Elena1958 : другие произведения.

Готический забег

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Перед новым годом я решила проведать ГУМ - чем удивят и порадуют дизайнеры фоткоманов на этот раз. Дизайнеры не подкачали: под голубым снегопадом переливались гигантские, под стать магазину, игрушки, в заиндевелых ветвях деревьев устроились красногрудые снегири. Главная ёлка увешана разнообразными конфетками-бараночками, а в боковых галереях стояли небольшие ёлочки от магазинчиков, арендующих площади в ГУМе, разукрашенные каждая в своём стиле. Администрация, как всегда, благосклонно разрешала снимать всё, что попадёт в объектив.
  

   По дороге к ГУМу я впервые за два года фоткоманства наконец зафотографировала то, с чего начинают большинство туристов в Москве: созданный по приказу Ивана Грозного псковским мастером Постником Яковлевым по прозвищу Барма (или Постником и Бармой - за давностью лет точно уже не установить) храм Василия Блаженного, официально именуемый собор Покрова, что на рву.

   31 декабря под этим фото на моей страничке ЯФ появился комментарий: "Красиво, правда, но Вы можете снять католический? Готический собор." Я задумалась! А действительно, можно ли снять настоящий готический собор в Москве? Поначалу яндекс несколько (тысяч) раз послал меня в Царицыно, предлагая заснять русскую псевдоготику, но в конечном итоге выдал несколько адресов, где обитает готика, приближенная к настоящей. Тот же яндекс порадовал обещанием ясных дней 4, 7, 9 и 10 января. Наметив даты предстоящих набегов, я принялась начищать объективы и заряжать аккумуляторы...
  
   04.01.2010. "Собор Московской Богоматери"
   Первый набег - на Собор Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Погоды и впрямь стояли предсказанные - по ярко-голубому небу лёгкой "позёмкой" стелились белоснежные облачка, солнце сияло, словно в апреле, но температура... Нет, фоткоманы и при -25 могут снимать, вопрос - как поведут себя фотики в экстремальных для них условиях?.. Вот и проверим, тем более, что ограничение в инструкции стояло лишь по верхнему пределу - не выше +40. Итак, вперёд, на Малую Грузинскую, 27/13. Адрес казался смутно знакомым. Точно! Путь пролегал мимо тимирязевского музея, в котором я одно время частенько бывала на выставках клуба кактусоводов, а также камешков - до сих пор помню роскошные голубые байкальские агаты и тёмно-вишнёвый янтарь, хотя почти тридцать лет прошло. Ещё пара десятков шагов - и небо пронзили абсолютно узнаваемые "готические шпили". Вижу цель!

   Википедия сообщает: здание представляет собой неоготическую трёхнефную крестовидную псевдобазилику. Проект храма разработал прихожанин церкви св.апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Основной объём храма построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, освящен 21 декабря 1911 года. Строительство обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

   В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ "Мосспецпромпроект". Была произведена перепланировка здания, в частности, основной объём внутреннего пространства поделён на 4 этажа.
   В 1989 г. культурная ассоциация "Дом Польский", объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва состоялась месса на ступенях собора, где присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

   Генеральный проект восстановления храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат польской фирме. Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Орган фирмы "Kuhn" является одним из самых больших органов в России. Дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора "Basel MЭnster" швейцарского города Базеля Пока он еще собран не полностью, хотя во время служб играет и даже проводятся концерты
   Примерно через час уличной съёмки я заметила, что металлический корпус фотика вдруг перестал прилипать к пальцам, зато самих пальцев я почти не чувствовала. Значит, пора переходить к съёмкам интерьера, заодно и согреюсь. На дверях висело объявление: мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой, женщины - как им удобно, лишь бы не было сильно оголённых частей тела. Демократия, однако! К сведению фоткоманов - фотографировать для домашнего архива можно всё, просьба воздержаться от съёмок во время службы. Собственно, в первые полчаса я снимать и не смогла бы - пальчики отходили примерно это время, а когда вполне отогрелись, служба закончилась.

   Первое впечатление при входе - ощущение света и... полёта. Высокие светлые своды, простор, великолепное звучание органа. Так что первый набег удался на все сто. Или даже двести, поскольку по выходе ожидал ещё один сюрприз: достаточно редкое явление - ледяное гало вокруг солнца. Бывает исключительно в ясный морозный день в прозрачном воздухе. И если первое не такая уж редкость, то второе в Москве - почти чудо.

   Все фото можно посмотреть здесь .
  
   07, 10.01.2010. Готика заснеженная и в свете солнца (двойной забег фоткоманки)
   Второй набег едва не отложился - мела метель, задувал довольно сильный ветер. Хотя температура поднялась с -25 до -15, поэтому я решила планов не менять и двинулась в Вознесенский переулок, 8, где расположился Англиканский собор святого Андрея. Первое впечатление - мрачно. Здание тёмно-красного кирпича, окутанное пеленой снега, отдалённо напоминало некоторые заводские постройки конца XIX века, хотя по мере приближения это ощущение сменилось другим - Шотландия в Москве.

   Англиканская церковь в России ведёт своё начало с XVI века. В 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на её месте возведён собор Святого Андрея, существующий поныне. Здание построено архитектором Ричардом Нилом Фрименом. К однонефной базилике из тёмно-красного кирпича примыкает высокая башня с порталом, увенчанная четырьмя маленькими остроконечными башенками. Стрельчатые ажурные окна фасада когда-то украшали витражи, увы, утраченные. На решетке церковных ворот изображены три традиционных символа: роза, трилистник и чертополох - Англия, Ирландия и Шотландия. Апостол Андрей, национальный святой Шотландии, которому посвящен храм, не менее почитаем и на Руси.
   В 1920 году церковь закрыли. Помещение стали использовать под склад, а потом как общежитие. В 1960 годах в нем расположилась студия грамзаписи "Мелодия".
   Когда в 1994 году королева Елизавета II приезжала в Москву, она посетила бывший храм в Вознесенском переулке, и Борис Ельцин пообещал вернуть его англиканской общине. Фирма "Мелодия" помещения освободила, кроме пристройки, построенной в 1960-х на средства фирмы, из-за которой тяжбы продолжаются. Права на собственность Англиканской церкви выправили только на дом священника. Поэтому он отремонтирован, а вкладывать средства в обновление собора и восстановление витражей община себе пока не позволяет.
   Калитка оказалась аккуратно подпёрта со стороны двора, поэтому на первый раз пришлось ограничиться дальними видами и объявлением, что здесь каждый четверг проводятся концерты, а службы ведутся исключительно на английском языке по воскресеньям и средам.

  
   Вторая попытка (10.01.10) оказалась более удачной в смысле погоды - сияло солнце, а воскресная служба давала надежду на съёмки интерьеров. Внешние съёмки удались, хотя и не без казусов, внутренние - увы. Но по порядку. На этот раз и калитка, и ворота стояли нараспашку, по двору носился высокий седой подтянутый мужчина и старательно указывал места парковки въезжающим автомобилям с дипломатическими номерами. Дворик сравнительно небольшой, машины огромные, возникал "парковщик" перед бампером как-то внезапно примерно в метре, так что водителям приходилось нелегко. Я быстро проскользнула во двор и переместилась в дальний угол - чтобы не мешать, да и ракурс намечался удачный. Возникла идея пробраться вдоль ограды к стене, на которой виднелось красивое окно-розетка, которое не удавалось полноценно снять ни с какой другой точки. От стены здания к ограде шёл забор, но оставалась щель примерно с метр шириной, через которую я и собиралась проникнуть под заветное окошко. Однако метрах в трёх от лаза мои поползновения были пресечены отчаянным воплем седовласого блюстителя здешнего порядка. Воспроизвести тираду на английском не возьмусь, но в моём "гоблинском" переводе она звучала бы так: "Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадет. ПОПАДЁТ! Капеллан меткий..." Если бы оставалось с полметра, я бы "не услышала", но три метра... чтобы не огорчать капеллана (а судя по фоткам, найденным впоследствии на яндексе, это мог быть он) повернула обратно, в облюбованную ранее "огневую точку", чтобы доснять башню и вход.

  

  
   Но это его опять не устроило. Воздевая руки к небесам, он восклицал: "Crazy Woman! Crazy Woman!! Crazy Woman!!!" со всё нарастающей громкостью. Пришлось выйти в указанный пальчиком центр двора (благо машины перестали прибывать и я там больше никому не мешала) и подтвердить: "ЙЙЙЕСССС! I am!" А что мне ещё оставалось?! Поперхнувшись на полуслове, предполагаемый капеллан умолк и подозрительно уставился на меня - неужели поняла, что меня обругали? Пользуясь затишьем, я поинтересовалась насчёт съемок интерьера. И получила в ответ фразу, произнесённую не без некоторого злорадства: "Today only for Africans!" Вот ваксы-то я и не прихватила... мда... Не подготовилась! Ну что ж, отложим на потом. А пока ограничусь экстерьерами.

  
   До встречи на концерте!
  

  
   Все фото можно посмотреть здесь .
  
   09.01.2010. "На Голгофу!"
   Третий готический адрес мне подсказали знакомые. Церковь евангельских христиан баптистов Голгофа на улице Лескова, 9. Я бы не назвала этот стиль готикой, но поскольку в архитектуре не разбираюсь, поверю мнению авторитетов.
   Церковь "Голгофа" была организована в Москве в начале девяностых годов. Здание спроектировал архитектор Белов Василий Константинович. Начало строительства: 1999 год. На сегодняшний день строительство не закончено, но с 2000 года проходят службы, концерты.
   С погодой опять же повезло, так что результат получился неплохой.

  

  
   Все фото можно увидеть здесь .
  
   09.01.2010. Скрытая готика
   Четвёртый адрес - Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке, 7/10. Теоретически - открыт. Практически - закрыт на реставрацию, которая должна закончиться в декабре 2008 года. В январе 2010 года года я им почему-то не поверила, что уложатся в срок. Так что - до окончания работ, а там посмотрим.

Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла [Elena1958] Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла [Elena1958] Облом-с... []

  
   09.01.2010. Скрытая готика раскрылась!
   Второе посещение четвёртого готического объекта съёмок оказалось удачным во всех отношениях. Погода радовала - солнце, лёгкий морозец, сухо, снимай - не хочу. Точнее - ХОЧУ! И буду. Итак, Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор св.Петра и Павла в Старосадском переулок, 7/10, недалеко от метро "Китай-город".

  
   Приход церкви Святых Петра и Павла - один из старейших лютеранских приходов России - был образован в 1626 году. В XVII веке община неоднократно строила деревянные молитвенные здания, которые погибали при пожарах. В 1694 году по приказу Петра I начато строительство каменной церкви, названной при освящении в честь апостолов Петра и Павла. Однако и это здание неоднократно горело и потом вновь отстраивалось. Последний раз здание было разрушено во время Московского пожара 1812 года. В 1818 году при финансовой поддержке Фридриха Вильгельма III и Александра I заложено новое здание на 650 мест, которое было освящено на следующий год. Церковь дважды перестраивалась (в 1860-1861 и 1903-1905 годах). В 1890-е годы при церкви построен корпус по проекту архитектора А.Е.Вебера. После первой перестройки, проводившейся по проекту архитектора А. Майнхардта, здание приобрело неоготический вид. В 1892 году при церкви построена капелла для отпевания умерших по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля. В 1903 г. на месте прежней церкви было начато строительство нового храма, освящённого 18 декабря 1905 г. как Кафедральный собор Московского Консисториального округа. Зал имел 1700 мест.

  
   Помимо собственно церкви приход владел зданиями пастората, школ для девочек и для мальчиков, часовней для отпеваний и богадельней. В 1936 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. В здании расположился кинотеатр "Арктика", затем студия "Диафильм". В 1957 году был разобран шпиль здания. Восстановление шпиля началось осенью 2009 года, и к февралю 2010 года он был готов.
   С 1991 года на территории церкви были возобновлены лютеранские богослужения. С 1993 по 1997 год они проходили в здании капеллы, а с 1998 года - в окончательно переданном общине здании собора. В 2004 г. начались работы по восстановлению собора в полном объёме, предусматривавшие разбор неоригинальных перекрытий и стен. С 2005 г. ведётся восстановление деталей исторического интерьера.
   Для начала, как обычно, побродила вокруг да около. На доске объявлений около дома пастора значилась обширная программа - встречи молодёжи, работающих женщин, пожилых людей, детские мероприятия - в общем, по интересам и возрасту. При входе в собор установлен стенд с фотографиями - прихожане ездят вместе на экскурсии и делятся увиденным. Афиша сообщает о предстоящих концертах органной музыки. Сам орган тоже звучал - службы во время моего посещения не было, так что невидимый мне органист играл просто так, для души. Концертная история собора исчисляется с 4 мая 1843 года, когда в нем проводился органный концерт Ференца Листа. В XX веке в соборе звучал голос Неждановой, исполнялись "Колокола" Рахманинова. В 1996 году лютеранской общине Петра и Павла был передан исторический орган Вильгельма Зауэра 1898 года, изначально звучавший в ныне разрушенной лютеранской церкви св.Михаила (взамен утраченного инструмента).

  
   Фотографировать разрешается всё, никаких возражений со стороны пастора, только сочувственное замечание: "Мыльницей здесь плохо снимать, на нашем сайте есть фото, сделанные профессиональной камерой".

  
   Но фоткоманы, подобно графоманам, предпочитают свои "комоватые блинчики", так что здесь представлены фото, сделанные "мыльницей", а ссылка на профессиональные фото прилагается в конце.
   Все фото можно увидеть здесь .
  

Витраж (фрагмент) [Elena1958]

  
   Исторические сведения взяты из Википедии, а также с сайтов Российская архитектура , О Москве, сайт Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св.Петра и Павла в Москве
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"