолютно всем грамотным. А если вы не такой, то вам в другую песочницу, то есть - книжную лавку: Бурду, Playboy и Дарью Донцову продают за углом.
Второе.
Постмодернисты к общеизвестной работе над характерами, сюжетом и стилем добавили работу над текстом, как таковым. Но термин "работа над текстом" был уже занят.
"Работой над текстом" на всех языках называют работу над ошибками: расставляют запятые, просматривают, чтобы, если в первой главе любимую племянницу главного героя звали Джульеттой, то в последней главе её не надо называть Офелией, следят за тем, чтобы, если в последней главе ружьё так и не выстрелило, то в первой его стоит убрать со стенки.
Поэтому был взят другой термин - "игра с текстом".
Да и чем "игра" отличается от реальной работы? Футбол - игра? А для футболиста? А для букмекера?
Вот и весь постмодернизм: постмодернисты ко всему прочему, что было раньше, добавили - добавили! - еще две обработки, две новых опции:
--
Работа с предшественниками.
--
Работу с текстом, как таковым.
И всё!
А теперь вчитаемся в ответ на "самый задаваемый вопрос".