Поторопился объявить Жутьке, что в финале конкурса "Философия осени" достаточно много хороших стихов. И опрометчиво пообещал высказаться по поводу тех, что особенно понравились. Придется теперь выкручиваться.
А дело в том, что беглый просмотр стихов и внимательное чтение чаще всего дают разные результаты. В первом случае ухватываешь настроение и удачные формулировки. Во втором - обращаешься к содержанию. И вот тут у меня начались проблемы. Те стихи, которые поначалу показались замечательными, ушли в тень, а на их место... А на их место, увы, по сути дела, ничего не заступило. Однако некоторые произведения второе чтение выдержали. О них я чуть ниже скажу. И, чтобы финальный ряд не выглядел очень уж немногочисленным, отмечу удачные формулировки в тех стихах, которые понравились "местами". Ну а критических разборов устраивать не буду. Конкурс не мой. Я здесь гость. Авторы - хозяева. О хозяине положено или хорошее или ничего.
Начну с темы конкурса. Признаюсь, она меня заинтересовала. Я-то считаю, что поэзия и философия, если это не суррогаты, плохо совместимы. Откуда такое мнение? А из наблюдений, что любовь к мудрости у тружеников поэтической нивы как правило проявляется в виде любви к мудрствованию. И чаще всего употреблять плоды этой селекции в состоянии лишь сами сеятели вечного в узком кругу единомышленников. Но я все же надеялся на делянках именно этого конкурса найти убедительные доказательства своей неправоты. Не нашел. Не встретил я здесь стихов, которые можно было бы хотя бы в условно назвать философскими, то есть, такими, где в парадоксальной, неожиданной форме рассматриваются вопросы бытия. Да, иносказания бытия здесь много. Однако это сплошь образная трактование уже понятого и много раз осмысленного. Да, Бог с ней - с философией. Зачем богине философия? Не женское это дело. Если верить древним, богини философией не интересовались. Не найдя среди конкурсантов философов, я, поменяв мысленно название "Философия осени" на "Настроение осени", принялся за чтение.
***
Понравилось стихотворение Виталия Волкова. Качественная работа. Образно и без вычурности, которой некоторые авторы пытаются намекнуть читателю на философический подтекст стихотворения. Общее впечатление хорошее. Внимательный взгляд, крепкая рука. Хотя "брюхо ветра", "далИ" вместо "дАли", несуществующая, но пахнущая ботва (хотя сама строка хороша), "всепрощающий взмах руки" (за что птиц-то прощать? Это мы у них должны прощения просить) - немного напрягает. И вот еще: не могу представить, как это можно - застить память о веке посредствам неизвестности.
Вот как выглядит стихотворение в целом:
Скоро ж лето прошло! Позабрызгана охрой окрестность.
Стонет ветер, царапая брюхо жнивьем.
В старомодном плаще у порога стоит неизвестность,
Застя память о веке, в котором сегодня живем.
Из колючей дали задувает сиреневой стынью,
И виски холодит ощущение дальних угроз.
От сгоревшей ботвы горьковато наносит полынью.
Стынет тенью печаль у почти облетевших берез.
Крикнет цапля "прощай", пролетая над сирым болотом.
Грустных птиц провожу всепрощающим взмахом руки.
И тоскует душа, будто тоже готовясь к отлёту,
И над прожитым летом прощальные пишет круги.
***
Замечательная осень вышла у Улисса. Вот только алкаши в конце стихотворения меня позабавили. Надо же, летом, когда все условия выпить на природе, они просачковали, а как непогода беспросветно - пьянствуют. Так, наверное, удобней непросыхать.
Сгорают клёны медленным огнём,
Судьба листвы, увы, неотвратима:
Увять, опасть, истаять струйкой дыма...
Её всё меньше с каждым Божьим днём,
И по дворам, с рассвета до темна,
Горят костры обрядов погребальных...
И на скамье, без тостов поминальных,
Три мужика пьют горькую до дна...
***
Запнулся перед тем, как оценить стихотворение Ирины Клеандровой. Манера письма весьма своеобразна, и потому стихотворение сразу же привлекает внимание. Как-то сами собой возникли ассоциации с тонким, геометрически выстроенным орнаментом. Чеканка в инее... Звонко, тонко и тронуто холодным дыханием автора. Рассматриваешь детали, любуешься переплетениями и изгибами. Но в какой-то момент становится скучно, потому что вдруг видишь рисунок повторяется. Отводишь взгляд, так и не уяснив назначения работы. Да, и не имея к тому желания. Увидеть, полюбоваться, даже восхититься - достаточно. Большего и не надо. Такое впечатление, словно Кай с заледенелым сердцем складывает из безупречных кристаллов очень сложные, но не предназначавшиеся для других, фигуры. Игра со словом как средство самолюбования? Полюбоваться есть чем и нам, тут не возразишь...
Здесь траурной свечой сияет лист.
Здесь воздух, словно в церкви, пряно-чист,
из горечи и капель солнца соткан.
А вдоль дорожек бархатцы горят -
по их ковру к излету октября
проходит смерть, заглядывая в окна.
Вот этот кусочек мне показался выражающим суть всего стихотворения. И подумал, а если бы им и ограничиться? Потому что, если принять манеру автора, как данность (а почему бы не принять, если мастерство в каждой строке?), то единственный недостаток стихотворения - затянутость. Отсечь лишнее! Я не о том, что оставить именно в пределах этой строфы. Но подумать над этим, возможно, стоит. Кстати, сказанное касается не только данного стихотворения Ирины.
***
При первом прочтении очень понравилось стихотворение Ларисы Мягковой. Но стал читать во второй раз и как-то изменил к нему свое отношение.
'Белая жесть сентябрьских звезд' - здорово. На образ работает и созвучие слов, и зрительное представление. Вообще первая половина стиха хороша. А дальше... Такое впечатление, что автор пытался сказать о чем-то, чего сам себе представить не сумел... Слова. Слова. Слова. Россыпью. Сами по себе. И образа не складывается. И не сообразишь, в чем же автору надо посопереживать. Почему он себя простить не успеет, если капель немного? То есть, кровотечение не очень обильное. Есть вопросы и по поводу страха. Но, обещал же не критиковать, и не буду! Понравилось:
Томный август на юг отчалил -
Видно это уже всерьёз...
Я порежу ладонь случайно,
Белой жестью сентябрьских звёзд...
Вязкий сок перезревших ягод
Между пальцев теплом стечёт,
Даже боль может делать благо,
Если чувствуешь боль ещё.
***
У Татьяны Ворониной понравилась фраза:
"Вот крабиком жухлый лист,
Шурша, ковыляет в лужу..."
***
У Михаила Трещалина:
"Рванооблачносинее небо"
Что кается этого места:
'И, как крошечные великаны,
В ярких шляпах грибы-красники'.
Задумался... Интересно сформулировано. Только при каких обстоятельствах великаны кажутся крошечными, и если они крошечные, то, что их роднит с великанами? Не знаю. Однако формулировка так удачна, что заставляет поверить автору.
***
Светлана Рыжкова написала:
'Золотисто-рыжий блеск волос
глушит паутина-седина'.
Кто-то упрекал ее за сравнение сединой с паутиной. Мол, неоригинально. И потому нежелательно. Категорически не согласен. Во-первых, не вижу беды в том, что устоявшийся оборот введен в фразу, если он там оригинально играет. Во-вторых, здесь паутина не просто так, она признак бабьего лета, что подтверждается дальнейшим текстом.
'Лист кленовый выпущу из рук -
и письмо, прощальный сделав круг,
искрою растает в вышине'.
Хороший образ. Вот только искра как-то не вяжется с образом листа. И почему вдруг лист из рук улетит ввысь? Здесь бы что-нибудь о неожиданном порыве ветра...Может быть...
***
Фраза Т. Лирика:
'заставить мир тебя боготворить, приняв как идеал твою неброскость'...
На мой взгляд, во всем финале только в этой фразе и содержится философичность. Зато осень здесь как бы ни при чем. Если убрать из стихотворения слово "октябрь", то она исчезает.
Сказать бы что в заключение... Ладно, будет у вас желание - в комментариях поговорим. Удачи и успехов, дорогие авторы. Скорейшего первого вам снега! Очень плодотворная тема для стихов. Не в меньшей степени, чем осень.
:)