Аннотация: Это яркий пример борьбы с плохим министром. Есть материал о безобразиях, творимых плохими министерствами. Очень грязно в мире.
Основная причина экологической катастрофы: во всем мире современное индустриальное общество работает не эффективно, а именно, способ удовлетворения потребностей населения планеты объективно приводит ко все более ускоряющемуся процессу уничтожения живой природы и, как следствие к разрушению естественных для человека условий обитания, к разрушению духовной и физической его природы.
Со-председатель Совета Международного социально-экологического союза
Святослав Забелин 10 ноября 2003 г. / ИЗ рассылки /
Друзья!
Информирую Вас, что в ознаменование 3-го всероссийского Съезда по охране природы удалось сделать подарок действующему министру природных ресурсов г-ну Артюхову.
При посредничестве Председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ Эллы Александровны
Памфиловой нижеприводимое письмо вчера было внимательно изучено новым Руководителем Администрации
Президента РФ Дмитрием Александровичем Медведевым.
На заседании Комиссии 25 ноября с.г. я буду просить его о специальной встрече с лидерами
общественных экологических организаций для обсуждения всего комплекса назревших вопросов.
По имеющейся на сегодняшний день информации - несмотря на громогласные заявления Артюхова -
Президент РФ не планирует выступать на Съезде по охране природы.
Успехов всем нам.
Свет Забелин
Президенту
Российской Федерации
В.В.Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Почти год назад, 10 декабря 2002 года, я информировал Вас о том, что реформа системы охраны
окружающей среды, предпринятая 17 мая 2000 года руководством страны, привела к ухудшению ситуации в
этой сфере.
В моем докладе, а также в рекомендациях Президиума Государственного Совета РФ на заседании 4
июня 2003 года, содержались предложения по созданию самостоятельного федерального органа
исполнительной власти по охране окружающей среды. Судя по публикациям в российских средствах
массовой информации, это предложение поддерживает также отечественный бизнес в лице Российского
союза промышленников и предпринимателей.
Вынужден констатировать, что эти рекомендации были проигнорированы органами исполнительной
власти Российской Федерации, в результате чего в 2003 году состояние окружающей природный среды в
России продолжало ухудшаться, что является нарушением прав ее граждан на благоприятную окружающую
среду, в том числе:
- с 2001 года неуклонно растут выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников,
снижавшиеся в 1991-2000 годах;
- прекратилось сокращение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы,
наблюдавшееся с 1993 года.
Министерство природных ресурсов РФ, под руководством г-на Артюхова, во взаимоотношениях с
хозяйствующими субъектами, как правило, решало вопросы
собственности и прав на пользование природными ресурсами, а во взаимоотношениях с субъектами
гражданского общества стремилось к созданию дополнительных барьеров на пути участия граждан в охране
природы.
Иллюстрирующую эти утверждения информацию Вы найдете в прилагаемой "Оценке деятельности МПР в
2003 г.", подготовленной экспертами Гринпис России, Международного социально-экологического союза и
Всемирного фонда дикой природы в России.
18-21 ноября с.г. Министерство природных ресурсов РФ планирует провести 3-й Всероссийский Съезд
по охране природы, на котором заявлено Ваше выступление. При этом, по мнению множества общественных
экологических организаций России, подготовка к этому Съезду носит сугубо формальный, предельно
забюрократизированный характер, исключающий возможность плодотворного диалога представителей власти,
бизнеса и общества.
Ответственность за описанную "эволюцию" государственных функций по обеспечению экологической
безопасности государства, общества и граждан России несет Министр природных ресурсов В.Артюхов, а
также стоящие (стоявшие) за ним лица в высших эшелонах власти РФ.
Как и год назад, считаю, что в сложившейся ситуации необходимо в срочном порядке выделить из
Министерства природных ресурсов РФ государственный экологический контроль за состоянием окружающей
природной среды и рациональным использованием природных ресурсов и передать его самостоятельному
органу в системе правоохранительных органов России. Разделение функций управления
природопользованием и контроля за экологической безопасностью природопользования, предусмотренное
Законом РФ "Об охране окружающей среды", позволит восстановить контроль России над ее природными
ресурсами, рост поступлений в государственный бюджет от пользователей ресурсов и предприятий,
загрязняющих природную среду, соблюдение конституционного права граждан на благприятную среду
обитания.
Обращаясь к Вам как член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, прошу
Вас, выступая на Съезде:
- дать справедливую критическую оценку деятельности Правительства в области охраны окружающей
среды в 2000-2003 гг.,
- заявить о восстановлении внимания высшего руководства страны к экологическим проблемам и
создании самостоятельного ведомства с задачами обеспечения экологической безопасности хозяйственной
и иной деятельности, предупреждения и предотвращения ущерба природе и здоровью людей, охраны
природного наследия,
а по итогам съезда поручить лицам и органам, ответственным за осуществление административной
реформы в России, принять необходимые меры в приоритетном порядке.
Считаю, что реорганизация природоохранных служб России в промежутке между думскими и
президентскими выборами была бы позитивно воспринята населением страны.
Со-председатель Совета
Международного социально-экологического союза
Святослав Забелин
10 ноября 2003 г.
***********************
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
В 2003 году.
Не предполагая дублировать сведения и их оценку, представленные Вам в докладе Государственного
Совета РФ, считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующие факты и обстоятельства.
1. В 2003, как и в предыдущие годы после упразднения Федеральной службы охраны леса,
Министерством природных ресурсов провалена охрана лесов от пожаров.
В 2003 сгорело в полтора раза больше, чем в 2002: по данным космического мониторинга, огнем пройдено
более 20 млн га., что в несколько раз превышает данные официальной статистики.
2. Несмотря на решение Конституционного суда РФ не восстановлена система платежей за
загрязнение предприятиями окружающей среды. По сравнению с 1999 годом убытки федеральному бюджету
могут быть оценены в 80 млн. долларов ежегодно.
3. В 2003 году продолжилось сокращение числа государственных инспекторов по охране окружающей
среды, достигнув рекордного минимума в две тысячи человек (на 17 миллионов квадратных километров
территории России и сотни тысяч действующих в стране предприятий).
Одновременно Министерство природных ресурсов сделало все возможное, чтобы воспрепятствовать
созданию системы общественного экологического контроля, декларированного Законом "Об охране
окружающей среды" и Экологической Доктриной Российской Федерации.
4. Не встретила соответствующей оценки государственной экологической экспертизы Министерства
природных ресурсов практика использования курортных побережий России на Черном, Азовском и
Балтийском морях в целях добычи или перекачки углеводородов и других потенциально опасных химических
веществ (аммиачный терминал на Тамани, терминал по перекачке метилового спирта в г.Азов, добыча
нефти на шельфе Калининградской области и т.п.).
Под угрозой - в угоду краткосрочным интересам немногих лиц, владельцев опасных производств, -
оказалось право и возможность миллионов граждан России отдыхать в пределах своего Отечества,
устойчивое развитие немногих оставшихся у России курортных регионов. Потенциальный экономический
ущерб оценивается в миллиарды долларов ежегодно (в 2003 году отдыхающие россияне оставили за рубежом
7,5 миллиардов долларов, заработанных в России).
5. В 2003 году Министерством природных ресурсов не было принято никаких заметных мер по
снижению незаконного браконьерского промысла морских биоресурсов и вырубки ценных пород деревьев,
достигших масштабов, угрожающих национальной безопасности страны.
6. 25 июня 2003 года в Бремене, Германия, на встрече стран-участниц Хельсинской Конвенции по
защите окружающей среды Балтийского моря, российская делегация из представителей МПР и Минтранса РФ
фактически дезавуировала поддержку плана по охране окружающей среды Балтики и безопасного
использования танкеров, высказанную Вами несколькими неделями ранее на встрече Большой Восьмерки в
Эвиане.
Помимо ущерба Вашей и в Вашем лице Российской международной репутации, такая позиция чревата
запретом выхода российских танкеров из Балтийского моря в Восточную Атлантику, который может быть
введен без участия российской стороны.
7. На встрече министров окружающей среды Европы в Киеве в мае 2003 г. Россия оказалась
единственной страной, представленной заместителем министра, а не первым лицом. В дополнение к этому
российская делегация оказалась опять же единственной, не подписавшей "Соглашение о стратегической
оценке воздействия на окружающую среду" - основной итог встречи, что неизбежно отрицательно скажется