|
|
||
"Критиковать - это искусство. Выслушивать критику в свой адрес -тоже. Здесь "искусство" - это умение отделить зёрна от плевел, а бисер - от свиней." |
Творческая мастерская. Курс молодого Творца Если Вам захотелось посвятить свою жизнь или часть жизни творчеству. Если Вы написали что-то, будь то роман или пейзаж размером 3 на 8 метров и сомневаетесь в том насколько это талантливо. Наконец, если Вы уверены в том, что написали талантливо и не знаете, что делать дальше - этот проект для Вас. Учебники по литературе В помощь автору. Василий Купцов Досье на героя. 1 Имя основное (Иван Анатальевич Грязнов)Следующие пункты - это видоизменение имени в тексте. Не забывайте, мы - русские авторы, это англичанину можно по всему тексту именовать персонажа одним именем Фродо, ну, иногда еще мистером Беггинсом или хоббитом. Хороший русскоязычный писатель просто обязан пустить в дело все возможности родного языка, ну, хоть в деле касающегося вариации имен. Итак, Иван... 2 Варианты имени в тексте от автора (Иван, Ваня, Ивашка) 3 Варианты не-именного обозначения (подросток, тетенька, здоровячок, крепыш), по профессии. 4 Как героя называют другие (Ванек, Ваня) Вариант - называет только друг (А, Толстой: Мин Херц) или только мать. В том же "Петре Первом" автор именует главного героя, даже малолетнего, только "Петр", или "царь", на уменьшительное "Петенька" имеет право только родная мама! Заметим, что в романе царь Петр сам придумывает для себя обращение "герр Питер", запрещая "царя-батюшку". 5 Кличка героя (Ваняйло) 6 Уменьшительно-ласкательные варианты (Ванюша, Ивашечка) 7 Как его могут называть недруги (Ванька). 8 Как могут называть иностранцы (Вано, Жан-Иван) От имен переходим к другим особенностям разговорной речи. Ну, во первых это: 9 Акцент, - без комментариев 10 Некоторые особенности произношения: скажем, ребенок не произносит буквы "р", с заменой на "л", или говорит о себе в третьем лице, наконец, для роботов - каждая фраза может начинаться "С-300 режим он-лайн". 11 Постоянно употребляемые слова, словосочетания (сорок человек на сундук мертвеца). 12 Тип характера. Без объяснений, ибо они могут быть бесконечны... 13 Родственные связи героя с другими персонажами. Пункт, занеченный мной одним из первых. Если героев романа много, скажем в исторической фэнтези, и некоторые из них - не близкие (двоюродные и троюродные братья), то не вредно даже начертить генеалогическое древо. 14 Рост. Общая конституция (астеник, живот отвисает) Раса, цвет кожи. Общие особенности строения тела (одноногий пират, беременность) 15 Пол, выраженность издали (поляницу издали можно было принять за воина) 16 Цвет волос, стрижка, прическа. Кстати, не вредно, отдавая книгу издательству, составить краткий "словесный портрет" для художника, занимающегося обложками. Чтобы не делали стрижку "под бобрик" длинноволосым рыцарям. 17 Цвет, разрез глаз, отсутствие глаза (повязка или стеклянный?), косоглазие, бельмо, очки, если близорук - то щурится без очков, если пожилой - читает, отдалив от себя газету. Этот пункт так и рождает сценки. Является некто, глаза разного цвета. "Глаз не в масть - жди напасть!" "А ты чего, от него добра ждешь? Как же, открывай рот, подкинет" - вот и готовое появление недруга. 18 Строение носа, хлюпает ли им, храпит ли? Размер рта, зубы. Курит ли, если да - то что, как держит трубку... 19 Усы (если имеются - какие?), борода (описание), шрамы на лице и шее, особенности (заостренные уши), родинки. 20 Особенности рук (нет пальца, мозолистые, руки пианиста), остановиться на ногтях/ Левша? 21 Типичные движения (размахивание руками при разговоре, подергивание плечами, полуулыбка после инсульта) 22 Головной убор. 23 Одежда - подробно (если есть). 24 Обувь 25 Постоянно носимые предметы (меч, калькулятор), украшения. 26 Если профессия, род занятий героя отложили отпечаток на внешность - то полезно отметить. На этом пока все. Остается пожелать даже тем, у кого хорошая память и способность все держать в голове: полезно хоть раз поработать над подобными досье на героев - ради наведения порядка в мыслительном аппарате! Винегрет для начинающих Алексей Корепанов Но спешу оговориться: никакое это не литературное произведение, а именно заметки, не весьма систематизированные, винегрет, сварганенный как из собственных, так и позаимствованных мыслей; возможно, кому-то из начинающих писателей-фантастов он действительно будет хоть чем-то полезен. Все-таки уже одиннадцатый год имею возможность знакомиться с рукописями начинающих авторов. По собственным прикидкам, прочитал их тыщ пять, не меньше. Так что о чем-то судить, наверное, могу (подробнее>>) Шпаргалка для писателя Ю. А. Никитин Время года (1 раз). Время суток (1 раз в эпизод). Погода, осадки (1 раз в эпизод). Цвета (по всему тексту). Запахи (по всему тексту). Вкус. Тактильные ощущения - необязательно. Температура (воздух, вода, металл) - необязательно. Болевые ощущения - необязательно. Убрать глупые "Свой, своя, свои... Убрать лишние "Был, были..." Исправить предложения 1 подлежащее + несколько сказуемых ("Гусеницы"). Проверить, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце. Проверить, в одном ли стиле написан текст. Убрать "Видимо, действительно, однако, впрочем". Проверить активность глаголов. Нет лислащавости (свифтиков). Диагнозы (заволновался, испугался) заменить описанием симптомов (покраснел, выступил пот) Проверить, использованы ли Сравнения? Обработать программой "Свежий взгляд". О пользе "Шпаргалки писателя". Около двух лет тому назад Юрий Александрович Никитин, в попытках передать какую-то часть опыта начинающим фантастам в моем лице, рассказал, как записал крупными буквами на бумажке и повесил прямо над рабочим столом кое-какие напоминания. В частности - "Не забывать упоминать цвета", "Указать, какое время года, суток", "Погода, осадки", "Помни об употреблении сравнений!". Методика работы выглядела крайне просто - пишешь какой-нибудь там рома или эпопею, ненароком поднял глаза - и замечаешь, что набил уже целую страницу, а все описания на ней - черно-белые, и ни одной метафоры! Поработаешь так годик с напоминалкой у носа - и начинаешь уже автоматически вставлять и цвета, и запахи, и о солнцепеке с дождем не забудешь, а уж литературные сравнения сами через каждые десяток-другой строк выскакивать будут.(подробнее>>>) Программы для начинающих авторов Десять искушений юного публиканта. Г. Л. Олди Молодым публикантам посвящается. (с ЗМ-2004, опубликовано в Реальности Фантастика январь-февраль 2005) Добрый день, дорогие друзья! Давайте сегодня построим беседу таким образом: нас двое, и мы будем поочередно выступать в роли адвоката и "адвоката дьявола". Если вы помните, на заседаниях инквизиции при канонизации какого-либо будущего святого обязательно присутствовал "адвокат дьявола", который оспаривал все заслуги и чудеса, совершенные канонизируемым. Если он побеждал в споре, человека к святым не причисляли. (подробнее...) Авторский сайт Геннадия Апановича. Содержит статьи о теории стихосложения и советы начинающим авторам. Словари 299.ру Большой энциклопедический словарь (БЭС) (более 80000 статей), В.И.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" (44000 статей), С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка (более 80000 статей), Краткий Англо-Русский словарь (более 50000 слов). Словари, справочники, статьи.Кругосвет - универсальная энциклопедия, Рубрикатор по категориям, поиск по темам и алфавиту. Русские словари. Служба русского языка. Виртуальная библиотека справочной литературы. Sokr.ru Словарь сокращений русского языка. Грамота.ру Словари русского языка: орфографический, толковый, словарь трудностей ударения и произношения. Словарь устаревших и диалектных слов Крылатые слова и выражения Происхождение и употребление крылатых выражений. Словарь рифм Лермонтова Словарь составлен по всем стихотворным произведениям Лермонтова. Сайты с бесплатной публикацией Термитник поэзии Литсовет Стихи.ру Проза.ру Проза Библиотечно-издательская система Userline Пиратская морда Сайт стиха и рисунка. Литконкурс Публикация стихов, прозы. Форум, рецензии, обзоры, конкурсы. Артефакт Стихи, проза, рисунки, форум.Сайты с платной публикацией Ссылки на различные литературные объединения в интернете: литературные сайты, журналы, конкурсы. Писатели КРАСНОЯРСКА Литературный сайт красноярских писателей Островок Тематический каталог Островок содержит набор ссылок на литературные сайты интернета Литературный Псков Пиитер Санкт-Петербургское литературное общество Русская фантастика и фантастика в сети Обширный ресурс по фантастике в интернете. Персональные страницы известных авторов, конкурсы, интервью, статьи, форум. Сайты с платной публикацией Ссылки на различные литературные объединения в интернете: литературные сайты, журналы, конкурсы. Писатели КРАСНОЯРСКА Островок Тематический каталог Островок содержит набор ссылок на литературные сайты интернета Литературный Псков Литературный сайт писателей Пскова Пиитер Санкт-Петербургское литературное общество Русская фантастика и фантастика в сети Обширный ресурс по фантастике в интернете. Персональные страницы известных авторов, конкурсы, интервью, статьи, форум. "Архивы Кубикуса" - путеводитель по мирам фэнтези и фантастики. Форум, новости, рецензии, критические статьи. "Точка зрения" Литературно-публицистический журнал "Точка зрения"("Lito.Ru"). Интернет-издание, посвященное феномену сетевой литературы. Русский переплет Литературный интернет-журнал. Издается с 1999 года. Стихи, проза, драматургия, рецензии, форумы. Вечерний Гондольер Газета вольных литераторов. Поэзия, проза, библиотека, форум. Литературный альманах "Присутствие" Литературный журнал "Солнечное сплетение" Современная российская поэзия Версаль.ру Сетевая словесность Литературно-художественный журнал "Заповедник" Топос Литературно-философский журнал Новая камера хранения Коллекция литературных произведений современных авторв. Яхта "Лопе де Вега" Литературный журнал "Творчество для всех" Проект для творческих людей в любой области: от математики до поэзии. Свободное размещение произведений на сайте, статьи о литературе, конкурсы.Сообщества Живого Журнала. Сообщество сказочников. Сообщество для тех, кто издает и пишет. Сообщество для любителей поэзии. Еще одно поэтическое сообщество Литафиша. Информация о литературных вечерах.Список издательств Каталоги журналов и издательств Каталог российских журналов и газет Список журналов, публикующих фантастику. Автор - Дэн Шорин Журнальный зал Каталог газет и журналов Журнальный столик интернет Каталог издательств Издательства и их серии фантастики Каталог российской периодики Обзор сайтов по периодике Публикации зарубежной прессы на русском языке. Каталог изданий. Все журналы Каталог журналовПРОПИСНАЯ или СТРОЧНАЯ? О правописании названий литературных произведений, средств массовой информации, астрономических названий, названий исторических эпох и событий, орденов, медалей, знаков отличия, праздников, знаменательных дат и др. читайте в справочном разделе ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН. Справочный отдел Творчество в жанре "Фэнтези" ФЭНТЕЗИ (Универсальная энциклопедия) ФЭНТЕЗИ (англ. phantasy букв. фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, "сказочной" манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изо-искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм Анджей Сапковский. Пируг или Нет золота в серых горах Фэнтези - большой взрыв!Вскоре после смерти Говарда, в 1937 году, мало кому известный мистер Толкин, которому исполнилось сорок пять лет, публикует в Англии книжку для детей, которую назвал "Хоббит, или Туда и обратно". Толкиновская концепция Невер-Невер Лэнда, названная Средиземьем, родилась в двадцатых годах нашего века. И только лишь в 1954 году издательство Аллен и Анвин (Allen & Unwin), выпускает "Повелителя Колец". Создание произведения, трилогии, которому было суждено потрясти миром, заняло у автора двенадцать лет. Его опередил К. С. Льюис со своей "Нарнией", изданной в 1950 году, но, тем не менее, не Льюис, но Толкин бросил весь мир на колени. Правда, поскольку нет пророка в своем отечестве, это бросание на колени происходит в широком масштабе только лишь в 1965/1966 годах после издания в Штатах карманной версии. О писателях и их произведениях (дискуссионные выдержки из сетевых статей) У А. Свиридова в свое время был чудный рассказ(или трактат?) "Малый типовой набор для создания произведений в стиле фэнтези". Большинство наших фантастов, похоже, им успешно пользуются. "Фантастика/Фентези" десять книг Серия "Хроники Амбера". Автор Роджер Желязны Формат всех книг: TXT, заархивировано RAR "Девять принцев Амбера. Книга первая. Хроники Амбер" Ружья Авалона Знак Единорога Рука Оберона и др. Средиземье Ник Перумов Эльфийский клинок РЕЦЕНЗИИ на произведения Г.Л.Олди Здесь вы сможете ознакомиться с огромным количеством рецензий. Представлены материалы, написанные профессиональными критиками или обозревателями, а также наиболее любопытные статьи читателей. Полную подборку читательских мнений можно найти в разделе "Отзывы".Лаборатория слова Любовные имена . Введение в эротонимику - Михаил Эпштейн (28/12/05) Любовь склонна к созданию мифов, средоточием которых становятся имена любимых, от Беатриче до Лушки. Все пространство русского языка заполнено малиновым звоном любовных имен, призываний и молений. Но имяпоклонство, фетишизм имени таит в себе и опасность профанации именуемого. У любви, как и у веры, есть своя апофатика.. Не произноси имя своего любимого всуе. Любимое остается в молчании, в той ночи, которую нельзя называть. Любовные имена. Введение в эротонимику Михаил Эпштейн (26/12/05) Наряду с официальными именами, существует бесчисленное число любовных прозвищ: общеизвестных - филонимов, и таких, о которых знают только двое - криптонимов. Каждое желание ни на что не похоже, оно имеет лицо своего предмета, окрашивается его личным именем. Райский язык состоит не из абстрактных универсалий, а из имен собственных, от которых образуются названия всех единичных действий и отношений. Только любовь может творить такой язык, в котором даже слово "любовь" звучит чересчур общо, сухо и бледно. Любовные имена. Введение в эротонимику Михаил Эпштейн (22/12/05) Русскому языку подобает гордиться не грубостью своих бранных проклятий, а нежностью своих любовных заклинаний. Как любовь преобразует речь - и как личные имена преобразуются любовью? О чем не сказал Р. Барт во "Фрагментах речи влюбленного"? Эта статья исследует семантику и грамматику любовного имени - и вместе с тем пытается воплотить те нежнейшие возможности русского языка, которые в нем еще полностью не раскрыты. Предельно индивидуализируя речь, личное имя вместе с тем демонстрирует в действии универсальную грамматику желания, которое хочет Всего от своего предмета и хочет сделать его Всем. О писателях и их произведениях Обретенное время Анатолий Железняк (07/11/05) Однако объективно настоящее - это данный, текущий момент времени (применительно к речевой деятельности - момент речи), и не более того. Геометрия искусства, или поэзия и свойства бытия Сергей Малашенок ...поэзия, претендующая на некий отрезок вечности, должна непременно позиционировать себя в пространстве чего-то, и это что-то обязательно должно иметь верх, низ и четыре "стороны света"! http://www.topos.ru/article/4080" target="_blank">Язык как индикатор этнического менталитета Анатолий Железняк (12/10/05) ...имеется заманчивая возможность по особенностям языка реконструировать хотя бы некоторые особенности этнического менталитета. Текст в религиозной жизни: типология, функционирование, оформление (Паскаль и Державин) Александр Закуренко (06/09/05) ...интенционально жизнь всегда религиозна. Анафраза: языковой феномен и литературный приём Михаил Эпштейн В этой статье вводится понятие анафразы, которое описывает перестановку слов во фразе и соответствующие трансформации eё смысла.Литературная механика для начинающих авторов Генри Лайон Олди Я наваял нетленку - что дальше? Каждый день в каждое крупное издательство приходят десятки писем от начинающих авторов. Почти в любом - просьба о публикации. При таких объемах любая ошибка или неточность автора, которая создает для издателя затруднение, приводит к окончанию переговоров. Проблемы решать просто некогда! Выход прост - не допускать ошибок! И в этом Вам поможет данный текст, в котором подробно рассмотрены все этапы, от установления первого контакта с издателем, и до подписания договора. Гарантии того, что Вашу работу опубликуют, если Вы будете четко следовать приведенным рекомендациям - нет. Но в любой момент Вы будете знать, что сейчас происходит, и чего не стоит делать дальше. Текст подготовлен по выступлению Дмитрия Громова и Олега Ладыженского (Г. Л. Олди) на семинаре молодых авторов (фестиваль фантастики "Звездный Мост" 2002 года). читать дальше>>> Александр ЖелезныйЧТО ТАКОЕ "ХОРОШО" И ЧТО ТАКОЕ "ПЛОХО" ПАРА СЛОВ ОТ ЛЕОНАРДА Александр рассказывает, как проходят творческие семинары в Литературном Институте и пытается найти критерии хорошей и плохой поэзии. Что такое творческий семинар? Собирается толпа народа, один из толпы даёт свои тексты, и толпа пытается понять, хорошо это или плохо. Чем хорошая поэзия отличается от нехорошей? Хорошая - волнует чувства (читателю хочется радоваться, плакать и так далее). Взгляд плывёт по странице: "Дальше, дальше, ещё, ещё..." Плохая - сопровождается скукой. Взгляд постоянно цепляется за выступы и шероховатости: "Здесь слово лишнее, здесь ударение не там, здесь рифма кривая..."У меня есть метафора на эту тему: "Произведение подобно глубокому озеру, покрытому льдом. Задача автора - чтобы лёд был тонок и читатель, едва ступив, провалился сквозь лёд слов в озеро смысла. Чтобы он туда упал и не хотел выплывать и был готов простить некоторую мутность воды - ведь она тёплая и в ней можно дышать. Плохое же произведение подобно озеру, промёрзшему насквозь. И сколько не прыгай и не бейся в поверхность - лёд не треснет". Хорошему произведению мы готовы простить много оплошностей и ляпов, если оно закружит нас в водовороте эмоций, утянет в выдуманный мир и поднесёт к лицу зеркало. Ведь все мы - эгоисты и везде хотим видеть и узнавать себя. После не столь давних событий и многочисленных консультация с Леонардом Бенедиктовым, я взялся разобрать один текст. Плохой был текст. Я обводил красным восемь из десяти слов (с объяснениями, естественно). Далее последовал примерно такой диалог... Хозяин текста: Ты не понимаешь! Я здесь думал это и это! Сейчас объясню... Я: Я лишь читаю то, что ты написал. А насчёт объяснений... Ты каждому читателю будешь объяснять смысл своего произведения? Или лучше сразу написать так, чтобы всё было понятно без твоих комментариев и оправданий? Подумай. Хозяин текста подумал и обругал меня последними словами. После ещё пары-тройки односторонних оскорблений, я уговорил его переделать текст (в меру возможного). В итоге, произведение хозяин текста так и не переделал, но написал новое. И оно было явно лучше предыдущего. Мораль: "Читатель не может посредством произведения залезть в мозг писателя и понять, что он там хотел сказать. Задача писателя - написать так, чтобы этого вопроса даже не возникало". Чтобы не было вопроса: "И к чему это всё? " А чтобы было восторженное: "Ух, ты! К чему это всё? " Критиковать - это искусство. Выслушивать критику в свой адрес - тоже. Здесь "искусство" - это умение отделить зёрна от плевел, а бисер - от свиней. читать дальше>>> Деточка и Леонард Бенедиктов ВРЕМЯ РАЗБИРАТЬ ВМЕСТЕ Деточка Как написать, чтобы твое творение стало достойным? Такой вопрос задает себе каждый начинающий (да и далеко не начинающий тоже) литератор. Проштудировав учебники по русскому языку и стилистике, пролистав труды многих и многих теоретиков литературы, мы с Вами давно пришли к выводам, что существуют некие механизмы (см. статью Л. Бенедиктова "Время разбирать") сопоставления слов и фраз, при которых подаваемый материал становится интересным. Вот это самое понятие - "интересно" мы и решили вычленить, разбирая самые разные фрагменты текстов. drLGrinevВремя разбирать? Тогда фрагмент для разбора: ЦИТАТА На обугленном осколке гранита гибкая ящерка. Бусины глаз сверкают черным опалом. Треугольная головка оплавленным наконечником направлена в оголенное небо. Но рифленая подошва стоптанным сумраком заслоняет свод. Раздается недовольный хруст щебня. И успевшая юркнуть в сторону рептилия выгибает шею. Lacerta saxicola раздвоенным языком чертит мгновенный знак в спины. Два силуэта скрываются за хмельной агонией воспаленной тропки. - Бросили зря. Немые глыбы оживают шершавыми языками. Глухо поднимают конец оброненной фразы. Ворочают, смакуют с серым вожделением: "Зря". drLGrinev Метод вычеркивания - в приведенном отрывке оставляется только последнее слово. Пример: Зря. Метод "ЛЕГО" - в приведенном отрывке перемешиваем фразы и выкидываем большую часть слов (комментарий Л. Бенедиктова, т.к. - в оригинале объяснения не наблюдалось). Пример: Во хмельной агонии, хоть и "ЗРЯ", но всеравно смакуют, с фиолетовым вожделением ящерку, lacertУ saxicolУ, стоптанным сумраком заслоняя свод. Конченый вариант фрагмента: Оголенное небо с серым вожделением поднимает конец оброненной фразы - Бросили зря. Деточка Результат - отрицательный. Чувство неуловимости желаемого уворачивается, словно хвост той самой гибкой ящерки. Леонард Бенедиктов Следовало выбрать кусок попроще. Тут не только читатель, но даже разбиратель поймёт со скрипом. читать дальше>>> Марина Лес САМОУЧИТЕЛИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ ПАРА СЛОВ ОТ ЛЕОНАРДА Материалы поставлены без предварительного согласия автора ввиду невозможности с ним связаться. Материал будет убран по первому требованию автора, если такое требование воспоследствует.Материалы взяты из интернет-газеты "ПРОСТО ФАНТАСТИКА". Многие мастистые литераторы утверждают, что талант - это от Бога. Научить "быть писателем" - невозможно. Овладеть писательским мастерством можно только самостоятельно, и дается оно только тому, кто не может НЕ писать. Автор легендарного "Гипериона", а также множества других - фантастических и нефантастических - книг Дэн Симмонс дает начинающим авторам совершенно категоричный совет: "Хотите стать писателем? Бросьте! Это совершенно невозможно!" Однако есть другие писатели, которые то ли меньше боятся конкуренции, то ли просто "не могут молчать". Они с удовольствием дают младшим коллегам гораздо более развернутые советы. И даже пишут книги о том, как достичь писательского мастерства. Разумеется, в нашей стране таких книг гораздо меньше, чем на Западе. В любом Интернет-магазине вы обнаружите массу пособий о том, как написать рассказ, повесть, дамский роман, детектив, космооперу, ужастик... на английском языке. На русском же интересующей литературы гораздо меньше, но она есть, и мы постараемся ее вам представить. Начнем с книги человека, чья компетенция сомнения не вызывает. Николай Басов не только написал множество книг, но и несколько лет проработал литературным агентом. Итак, прислушаемся к его советам. Отличие книги Басова от других подобных пособий начинается прямо с названия: "Творческое саморазвитие, или Как написать роман". Автор считает роман "партитурой медитации на заданную и строго оговоренную тему". Более того, он полагает, что именно написание романа помогает человеку примириться со сваливающимися на голову проблемами, перестать конфликтовать с окружающими, найти выход из сложных ситуаций. И если среди писателей встречаются неприятные типы - то, убежден Басов, "без романов они были бы еще хуже, творили бы злые дела или превратились бы в откровенно несчастных людей, делая несчастными родных и близких". Итак, что же необходимо знать, чтобы заняться таким психологически комфортным и общественно полезным делом? читать дальше>>> Генри Лайон Олди Сеанс магии с последующим разоблачением,или Секстет для эстета "Самое большее, с чем мы можем примириться, когда речь идет о фантастике, - это такая ее форма, которая возбуждает в нас мысли приятные и привлекательные." Вальтер Скотт, "О сверхъестественном в литературе". "На реках вавилонских, там сидели мы и плакали..." Псалом 136 1. Тезис: "Фантастика - это "жанровая", "форматная" литература, со своими жесткими жанровыми рамками. А настоящая, высокая литература не может быть жанровой (форматной)". Брали как-то у Игоря Черного, доктора филологических наук и профессора, интервью. Спросили, имея в виду любимую нашу фантастику: - Имеет ли смысл производить разделение по жанрам, или все-таки стоит подходить к книге любого жанра, как к представительнице литературы? И прозвучал ответ: - Жанр? Какой жанр? Это называется непрофессионализм. Жанр, он один - роман. Такой жанр - " роман". А дальше уже идет внутрижанровая типология. Есть роман исторический, есть роман производственный, есть роман фантастический. Дальше идет в фантастическом романе разделение на подвиды и типы: фэнтези, сайенс фикшн, историческая фантастика и так далее. Деление все более мелкое, мелкое и мелкое. Точно так же, как и жанры: повесть, рассказ и так далее. Разделение на жанры и виды идет с классиков, с Аристотеля...Ладно, допустим, большинству эстетически непоколебимых граждан, твердо уверенных, что великая правота у них в кармане, а лучшая нравственность спит в их постели, это интервью - не указ читать дальше>>> Литературная критика. Аналитика Что такое поэзия? Одно из размышлений о природе поэзии. Автор - Геннадий Апанович. Сетература В разговоре о "сетевой литературе" участвуют организаторы лучших литературных сайтов: Сергей КОСТЫРКО, Дмитрий КУЗЬМИН, Вячеслав КУРИЦЫН, Кирилл КУТАЛОВ, Лев ПИРОГОВ, Макс ФРАЙ Что дает нам интернет? Что такое виртуальное литературное сообщество?) Автор - Лев Вишня. Литературные клубы и объединения постсоветской России История языкознания Автор - Иван Павлович Сусов, доктор филологических наук, профессор. В книге даны очерки, посвященные истории формирования и развития лингвистической мысли.
28 декабря 2006 года. вернуться к началу |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"