Елохин Павел Владимирович : другие произведения.

Для чего поэзия и зачем поэты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:




      Карамзин в «Послании к женщинам» (1795) определил роль поэта: «Он [...] верно переводит / Всё темное в сердцах на ясный нам язык...»
     Роль поэта среди людей в том, что он создаёт формы восприятия. Воспринимается ведь обычно только то, что названо. Не имеющее названия не существует для человека. Вокруг нас море непонятного, и никто его не видит. Кроме детей и поэтов.
     Вот в этом и роль поэта. Увидеть то, чего никто не видел. Ощутить чувства, еще не имеющие названий. Закрепить в словах.
     Поэт, в сущности, находится на переднем крае познания мира. Создавая формы восприятия, он готовит почву для учёных. Я уверен, что все научные идеи — вернее, не они, а то, на чём основана возможность их ощутить и сформулировать — прежде были нащупаны именно поэтами. Именно поэты создают тот духовный объём, в котором уже можно расположить какие-то логические конструкции. Они создают тот воздух, которым дышит воображение человека, в том числе и учёного.
     
     Вторая роль поэта, онтологически менее важная, но по меркам человеческой жизни иногда становящейся самой важной, состоит вот в чём. Его произведения становятся той частью общественного сознания, которое вызывает — как бы это назвать — единый порыв, резонанс. Пример — Высоцкий. Произведения поэта могут стать ядром, вокруг которого формируется самосознание народа. Пример — Пушкин. Произведения поэтов и прозаиков — духовный код, если следовать аналогии с генетическим кодом. Генетический код даёт форму и определяет способы существования живого существа. Духовный код даёт форму и определяет способы существования народа.
     
     То, что обычно считают главной задачей пишущих людей — развлечение и отвлечение — на самом деле задача третьестепенная. Если бы весь народ ограничился потреблением развлекающей беллетристики, его духовный код подвергся бы размыванию. В конце концов, отойдя от своего духовного кода, народ прекращает своё существование.
     
     Главная цель преподавания литературы в школе — воспроизводство духовного кода. В советское время была попытка подменить эту главную роль литературы в школе ролью идеологической. В итоге «новая историческая общность — советский народ», имея вместо духовного кода набор идеологем, распался, перестал существовать.
     
     Оттого-то и не прекращаются попытки сформулировать «русскую идею» — это попытки нащупать духовный код русского народа. Но нащупывать ничего не надо. Духовный код русского народа содержится в текстах его писателей и поэтов. Так же, как в текстах своих писателей и поэтов — духовный код любого народа.
     Когда родители читают ребёнку сказки, рассказы, стихи Пушкина, других поэтов и писателей, они передают ему духовный код своего народа. А если ребёнок вместо этого смотрит телевизор, он вырастает человеком, духовно не принадлежащим своему народу.
     
     Мечта глобалистов, слияние всех народов воедино, настолько далека, что кажется почти несбыточной. Народы ещё не исчерпали ресурсы своей уникальности, и именно многообразие народов не позволяет человечеству деградировать в унификации, оставляет шанс преодолеть нынешний тупик цивилизации, ориентированной на материальные ценности, центрированной на экономике, делающей людей её заложниками, позволяет надеяться на то, что у человечества разовьются и возьмут верх другие ориентиры, более человечные, направленные на развитие способностей человека, а не на бессмысленную гонку потребления.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"