Аннотация: Познавательная экскурсия по первой очереди Ленинградского метро (реально экскурсия!), в которой всё так странно, так странно...
Предупреждение 1: ни одна из картинок либо фотографий не является собственностью автора. Изображения взяты из Интернета (сайты Citiwalls, Wikipedia, Fontanka, Прогулки по метро, Палеометро, jpg.wtf, gelio-nsk, openarium, многочисленные форумы о метро и проч. Извините, ежели кого забыла).
Предупреждение 2: текст, выделенный курсивом, взят из посторонних источников (см. сайты в Предупреждении 1).
Предупреждение 3: в сам текст помещены крохотные картинки, чтобы дать представление о предмете разговора, но не слишком замедлять загрузку страницы. Кликая по ссылкам, можно просмотреть те же самые изображения в увеличенных размерах.
Предупреждение 4: мнение героев сего опуса может не совпадать с мнением автора. И, вообще, не воспринимайте речи экскурсовода всерьёз!
Воскресным промозглым утром, ровно в семь ноль-ноль я стояла на ступенях станции метро "Автово" с поднятым, но не расправленным зонтиком ярко-жёлтого цвета. Редкие прохожие, явно не по доброй воле вставшие в несусветную хмурую ноябрьскую рань, посматривали на меня с подозрением. Я бы тоже посматривала на себя, как на чокнутую, будь я на их месте: долговязая девица со школьным кислотно-малиновым рюкзаком за спиной и странной дрыной в руках. Ни дать, ни взять - тамбурмажор оркестра умалишённых.
Первую участницу мой намётанный взгляд выхватил сразу. Грузная тётка, озираясь, с трудом вскарабкалась по ступеням и принялась кружиться вокруг своей оси, поскольку её толстая короткая шея не обладала достаточной гибкостью для элементарного осмотра окрестностей. Нет, грузная - это, пожалуй, было бы для неё слишком лестно, ибо размер она имела просто невероятный - где-то далеко за семьдесят. Я горестно вздохнула - наверняка с этой дамой мы выбьемся из графика. Терпеть не могу кадушек - еле шевелятся и ни капли не соображают. Удивительно, как только не поленилась, отважилась на ранний подъём и полуторачасовое путешествие на своих двоих.
- Это Вы? - спросила женщина высокомерно.
Я разлепила губы, растянула в широчайшей дежурной улыбке.
- Это я! - и не поспоришь: я - это действительно я. Хотя, сказать честно, в последнее время не вполне в этом уверена...
- Могли бы внутри собираться, - сердито заявила тётка, одарив меня недобрым взглядом. Ей Богу, если бы моё пальто было из кремня, тёткин взгляд высек бы об него искру.
Следом тут же подгребли, как я их мысленно окрестила, два брата-акробата - два парня лет восемнадцати, отлитых, судя по всему, в одной гипсо-литейной мастерской по одной форме-заготовке и принаряженных затем прямо у конвейера, выпускающего типовые наборы туалетов для унылой питерской гопоты: чёрные куртки, чёрные джинсы с напузыренными коленками, грязные чёрные ботинки. Ужас, летящий на крыльях ночи.
- Гля! - первый юноша толкнул в бок второго и гоготнул, - Экскурсия! А ты гундел! Короче, ты просрал! Гони пятихатку!
- Прикольно! - обрадовался второй, нисколько не огорчившись проигрышу. Он пошарил в кармане штанов, для чего перегнулся, переломился в талии, засовывая руку чуть ли не по локоть, извлёк мятую сиреневую купюру, послюнявил, шлёпнул на лоб приятелю. Потом обратился ко мне:
- Здрасссть... Тут экскурсия будет?
Я снова медовым образом улыбнулась, кивнула. Корпулентная дама фыркнула, отодвигаясь от младой поросли. Ничего, придётся потерпеть.
За спиной незаметно материализовались пенсионер, две средних лет женщины-подружки из скучающих разведёнок с поджатыми губами и тихая девочка-подросток со светлыми спутанными волосами. Итого семеро. Стало быть, сегодня доедем до Владимирской. Я, конечно, хотела бы завершить на площади Восстания, это было бы логично, путь полностью охватил бы станции первой, Сталинской очереди, но от меня мало что зависело. Все мои планы всегда летели к чёртовой бабушке - ломался ли состав, кому-то становилось ли плохо из экскурсантов, вызывал ли кто меня из родственников - пунктов выходило ровно столько, сколько являлось народу. Причины столь необычного явления лежали за пределами моего понимания и, положа руку на сердце, казались несущественными на фоне причин появления вещей более странных, нежели жёсткого соответствия людей и станций.
Собрав с народа куну, выдав взамен по жетону, я развернулась и направила стопы к входу, когда быстрый и уверенный топот вынудил меня притормозить.
- Экскурсия по метрополитену? - на бегу вопросил высокий крепкий молодой человек с ясным лбом, не прикрытым вопреки погоде ни кепкой, ни шапкой. Такие лбы во мне отчего-то рождали мысли о юных немецких солдатах, с любопытством взирающих из своей оккупационной колонны на насупленных местных жителей. - Чуть не опоздал!
Восемь! Слава Богу! Доедем до Восстания, доберёмся до товарища генералиссимуса - единственного на всю подземку.
- Меня Слава зовут, - зачем-то сообщил молодой человек. - Я, вообще-то, Вячеслав, но Вам можно - Славик.
Я холодно глянула на него, затем демонстративно строго и чётко щёлкнула зонтом, складывая его. Таких Славиков у меня каждый день - по штуке, а то и по две. Издержки профессии.
- А нам можно? - с дубовым кокетством встряли разведёнки.
- Конечно, - кисло улыбнулся Вячеслав как воспитанный мальчик.
Я проскользнула за турникет и там, опираясь рукой о канелюры величественной колонны, что отсекала от гулкого пространства ряд колонн чуть меньшего размера, привычно оттарабанила:
- Итак, господа, мы находимся в Петербургском, а если быть точным - Ленинградском ордена Ленина имени Ленина метрополитене...
"В 1938 году Председатель исполкома Ленинградского горсовета Косыгин проявил инициативу, поставив вопрос о строительстве в городе подземных путей сообщения по примеру Московского метро, а до того - Лондонского и Парижского. Выполняя наказ исполкома, столичный институт Метрогипротранс принялся за работу, и к началу войны проект был полностью подготовлен. По замыслу того времени предполагалось протянуть ветку от фабричного района Автово через центр к фабричному району Выборгской стороны. К 1941 году в Автово успели вырыть некоторую часть тоннеля и подготовить строительные площадки. Однако война помешала воплотить задуманное. Станцию открыли лишь 15 ноября 1955 года..."
Помолчав, я добавила:
- В Москве метро было построено в тридцать пятом. Косыгин как верный партиец тут же воспылал желанием распространить достижения старших московских коллег и в своей вотчине. Ему серьёзно препятствовали. Два Петра - Попков и Лазутин, побывавшие по очереди после Косыгина на посту Председателя - сколотили в Ленсовете оппозицию, которая категорически возражала против метрополитена. Но у них ничего не вышло. Оба, кстати, проходили по Ленинградскому делу, и обоих в 1950 году расстреляли.
- А чё мешали-то? - спросил один из братьев-акробатов. - Метро - это ж круто.
- Как они считали, подземный мир - мир мёртвых. Мир, где властвует дьявол, - с расстановкой произнесла я. - С приходом революции антихрист ступил на русские земли, упорно внедряя свою символику: пятиконечные звёзды, кровавые флаги, серп, оскопляющий могучую энергию молота. Кстати, это всё классические древнеегипетские, а также масонские знаки. Подземные дворцы идеально вписывались в смысловой ряд, продуцирующий новую сатанинскую реальность.
После нескольких секунд повисшей среди моих посетителей паузы, пенсионер протёр очки и полюбопытствовал:
- Это Вы серьёзно?
Я соорудила дежурную улыбку типа "ласковая ирония, градация номер три":
- Шучу. Разве ж нужны дьяволу мёртвые? И разве ж не человеческий ум породил дьявола? Я, вообще, считаю, что в проектировании метро всё было в точности до наоборот.
Но краем глаза отметила, как девочка-подросток опасливо подтянулась к большому надёжному Славику - на всякий случай.
- Что за чушь Вы тут городите! - неожиданно сердито вскинулась одна из дам-подружек, брюнетка с ярко-голубыми глазами. - Сатана какой-то, масоны, мир мёртвых....Развели тут сказочки! Метро стали строить, потому что на нём быстрее, вот и вся причина.
- Отчего ж тогда Попков с Лазутиным - заметьте, два очень неглупых человека! - так яростно сопротивлялись ему?
- Трамвайное лобби, - быстро нашлась моя оппонентка, видать, из начитанных и экономически подкованных. - Трамвайщики не хотели упускать своей выгоды. Проплатили, наверное, этим Попковым.
- Да какая теперь уж разница! - махнула рукой её подруга, крашенная под медь. - То - они, а то - мы. Дела давно минувших дней. В итоге-то всё равно катаемся под землёй.
- Всегда есть разница, кто и что делал, - отчеканила я. - Ибо всё скажется на каждом. Ибо каждый и есть всё. А Попков с Лазутиным так и не поняли глубины идеи.
- Чё-т я ни х., ой! Ни фига не понял, - заявил штампованный юноша. - Вы нам давайте про станцию рассказывайте.
Совет оказался дельным, а, главное, устроил и меня, и медно-крашеную даму. Спорить далее не было смысла.
Мы спустились по винтовой, облицованной красным мрамором лестнице на роскошную и замечательно пустынную платформу. Я специально назначила ранний час, чтобы толпа не мешала наслаждаться чудесными видами станций.
- Наземный павильон станции "Автово" оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане. Основание купола опоясывает надпись: "Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках". "Автово" - единственная станция мелкого заложения первой очереди. В ней отсутствуют эскалаторы, а разработка велась открытым способом.
- И тоннели открытым способом? - удивился Славик. - Там же речка Красненькая сверху!
- Тоннели прокладывались обычным образом - но не при помощи проходческого щита, а пневомолотками - пояснила я и ловко ввернула, демонстрируя небрежную эрудицию, - воды от речки тут действительно много, грунт пришлось замораживать, а участок под речкой проходить в кессоне. Открыто строили саму станцию. - Потом продолжила. - Близость водоносных слоёв в Автово чувствуется постоянно - станцию и перегоны периодически подтапливает. Приходится время от времени укреплять гидроизоляцию стен. Современная гидроизоляция состоит из нескольких слоёв цемента и пенополиуритана, а между самими стенами и облицовкой обычно оставляют зазор для стекания воды в специальные желоба... Пройдём подальше.
Мой небольшой отряд послушно устремился за экскурсоводом. Я бодро прошагала через весь зал, встала у дальней стены под мозаичным панно "Победа". Женщина на панно, могучая, как трубоукладчик, целеустремлённо тащила куда-то пацана. Ей хватало одной руки, чтобы удерживать мальчишку на плече, между тем как по выражению глаз ребёнка было ясно, что тому не менее пяти лет. Пять лет - это около семнадцати килограммов. Ни один мускул на лице монументальной дамы не выдавал напряжения.
Пока я предавалась размышлениям о безбрежной силе русских женщин, подтянулась кадушка-короткошейка, отставшая от нас во время марш-броска через платформу. Она пыхтела и отфыркивалась, наливаясь багровым румянцем и прекрасно рифмуясь с багровым тоном панно.
- Название станции Автово топонимическое. Происходит от финского слова "Аутто" - пустошь. По другим источникам от "Аухтио" - песчаное место. Некогда так называлось селение, известное с допетровских времён и отошедшее вместе с окрестными землями России после русско-шведской войны. На территории этого селения впоследствии раскинулась заводская окраина города.
На станции Автово находится депо - единственное депо в метрополитене, располагающееся внутри линии, а не в её конце. Связано это с тем, что в 60-х от Автово стали отводить ветку на юг, в Дачное, и некоторое время в Дачном была конечная остановка. Но потом линию повели к проспекту Ветеранов - в сторону от существовавшей тогда ветки, станцию в Дачном закрыли, а само депо, ставшее ремонтным, и мощный набор оборотных тупиков, протянувшихся чуть ли не до Лигово, остался. В этих тупиках стоят поезда не только красной линии, но и некоторых других. Поэтому иногда мы слышим, что "Поезд следует только до станции Автово". Как правило, это едут на ремонт или профилактический осмотр составы с других веток.
- Прям до Лигова? - озадачился юноша, на лоб которому четверть часа назад прицепили пятисотенную купюру. Если я правильно расслышала, его звали Костей. - А я живу в Лигове. То-то думаю, чё у меня пол иногда ни с того, ни с сего трясётся.
- Ага, особенно после баклажки пивасика, - хохотнул его приятель.
- Ты дебил, Лёха, - беззлобно осадил его Костик, - я пиво не пью. Мне не вкусно.
Надо же! Неожиданно! А по виду - типичное дитя гнилых новостроек.
- Глубина станции - 12 метров, что соответствует четырёхэтажному дому. Тема оформления павильона и залов - оборона Ленинграда. Фасады наземного павильона украшены работами "Оборона Петрограда в 1919 году" и "Оборона Ленинграда в 1941-1943 годах". Люстры, светильники, настенные элементы декора выполнены в стиле сталинского неоклассицизма.
Перекрытие центрального зала станции поддерживают 46 колонн: 30 мраморных и 16 стеклянных. На самом деле колонны лишь облицованы этими материалами. Изначально планировалось, что все колонны на перроне будут отделаны рельефным прессованным стеклом. По замыслу архитекторов Автово должно было стать настоящим хрустальным дворцом. Лучшие академики страны, теоретики стекла и знатоки оптики, разработали крайне интересную концепцию устройства колонн. Внутренний рельеф граней стеклянной отделки - рифлёный, с углом отражения 80 градусов. Лучи света отражаются от этих граней и делают бетон в центре колонны невидимым. А блестящая декоративная лента скрепляет хрупкую конструкцию и уберегает от растрескивания при осадке бетона.
- Красиво, - прошептала девчушка, задрав голову к потолку. - Как в сказке.
Брюнетка же, постреляв голубыми глазками по колоннам (большая часть лучей при этом отразилась прямо на красавчика Славика), выдала на гора вопрос, который неизменно волновал все доселе проводимые экскурсии:
- А почему не все колонны стеклянные? Денег, что ли не хватило?
- Да к сроку, наверное, не успевали, - ответил за меня пенсионер. - Раньше, ведь, как было? К годовщине ноября вынь да положь трудовой подвиг. Время поджимало, вот и ограничились тем, что успели. Так?
- Некоторые полагают, что дело было в ином, - сказала я. - Дескать, товарищу Сталину очень не понравилось то, что в Питере, который всегда стоял, как кость поперёк его горла, метро красивее, чем в Москве. Поэтому Автово намеренно бросили недоделанным, принизив смелость, изящество и необычность архитектуры.
- Дескать? - Славик приподнял одну бровь. - А вы сами, значит, так не считаете?
- Нет, не считаю.
- А как вы считаете?
Он глянул на меня так, что перехватило дыхание. Пахнуло всем сразу - жаром, желанием, здоровой неутомимостью, силой, энергией. По катушкам скрученных потаённых мыслей и чувств, раскачиваемых индукцией взаимного притяжения, разлилось магнитное поле - поле страсти и вожделения. Я шмыгнула носом, прогоняя наваждение. И произнесла:
- Я считаю, что исполнено именно так, как и задумано. Ведь что такое число 15 по картам Таро? По символам, вплывшим в наш век через средневековую Италию прямо из египетской Книги Мёртвых, 15 - это знак появления человека в плотном физическом мире, где, если верить пятнадцатому аркану, царствует Дьявол. Человек появляется из высших сфер, прикреплённый к ним тонкой серебряной нитью, и живёт, покуда по этой нити в плотные слои к нему притекает божественная сила. Как только сила прекращает поступать по цепи, человек умирает в плотном мире. 15 - символ рождения, снисхождения человека из высшего, божественного слоя в низший слой, сатанинский, слой тьмы и страдания. Карта Таро так и называется - "Дьявол" . Но понимающий осознаёт, что деление на тьму и свет весьма условно, и что дьявол нам нужен лишь для того, чтобы уравновесить божественное и, вычленившись из божественного, затеять вечную игру света и мрака...
- При чём тут метро?! - возмущённо, с истерическими нотами взвизгнула брюнетка.
- Не мешайте! - осадила я и продолжила. - Обратимся теперь к восьмёрке. По тем же картам Таро, восьмой аркан - аркан справедливости. Так обычно трактуют женщину, идущую с мечом и завязанными глазами меж двух колонн - синей и красной. Но это поверхностное значение. Под ним лежит значение более глубокое - равновесие и вручение себя в руки промысла божьего. Девушка, наощупь бредущая меж двух миров, меж плотным и духовным, всецело полагается на провидение, на судьбу, уготованную ей в небесах, демонстрируя тем самым, что физическим воплощением человеческая жизнь не ограничивается...
- Я повторяю - причём тут...
- И потом, восьмёрка - знак бесконечности и знак спирали ДНК, - я повысила голос. - А спираль ДНК - это трёхмерная развёртка структуры тонкого плана. Это воплощённый замысел Творца относительно человека на Земле. Восьмёрка - формальная модель самого Бога, а мы через ДНК реализуем эту модель. Кстати, вам ничего не напоминают эти ленты, обвивающие стекло?
Палец мой упёрся в металлические скрепы, и девочка, слушавшая меня с приоткрытым ртом, с готовностью проговорила:
- Спираль ДНК?
- Умница. Именно это и было задумано. Два ряда колонн по 23 штуки в ряду. Число точно соответствует числу хромосом, получаемых при зачатии от каждого родителя. 46 хромосом у человека, и 46 колонн на станции. Из двадцати трёх пунктов генетической программы авторы убранства выделили две группы: пятнадцать простых, примитивных колонн с каменной отделкой и восемь затейливых, небесно-светлых колонн из стекла. И, как я уже сказала, пятнадцать - символ плотного рождения, а восемь - символ божественного замысла. Архитекторы дали нам понять, что мы настолько физически реальны, насколько и духовны. Что наше плотное существование во дьяволе обусловлено тонким существование в Творце. Что деление на день и ночь, на добро и зло придумано нашим убогим разумом, но не самим Создателем.
Взбешённая брюнетка, оттолкнув от себя подругу, кинулась ко мне и, брызжа слюной, завопила:
- Я пришла слушать про метро! Про архитекторов! Про историю! А не про всякую эзотерическую ерунду! Почему вы не сказали, кто был архитектор? Чуши нагородили, а про архитекторов не сказали! Вы эти свои иеговистские штуки бросьте! Тут, между прочим, дети!..
Но разгневанная посетительница, не обратив на их замечания ни малейшего внимания, начала наседать на меня и кричать ещё громче. Признаться, я не ожидала столь бурной её реакции. Несколько человек, выгрузившихся из подъехавшего поезда, даже замедлили шаг, чтобы приглядеться, что происходит.
- Или вы нормально ведёте экскурсию - с датами и архитекторами, или я требую назад свои деньги! Вы меня слышите?!
- Вам нужны архитекторы? - обречённо спросила я. Зря она вспомнила про архитекторов, ох, зря. Всё равно же забудет, едва поднимется на поверхность. - Что ж, извольте. - И наземный павильон, и вестибюли станции Автово спроектированы архитекторами Левинсоном и Грушке. Инженерный проект выполнен товарищем Эпштейном. Авторами панно "Победа" являются художники Воронецкий и Соколов.
- Грушке... Что за фамилия такая? Звать его как?
- Грушке - выходец из обширной поволжской немецкой общины. Звать его - Андрей Александрович. Любимый ученик Евгения Адольфовича Левинсона. Оба они трудились в Ленинградском архитектурно-строительном институте.
Едва я произнесла "Андрей Александрович", воздух на станции помутнел, заклубился, стал каким-то текучим и зыбким. Мои подопечные застыли, подобно восковым фигурам, и только мы с настырной брюнеткой продолжили шевелиться. Моя визави ещё строила презрительно-победную мину на подвявшем, густо оштукатуренном лице, когда сзади появилось то, чего я так опасалась. Туманная фигура, поначалу расплывчатая и нечёткая, сгустившись до более или менее плотной формы, встала за спиной дамочки. В высоколобом остроносом образовании без труда узнавался Андрей Александрович Грушке. И, как всегда, в парах и клубах отчего-то особенно ясно различались глаза - тёмные, пронзительные, тяжёлые.
Смутное облако, образ советского архитектора, беззвучно схватило брюнетку за руку, и та громко вскрикнула. Обернувшись, она в ужасе уставилась на призрак.
Уговаривать Грушке было бесполезно. Он был глух к любым мольбам, и лишь одно средство могло бы заставить его отступить.
- Вы по-прежнему считаете, что всё, что я рассказала вам, - бредни и чепуха? Что человек - не животное, но душа Создателя?
- Вы сумасшедшая! - надрывно крикнула дамочка, глядя, как в белёсом тумане пропадает не только рука, но и плечо, бок, ноги. Должно быть, её терзала страшная боль, потому что она тяжело дышала, всхлипывала, покрывалась испариной. - Мне нужна помощь, а вы о своём! Идите вы со своим Создателем! Помогите!!
Невидимая сила скрутила её, как душит и крутит жертву огромный питон. Вывернула шею, смяла, обволокла.
- Таня! Спаси меня! Танечка!
Меня звали Евгенией Борисовной, о чём честно предупреждала статья на моём рекламном сайте. И я была не Таня.
- Милиция! Вызовите милицию!
Я горестно опустила очи. Возопи дамочка "Господи!" или хотя бы позови маму, у неё оставался бы ничтожный шанс. Но милиция...
- Вы же видите, - в отчаянье произнесла я, - что нельзя уповать только на собственные силы! Вы теперь понимаете это?
- Бандиты, - выплюнула мне в лицо упрямая женщина, - вы бандиты... Вы подстроили... Ты специально - со своим Славиком.... Будьте вы прокляты! Чтоб вы...
Что именно предрекла она, узнать не удалось, так как Грушке, впитав в дымящуюся утробу всю дамочку без остатка, покачался над платформой пузатым неповоротливым дирижаблем, а затем тихо испарился.
Я обессиленно прислонилась к стене, стараясь удержать слёзы. Я видела многое - и раздирание в клочья с фонтаном крови и мясных лохмотьев, и бескровное высасывание жизненных сил, и откалывание по кусочку от обледеневшего тела, и сжигание в вонючем, пахнущем хлоркой, пламени. Но именно Грушке меня повергал в состояние, от ощущения которого самой хотелось прекратить это всё разом - решительно и навеки. От безмолвного, бесстрастного Андрея Александровича веяло космической тоской, безнадёгой, возведённой на уровень Бога. "Так нельзя, - прошептала я, обвивая себя руками и пытаясь справиться с ознобом, - что ей стоило хотя бы формально признаться в том, что я говорю правду!" Пусть признание было бы лживым, но слова изречённые всегда вызывают колебания тонких пластов реальности, и рано или поздно эти колебания непременно возмутят пространство вокруг говорящего и поляризуют его, направляя отпетого скептика по векторам смысла произнесённых слов.
Гори оно всё синим огнём, сказала я себе. Доведу экскурсию до конца, и брошу. Надоело терзать душу и плакать. Запишусь в музей водки, там посетители всегда веселы и игривы. А то и гидом по Петергофским фонтанам - липы, море, позолота, барокко. Свежий ветер и ясное небо под восхищенные взоры туристов из Якутии.
Марево, ограждающее меня от застывших посетителей, постепенно рассеялось. Экспонаты мадам Тюссо заморгали, задышали, обретая прежние очертания и прежнюю живость. Рыжая дама, Таня, как я догадалась из последних слов канувшей в ненасытное призрачное брюхо, беспомощно озиралась, тёрла лоб и силилась понять, что же тут не так. Она, я уверена, ничего уже о подруге не помнила, как не помнил никто другой. Этот странный феномен не имел логического объяснения, но я подозревала, что человека поглотили по-настоящему целиком: с памятью о нём и со следами всего того, что он успел сотворить в этом мире.
Подкатил голубой состав, я жестом пригласила слушателей зайти в вагон. Шестеро уселись на один ряд в самом центре салона - Славик, горячо поглядывая на меня, остался на ногах у поручня - а я продолжила, вслушиваясь в гулкую дробь сердечного ритма.
- Пробный поезд прошёл в метрополитене от станции "Площадь Восстания" до станции "Автово" 8 ноября 1955 года. А через неделю, 15 ноября торжественно открыли восемь станций первой очереди метро. Красная линия связала меж собой четыре вокзала Ленинграда: Балтийский с Варшавским, Витебский и Московский.
Первое время вход в метрополитен осуществлялся по специальным билетам, которые покупались в кассах. На установку турникетов понадобилось около трёх лет. После ввода в строй второй очереди метро, проход на платформы осуществлялся уже через вертушки. Стоимость жетона была 50 копеек, а после реформы 1961 года на протяжении тридцати лет жетон стоил ровно пять копеек.
- Вам плохо? - встревоженно спросила меня девочка. - Вы плачете.
Я прикоснулась к уголку левого глаза - сухо. Вагон качнуло, дёрнуло, перестук колёс замедлился. Мигнул, как всегда отключившись на секунду, свет. Удивительная барышня: лет двенадцать-тринадцать, но слышала о ДНК и видит то, что скрыто от прочих. Худенькая, ясноглазая, она была облачена в чёрную куртку с шипами и чёрную же толстовку. На шее девочки болталась металлическая рокерская коза на шнурке. Как удивительно и абсолютно не сочетались эти побрякушки с её ясным взором...
Я действительно плакала, но слёзы мои струились в мареве безвременья. Андрей Александрович Грушке был отличным парнем и талантливым зодчим. Он не подличал и не строчил доносы на коллег, никто не посмел бы обвинить его в том, что Сталинская премия, полученная им за станцию Автово, была незаслуженной. И ему, носителю знаний средневековой Европы, знаний, переданных предками, некогда отважившихся переселиться в холодные русские земли, удалось передать в гениальном своём детище - хрустальной станции Автово - закодированное послание об устройстве мира. Равно как и его учителю - еврею Левинсону, мастеру древнего жреческого рода левитов, хранящего главные тайны египтян со времён Исхода. Но здесь, на перекрестье двух миров Андрей Александрович как неподкупный судия всего лишь исполнял волю творящей вселенной. И что самое страшное - я чувствовала всё, что в тот миг наполняло душу и естество непокорной черноволосой бунтовщицы. Меня так же выкручивала дикая боль, и так же сковывал сердце ледяной ужас. Как я могла не плакать?
- Кировский завод, - объявил бархатный диктор. - Следующая станция - Нарвская.
- Киборгский завод, - вслед за диктором объявил Лёха и заржал. Артист из него был никудышный: на реакцию зрителей юноша явно поплёвывал с высокой колокольни.
- Закрыл бы рот, - сердито посоветовала толстушка, - не нравится, иди отсюда, а другим слушать не мешай.
- Я чё - мешаю? - взъерепенился парень. - Никому я не мешаю, чё бухтеть-то? Чё слова сказать нельзя?
- Чё! - презрительно передразнила его тётка, - За речью бы последил, дитя воскресенья.
- А откуда вы знаете, что я в воскресенье родился? - Лёха вылупил светлые, почти прозрачные глаза.
Славик одарил невинное создание снисходительной улыбкой и, застукав аналогичную усмешку на моих устах, заговорщицки подмигнул.
- Ты дебил, Лёха, - повторил коронную присказку Костик, - я тебе потом скажу, откуда она знает... Там Ленин что ли?
Он выставил не слишком чистый палец в сторону торцевой стены станции.
- Ленин, - сказала я. - Владимир Ильич. Автор станции "Кировский Завод" - Александр Кузьмич Андреев, ученик знаменитого мастера Щуко, заслуженный архитектор РСФСР. Андреев проектировал и наземный павильон, и внутренние залы станции. Станция первой очереди, как и остальные семь станций от Автово до Площади Восстания, была открыта 15 ноября 1955 года. Названа в честь знаменитого промышленного гиганта, гордости Петербурга-Ленинграда-и снова Петербурга - Кировского, бывшего Путиловского завода. Наземная часть выполнена в виде классического, стилизованного под античные храмы здания с 44 дорическими колоннами.
Я извлекла из рюкзачка увесистый том художественного альбома и раскрыла его на странице с серебристой закладкой, демонстрируя псевдоантичный павильон.
- Какой-то он древнегреческий, - сунув нос в книгу, промолвила девочка. Лёха со всей силы дунул барышне на макушку, взметнув облачко пушистых рыжевато-русых волос. Он снова загоготал, но увесистый подзатыльник Вячеслава оборвал его дурацкое веселье.
- Да лан, - миролюбиво произнёс Лёха, почесав ушибленное место. - Я ж так просто.
- На Парфенон, кажется, похоже? - удивилась вроде как бы сама себе медноволосая Таня, - Как вы считаете - похоже?
- Не знаю, - открыто признался Славик, вопрос к которому кокетливо адресовала женщина. - Я не был в Греции.
- Поверьте, там очень, очень похоже!
Волнительный мачо дипломатично хмыкнул и отодвинулся от альбома. Встав посреди центрального зала, он устремил взор к бюсту Ильича, затем запрокинул голову к потолку, к матовым светильникам. Сбоку от него пристроился самый скромный член нашей компании - пенсионер, за толстыми очками которого я так до сих пор и не разглядела, что же он из себя представляет.
Мужчины - молодой и пожилой - молча простояли так, пока дамы охали над фотографиями, а два брата-акробата лупили друг дружку кулаками по плечам. В какой-то момент мне даже показалось, что мужчины, подобно жрецам-друидам, развели руки в стороны и принялись впитывать могучие волны силы, испускаемые всем пространством станции. Я обожала эту станцию. Порою без отягощающей меня экскурсии я приезжала сюда к открытию и, хлопнув чахлой дверцей старенького "Матиза", кубарем скатывалась по эскалатору, чтобы так же встать в самом центре вестибюля и почувствовать, как с мифических небес сквозь шахматный порядок ламп льётся мягкий свет и торжественно серебрит шахматную же бежево-багряную мраморную дорожку, ведущую к таинственному каменному идолу. Я стояла, и грудь мою разрывал бешеный восторг от сводов величественного зала, от строго и прекрасного ряда колонн, от сияния горельефных картушей - и неважно, что изображался на них отбойный молоток или крюк подъёмного крана.
- Глубина станции - 50 метров. "Кировский завод" являет собой классический пример станции колонного типа глубокого залегания с основным круглого сечения залом и двумя боковыми нефами. На платформах, выходящих к поездам, до сих пор сохранился асфальт. Кировский завод - единственная станция метрополитена с асфальтовым покрытием боковых вестибюлей. Оформление станции отражает успехи Советского Союза в индустриализации. И название, и барельефы символизируют отрасль, на которой и до нынешних времён держится экономика государства - тяжёлую промышленность.
- Тридцать одна колонна с каждой стороны, - с долей ехидства проговорил Славик. - Какова на этот раз версия тайного послания?
- Никакой тайны, - заверила я его. - Послание прозрачно, как хрусталь, и число колонн имеет, разумеется, некий смысл, но он, скорее, шутливый.
- Что шутливого может быть в колоннах? - пенсионер недоуменно вскинул густые брови поверх оправы очков.
Я указала сначала на пол, на мраморную дорожку из чередующихся плиток, затем на потолок, на решётку светильников:
- Обратите внимание - весь интерьер станции представляет собой квадрат. Квадратами выложен пол, квадратами оформлено потолочное освещение. Наземный вестибюль - квадратное в периметре здание. Колонны - скошенные по углам квадраты. А квадрат, четвёрка - есть наидревнейший символ устойчивости, стабильности, статической целостности, материальной обеспеченности. Любая культурная традиция, будь то античность, христианско-европейская образность, азиатская мифология или мезоамериканская космогония, зиждется на фундаменте четвёрки. Четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре фазы луны, четыре благородные истины, четыре евангелиста, четыре первичные стихии - список огромен и свидетельствует об архетипическом значении четвёрки.
- О! - Лёха, увлечённо мутузивший Костика, вдруг оторвался от глупого своего занятия и обрадованно посмотрел на горельефы с металлической чеканкой. - А картинок тоже четыре! Точняк!
Я вздрогнула. Только бы эти милые гопнички не задали коронный вопрос. Только бы их взор прошелестел мимо!
- Если станция Автово нам сообщает о том, как и откуда приходит в плотный мир человек, то Кировский Завод аккуратно описывает, что в первую очередь человек должен в этом мире сделать.
- И что? - Вячеслав расстегнул куртку и ворот обтягивающей рубахи, под которой безошибочно угадывались и кубики накачанного пресса, и рельефные грудные мышцы. Представляю, какие аппетитные у него бицепсы и ягодицы...
- Твёрдость, порядок, организация, физика силы - вот посыл четвёрки. Прежде чем развивать душу и возноситься к высотам Мирового духа, необходимо открыть в себе тело, напитать его и чётко организовать материальную сторону жизни. Ибо голодный мыслит о брюхе, но не о духе.
- Арбайтен унд дисциплинен, - усмехнулся Славик.
- Под организацией физики я понимаю не только тяжелый труд и удовлетворение элементарнейших потребностей. Всё, что ни делается ради куска хлеба... Всё должно...
- Да прекратите вы, наконец, или нет! - возмущённо возопила кадушка, обращаясь к беспокойным юношам. - Да что же это такое! Всё шумят и шумят!
Парни, прижавшись друг к другу, теперь уже не резвились на кулачках, но бесцеремонно переговаривались и хихикали, тыкая пальцем на изображение нефтяной вышки с фонтаном чёрного золота на одном из настенных картушей-медальонов.
- Всё должно быть одухотворено, оплодотворено мыслью, верой и надеждой. Об оплодотворении духом любого, даже самого тяжкого труда, нам напрямую говорят эти знаки на чеканных горельефах.
Вершины колонн станции Кировский Завод украшают горельефы, отлитые из алюминия и частично отполированные для придания эффекта серебрения. На горельефах изображены символы тяжёлой индустрии: нефтяная промышленность, электрификация, каменноугольная промышленность и металлургия. Под ними планировалось разместить мраморные доски с письмами жителей нашего города товарищу Сталину, но борьба с культом личности не позволила воплотиться этим планам.
Девочка, поймав похабную ухмылочку одного из парней, чиркнула взором по направлению его пальца и покраснела. Я поспешила ей на помощь, вскидывая к колонне руку:
- Вышка, вырастающая из вентиля, и фонтан, бьющий из неё - недвусмысленный символ победно восставшего, плодородного фаллоса. Округлая же турбина электростанции несёт в себе смысл женского органа - матки, вынашивающей дитя. Сияние, исходящее от неё, знаменует момент зачатия, момент снисхождения в тело божественной искры - души.
Мне показалось? Или нет? Колонна, на которую сейчас были устремлены взгляды семи пар очей, подёрнулась дымкой, качнулась, как пляшет сквозь пламя костра ночная даль над рекой. Гадкое липкое чувство тоски потекло меж моих лопаток, сердце сжалось, испуганно забившись под тонкие рёбра.
- Любопытно, любопытно, - пенсионер приподнял очки и оглядел произведения малой формы, обнаруживая неожиданный пласт смысла. - Если продолжить Вашу мысль, подобные знаки можно отыскать и на этих картинах.
- Конечно! - кивнула я, переводя ладонь чуть правее и отмечая выпученные от удивления глаза юных любителей архитектуры. - И здесь мы видим ровно ту же символику: отбойный молоток, вспарывающий плоть недр, - нарочито мужской знак, а округлый литейный ковш, принимающий в себя расплавленный металл, с округлым крюком-полумесяцем - столь же нарочито женский символ. При этом заметьте, - у каждого из перечисленных символов свой, особый характер, соответствующий одной из четырёх стихий. Сангвинический фаллос-вышка, взмётывающий семя к небесам, - воздух. Флегматичная массивная электротурбина - земля. Взрывной холерический отбойный молоток - огонь. Непостоянного норова меланхоличная люлька ковша с жидким металлом - вода. Из этих основных стихий рождается то, что мы называем материальной жизнью, но рождается не в виде примитивной животной формы, а в виде одухотворённой сущности...
Зрачки Лёхи сузились, и по вектору их направления, я поняла, что тяжкого вопроса мне не избежать. Пространство вдоль вектора разжижилось, сквозь твёрдый гранит колонн стали проглядывать неясные блики.
- Так что там про число 31? - напомнил Славик.
- Три плюс один равно четырем. Опять по нумерологии выходит та же четвёрка. Правда, 31 всё-таки отличатся от чистой цифры четыре. Хотя бы тем, что это перевёрнутое число 13.
- Тоже, что ли, сатанинское? - хрюкнула кадушка.
- Повторю снова: Сатана - продукт человеческого мозга, символ плотного слоя, мира страданий, и антитеза тонкому плану. Изначально подразумевалось, что одержим дьяволом тот, кто застрял в своих стремлениях в грубых материях, кто целью жизни ставит лишь вкусную еду, дорогие вещи и обилие секса. Дьявол, в сущности, выступал для таких людей категорийной сущностью, чистым наименованием их приверженности к примитивному и нежеланием видеть ничего дальше выступающего брюха. С этой точки зрения число 13, идущее следом за динамичной, творящей дюжиной, являющейся искрометной комбинацией важнейших кардинальных цифр 1, 2, 3 и 4, подводит итог брызжущей энергии дюжины - обнуляет её, сбрасывает накопленные богатства и перелистывает календарь на чистую страницу нового года. Кто-то называет это смертью, но я назову это избавлением от накопленного мусора, избавлением от животных инстинктов и переводом на иной слой реальности. 13 - это сила, направленная на прорыв. А 31 - это прорыв, осуществленный для накопления силы. То есть 13 уводит человека с плотного плана на тонкий, а 31 - наоборот: спускает из тонкого для накачки силы в плотном. И, кстати, шутка заключается в том, что сам архитектор - Андреев Александр Кузьмич - родился 13-го января в 13-м году. Кульбит-перевёртыш двух важных его чисел вылился в два ряда колонн по 31 штуке.
- Здоровско! - восхитилась девочка тем чистым восхищением, каким изумляются и радуются только незамутнённые детские души. - А с виду просто столбы!
- Вы лучше на лампы обратите внимание, - я предприняла отчаянную попытку отвлечь молодого человека по имени Алексей от клокочущего в его горле вопроса. - Ну, не чудесные ли лампы?
Слушатели как по команде задрали головы.
- На станции Кировский Завод впервые в мире было применено люверсное освещение. За решёткой из мягкого органического стекла на некотором отдалении от неё располагаются лампы дневного белого света. Проходя сквозь решётку и оргстекло, лучи рассеиваются. Сквозь потолочные плафоны свет струится мягко и естественно, создавая иллюзию открытого неба. Наблюдателю кажется, что над ним не потолок, а свод небес.
Всё вкупе - длинная дорожка из двух цветов мрамора, ведущая к бюсту Вождя, искусно выстроенное атмосферное сияние, могучие колонны, гербы-горельефы - рождают в душе зрителя мощный подъём сил, наполняют его силой и желанием строить, вершить, творить.
Энергетика здесь бешеная, - завершила я краткую лекцию, извлекая из альбома тонкий листок, отпечатанный на цветном принтере. - Такая, что вид станции использовался даже в иллюстрациях книг и антуражах игр. Вот, к примеру, обложка альбома "Call Of The Wild" шведской группы Decoy...
- Это металлическая банда, - встрял Лёха, - говно поют, наши лучше.
Он шмыгнул носом. Голова его дёрнулась и опасливо повернулась к левому плечу. Молчи, Лёшенька, пожалуйста, молчи. Или говори про говно и металлические группы. Да хоть про секс или наркотики или чем ты там ещё увлекаешься - только не задавай мне вопросов! Ты же сам чуешь, кто стоит за твоим левым плечом!
- Опять он лезет! - злобно проговорила полная дама. - Вот ни дна, ни покрышки!
А рыжая Таня вновь закинула удочку в бурное море бездонных очей Вячеслава:
- Бедный мальчик! Если бы у него был такой отец, как вы, он никогда бы не позволил себе такую бестактность. Вы, мне кажется, хорошо смогли бы воспитать его! По-мужски так, по-настоящему.
- Я плохой отец, - обезоружил её Славик, - потому что я хорош в других делах.
В каких именно, он не сообщил, но по горячему взору, окатившем меня, несложно было догадаться, что он имел в виду. Слова его прозвучали столь откровенно, что в моих экскурсионных рядах пробежала лёгкая зыбь смущения. Пенсионер принялся протирать очки, девчушка вновь залилась румянцем, Таня огорчённо вздохнула, корпулентная дама злобно зыркнула, и только два молодца-удальца пропустили мимо ушей пикантную фразу.
- А чё это за фигня? - Лёха показал на картуш "Электрификация". - Снизу турбина, а сверху что?
Пронзительный скрежет, разнёсшийся по всему вестибюлю станции, заставил его испуганно завертеть головой. Звук появился из ниоткуда и повис над платформой резким лимонным паром. Прогрохотал поезд - всплыло ещё одно облако. Сизое, с чёрными прожилками.
- Охренеть! - изумился Лёха, скашивая зрачки к переносице, чтобы рассмотреть фиолетово-малиновый дымок, каплей примостившийся на кончике его носа. - Чё за акварельки-то?
- Звуки, - уныло произнесла я, - если видны звуки, значит, скоро появятся миханики.
- Какие механики? Поезд чинить?
- Нет, не поезд чинить. Киборги. Или Высокочастотные Сущности. Или Клоны Архангела Михаила - борцы со злом. Откуда мне знать, кто они такие?
- Чё?
Ответом на ничего не значащий вопрос послужил грохот падающей колонны. Два мощных лазерных луча долбанули из-за Лёхиного плеча, выбив одну из опор подземного свода. Металлический горельеф, ухнув, рухнул на мраморную дорожку, взбивая клуб неясной субстанции - то ли пыль, то ли материализовавшиеся звуки.
Две фигуры в белых одеяниях, вполне сошедшие бы для костюмной сцены фантастического фильма - гладкие латексные комбинезоны со множеством карманов, застёжек и заклёпок, несколько заторможенно и недоразгибая члены в суставах, двинулись в нашу сторону.
- А чего все молчат? - забеспокоился юноша. Он наконец-то заметил, что картина на периферии его зрения будто застыла и покрылась толстой пеленой, и на этой периферии остались люди и поезда, а в подвижном, динамическом центре никого нет, кроме меня, его самого и двух жутко-безразличных создания с окулярами вместо глаз. Окуляры шарили по пространству лазерными снопами, выискивая того, кто вызвал их хозяев из невесть каких слоёв одним простым и дурацким вопросом, что это за хрень на картуше.
Вдоль колонн под потолком прошмыгнула залётная птица-мыслеед, надеясь удрать по-тихому из намечающейся заварушки, однако два новых залпа, почти синхронных, сбили её в полёте, мгновенно изжарив в воздухе. С кошмарным воплем мыслеед метнулся вбок, но секунду спустя осыпался на землю грудой обугленных косточек.
- Они чё - убить могут? - с дрожью в голосе вопросил Лёха, пятясь назад и прячась за колонну.
- Они не просто могут, - честно предупредила я, отступая следом за ним - они тебя убьют, Лёшенька. Они всегда убивают. Ещё не было случая, чтобы не убили.
Парень очумело посмотрел на меня, потом на михаников, шаркающей походкой вышагивающих прямо к нам, потом вдруг подпрыгнул бешеным зайцем и, петляя, понёсся вдоль платформы к эскалатору. Миханики вскинулись, несуетливо прицелились, выпустили для затравки два луча по настенным указателям, точно направляя лазеры по Лёхиной траектории.
- А-а-а! - надрывно заголосил юноша, по-видимому, натыкаясь на вязкую массу, ограничивающую физический слой от слоя магического. Если он там залипнет, хана ему практически сразу.
Однако Лёха на удивление ловко выпутался из временнОго пластилина и кинулся в центр зала, промчавшись посередине между двумя миханиками. Их дружный залп пришёлся как раз на тот миг, когда парень очутился ровно между ними. Лучевой выстрел друг по другу на некоторое время обездвижил киборгов, поскольку те оглушительно снесли себе по башке. Металлический звон от их шлемов-посудин распластался туманом на уровне пояса, Лёха незамедлительно нырнул в него и, пока миханики деловито принялись наращивать новые органы, согнувшись в три погибели, добежал до меня.
- Лёша, скажи, вот откуда у тебя пятьсот рублей, которые ты Костику прицепил на лоб? Сам заработал?
- Ну..., - Леха насупился, потом выдавил, - у матери взял.
- Ты работаешь?
- Не... не берут пока... А чё мы об работе? Надо ментов позвать!
- Ну, какие тут менты? Сам же видишь.
- Ну, да, - Лёха наморщил нос, сел на пол, скукожившись до маленького запуганного зверька, и всхлипнул. Потом вскочил на ноги, высунулся из-за колонны, сиганул к Ленину, вернулся обратно. Я не стала выглядывать и оценивать обстановочку на фронтах, но по перекатывающемуся стальному клокотанью, догадалась, что бедный Ильич так же, как миханики пару минут назад, лишился головы. Чувства меня не подвели - задумчивая башка вождя революции, откувыркавшись, завершила свой путь точно у наших ног.
- А-а-а! - вновь завопил Лёха, когда пронзительные очи Владимира Ильича вперились в его глаза.
Лёшин крик магнитом притянулся к бронзовой голове, образовав полыхающую алую оболочку. По оболочке - пульсирующему кислотному облачку - чиркнули два луча и разнесли её в прах.
- На-ка, - сказала я побледневшему от ужаса юноше, - вдруг поможет?
Парень безропотно принял из моих рук детскую лопаточку и ведёрко с песком. Я всегда брала с собой на экскурсию этот дурацкий набор предметов. Ни разу ещё они не помогли мне, но отчего-то я упорно продолжала таскать их с собой в малиновом рюкзаке. Я, наверное, идиотка?
- И чего? - Лёха помесил совочком песок.
Странные создания - люди. Какие они творят глупости перед смертью! Пышут ненавистью, исходят злобой, задают ненужные вопросы, как будто бы шаг их по ту сторону плотности станет от этого осмысленнее и ноги автоматически нащупают правильный путь. Интересно, а как повела бы себя я пред лицом неизбежного?
- Глупостями, Вы, Евгения Борисовна, занимаетесь, - услышала я за спиной.
Бородатый мужчина с усталым лицом качал головой и показательно вздыхал.
- Это кто? - обалдел Лёха.
- Да уже никто, - ответила я, наблюдая, как поток фотонов поджаривает смельчака, дерзнувшего появиться в не самом удачном месте. - Копай, что ли.
Юноша бодро выгрузил песок на платформу и так же бодро собрал его обратно. Последнюю кучку, не подцепляемую лопаткой, он аккуратно перенёс пальцами в три щепотки. Утерев выступившую на лбу испарину, искоса оглядев застывших за его плечом михаников, Леха отставил ведёрко, но тут же схватился за него, ощутив шевеление стражей. Он повторил операцию, попеременно посматривая то на левого, то на правого киборга, истуканами замерших по его бокам.
- Они так и будут торчать, пока я тут песок гребу? - чуть осмелев, полюбопытствовал юноша.
- Ага.
- А почему Вас не трогают?
- Хороший вопрос. Хотела бы я знать.
- А чё - на каждой экскурсии так?
- Ага.
- А чё никто не постит в "Контакте", что такая фигня творится?
- А никто с Кировского Завода ещё живым не возвращался.
Лёха сглотнул слюну, двинув кадыком. Я с жалостью и брезгливостью оглядела его. Тощий, плюгавенький, с кривоватыми жидкими конечностями. Невелик росточком, и всё в нём какое-то мелкое - чахлая грудь, сопливая мускулатура, крохотные зубки, жидкие волосёнки. Даже в радужке природа высказала свою усталость - пигмента почти не было, белёсые пустоватые глаза казались навечно вытаращенными. На племя негоден. То ли гномик, то ли выродок.
- Отца у тебя нет, - не сомневаясь, произнесла я. - И деда нет, и дядьки.
- Отец есть. Он уехал.
Уехал или умер - всё равно. Потому что неважно, почему отец отсутствует. Я давно заметила - слава Богу, имела обширный материал! - что у одиноких мамочек чадо часто вырастает дохленьким, хоть корми его, хоть нет. Думаю, что пластический и костный материал мы, всё-таки, получаем не только из пищи, но из каких-то флюидов тоже. Поэтому даже самый паршивый папаша, будь он трижды алкоголик и пятижды балбес и тунеядец, хотя бы раз в месяц навещающий наследника, навалит ребёнку флюидов по уши - расти, не хочу. Или дед какой, или сосед, хотя бы.
Четверть часа Лёха с насупленным видом ковырялся в ведре, а я, чтобы бедолага совсем не заскучал, вещала ему экскурсионную программу.
- Перегон между станциями Нарвская и Кировский Завод - самый большой на ветке первой линии. Он составляет два с половиной километра. Между этими станциями есть тупик, где состав может развернуться.
Бордовый мрамор на полу центрального вестибюля привезён из Украины, а серые путевые стены выложены из сванетского мрамора (Грузия). Впоследствии сванетский мрамор планируется заменить на более дешёвый газганский (Узбекистан).
Гидроизоляция на станции не на самом высоком уровне. Колонны постоянно текут, порой возле них стоят ёмкости для сбора воды. Водоотвод регулярно забиваются из-за кристаллизации осадков - воды вблизи станции насыщены солями кальция.
- Всё, бл..., не могу больше! - Лёха в ярости отшвырнул игрушечные орудия труда. - Ващще пи..ц! Колупаюсь тут, как придурок! Чо, обязательно что ли такую х..ню делать? - Лёшин эмоциональный оборот меня впечатлил: были использованы сразу все лингвистические основы русского мата. - Чё, говорите, тут течёт? Может, воду слить куда?
Он бесстрашно, наплевав на михаников, взялся за настоящее ведро, в которое мерно капала с потолочного основания колонны ржавая водица. Ведро было наполнено почти до краёв - ещё чуть-чуть, и выльется на платформу.
- Лей в лоток между рельсами, - сказала я, - только не плещи сильно - силовой контакт близко.
- Пофиг, - заявил юноша, - всё равно эти... электроники пришибут. Так хоть дельное чё-то будет, а то песочек детсадовский...
Он качнул ведром, подхватывая его за ручку и дно, выплеснул на пути. Зажурчав, вода устремилась в тоннель.
- Ну, всё - п..ц, - Лёха кратко подвёл итог своей недолгой жизни и зажмурился.
Простояв так пару минут: шея втянута в плечи, щёки почему-то важно раздуты, он получил увесистый пинок под зад от Костика:
- Ты совсем дебил? - с надеждой поинтересовался приятель. - Чего щурищься? Спать захотел?
Леша, не веря своему счастью, приоткрыл глаза - по станции с совершенно целыми колоннами и абсолютно невредимым бюстом Ильича разгуливали простые люди с простыми глазами, не отягощёнными излишним техническим оснащением.
- Давай, шевели булками, - приказал Костик, - щас на следующую станцию поедем. Вон поезд подходит.
Я быстро обернулась, уловил лёгкое движение за спиной. Точно! Мировьи поползли. Мировьи всегда следуют за миханиками - прибрать там или заново отстроить. Миханики лупят, не парясь, а трудолюбивым беспокойным мировьям приходится разгребать последствия их решительной борьбы со злом.
Со злом... В вагон покатившего состава я вошла в совершеннейшем смятении. Первый раз на моей памяти миханики отступили от жертвы. Выходит, не такое уж Лёха зло? С самого момента появления лимонной тучи я не сомневалась, что тщедушного и быдловатого бездельника подстрелят с одного луча. Но плюгавый гопник-михрютка выкарабкался... Что ж, по крайней мере, я теперь знаю, что я - не идиотка, и детское ведёрко не зря было сунуто в объёмный рюкзак.
Лёша тихо забился в угол и стеклянными глазами вперился в пол. Остаток экскурсии он бродил тенью невинно убиенного отца Гамлета, и даже Костик не смог его растормошить. Ничего. Зато живой. А мировьи наведут порядок.
- А откуда в метро вода взялась? - девочка уселась рядом со мной. - Вы видели? Между рельсов целая лужа была.
Я ошарашенно глянула на неё: как могла она заметить Лёхину лужу? Лужа существовала за пределами видимого спектра, и малютка, в отличие от балбеса Лехи, не совершала специальных, хотя и нечаянных, ритуалов, позволяющих расширить видимость.
- Пути помыли, - сказала я. - Не высохло ещё после ночной уборки.
- Разве рельсы моют?!
- Конечно. Представляешь, какая грязища накопилась бы, если с 55-го года их бы не чистили.
Девочка кивнула. На дешёвом пластиковом браслетике, что мелькнул, когда она вытянула руки из карманов, я прочла: "Аня".
- И часто моют? - Славик, оказавшийся подле меня с другой стороны, ловко подхватил и крепко сжал мой локоточек. Многообещающе сжал. Я выскользнула, сделав вид, что не заметила жаркого жеста, встала, уцепилась за поручень. Что ж - тема воды в метро весьма символична. Пока не замучали вопросами о размыве, стоит поговорить о чистоте.
- Уборка в метрополитене поводится регулярно и достаточно тщательно. Сухую уборку вагонов делают раз в день, влажную - раз в три дня. Все поезда по очереди моют снаружи; когда заканчивают мыть последний состав, заново приступают к первому.
Мытьё вестибюлей и балюстрад пассажиры метро наблюдают постоянно: на эскалаторах применяют обычные тряпки, смоченные дезинфицирующим средством, полы чистят машиной-поломойкой.
Время от времени надраивают стены и убранство станций, отчищают от наклеек и жвачки, стирают надписи, сделанные вандалами.
Большая часть грязи оседает именно в тоннеле. Грязь образуется за счет пыли, которую приносят на себе пассажиры, и пыли, залетающей через вентиляционные люки. Некоторая доля пыли связывается технической водой, использовавшейся на станциях и стекающей по дренажным лоткам через насосы-перекачки в городскую канализацию. И, тем не менее, тоннели в метро чистые. Всё потому, что тоннели тоже моют.
- Да что вы падаете-то на меня! - встряла в рассказ о чистоте дама-толстушка. Округлые её щёки раскраснелись, уголки губ сползли до третьего подбородка. - Дома надо спать, а не в вагоне!
Гневное замечание досталось мужичку лет пятидесяти из работяг, возвращающемуся с заводской ночной смены. От тряски в поезде он прикорнул и, качнувшись, задел головой воинственно настроенную экскурсантку. Быстрый удар в лоб привёл беднягу в чувство. Мужичок продрал глаза, осторожно потрогал ушибленное место. Кажется, он даже не понял, кто засандалил ему между глаз.
Сердитая дама восседала напротив всех остальных, занимая полтора места. Сосед, которого она двинула по лбу, зевнул, прислонился к поручню, отвернувшись от обидчицы, и заснул снова. Пенсионер неодобрительно покачал головой - картина ему явно не понравилась.