Универсальный (лето) 2016. Просто мысли по поводу, или обзор рассказов конкурса
Уважаемые авторы, пишу всегда прямо, без мимимишек и без лишних наездов.
Несколько слов о конкурсе, собственно конкурс ли это? Скорее, выбор топа-30 одним из авторов Самиздата плюс своего рода игра с определением лучших - первых, вторых и третьих. Собственно, почему бы и нет? Плюс - участникам, тем что войдут в топ, приятно, минус - увы, читать-то почти не будут, ведь место определяет либо сам затейник-организатор, либо плюсом ещё один -всего один!!! - сотоварищ-соперник.
В общем, о самом конкурсе мы больше не будем, его плюсы и минусы - дело организатора, а вот произведения почитаем и постараемся разобраться, какие там есть плюсы и минусы...
Люблю рассказы со смыслом и с использованием хорошей матчасти. В Закулисье это все есть. Рассказ серьезный, глубокий, в меру назидательный, наполненый эмоциями и привкусом горечи.
Собственно, нет претензий ни к языку, ни к стилю - все четко выверено, мелкие ошибочки легко исправимы.
Героинь рассказа объединяет одна мечта и похожие, увы, не очень счастливые судьбы. Перед нами, действительно, ярко предстает закулисье сцены, можно поспорить с автором об отношении мужчин к звездам театра - они ведь не просто женщины, они певицы, значит, голоса и деньги, и немалые, и перемалывать их молохом... не выгодно для деловых людей, коими является большинство мужчин-героев рассказа. Но, как мне думается, автор взяла за основу слова о судьбе Чио Чио сан и мистичесой связи актрис с этой ролью - выдав этакую гиперболизацию образов.
Пожалуй, у меня два момента вызвали вопросы.
Реквизит. Это история с бутафорским ножом, который непонятно как оказался в кабинете Николя? Да, Ягодина в своей гримерной отдала ему нож, но зачем Николя его унес с обой? И как она могла быть в этом так уверена? И Катиш, сомнительно, чтобы не поняла, что нож-то не бутафорский.
А второе. После смерти Родионовой автор показывает нам мысли Марины:
"Ну, хоть на меня перестали коситься, а то поначалу невесть, что подозревали'" - рассуждала, втайне радуясь случившемуся несчастью, Марина Ягодина...
И здесь возникает диссонанс, разрыв логики - Марина же знает, кто виноват в смерти Родионовой, так что воспринимать случившееся как несчастье она не может, тем более, в своих мыслях.
Вот эти два момента я бы поправила, уточнила.
Самые сильные же моменты, лучшие сцены: начло, разумеется, где перед читателем возникает прекрасная Поли, потом сцена на мосту с явлением Марине Баттерфляй в темной воде пруда, далее как признак надвигающегося несчастья пролетающий мимо извозчик, все более замыкающийся круг ненависти, унижений, на том пути, что выбрала Марина, заключительная фраза и сама идея влияния роли на актеров.
Рассказ, действительно, хороший. Читается на одном дыхании. Успехов автору !
Этот рассказ не прошел на конкурс, но мне очень хочется поговорить с автором об очень важном моменте, на который желательно обратить внимание.
Я прочла несколько рассказов Маргариты. Этот, Земляничную поляну, Опушку леса, а также несколько комментариев к рассказам, в частности, про ястреба.
Несомненный плюс - все эти произведения добрые, теплые, солнечные, хотя на мой взгляд, слишком наивные и чесресчур изобилуют эпитетами. Но писать позитивную прозу очень сложно, тем более, для детей.
А теперь о том самом важном, что я упомянула в начале обзора.
Начнем с комментария, в котором автор упомянула некий свой рассказ про ястреба, который крепко раскритиковали другие авторы. После этого Маргарита заглянула в интернет и поняла, что...ястреб стоит не меньше хорошего автомобиля. Привожу не дословно, но автор знает, о чем речь.
Так вот. Это и есть главная ошибка ваших произведений, уважаемая Маргарита. Про ястребов нужно было читать не после критики, а до написания рассказа! Иными словами: у вас проблема с материальной частью, обратите на это внимание. Или не пишите о том, о чем вы точно не знаете, или изучите будущий объект досконально. Эта проблема проходит по всем вашим работам. Не сочтите мой обзор наездом, попыткой вас обидеть или ущемить в чем-то, нет.
Не хочу быть голословной, давайте разберем некоторые моменты в Земляничной поляне.
Что вижу я? Автор, похоже, не водит машину, и, к сожалению, плохо знакома с мужской психологией, тем более, с отношениями между водителями.
"Поскрипывающее скрежетание и небывало сдобренный взвинченными эмоциями шум разносились по округе, знойный воздух дрожал и колебался от бушевавшей на шоссе ссоры. Это два автолюбителя громогласно отстаивали права своих "четырёхколёсных коней" передвигаться по планете так, как тем заблагорассудится" - начало рассказа крайне неудачное!
О чем идет речь? Два водителя ссорятся, отстаивая право быть главнее на шоссе.
Чего они на шоссе не поделили-то? Это же не маленькая проселочная дорожка? Скорость на шоссе такова, что отстаивание прав со скрежетом и скрипом непременно связано с ДТП. А тут этого нет, как мы видим далее. Других машин, что странно, на шоссе не видно.
Откуда скрежет? Скрип? Шум? Ну, орут друг на друга два мужика! Ну, с матом, возможно, а как иначе, но неясно, как они ехали? В одну сторону? В разные? Что им на шоссе тесно вдруг стало?
А далее они вообще бегают по шоссе и - ну что это за шоссе, где можно бегать? И с какой стати, отстаивая дорогу, они отошли от своих машин? Вы понимаете, мужики ехали, остановились, вышли из машин... Машины остались на дороге, со всеми документами, ключами, и какой водитель уйдет в такой ситуации от машины да ещё куда-то в лес, за поворот?
Ну а далее... спорящие мужчины никогда не обратят внимание на березки, полянки, цветочки. Они, вообще, чего ругались тогда, им не надо было ехать никуда?
Ну и установка лавочек - это тоже - малореально, хотя конечно, красиво, мечтать не вредно, как говорится.
Итак, мы не знаем, что такое шоссе, как ведут себя водители, как ведут себя мужины при водительских ссорах на шоссе.
Про землянику... тут я упорно спорить не буду, но с высоты человеческого роста вряд ли возможно увидеть земляничную поляну - земляника прячется глубоко в траве, и растет больше в смешанных и сосновых лесах. В березняках есть, но не так густо.
А сама идея очень хороша - как природа и её красота могут превратить зло в добро.
Рассказ, поданный на Универсальный, принят быть не мог по той же причине - увы, матчасть просто провалена. Как я поняла, это измененный рассказ Опушка леса, но в Опушке все нормально, там чисто детский рассказ, без выдумок. Хотя... опять же момент высыпания грибниками собранного лесного урожая умиляет, но удивляет, то есть, маловероятно, но возможно.
А в конкурсном...
Опять неудачное начало с деревцами-саженцами, выросли же деревца, а не саженцы, как я понимаю? Но крепкие с пушистыми кронами через год после посадки... очень сомнительно.
Следующий момент. Дама въезжает на площадь, а ставит машину во дворике? Не представляю, как можно попасть частной машине во двор крупного многоэтажного магазина...как впрочем и в детском мире купить одежду и подарок...мужу?
Далее у нас будут приключения автоключей. Ох...
Впервые вижу проблему, которая возникает у женщины, водителя кроссовера! по поводу ключей от автомобиля. Дама первый раз села за руль?
Второе - водитель никогда не оставит в машине дамскую сумочку! Ведь в ней помимо ключей, находятся и другие вещи: ключи от квартиры, документы, карточки, мобильник, кошелек и косметика и тд.
Третье: современная дама не потащится в магазин с хозяйственной цветастой сумкой - зачем? Даже в мелких магазинах сумки сдаются в камеры хранения, а все товары складываются в тележки или корзины а потом - в полиэтиленовые мешки либо выгружаются из тележек прямо в автомобиль. Так что именно дамская сумочка должна была взята в магазин
Итак, дама купила дочери корзиночку. Как покажет финал рассказа, именно в эту корзиночку и положила женщина пакет с ключами, интересно, где в это время были хоз.сумка и кошелек?
Учитывая, что магазин самообслуживания (дама перебирает вещи на полках), сумка должна быть сдана в камеру хранения. А расчет производится через кассу, значит, в момент расчета ключи должны были либо оказаться на столике у кассы, так как в руках ещё кошелек, который надо открыть и достать деньги, либо... в корзинке - но тогда на это обратила бы внимание кассир.
Далее ключи путешествуют уже в корзиночке как приклеенные, но никому не видимые. Дочка то ли не рада была подарку, то ли что.. хотя по тексту - очень рада, и наслаждалась изучением корзиночки...но не заметила пакета с ключами.
Кроссовер всё стоит во дворике магазина...почему-то уже не Детского мира, а центрального универмага. Дама обнаруживает пропажу ключей, проверяет сумку, увы...разумеется, не обращает внимания на ключи в корзиночке и.. идет обратно в магазин. Искать ключи. С сумкой?
Итак, кроссовер стоимостью от миллиона и более тоскует во дворике, а семейство... готовится к походу в лес!
Вообще-то, у всех машин есть запасные ключи, это раз, есть автосервисы, это два, которые могут приехать и открыть машину, есть ГИБДД, в общем, выбор лес или кроссовер... ну, как-то несерьезно это. Ну ладно...
Девочка тоже собирается в лес, отыскивает корзиночку и, размахивая ею, бежит к маме, никто при этом не услышал ключей, не заглянул, а что там стучит в корзинке? И как девочка не заметила пакет, когда начала складывать в корзиночку траву и прочее в лесу?
Как оказалось в финале:
"Вспомнила: около стеллажа с игрушками на третьем этаже магазина "Детский мир" я ключи машинально бросила в детскую корзинку во время подбора настольной игры для Димы, чтобы они не мешали перекладывать коробки с полки на полку, - виновато призналась Анна Ивановна.
То есть, она не рассчитывалась отдельно за корзиночку! А сразу и за игру для сына, а значит, кассир не могла не заметить пакет с ключами.
Интересно, а кошелек Анне Ивановне не мешал? И где в это время была хоз.сумка?
Стихотворение про чик-чирик для мальчика-пятиклассника...не подходит.
Маргарита, понимаете, сколько вы допустили логических неувязок?
Ещё раз: ваши рассказы очень добрые, но этого, право, маловато для успеха. Будьте внимательны к мелочам.
Ваш рассказ, Дмитрий Владимирович, как коробочка с сюрпризом - снаружи, вроде бы, этакая ирония, даже местами откровенный стёб, ну, подумаешь, испугался чудик, упился и ночью погрузился в мистическо-нуарный шок-метаморфоз, попутно удавив пару кошачьих особей.
Так, да не так. Но чтобы раскрыть свое понимание идеи вашего рассказа, увы, придется поспойлерить, чего бы очень не хотелось делать.
Попробую все-таки высказаться. Итак, это не легкое развлекалово. Внутри коробочки настоящий сюрприз, глубокая философия: здесь и предсказание, и предупреждение, и напутствие, и преступление с наказанием, а главное - редко встречаемый в нуаре позитивный финал.
Сначала читатель просто следит за рассуждениями и воспоминаниями Моби. Но постепенно атмосфера сгущается и, несмотря на скользящую по всему тексту иронию, появляется ощущение тревоги. И начинаются сцены, которые нельзя назвать приключениями, нет, это явление Врага, отношения с ним и заключительная борьба в финале, где нуар поглощается мистикой, которая переходит в реализм.
По поводу Врага. Это не сторонние субъекты или объекты. Это ещё одна глубокая мысль автора, как мне думается. Главный враг мой - я сам. Отнесся бы Моби серьезнее к меморандуму, не поддался испугу, не было бы последующих неприятных событий. Но, как я главный себе Враг, так и главный Спаситель - вот такая, пожалуй, основная идея рассказа.
Очень хорошего рассказа.
Было чуть жаль, что сцены после прочтения меморандума автор словно преподносил как ожидаемые читателем, то есть, сюжет и финал двигались словно и по моей задумке. Предсказуемо. Может, где-то нужно чуть убрать иронии и сгустить краски, чтобы читатель не так быстро соображал, что следует далее?
Единственное, что мне показалось излишним - паспортные данные главного героя.
Очень сложно разбирать по косточкам рассказ о войне. Как не менее сложно создавать произведения о войне.
Рассказ 'За Мишку!' наполнен эмоциями, жесткокой, горькой правдой, болью, но и, увы, как многие рассказы о войне, перенасыщен патриотическим пафосом. А пафос, к сожалению, часто превращает повествование в надуманное, заменяя реальные события.
Я признаюсь, что далека от военной тематики, поэтому не стану анализировать описание артобстрела и боя: как летят мины, например, хотя вот что смутило: если её видно, как она летит, то можно угадать, куда она ударит окончательно и избежать гибели, не так ли?
Также удивило, что никто не хотел идти в атаку - ну понятно, умирать неохота, но командовал отделением все тот Братков, сумевший в свое время приструнить того же Рябого, удивительно, что не смог подготовить людей к атаке. Хотя атака под артобстрелом удивила ещё больше - какой в ней смысл? Просто погибать?
Героизации Мишки товарищами - это нормально, но со стороны командира? Он- то знал, что парень ничего особенно-героического не совершил, ну, не за чтение же стихов?
Не верится и в то, что тому же Ленчику удалось заскочить в окоп и целым-невредимым задушить немца. Допустим, тот плохо сопротивлялся, растерялся, был ещё слабее, чем бухгалтер Ленчик, а остальные почему бездействовали? Нельзя показывать врага таким слабым, это неправда.
Статистом выступает в рассказе лейтенант Иванов - а нужен ли он был вообще?
Пожалуй, это все замечания. Я считаю, что задумка рассказа очень хорошая и серьезная, исполнение чуть подкачало из-за излишнего пафоса и неточного отражения особенности сражения.
Однако есть в рассказе изумительные моменты, которые просто потрясают. Во-первых, то, что героями рассказа являются не кадровые военные, а штрафники, из осужденных по разным статьям, но объединенных общегражданской бедой.
'Но рота всегда была укомплектована. В ней неизменно было от 150 до 200 человек. На место убитых сразу поступало пополнение.' - вот эта фраза пробирает до льда, это ж сколько заключенных было в стране!
Финал также задевает, но не награждением Мишки как героя, а, скорее, той несправедливостью, что, увы, частенько имела место...
А ещё мне понравилась сцена, где Мишка читает стихи, а мужчины потом говорят о женщинах - она живая, эта фраза, она о мирной жизни, в ней боль и нежность, несмотря ни на что.
Стихи, кстати, я бы отделила пробелами от основного текста.
Трогательная история о последних годах жизни великого русского композитора.
Сначала я подумала, что речь идет об Александре Касьянове из Н. Новгорода, но тот не был в эмиграции... Читая далее, сообразила: прототип героя - Сергей Рахманинов.
Хороший рассказ, основанный на документальном материале, удачно выбранный стиль.
Несколько замечаний:
"Я долго шёл, блуждая между 46-ой и 47-ой Авеню, мучительно разыскивая нужный дом.
Вот он. Постучал в дверь, открыла его жена",- неверно составленная фраза. Чья жена? Дома?
'И вот на неделю приехал в Америку для подписания некоторых договоров',- лучше, наверное, 'контрактов'?
"идеи революции прекрасны и чисты, как капли дождь", - поправьте окончание.
Есть ошибки в пунктуации - проверьте запятые, они ведут себя слишком вольготно, и прямую речь - есть ошибки.
Похоже на легенду и на латиноамериканские сериалы. Читается с интересом, однако ближе к финалу повествование словно вязнет, возникает логическая неувязка.
Это сцены признания мексиканки, история об Алехандре и Мартине.
По её словам получается, что Мартин одержим, кричит ночами и плохо понимает, что творится вокруг. Однако...
'При упоминании имени Соледад молчавшая до этого мексиканка что-то быстро застрекотала, старик цыкнул на неё и грубо выругался' - с чего это? И как наш герой понял, что старик выругался, если парень не знал испанского?
'Он что-то крикнул на хрипло -испанском...' - учитывая то, что появилась мексиканка, старик просто позвал её. Кстати, а что это за язык 'хрипло'- испанский? И почему он вообще говорит по-испански, если мексиканка хорошо говорит по-английски?
Почему старик одернул мексиканку, когда та пыталась заговорить о Соледад? О церкви вообще? Если его туда тянет, если он одержим, то ему здесь хорошо, а по тексту получается, что ему плохо. То есть он не настолько одержим. И ждет момента, когда сможет отсюда вырваться.
Второе. Почему мексиканка не рассказала все же молодежи о том, что ехать к церкви опасно?
'Я, конечно, возмущаюсь, мол, почему не предупредили, а она: 'А вы бы поверили? Знаю я вас, молодежь, сам черт вам не брат. Ничего не боитесь. Да и кто ж знал, что венчаться надумали! Коли просто посмотрели бы издалека, обошлось бы. И даже внутри ничего бы не случилось, не встань они к алтарю!''
Хм, но ведь Джен, сидя за столом, шепнула: 'Это еще лучше! Ты будешь нас венчать! да, возможно, что женщина просто не услышала, но не могла не обратить внимание на то, что девушка вдруг перешла на шепот.
На мой взгляд, здесь самое слабое место. Рассказ об Алехандре и Мартине либо не должен быть рассказан вообще , либо нам представлен несоответствующий действиям образ мексиканки.
Порассуждаем? Она стремится спасти Мартина, увезти отсюда, подальше от церкви, поэтому и ничего не стала рассказывать Джен и Иану в надежде на то, что и случилось в церкви, то есть, что эта пара перетянет злую мистическую силу на себя, освободив Мартина.
Нам же мексиканка представлена как добрая, но очень уставшая от жизни женщина. Нелогично. И, кстати, куда подевался в это время Мартин, если он категорически не хотел общения мексиканки с молодежью? А ведь рассказ мексиканки был достаточно длительным.
Тут бы чуть изменить сюжет. Оставить мексиканку одну с Мартином и пусть бы она вспоминала историю Алехандра и Мартина без посторонних, не посвящая никого в эту тайну, кроме себя и читателя. Венчание у алтаря Иана и Джен ей было необходимо для спасения Мартина да и своего, тоже!
Ещё несколько замечаний.
Картинки такого размера размещать в конкурсных рассказах нежелательно, да ещё в начале текста.
Текст кишит местоимениями. Их чересчур много, также как и слов-паразитов, например:
'Я чувствовал, что теряю контроль над своим сознанием!' - понятно, что не над чужим, слово 'своим' лишнее.
'Затем он помог мне перетащить моих друзей внутрь и уложить их на эту кучу дурно пахнущего тряпья.' - лишние слова 'моих ', 'их' и 'эту'
'В ответ на мой вопрос о ближайшем госпитале старик лишь коротко буркнул' - лучше без 'мой'.
Ну и очень много 'она, она, мне, ей, её'...
'Как описать их взгляд' - взгляды.
Несмотря на вот это мое несогласие с сюжетной линией и прочие замечания, читала я рассказ с интересом, вам удалось написать произведение с развивающимся сюжетом, увлекающим читателя, это большой плюс.
Идея рассказа глубоко-философская - чтобы приносить пользу и делать добро, прежде всего, нужно иметь доброе сердце., и тогда может свершиться настоящее волшебство.
Сложность оценки текста в том, что не определена целевая аудитория. Если это рассказ для детей, то надо было либо ограничиться возрастом начальных классов, либо уже писать для юношества, ведь Нюша уже оканчивает школу.
У вас же не меняются ни тон, ни язык общения Нюши с бабушкой, в том же стиле остается авторский текст. А ведь Нюше-то уже 17 лет!
Знаете, что мне не понравилось? Финал. Логичнее было лишить девушку волшебных чар, уж слишком все восторженно завершается, пусть бы Нюша исполнила свою мечту, став хорошим ветеринаром. Без всякого волшебства. А понравилось, то, что бабушку зовут Вера, а не Анна.
Вот эта фраза выглядит странновато:
'И очень удивилась, что перестала видеть свою ногу, которая последней пряталась за кустами' - как это, нога пряталась?
И нужно работать над языком:
'Нюша заканчивала школу' - оканчивала.
'что как бы было хорошо, чтобы' - былизмы и повторы
'Вот было бы здорово, если б я опять стала невидимой' - и снова былизмы...
Я застряла на обзоре вашего рассказа. С одной стороны, через несколько дней рассказ получит фишку за первое место в конкурсе, с другой... лично у меня масса замечаний.
Тема и идея рассказа настолько избитые, измусолены в многочисленных мелодрамах, что для получения настоящего хорошего отзыва нужно сделать из произведения конфетку. Увы, я этого не увидела.
Первое предложение неудачное. Как и второе. Во втором нужно убрать 'она' - создается впечатление, что речь идет о реке.
Много местоимений, попробуйте составить фразы без них. Есть ошибки в пунктуации.
Есть неудачные фразы и канцеляризмы, например:
' Хроника прошлого не сохраняет аромата чувств' - тяжело к восприятию.
'Кадры монотонно поплыли с рутинной фиксацией обыденности' - попроще надо бы, разве так люди думают?
Рассказ о мультике лишний.
За пазухой так-то держат камень... Не представляю шипение и визг в кафе.
'Возможно, теперь ты вырастишь из сказочных фантазий' - вырастЕшь.
'Настя на ходу бросила мобильник в карман', - странное отношение к мобильнику и как можно на ходу бросить в карман? Положить, сунуть - да.
'Сломя голову она помчалась не разбирая дороги. Дальше - провал в сознании... Пространство, подобно кривому зеркалу, изогнулось в злобную усмешку ', - слишком штампованно.
Как можно выйти из поезда если выхода нет? Должно быть закрыто! Монолог Алисы и кота - зачем?
Бабушка на мосту - слишком много слов диалектически исковерканных. А так - довольно удачно введенный мистический образ надежды, также удачны сочетания свойств веточки вербы и имени героини, приметы: касание беременной женщины - вообще, удачный подбор примет и символов.
Ещё к положительному нужно отнести позитивный финал.
Резюме: произведению не хватает эмоциональности, повествование очень монотонное, возможно, стиль неудачный - больше напоминает газетную заметку, из-за чего теряется сочувствие к Насте, да и читать становится скучновато.
Прошу прощения, но я не умею льстить и говорить неправду...
Рассказ более понятен тем, кто интересуется отраженной в нем темой, увы, я не отношусь к их числу, хотя незнакомых имен в рассказе не встретила.
Рассказ длинноват и почти до финала остаётся впечатление сборника рассказов.
К плюсу могу отнести совпадение моего и авторского мнений, отраженных в финале о причинах создания Странником-создателем человечества, с определёнными недостатками и достоинствами, а также с ограниченной продолжительностью жизни.
Однако меня расстроили внесенные в сюжет эльфы и гномы - зачем они? Увы, мистическое сразу стало фэнтезийным. Может, лучше заменить этих затасканных особей некими инопланетянами-бессмертниками? Это было бы ближе к все чаще возникающим легендам о том, что космические путешественники на Земле бывали.
Сам по себе текст, извините, тяжеловат, плюс множество как грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок.
Есть ошибки в оформлении прямой речи, местоимения, слова-паразиты, повторы:
'собеседник впервые проявил интерес к своему соседу. Даже приподнял поля шляпы, пристально вглядываясь своими льдистыми глазами' - уберите 'своих', уверяю, будет лучше.
'голос попрошайки уже открыто сквозил ехидством', - странное выражение.
'Он отвернулся и сделал вид, что очень занять протиранием посуды. Он не свидетель, нет. Он ничего не слышал.' - он, он, он... плюс, опечатка, вероятно, нужно 'занят'
'закивал он радостно головой' - увы, распространенная ошибка. А чем ещё можно кивать, кроме головы?
'Оно ещё поёт от наслаждения полёта, оно дрожит в предвкушении попадания..., оно стонет и извивается в руке от осознания собственного бессилия' - оно, оно, оно - зачем повторения?
Из-за них теряется эмоциональность текста.
'остужая взмыленный организм' - нелепая фраза
Это далеко не все примеры, в тексте есть ещё немало. Вычитать его нужно и поработать над стилем. Тем более, что отраженная тема требует текста-конфетки, для привлечения читателей более широкого круга, а не только любителей божественных легенд.
Вот яркий пример того, как можно превратить обычную бытовую историю в чудесный рассказ. Единственное, что меня смутило: нетрадиционная активность мужа в исполнение домашних дел, хотя - почему и нет? Бывает, правда, ох как не часто. Хорошо, что ни ирония, ни воскресная суета не заслонили главного: любви и уважения супругов друг к другу. И пусть это сохранится.
Отличный рассказ, спасибо автору за доставленное удовольствие!
Довольно красиво написанный сказочно-поучительный рассказ. Понравилась глубоко философская идея сюжета.
Есть некоторые логические нестыковки:
Как мальчик определили, что над ним склонился некий межилес? По тексту жизнь у тетки с дядькой не была малиной, сказки да былины рассказывать было некому.
- Погаси свет в чаше, - шепчет бабушка. - И смотри. - не поняла, какой свет в чаше нужно было погасить? И откуда струйка легкого дыма?
- Яблочко... - восторженно, сдерживая дыхание, проговариваю я и понимаю: прошлого уже нет. Есть - настоящее. А будущее - это только его продолжение - насчет яблочка вопросов нет, а откуда мальчик про будущее, настоящее и прошлое догадался?
'Сто лет небеленные стены' - извините, чушь. Они бы уже почернели. И кто мешал белить, интересно, если у бабушки постоянно мальчики-юноши мужают? Небеленые - одна Н.
'Раскинулась посреди леса поляна: на пятнадцать шагов вширь расступились деревья. '- пятнадцать мальчишеских шагов - это же маленький пятачок!
'Ввысь гляжу - небосвод в бликах яркого солнца' - в полдень? Так оно же прямо над ними!
Ну и ошибки стиля и языка:
'Она прищуривает левый глаз и кивает в направлении стола. Этот большой стол, грубо сколоченный из дубовых досок, занимает почитай всю избу.' - повторение.
'Только и оставил два места для ночлега - на печи да на лаве у самого окна' - осталось, вероятнее
А знали ли на Руси в то время слово ЧАЙ?
'В углу за печью, такой же грубой работы, деревянный шкаф' - запятая после работы лишняя, получается, что характеристика относится к печи.
Если честно, вы меня расстроили. Зачем так растянули миниатюру про Боливара (вероятно, подготовленную для весеннего МИнифеста)? Получилось скучно и однообразно.
Первые три четверти текста читателю преподносится повторяющаяся троекратно информация о главной героине Олечке, а ведь вся информация о героине ясна с первых абзацев!
Не совсем понятно, почему молодая мама работает на дому, если ребенка можно отводить в садик на целый день?
Финал... появление в кафе мистического персонажа, вроде бы и неплохо, но как-то уж очень нереально, как и нереально резкое повышение настроения нашей героини -всё было плохо, так плохо, а тут вдруг сразу все изменилось. Не верю.
Что понравилось: позитивный финал и интересная мысль о прогнозе настроения, собственно, зависящего от самого себя. А ещё нет замечаний ни по стилю, ни по грамотности.