Елохин Павел Владимирович : другие произведения.

Суздаль третьего декабря девятого года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Суздаль третьего декабря 2009 года






     лаконичные заметки с обилием фотографий

     Начало декабря. Температура плюс восемь. Небо серое, ветра нет.

     От Владимира до Суздаля 30 километров. Строго на север.

 []

     Если кто не знает, Владимирско-Суздальское княжество было центром объединения Руси. Давно это было.
     В Суздале вы чувствуете себя совсем не так, как в нервно спешащем всё куда-то Владимире. Машины по Суздалю ездят не быстрее 40 км/ч, дома выше пяти этажей строить просто запрещено. Неспешно передвигаются прохожие. Тихо вокруг и благостно, другого слова не подберу.

     Сперва мы зашли за торговые ряды. И увидели Входо-Иерусалимскую церковь постройки 1707 года. Справа виднеется речка Каменка.
     Сначала Входо-Иерусалимская церковь была пятиглавой, но в XVIII веке к пятиглавию постепенно пропадал интерес, и при первых неисправностях, проявившихся в архитектуре храма, четыре главы снесли. Их восстановили в 1990-х годах.

 []

     Торговые ряды построены по проекту губернского архитектора Алексея Вертинского в 1806—1811 годах. Северная их часть была одноэтажной, а южная — двухэтажной. В рядах помещалось более ста купеческих лавочек.
     В 1924 году южное крыло разобрали. Сохранилась только северная часть с центральными воротами, завершёнными шпилем, который увенчан гербом города, изображающим сокола. Увы мне, шпиль в кадр не попал!

 []

     В отличие от, скажем так, не особо озабоченных бытовыми отходами на улицах владимирцев (исторический центр не в счёт), суздальские жители ревностно блюдут. Очень чисто повсюду.

 []

     Обойдя торговые ряды по периметру, мы увидали продающих сувениры граждан.

 []

     Раз уж мы здесь, поглядим, что за сувениры тут продаются.

 []

     И ещё вот такие

 []

     Советская пилотка с разными армейскими значками. Какой-нибудь коллекционер, наверное, оторвал бы с руками!

 []

     Самопальный старичок-лесовичок напрасно ждал нового хозяина. Туристов в Суздале в этот день не было. Ну, как: одна группа промелькнула с экскурсоводом в районе монастыря.

 []

     Кое-где исторические постройкии пооблупились малость.

 []

     По другую сторону от рядов Казанская церковь. Она сгорела в большой пожар в Суздале 1719 года, её восстановили в 1739 году. С большими изменениями дошла она до наших дней.
     По некоторым данным, в здании Казанской церкви погребен ключарь суздальского собора Ананий Фёдоров — автор известного учёным труда «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале».

 []

     Главная площадь покрыта брусчаткой.

 []

     Яблоки, варенья и соленья: отчего бы и не посидеть с ними на видном месте, не пообщаться с друзьями и подругами. Не покупают? Зато воздухом подышим!

 []

     Расставшись наконец с торговыми рядами, идём к по Кремлёвской улице к кремлю. Проходим мимо Успенской церкви.
     Во второй половине XV века здесь находился двор, принадлежавший великому князю Ивану III. Успенская церковь стояла на княжьем дворе, была придворной. В описи города Суздаля 1617 года церковь значится деревянной, в таком состоянии она дошла до 50-х годов XVII века. Время постройки ныне существующей, каменной, неизвестно.
     С сохранением этого храма связана печальная история 1920-х годов. В 1926г. руководство политизолятора, который большевики разместили в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением снести либо Успенскую, либо Афанасьевскую церковь. Зачем? А чтобы использовать кирпичи «для строительных надобностей». Романовский, поставленный перед жестоким выбором, предложил оставить Успенскую церковь, как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевская. Ансамбль всё равно не уцелел — позднее колокольня и придел Успенской церкви тоже были разрушены.
     Успенская церковь - одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Широкий восьмерик на четверике украшен в этом архитектурном стиле — не очень пышно, но изящно. Широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком двухъярусном барабане.

 []

     На тихой Кремлёвской улице всё громче слышится пение под баян и лай собаки. В приложениях есть звуковой файл, послушайте, потому что лучше один раз услышать.

 []

     А вот и кремль показался за деревьями.

 []

     Приближается Богородице-Рождественский собор.

 []

     Согласно летописи, Рождественский собор в Суздале был воздвигнут на месте обрушившегося храма с 1222 по 1225 год.

 []

     Собор Рождества Богородицы в Суздале стоит на мощных фундаментах, их нижняя часть опущена в котлован, а верхняя — скрыта насыпным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича — плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII — XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве Богородице-Рождественского собора в Суздале отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222-1225 гг. фасады стен и порталы храма богато украсили резьбой по белому камню.
     В 1445 году суздальский храм постигает несчастье — в пожаре он сильно обгорает. Храм разбирают и надстраивают из кирпича, вместо трехглавого делают пятиглавым.
     В XVII веке собор опять изменяется. В 1634 году его расписывают фресками, а в следующем году пристраивают придел святых Федора и Иоанна.
     В XVIII веке строятся два придела в честь Вознесения Господня и Благовещения Богородицы с северной стороны. В 1748 году деревянное покрытие крыши заменяют металлическим, а центральную главу золотят.
     В XIX веке строительство собора продолжается. В 1815 году пристраивают придел Рождества Христова, а в 1816 — паперть. В 1895 году начинает работать система отопления собора — подземные воздушные каналы калориферного отопления.
     В XX веке к Рождественскому собору начинают проявлять интерес историки, они исследуют и реставрируют его. В 1954 году собор освобождают от позднейших надстроек и, наконец, в 1960 году он предстаёт в законченном виде.
     Долго Богородице-Рождественский собор был закрыт, там вели противоаварийные профилактические работы: укрепляли несущие конструкции, реставрировали фрески и камень. В 1991 году в соборе прошли первые богослужения. 10 сентября 1995 г. службу в соборе совершил патриарх Всея Руси Алексий II.
     Рождественский собор в Суздале входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

     Проходим сквозь долгую арку

 []

     И начинаем видеть архиерейские палаты.
     Архиерейский двор в Суздале построили в XV веке рядом с Рождественским собором. Чуть поодаль уже в 16 веке была построена Благовещенская трапезная церковь, следом за ней выросли колокольня и домовая церковь.
     В состав Архиерейских палат в Кремле Суздаля входят жилые и хозяйственные постройки, трапезная палата и домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Также при нем был заново построен северный корпус Крестовой палаты суздальского кремля. Архиерейский дом большой, сложной планировки, сочетает в себе строгость и четкость линий с «хоромностью» и практичностью.
     Крестовая палата, парадная зала, центр суздальского кремля, отличается не характерным для того времени стилем.
     Обликом и устройством Крестовая палата суздальского кремля выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближается к европейскому стилю.

 []

     За палатами на лужайке стоит Никольская церковь. Построена в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района. В 1960 году перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества.
     Произведение плотницкого искусства. Построена целиком из дерева без единого гвоздя.

 []

     Взглянув на эту церковь и услыхав фразу «без единого гворздя», присоединившийся к нашей прогулке по Суздалю Юрий Юдкевич, лесотехник по образованию, сказал так:
     — Фразу «без единого гвоздя» придумали экскурсоводы городские, не интересующиеся отечественной культурой.
     Это не секрет и знает любой деревенский мужик. Скажи ему — удивится и спросит «а зачем там гвозди?»
     Дело в том, что в любом срубе, хоть простейшей избы, хоть величественной церкви, гвозди не применяются. Традиционная народная технология выработала несколько вариантов крепления брёвен («в лапу», «в ласточкин хвост» и др.), в которых гвозди без надобности, и любой русский деревенский плотник высмеет задавшего вопрос о гвоздях: «А зачем?» А вот стрехи (основу крыши) крепят исстари скобами. Дранку прибивают гвоздями.
     И вот что ещё любопытно: строение каменных церквей (те же четверик, восьмерик) идёт от традиции, связанной с конструкциями срубов. Всё-таки деревянные церкви появились раньше, и их силуэты стали уже привычными, когда стали строить каменные. А круглую кладку привезли итальянцы. Они всегда строили из камня, у них нет столько леса, как у нас.
     Вы видели, как в деревне рубят срубы? Там масса интересного, народом за века придуманного.
     Вот вам несколько фактов:
     1. Кольца в дереве не точно концентрические. В обращённой к северу или открытому месту стороне кольца плотнее (угнетение холодом), так эта сторона бревна идёт вверх и, отчасти, наружу, потому что эта часть древесины более устойчива к гниению.
     2. «Чашку», т.е. выборку древесины, чтоб она плотно легла на поперечное бревно, выбирают только снизу. Верхняя сторона бревна неприкосновенна.
     3. Брёвна перед сборкой надо хорошо просушить.
     4. Нижние венцы, где есть возможность, делают из лиственницы. Она меньше гниёт.
     5. «Подушки» — опора подоконников — делают из хорошо высушенной осины и с отливом (наклоном) наружу. Окна потеют и влага стекает. Высохшая осина уже не намокает, а отлив позволяет воде уходить наружу, не вредя нижним венцам.
     Про гонт и лемехи можно почитать в Интернете. Это целая поэма сметке мужика, если задуматься.
     Нынче машинная технология всё это отменила. Брёвна обдирают до одинакового размера и на машине делают выемки. Чтоб не гнило, пропитывают всякой дрянью, которой потом мы дышим. Но калиброванные брёвна резко увеличивают производительность труда.
     Настоящие плотники выводятся как мамонты. Машины сделали многие вещи более доступными, ширпотребом, а народные умельцы не востребованы и исчезают. Кропотливый труд малопроизводителен и не устраивает нынешних людей. Попробуйте попросить отремонтировать старинное кресло из карельской березы, например. Если это не реставраторы Эрмитажа, то обязательно набьют гвоздей, а ведь было сделано без единого гвоздя. Наверное, в психологическом плане, это обеднение генофонда. Но жизнь такова, какова есть, и прёт, как танк... — грустно заключил Юрий свой рассказ.
     Узнали немного о плотничьем искусстве, идём дальше.
     За Каменкой виднеется музей деревянного зодчества, где возвышается главный «экспонат» — Преображенская церковь. Она перенесена в Суздаль из села Козлятьева Кольчугинского района.
     Основную часть здания с трех сторон окружает галерея. Три восьмигранника, поставленные на четырехгранную клеть, как бы устремляются вверх, неся на себе луковичную главу, покрытую лемехом — деревянной черепицей. Две боковые главы поставлены на кресчатые бочки, также покрытые лемехом. Красивая чешуйчатая кровля создает на солнце игру света и тени.

 []

     Напротив северо-западного угла земляного кремлевского вала, на берегу реки Каменки, гора спускается к реке крутым глинистым обрывом. Горка эта издревле носит название Ивановой. В языческие времена на ней стояло «идолище поганое», называемое Иваном Купалой. А в 1744 году на Ивановской горе построли Ильинскую церковь.

 []

     Кремлёвская дорога...

 []

     Остатки земляного вала, облетевшая берёзка, декабрьская зелёная травка, а вдалеке — Тихвинская церковь.
     Значение Тихвинской церкви с престолом Андрея Первозванного для силуэта Суздаля было огромно. Она красиво вписывалась в панораму и венчала собой раскинувшийся около нее поселок.
     Построена в конце XVII века. В древние времена на этом месте находился Андреевский монастырь, сожжённый во время польского нашествия.

 []

     Обойдя вокруг кремля и бросив прощальный взгляд на кремлёвскую стену,

 []

возвращаемся на Кремлёвскую улицу,

 []

минуем пустующий по зимнему времени базар,

 []

и снова видим, а главное — слышим одинокого баяниста и его рыжую собачку. За ним — огромный холм, остаток древнего земляного вала, защищавшего кремль. Хорошо на этом холме посидеть летом! Суздаль как на ладони, внизу течёт Каменка — на снимке её чуть-чуть видно справа,— и кроны растущих на берегу деревьев ниже вас.

 []

     За глубоким заросшим оврагом — по сути, это древний ров — видна Предтеченская церковь, построена в 1739 году в Кожевенной слободе.

 []

     А тут нас изо всей силы и немедленно хотят катать на лошади, запряжённой в цыганского вида тарантас! Вотще.

 []

     Торговая площадь с Воскресенской церковью (XVI век, горела в большом пожаре 1719 г., восстановлена), наверное самое узнаваемое место Суздаля. По камешкам этой площади перемещался Бальзаминов в роли Вицина, если кто помнит ещё этот фильм.

 []

     А колокольня! Какая у Воскресенской церкви колокольня! Сказка просто. Очень мне нравится. Не могу не процитировать: «...довольно удлинённая. Высокий восьмигранник, поставленный на низенький четверик, завершён сферической кровлей с высоким шпилем. Фасады восьмигранника украшены квадратами — «ширинками», в которые вставлены поливные изразцы. Карниз, отделяющий фасад от пролётов звона, имеет пояс из поливных изразцов с рисунком синих листьев по желтоватому фону. Восемь пролетов, разделённых спаренными полуколонками, переходящими в арки, заканчивают верх колокольни».
     Птичка весьма кстати попала в кадр.

 []

     У школьника — свои заботы. Он, кажется, ест.

 []

     Пора, пора! Возвращаемся по домам.

 []

     Конечно, весь Суздаль мы не обошли. Он хоть и невелик — три с половиной километра от края до края,— но одних только главных монастырей, с уникальными иконами и мозаикой, здесь пять: Васильевский, Александровский, Спасо-Евфимиев, Ризоположенский и Покровский. Да и вообще, в городе более 300 памятников, которые относят к культурному достоянию не только России, но и мировой культуры. А ещё в Суздаль можно приехать 17-19 июля, на Праздник Огурца, который больше нигде, вроде бы, не отмечается. А если отбиться от беспокойных туристских стай и просто походить, вы ощутите непередаваемую атмосферу этого города, и подумаете: «а хорошо бы тут осесть навсегда...»

использованы данные сайта suzdalrest.ru


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"