В ряду людей, без кого я не представляю "Автозаводец", конечно же, достойное место занимает наша машинистка Валя Макаренкова.
Мне она запомнилась как доброжелательная, милая, скромная молодая женщина с очаровательной улыбкой. После "Автозаводца" я видел её только раз - то ли на похоронах Гали Роговой, то ли на похоронах у Брона. Она сразила меня в самое сердце фразой, которую произнесла в первые дни моего пребывания в газете: "Володя, ты мне говори, когда шутишь, а то я не понимаю юмора и могу зря обидеться". То есть она попросила обозначать наезды, если таковые вдруг случатся! Ну какие же могли быть на её наезды? С ней невозможно было конфликтовать.
Валя была труженицей. Она никогда не жаловалась, не ворчала, хотя трудиться ей приходилось не меньше, а, может, и больше нашего, корреспондентского. Представьте себе, каково разбирать почерки пяти строкогонов в газетный день, которые и так-то пишут не очень разборчиво, а уж когда вынуждены заниматься борзописью! Ей приходилось много раз перепечатывать одни и те же тексты, придавая им читабельный вид. Сначала рукописные, потом правленые редактором, затем самими потерпевшими от редактора и снова редактором! И уходила она домой в газетный день самой последней, по сути дела, в поздний газетный вечер. Сидела за машинкой и терпеливо ждала, когда последний из корреспондентов, наконец, ни поладит с выпускающим и ни будет отпущен восвояси.
Лена
Ещё одна очаровательная женщина - Лена Дроздецкая - пришла к нам в редакцию после гибели мужа - майора советской армии, подорвавшегося на мине, заложенной польскими националистами.
Переехав в Брянск, помыкалась в поисках работы и наконец оказалась в нашей редакции. О ней у меня тоже только самые добрые воспоминания. Она вела в газете тему культуры. Казалось бы, это проще и интересней, чем писать о железках и выполнении плана, но тут надо учитывать, что большинство значимых мероприятий во Дворце культуры происходят или в выходные, или в вечернее время. А отгулы в "Автозаводце" были понятием условным. Брон в ответ на наши вялые попытки выторговать себе свободный денёк, отвечал обычно: "У нас ненормированный рабочий день". Впрочем, мы и сами не стремились заполучать отгулы, потому что от 800 строк в неделю это нас не освобождало. У Лены же подрастал сын-дошкольник. В конце концов она решилась уехать к матери на Западную Украину, где вышла замуж за хорошего человека и проживает до сих пор. Мову она знала прекрасно, так что, надеюсь с её умениями, полученными у Брона, проблем с трудоустройством у неё не было. Знаю, что возглавляла пресс-службу в какой-то организации, где её ценили за деловые качества.
Здесь Лена и Валя одной... одним шарфом повязаны!
Григорий
Я уже говорил о тех мучениях, которые испытывала машинистка Валя, разбирая наши почерки. Так вот, за те шесть лет, что я работал в "Автозаводце", могу назвать лишь двоих, кто писал разборчиво. Это сам Брон и ещё Гриша Альшиц, сменивший меня на посту ответственного секретаря после того, как я перешёл в газету МВД. Гриша писал быстро, грамотно, излагал свои мысли ясно. Его материалы были для редактора, особенно в газетный день, радостной отдушиной. Их не надо было править. Их, по большому счёту, можно было и не печатать на машинке - такой у него аккуратный почерк. И ещё он обладал каким-то неведомым талантом, которого не было ни у меня, ни даже у Брона - когда он стал ответственным секретарём, в газетный день все материалы сдавались корреспондентами вовремя. И не сидели допоздна ни он сам, ни машинистка, ни замученные корреспонденты. Что уж было за этим, не могу судить, я в то время уже работал в другом месте.
Как и мне, в момент введения в должность ответственного секретаря Брон вручил ему именной строкомер. Сопроводив торжественный акт словами о том, что этот инструмент, естественно, вкупе с профессией ответственного секретаря, даст ему возможность зарабатывать себе на "хлеб с маслом". Но Грише строкомер не пригодился, он ушёл из журналистики в бизнес, хотя и работал некоторое время в одной из крупнейших областных газет на ответственной должности. Я же своим строкомером, о котором рассказывал в 7 главе воспоминаний, прошёл через все газеты, в которых пришлось работать и храню его поныне. А такой же строкомер, уходя в "Брянскую газету", вручил своему преемнику в газете УВД.
Григорий же, благодаря уму и умению рационально планировать свою деятельность, достиг неплохих результатов в бизнесе. Так что на хлеб с маслом он заработал и без строкомера. Но материальное при всей важности было для него не главным. Большое место в его жизни занимает музыкальное творчество. В комсомольской молодости он участвовал в организации дискотек, был популярным в городе дискжокеем, а со временем и сам начал сочинять музыку. Выпустил несколько альбомов. Кстати, две песни он написал на слова Брона. Одну из них телезрители могли услышать во время недавней передачи, посвященной 85-летию со дня рождения нашего первого редактора, на которую мы с Григорием были приглашены телекомпанией "Губерния".
Как говорится, кадр из фильма. Григорий демонстрирует зрителям один из сохранившихся у него номеров "Автозаводца".
Вячеслав
За глаза его часто называли Славик. Да и в глаза, порой, тоже. И это объяснимо. Во-первых, Слава Николаев был самый молодой в редакции - только после армии. Во-вторых, весёлый, доброжелательный, этакий милый увалень,на вид - Винни Пух. Но внешность порой обманчива - характер у него был цельный. Слава занимался каратэ, а тогда это было не только редкий вид единоборств, но и запрещённый. Отлично знал немецкий язык. И поставленных целей умел добиваться. Он хорошо писал. Но главное, что отличало его - талант к рисованию. Не знаю, как обстояли дела с живописью, а вот карикатуры и шаржи у него выходили отлично. Они были очень харАктерные и естественные. Хорошо он передавал и движение. При этом, развлекая нас, мог начинать рисовать своих персонажей с любой точки, например, с пятки. Я покопался в своих архивах и нашёл один из его рисунков. Не самый удачный, надо сказать.
Как сейчас помню, Брон случайно встретил его где-то в цеху, поговорил, оценил и пригласил в газету. После "Автозаводца" Николаев работал корреспондентом в газете "Брянское время".
Сейчас он живёт в Германии, где достиг известного положения в художественном мире. Вот отрывок из публикации о нём в Интернете:
"Немецкий художник, русского происхождения. Живёт и работает в Берлине. Владелец художественной галереи 'Амита' (Берлин).Главный художник мультимедийного концерна 'РусМедиа'. В каждом номере газеты 'Русская Германия' есть 'уголок Славы', где печатаются его карикатуры. За 13 лет в газете опубликовано более 5000 карикатур, иллюстраций и комиксов.
Специально по заказу профессора Юргена Юнка из Нюрнбергского университета создал тему из 50 рисунков 'Психолог и пациент'.
Работал художником-декоратором на съёмках фильма 'Пианист' Романа Полански (фильм получил несколько 'Оскаров' в том числе и за работу художников-декораторов). Приглашён как актёр и художник французским режиссёром Жан-Жаком Анно в голливудский фильм 'Враг у ворот'... Немецкие критики считают Николаева самым талантливым художником Германии.
Международная галерея Лакуа ставит имя Николаева в один ряд с такими признанными европейскими мастерами графики как F. Avril, Milo Manara, George Pichard, Joost Swarte, ACHDE."
Кому интересно, наберите это имя в поисковике, и он выдаст вам с десяток работ этого талантливого художника.
***
Эту фотографию я сделал на каком-то мероприятии Брянского отделения Союза журналистов. На снимке: Наташа Агеева (она пришла в "Автозаводец" уже после моего ухода, но мы работали с ней вместе в "Брянской газете", Лена Дроздецкая, Гриша Альшиц, и плохо различимый Слава Николаев с наполовину срезанным лицом.
Были, конечно, и другие люди, с кем пришлось работать в "Автозаводце", но многих уже не помню. А о ком-то мне просто нечего сказать. Мог бы сказать о тех талантливых журналистах, кто работал у Брона после моего ухода, но это, как говорится, уже совсем другая история...