Аннотация: Обычная история о том, как в небольшом провинциальном городе в Средней полосе России живет и работает директор крупного по нынешним временам завода. И все у него хорошо, пока он не ввязывается в игры московских бизнесменов средней руки.
Пьеса
Действующие лица:
Брянцев Борис Васильевич - директор градообразующего военного завода в небольшом городке в средней полосе России
Брянцева Римма Александровна - его жена
Брянцева Александра - их дочь
Марина - любовница Брянцева
Михаил Юрьевич - московский бизнесмен средней руки
Владимир Николаевич (Санчо) - друг и заместитель Брянцева
Работники завода
Действие 1
Весна. Рабочий кабинет Брянцева. Комната в три больших окна с видом на заводские корпуса в легкой зеленой дымке деревьев. По бокам две двери: слева - в приемную, напротив - в комнату отдыха. В углу стоит письменный стол и кресло. На столе телефон, раскрытый ноутбук и небольшая иконка. Над столом висит флаг города. Посередине, занимая большую часть кабинета, стоит длинный стол для производственных совещаний. Вокруг стола, вдоль окон и вдоль противоположной стены тоже стоят стулья. Видно, что в кабинете давно не делался ремонт.
Явление 1
Идет производственное совещание. Все стулья заняты. Во главе большого стола сидит Брянцев и ведет совещание. Ему около 55 лет, полноватый, спокойный, уверенный, с бородкой. По правую руку сидит его первый заместитель Владимир Николаевич (Санчо).
Брянцев. Итак, товарищи, сегодня у нас понедельник. О ходе выполнения плана докладывает Владимир Николаевич.
Владимир Николаевич (смотрит в бумажку перед собой). На сегодня у нас в стадии окончания заказ для Минобороны. Скоро должны сдать.
Один из работников завода. Нам этот заказ надо было на прошлой неделе отгружать. Точный срок изготовления назовите, а то заказчики звонками замучили. Им нужна конкретная дата. Нам еще паковать его.
Владимир Николаевич. Конкретную дату назвать сейчас не готов, 15 цех делает все возможное. Выводим людей даже в выходные, переработки там идут серьезные. Прошу финансовому отделу взять на заметку и учесть это.
Один из работников завода. Мы-то учтем, только и вы не забывайте, что мы срок поставки сорвали, нам штрафные санкции выкатят, а еще сверхурочные плати, с такой работой одни убытки.
Брянцев. Я вчера был в 15 цехе, с рабочими разговаривал, там действительно серьезная ситуация. Вы все прекрасно знаете, что брак мы не планируем, но нас подвели смежники. Они поставили некачественный колпак. В 15 цехе его поставили, но он не герметичен. Где-то воздух травит. Думаю, в пятницу они закончат. Владимир Николаевич, прошу приложить все усилия для сдачи заказа в пятницу.
Владимир Николаевич. Хорошо, Борис Васильевич. Дальше. Мы начали демонтаж участка литья. Теперь все литье будем заказывать у соседей. (Кто-то тяжело вздыхает). К концу следующего месяца должны успеть. Финансовый отдел, прошу запланировать расходы на этот и следующий месяц.
Один из работников завода. А почему вы не включили в свою смету расходов на этот квартал эти затраты? Где теперь брать деньги? И потом, литье у наших соседей дороже получается. Может не надо участок ликвидировать? И вот, главный технолог был против, качество у них хуже, чем наше. Правда, Константин Ларионович? (Главный технолог пожимает плечами.)
Брянцев (смотрит на выступающего). Во-первых, вы мне так и не доказали с цифрами на руках, что у соседей дороже.
Один из работников завода. Чего тут доказывать, Борис Васильевич? У них с этой литейки десять человек кормятся, электричество мы им продаем. А у нас три человека на литейке работают. А теперь еще затраты на демонтаж и ликвидацию...
Брянцев. Не доказали. Цифры где? Вы посмотрите какой процент накладных расходов у них и у нас.
Один из работников завода. Мы же подходили к Вам, Борис Васильевич, с расчетами.
Брянцев (чуть повышая голос). Не доказали. Вы - экономическая служба, а я вам азы экономики объясняю. Невольно задумаешься о качестве всей вашей работы. Во-вторых, это у нас все согласно инвестиционной программе делается, которую, кстати, одобрил нам совет директоров. Прошу помнить, что вы работаете на одном из лучших заводов в нашем холдинге. Мы не срываем сроков, качество стабильно хорошее. И, главное, даем работу и без задержек платим зарплату семи сотням человек в нашем небольшом городе, где практически больше нет работы. На нас весь город держится. Есть у кого-нибудь еще вопросы? Тогда все, совещание окончено. (Люди выходят в приемную. В кабинете задерживается только Владимир Николаевич.)
Явление 2
В кабинете Брянцев и Владимир Николаевич.
Брянцев. Санчо, вот скажи мне, чего он все время лезет не в свое дело?
Владимир Николаевич. Ты о главном экономисте?
Брянцев. Да, об этом говнюке. Я же ему объяснил, для чего нужна закупка литья у Рафика. Он знает, что его дополнительная зарплата берется не из воздуха.
Владимир Николаевич. Может он считает, что с денег на ликвидацию участка ему тоже должно что-то отвалиться? Смету он тоже согласовывал, а я там раз в пять все накрутил.
Брянцев. Он самостоятельную игру вести не может, труслив, не переоценивай его возможностей. Слушай, Санчо, когда ты уже научишься нормальные сметы составлять, так чтобы ни у кого вопросов не возникало? Все белыми нитками шито, это ведь до первой проверки.
Владимир Николаевич. Курить хочется... Я курну? (Брянцев кивает. Санчо встает, и идет в комнату отдыха. Дверь оставляет открытой. Оттуда разговаривает с Брянцевым.) Василич, а как мне еще деньги вытаскивать? Ты говоришь: то нельзя, это нельзя, а сам мне какой план ставишь?
Брянцев. Ты же знаешь, что надо еще наверх заправлять, чтобы в холдинге финансирование выделяли. Все эти реконструкции, думаешь, за красивые глаза разрешают?
Владимир Николаевич. Знаю, но че-то они совсем уже оборзели, такой план тебе ставят неподъемный. Только на них и работаем.
Брянцев. Ладно, Санчо, не прибедняйся. Мне-то зачем рассказываешь, как будто не я тебе деньги даю?
Владимир Николаевич. Василич, а...
Явление 3
Входит Марина
Марина. Привет, Боречка!
Брянцев. Здравствуй, дорогая. (Целует ее, обращается к Санчо.) Чего ты хотел сказать?
Марина. Это кто там у тебя, Санчо?
Брянцев. Да, вон сидит там (он махнул в сторону открытой двери), и отравляет мне атмосферу.
Владимир Николаевич (выходит из комнаты отдыха. Обращается к Марине). Привет, привет. (Брянцеву.) Ладно я пойду. Потом договорим. (Уходит.)
Явление 4
Марина садится за стол рядом с Брянцевым.
Марина. Борис, Машка хочет на Эйфелевую башню, говорит, что видела в кино и теперь очень-очень хочет. Я ей поставила наше видео, ну, где мы дурачимся на набережной Сены перед Эйфелевой башней, и она теперь требует, чтобы мы ее туда отвезли.
Брянцев. Марина, я с вами сейчас не смогу поехать, так что бери Машульку и езжайте вдвоем. Мне тут надо еще некоторые дела обязательно закончить.
Марина. Вот всегда так, когда нам нужно твое участие, тебя никогда нет рядом. Машка уже давно с тобой никуда не ездила, только и канючит: "Когда папа меня покатает на лошадках?" Она все время вспоминает нашу поездку на лошадях на 9 мая. Помнишь?
Брянцев. Помню, Мариша, помню, но сейчас, правда, не могу. Римма просила съездить с ней в Москву, поискать подарки для Сашкиного жениха и сватов.
Марина. Сашка, наконец, определилась?
Брянцев. Вроде да, там этот эстонец ее заарканил. Все бегала, искала и вот, пожалуйста, нашла какого-то эстонца. Нет, он по-русски прилично очень разговаривает, у него бабушка по матери русская, да и в школе много русских было. Он из Таллина. Родители, правда, бедные совсем, маленькая квартирка в центре Таллина, и больше ничего.
Марина. Борис, я тебя умоляю, там весь Таллин в два раза больше нашего городка, какой там центр? Не смеши. И что Римма?
Брянцев. Что Римма? Римма говорит, что надо им квартиру хорошую купить недалеко от его родителей. Пусть живут. Сашка там образование получит, все лучше, чем в Москве балду пинать, Европа все-таки. На Сорбонну у меня денег не хватит, да и Машке тоже надо еще образование дать хорошее. Я же не семижильный, не Газпромом руковожу, это у них доходы.
Марина. Римма, наверное, говорит, что Машке еще далеко до высшего образования, и вообще, обойдется, надо Сашку обеспечить всем?
Брянцев. Да, нет. Она так не говорит, но Сашке сейчас действительно все это надо обеспечить. Даже если она с этим своим эстонцем разойдется, квартира все равно у нее останется, а Машка еще маленькая, ей расти и расти.
Марина. Ладно, Борис, мы тогда без тебя дней на 10 съездим?
Брянцев. Конечно, Мариша. Вы мне вечерний Париж с Эйфелевой башни по вотсапу покажете, ладно? Хотя бы на Машульку посмотрю на фоне Парижа.
Марина. Все, я побежала, а то я к парикмахеру своему записалась на 10-00. (Брянцев целует Марину в щеку, она встает и уходит.)
Явление 5
Брянцев. Устал я немного от этих забот. Надо бы взять Санчо и поехать на рыбалку к нему на дачу. Посидеть с удочкой, потом водочки попить и ушицы поесть. (Садится в кресло, закрывает мечтательно глаза). Хорошо.
(Раздается телефонный звонок. Мигает лампочка секретарши. Поднимает трубку.)
Брянцев. Да, Лена. (Слушает, отвечает.) Конечно, приглашай, иди, встречай. Я сейчас выйду.
Явление 6
(Брянцев выходит в приемную и через несколько секунд возвращается с холеным мужчиной, примерно своего возраста, в дорогом костюме и туфлях.)
Брянцев. Конечно, Михаил Юрьевич. Вы же знаете, что я всегда Вам рад, всегда. Проходите, присаживайтесь. Кофе хотите? У меня из таких капсул делается... В прошлые выходные в Ригу ездил, там закупился в фирменном магазине.
Михаил Юрьевич. Если есть без кофеина, то буду.
Брянцев. Есть, конечно. Сейчас сделаю. (Уходит в комнату отдыха. Через минуту возвращается с двумя чашками кофе и конфетницей.) Вот, пожалуйста. Может виски или коньяк?
Михаил Юрьевич. Нет, не хочу. Борис, я вот чего заехал к тебе. (Берет чашку и пьет.) Был у вашего губернатора на приеме, он меня все просит помочь области в плане создания рабочих мест, инвестиций. И я вот что подумал: надо бы тебе через госпрограмму получить деньги на техническую модернизацию. Закупишь новые станки, немецкие, будет что показать и в холдинге, и губернатору. Я поговорю в министерстве, чтобы тебя включили в программу какую-нибудь, деньги выделят.
Брянцев. Это было бы очень хорошо, Михаил Юрьевич. (Встает и подходит к окну.) Я бы всю технологическую цепочку перестроил. У меня производительность труда сразу вырастет, объемы вырастут. Я и так больше всех в холдинге выручки даю, а стану и в области одним из самых крупных.
Михаил Юрьевич. Вот и хорошо. Там только финансирование по программе идет паритетное: пятьдесят процентов дает государство, и пятьдесят предприятие.
Брянцев. Плохо тогда, у меня больших денег-то нет. Мне ответить нечем.
Михаил Юрьевич. Ты не переживай, в моем банке кредит возьмешь, потом, когда объемы большие пойдут, вернешь кредит. Процент рыночный, обеспечение под программу дам, не переживай, Борис. Ты список оборудования составь и в следующий понедельник моему заму, Олегу, сбрось. Он тебе оборудование быстро найдет. У меня и купишь, чтобы не рисковать и самому этой бодягой не заниматься.
Брянцев. Михаил Юрьевич, не сильно дороже получится через Вас покупать?
Михаил Юрьевич. Не сильно, не переживай, в министерстве тебе никто вопросов лишних не задаст, если ты с ними договоришься.
Брянцев (немного помедлив). Я должен... Мне надо там поговорить? И обязательства тоже мои?
Михаил Юрьевич. Конечно. Тебе надо самостоятельно уже с министерством работать, связи налаживать. Ты же хочешь стать главой холдинга?
Брянцев. Да, в общем, не знаю.
Михаил Юрьевич (морщится слегка). Перестань, Борис, уж мне-то можешь признаться, что только спишь и видишь. Что ты в самом деле, как девочка. Я иначе тебе эту затею с модернизацией и не предложил бы.
Брянцев. Хорошо, Михаил Юрьевич, я Вас услышал.
Михаил Юрьевич (смотрит на него с легким недоумением). Борис, ты меня слушать должен, а не слышать. Понимаешь? Это тебе в первую очередь надо.
Брянцев. Понял, Михаил Юрьевич, понял.
Михаил Юрьевич (встает, улыбается и хлопает по плечу Брянцева). Я из тебя еще героя нашего времени сделаю. Ладно, поеду я. Счастливо тебе, Борис.
Брянцев. Спасибо, Михаил Юрьевич. (Они выходят в приемную.)
Действие 2
Явление 1
Гостиная в доме Брянцева в центре города. Большая комната, по бокам две двери: та, что слева, ведет в спальню Брянцевых, другая - на лестницу на первый этаж, посередине двустворчатая дверь на балкон, который идет во всю длину комнаты. Посередине комнаты стоит стол, шесть стульев, на правой стене висит телевизор, перед телевизором стоит большой кожаный диван. У левой стены между окном и дверью - камин. Вся обстановка комнаты в стиле хай-тек. Из окон виден сад, за ним река, за рекой церковь. На диване лежит Брянцев и смотрит телевизор. Звук на минимуме. За столом спиной к балкону сидит Римма и раскладывает карточный пасьянс. Видно, что они с мужем примерно одного возраста.
Римма. Борис, мы с тобой в пятницу поедем в Москву. Я билеты на поезд сама купила, а то твою секретаршу попросишь, потом весь город обсуждает, куда и на сколько мы ездили. Я уже в интернете вместе с Александрой присмотрела ей платье свадебное, надо будет заехать, посмотреть.
Брянцев. Надо было на машине моей ехать, чего там по Москве таскаться?
Римма. Правильно, я все это лучше тебя знаю, но я Сережу твоего отпустила на выходные, у него дела какие-то срочные в деревне, а сам ты за рулем столько не выдержишь. Мало туда доехать, надо по Москве по пробкам ездить, а ты не сможешь.
Брянцев. Я что-то не знаю, что у Сережи за срочные дела, матери что ли поедет помогать?
Римма. Да, они с женой к его матери поедут картошку сажать. Ты не знаешь, потому что я на нем езжу. Ты Сережу только и видишь, когда в область или в Москву на служебной машине ездишь. Надо еще Александре мебель в Москве заказать.
Брянцев. Ты совсем, мать, с ума сошла? Ты представляешь, что ее из Москвы в Таллин везти? Растаможка и все такое, а мебель-то не наша. Это все равно, что в Тулу со своим самоваром ехать. Там все купим, в Таллине, там и дешевле раза в три.
Римма. Видела сегодня в салоне Марину. Красоту наводила. Она собралась куда?
Брянцев. В Париж с Машкой поедут.
Римма. Скоро?
Брянцев. На следующей неделе.
Римма. А у тебя никакой командировки в Париж на следующей неделе не предвидится? (Слегка усмехается).
Брянцев. Нет, не предвидится. (Встает, подходит к камину, на котором стоит большой поднос с различными бутылками и бокалами, наливает себе в стакан виски. Идет обратно и садится на диван.)
Римма (с ехидной ноткой в голосе). Чего так?
Брянцев. Дел много. Сегодня приезжал Михаил Юрьевич, предлагает проект большой модернизации производства. Говорит, успешная реализация этого проекта поможет мне спихнуть с кресла нашего главного. Хорошо засвечусь в министерстве, связи расширю полезные.
Римма. Если всего завода твоего, то это большой проект. Что-то мне говорит, что это будет стоить немалых денег. Может, ну его к черту, этого твоего Михаила Юрьевича? (Она смотрит на Брянцева. Он чувствует это, но делает вид, что смотрит телевизор.) Борис, мы и так неплохо устроены, все у нас, слава Богу, есть. Тебе так вообще не на что жаловаться. Александру замуж выдадим, будем внуков ждать. Я так хочу внуков! (Римма на секунду мечтательно зажмурилась.)
Брянцев. Тесно мне здесь, Римма, ты же знаешь. Надо в Москву. Я из холдинга конфетку сделаю. А то этот старый пердун, уже ничего не делает, раз в неделю на работу приезжает, всех построит и снова отваливает, чуть не с оркестром, а заводы разваливаются. К нему на прием не попасть. Весь занятый такой, то с китайцами, типа, переговоры ведет, то с нашим министром обороны встречается.
Римма. Не завидуй, у него свои проблемы наверняка есть.
Брянцев. Не завидую я ему, с чего ты взяла?
Римма. Борис, я тебя тридцать пять лет знаю. Не надо тебе в это все лезть.
Брянцев. Денег это, действительно, потребует много. Но только представь, как можно будет развернуться. (Встает, подходит к камину и наливает еще виски. Садится за стол рядом с женой.) Представь, мы переезжаем в Москву. Представь какие там магазины...
Римма. Бог с тобой, Борис, ты чего? Ты так говоришь, как будто я там никогда не была. Нашел, чем меня завлечь. Москва твоя мне и даром не нужна. Вот от переезда в Милан или Париж я бы не отказалась. А сколько денег потребуется на эту всю вашу операцию-модернизацию?
Брянцев. "Операция-модернизация" - хорошее название для фильма, что-то напоминает. (Брянцев помолчал, покрутил в руке стакан, посмотрел его на свет и сделал хороший глоток виски.) Пока не знаю. Надо составить перечень всего требуемого оборудования, отослать его заму Михаила Юрьевича, они дадут цены, прибавить к общей стоимости оборудования стоимость работ по демонтажу старого и монтажу нового оборудования, умножить это на два, для откатов в министерство. Короче, много.
Римма. У завода таких денег нет?
Брянцев. По моим прикидкам и двадцатой части нет. Деньги на оборудование даст бюджет, оставшиеся деньги даст в кредит Михаил Юрьевич.
Римма. Ты хочешь сказать, что откаты будешь платить из кредитных денег?
Брянцев. Да, но после модернизации у завода вырастут мощности, а новые заказы помогут получить люди из министерства. Это такая немного извращенная мотивация чиновников в развитии отечественной промышленности (Брянцев усмехнулся и допил виски залпом.)
Римма. Борис, все очень рискованно. Я против. Ты же знаешь моего отца, он был умным деловым человеком, вот он всегда говорил, что надо изо всех сил стараться избегать жить в долг, а вести свое дело на заемные деньги нельзя ни при каких обстоятельствах.
Брянцев. Сейчас все ведут бизнес на заемные средства.
Римма. Борис, Маринка зря так твое тщеславие распаляет.
Брянцев. Она в меня верит, в отличие от тебя.
Римма. Да, а ты много в женщинах понимаешь. Причем тут вера в тебя или не вера. Это я тебя из мастеров до твоего директорского кресла под ручку довела. С кем ты постоянно советовался, с Маринкой своей что ли? Забыл?
Брянцев. Сейчас многое изменилось. Теперь все по-другому.
Римма. Ничего никогда, по сути, не меняется: в основе всего лежат деньги, и ты либо можешь их взять, либо нет, потому что их уже взял кто-то другой, более быстрый и зубастый. У каждого свой уровень. Здесь речь идет о больших деньгах. Согласись, Борис, все, кого ты съел на своем заводе, были маленькие и почти беззубые.
Брянцев. Ну, ты меня совсем что-то опустила ниже плинтуса.
Римма. Я только правду сейчас говорю, причем тут унижение? Правда и в том, что ты уже пятнадцать лет директор, успешный директор. И просто я хочу, чтобы так продолжалось и дальше.
Явление 2
(Входит Александра с листком бумаги и ручкой в руках. Она невысокого роста, очень похожа на мать. На ней розовая футболка и джинсовые шорты, светлые волосы собраны в хвост. Брянцев поднимается, наливает еще виски и возвращается обратно за стол.)
Александра. Пап, мам, привет! Как дела, чего делаете?
Брянцев. Если ты, доченька, никого в России не нашла, то так и быть, выходи за басурмана нерусского. Мы тебя с матерью благословляем.
Александра. Спасибо батюшка. (Бьет земной поклон отцу.) Спасибо матушка. (Кланяется матери и смеется.) Только неувязочка вышла, разлюбила я суженого-ряженого сваво.