Леусс Линда Е. : другие произведения.

Праздничное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о зимних праздниках народов мира

Annotation

     Введите сюда краткую аннотацию


     Чтобы изменить документ по умолчанию, отредактируйте файл "blank.fb2" вручную.
     Сатурналии.
     Жил-был бог. Родился он от союза Урана (небо) и Геи (земли), был шестым мальчиком в семье, по происхождению - титан, а назвали мальчонку Кроном. Вообще-то, братья и сестры Крона, семь титанид (девочек) и шесть титанов (мальчиков), были улучшенной версией потомства Урана и Геи. Первая партия  получилась какой-то странной и как водится, комом. Трое из них имели сто рук и пятьдесят голов, и назывались гекатонхейрами, а на оставшихся троих не хватило глаз и из них вышли циклопы. Папаше Урану такие отпрыски пришлись не по душе, кроме того, детки были чудовищно сильными и угрожали свергнуть Ураново самодержавие,  и потому Уран принял волевое решение - спихнул детишек в Тартар и забыл об их существовании. Однако для мамы Геи ее дети были прекрасны и не были забыты. Гея поступила очень хитро.  Родив Урану еще 13 отпрысков, она уговорила Крона, младшего сынка,  восстать против отца, вызволить заточенных в Тартаре братьев и избавить ее от счастья бесконечного деторождения. Гея дала Крону кривой меч, при помощи которого тот сделал глубокое обрезание Урану, и занял его место на троне. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что из его крови, попавшей на землю, появились гиганты, эринии и нимфы-мелиады (нимфы ясеня), а из пены морской и крови вышла Афродита. Уран отбыл в Небесный Пидарешт, а его место занял узурпатор Крон.
     Самодура Урана по сравнению с его джуниором можно было назвать няшкой и милотой. Крон начал свое правление с того, что поскидывал в Тартар не только братьев гекатонхейров и циклопов, но и единоутробных сестер и братьев титанов, которые, на минуточку, активно помогали ему избавляться родного отца.  Скинул бы и Гею, но не сдюжил, все-таки Мать-Земля. Оставил при себе лишь свою сестру Рею, на которой женился и народил шестерых детей, последним из которых был Зевс. Дети не особо докучали Крону, потому что сразу после рождения он их съедал, боясь исполнения предсказания, в котором ему предрекалась смерть от руки собственного сына примерно при таких же раскладах, при которых сам Крон убил собственного родителя. На всякий случай, Крон съедал заодно и дочерей. Устав от каннибализма мужа, Рея спрятала малыша Зевса и заменила его камнем, который Крон и сожрал. Зевс вырос и стал похожим на родителя, последовав его же сценарию борьбы за власть. Он освободил своих братьев и сестер из чрева папеньки, и затеял войну, которая вошла в анналы под названием Титаномахия или Битва Титанов. Десять лет продолжалась война, Крон и его титаны были побеждены и свергнуты в Тартар, а гекатонхейры были приставлены их охранять. Позже Зевс смилостивился, вытащил отца из Тартара и отпустил на все четыре стороны. Присмиревший Крон эмигрировал в Италию, сменил имя на Сатурн и занялся сельским хозяйством. Он научил людей земледелию, садоводству, виноградарству и всяким другим премудростям, в результате чего стал считаться богом плодородия и земледелия. Время, когда Сатурн жил среди них, люди почитали золотым веком: всего было в достатке, все люди были равны, поля и сады обильно плодоносили, все было общим, наступила эра доисторического коммунизма. Постаревший Сатурн постепенно отошел от дел и удалился в  Небесный Пидарешт. В древнем мире сразу началось рабство.
     После исхода Сатурна, люди стали устраивать в его честь праздники, которые назывались Сатурналии. Хоть сам Сатурн был мрачным и нелюдимым, праздники были веселыми и богатыми на всякие паскудства. Сначала все было чинно и благородно, люди приносили жертвы в храмах, пели религиозные песни и шли торжественными шествиями, моля ниспослать богатый урожай всего, что там у них росло. По-видимому, все эти моления сопровождались обильными возлияниями, и, в конце концов, превращались в разгул, бардак и полное безобразие самого разнузданного карнавального толка. Люди рядились чертями и старухами с косой, дарили друг другу подарки, много ели, пили, пели, занимались безудержным сексом, плясали и сильно шумели. Безумство Сатурналий длилось от пяти до двенадцати дней. На время праздников рабы освобождались от своих обязанностей, могли сидеть с хозяевами за одним столом, и даже критиковать их. Школьники освобождались от занятий, а преступников нельзя было наказывать. Иногда Сатурналии заканчивались восстанием рабов и погромами, но не везде и не каждый год. Несмотря на материальные потери от буйства празднующих, люди с нетерпением ждали наступления Сатурналий и охотно участвовали в них. 

     Йоль
     Праздник Йоль ака Праздник Костров отмечался древними тевтонцами, германцами и прочими скандинавскими викингами. Праздник  начинался 21 декабря и длился ровно 12 дней, каждый из которых символизировал месяц грядущего года. К этому времени в Скандинавии уже становилось холодно, викинги заканчивали свои круизы и возвращались к родным берегам,  чтобы переждать зиму. Путешествовать в Йоль считалось дурным тоном и дураков болтаться в море, сбивая топорами лед с весел,  обычно не находилось. Если добраться  до дома до начала ледостава не получалось, викинги всей бригадой заваливались на зимовку в гости. Очень кстати к Йолю поспевало пиво и забивался мелкий  домашний скот. Урожай был убран, особых сельскохозяйственных работ не было, почему бы не вернуться домой? Символом праздника Йоль было Колесо, символизирующее Колесо Года, смерть старого и рождение нового, и поэтому все старое и ненужное подлежало сожжению. Древние скандинавы верили, что разводя костры, они помогают пробуждению Солнечного Короля и скорейшему наступлению весны и началу новых заморских круизов. Женщины в дни Йоля чествовали дис, богинь родовспоможения и плодородия. Женщины и дети украшали дом хвойными ветками, обвивали их калиной и посыпали мукой, что также символизировало достаток, назывались сии композиции йольскими венками. Кстати, слово «ель» произошло от слова «йоль», а само вечнозеленое дерево было символом возрождения и жизни, ели украшали жертвенной пищей, скорей всего специальной выпечкой и фруктами. Древнескандинавские дети бегали из дома в дом, пели песни за угощения, дарили друг другу подарки. Еще в каждом доме должно было появиться йольское полено, которое ни в коем случае нельзя было покупать, а следовало взять с земли владельца или подарить, причем полено должно было быть обязательно ясеневым, а не каким-нибудь первым попавшимся сосновым пнем. Ибо символизировало оно Иггдрасиль, священный ясень Асгарда, а не какой-нибудь дуб стоеросовый. За возможность испить из источника мудрости у корней Иггдрасиля, Один отдал правый глаз, а за неправильное йольское полено можно было получить топором в глаз от хозяина дома и не факт, что дарящий стал бы от этого мудрее.  
     Полено украшали ветками падуба или чего-нибудь хвойного, колосками пшеницы и припудривали мукой. Как водится у древних скандинавов, чем наряднее ты выглядишь, тем вернее тебя сожгут, следуя традициям, приукрашенное полено ставили в очаг и поджигали от щепки прошлогоднего полена. Оно тлело все двенадцать дней Йоля, а после вынималось из очага с песнями и плясками, и хранилось до следующего Йоля. Также на Йоль гадали и творили разную волшбу. Время самых длинных ночей и коротких дней считалось мистическим, можно было гадать на рунах или попытаться достучаться до предков. Девушки гадали на женихов, а чуждые этим бабским предрассудкам викинги гадали, куда им лучше поплыть, чтобы лучше пограбить: на запад в Нортумбрию к смиренным ирландским монахам, или на восток в Гардарику к воинственным славянским князьям. Пораскинув рунами и мозгами, решали, что грабить лучше монахов, а с князьями все-таки торговать.
     Перед началом Йоля надо было запастись новой одеждой из шерсти, чтобы не гневить Йольского Кота, который бродил по людским селениям и выискивал тех, у кого не было шерстяной обновки. Мнения по поводу формы гнева Кота расходятся, но исландская поговорка «Придет Йольский Кот и насрет тебе в рот» говорит о многом. 
     На тринадцатый день Йоля наступал Треттаундинн, тоже праздник, а не то, что вы подумали. В этот день люди с плясками, песнями и фейерверками провожали в горы последнего Йоласвейнара, по нашему Деда Мороза или Морозного Парня, если переводить точнее, которых, как все знают ровно тринадцать, по числу праздничных дней Йоля.  Йолосвейнары разносили подарки хорошим детям и складывали их в башмак. Нерадивых и непослушных одаривали куском угля или еще каким непотребством.
     Многие традиции Йоля сохранились и по сей день. Например, в Финляндии Йольский Кот трансформировался в Йольского Козла. Чтобы задобрить Козла, разносившего подарки, для него к празднику выставляли за порог особо лакомые куски, варенье из морошки, пиво и шнапс. Образ «демона-козла» Йоулупукки, неслучайного персонажа в чередефавнов, панов и сатиров, под влиянием христианства изменился, а функции его перешли к святому Николаусу, однако имя Йоулупукки в финской традиции за ним сохранилось. В ожидании самого светлого праздника посреди самой долгой ночи он и сегодня развозит подарки на повозке, запряженной козлом…
     КОРОЧУН ака КАРАЧУН
     Корочун - это совсем не праздник, а целый бог, который не добрый дедушка Мороз и подарков он вам точно не принес. Тут все серьезно. Ну, во-первых, Корочун -  это прозвище, а на самом деле его зовут Чернобог или Кощный Бог или Кощей, что уже как бы намекает (некоторые утверждают, что это имя Велеса или Скотьего Бога, но мне кажется, что это все-таки два отдельных бога). Во-вторых, вместо красавицы Снегурочки в голубой шубе и белых сапогах у Карачуна Морана-смерть, которая мало того, что ему совсем не внучка, а жена, да еще и сама по себе та еще су дама с большими странностями: любит смертный холод, черепа, мрак ночной, ходит с косой и хочет под корень извести род людской. Вместо зайчиков и белочек у Карачуна в домашних питомцах метельные волки и медведи-шатуны. Приходит он, кстати, совсем не для того, чтобы чего-то там праздновать. Все время после Купалы Чернобог коротит (укорачивает) день и к концу декабря как раз достигает  максимального успеха. Наступают самые короткие дни, Карачун входит в полную силу в борьбе со своим извечным врагом Перуном-громовиком, который как раз таки в это время силу теряет и впадает в летаргию, да и кому, скажите на милость, охота молотом махать посреди зимы. Если бы древнеславянские боги сидели в ВКонтактике, то могли бы поставить статус отношений «все сложно».
     Карачун ходит по Яви, где живут люди, морозит воду в реках и озерах, сыплет снегом, посылает метели и бураны, рассылает везде своих зверушек. Это время темных сил, граница между Явью и Навью, темным миром, истончается, а боги, которые живут в  Прави, и могут защитить людской род или спят, или умирают, чтобы возродиться. Глядя на эти божественные войны, люди скоренько поняли, что до их благополучия у светлых богов могут просто не дойти руки, а там и до вымирания недалеко, и стали сами в меру сил противостоять злу и тьме. Собственно в самый короткий день древние славяне сидели на попе ровно и особо на улицу не высовывались. Ну, там вылезут из домов в храм по скорому сгонять, жертву принести и сразу домой. А вот как только замечали, что день становится длиннее, а это примерно 25 декабря, то тут же праздник и начинался. А звался он Коляда и праздновали его шесть дней. Пели песни-колядки, прыгали через костры, гоняли Балду, Кстати, да будет вам известно, Балда – это вовсе не ленивый мужик из сказки Пушкина, а совсем наоборот, это горящий толстый обрубок бревна. И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер - деревню ждало благоприятное житьё и всякие ништяки. Древние славяне и тут на волю богов не полагались. Чтобы Балда благополучно сделал круг почета и обеспечил деревне должное благосостояние парни и девки расчищали от снега дорожку, а "Балду" умасливали - поливали маслом (была и маленькая хитрость "Балду кормили маслом" - в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).
     В первую ночь разжигали большой костер, а под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.
     Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
     С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.
     На второй день нельзя было пировать у себя дома - шли по гостям. По очереди друг к дружке.
     В последнее утро праздника, из общего костра, приносили "Новый огонь" в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами. Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там "год" и проживешь!» потом трансформировалось в «Как Новый Год встретишь, так его и проведешь»)
     После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.
     Устраивались «Огненные чистилища» - прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
     Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы "Колядки" - веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
     Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. Ходили по домам, колядовали, вели себя весело и разнузданно, а хозяева отдаривались от такого счастья и веселья разной припасенной для такого случая снедью: калачами, блинами, сдобой в виде фигурок зверей и птиц.
     Гой сед вещун, стар Корочун, кологород верши яко померши, яко померши, а серпом Влеса яви кудеса, стары зароки короти в сроки, влики заветны ведою ведны, чтоб стару сбыти, а нову жити. Гой!
     Дисклеймер: все описанные праздники являются компиляцией автора и никакой серьезной исторической, этнографической, географической, политической математической и тектонической нагрузки не несут. Все несогласные с мнением автора могут написать свой труд на любую из заявленных тем и не делать автору больную голову своими авторитетными мнениями в личке. Спасибо, пожалуйста, и да пребудет с вами Перун/Нептун/Один со всеми их родственниками!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"