Андрей Рымин
Вслед за Бурей. Книга первая. Доля слабых
Вслед за Бурей. Книга вторая. Бремя сильных
Планируется 4 книги, пока написано две.
Я зацепилась за первобытный антураж 1-й книги - мне было интересно посмотреть, как автор его обыграет. Читала обе написанные на данный момент книги, и, соответственно, отзыв тоже на обе (поэтому есть много спойлеров!). Первая книга была представлена на Фэнтези-2016, позже она редактировалась, вторая книга (была на Фэнтези-2017) сейчас в процессе редактирования.
Прежде всего, немного об истории в целом. Итак, существует мир, в котором раз в 629 лет происходят природные катаклизмы - Бури. Последствия их самые разные, ибо даже горы не могут устоять перед силой Бурь. Мы видим мир условно-средневековый (Империя и ее соседи), и к югу от него окружённую непроходимыми горами Долину. Народ там и там когда-то был един, но после очередной Бури Долина оказалась изолирована и развивалась по-своему: там живут племена, чьё развитие фактически остановилось на первобытной стадии. Есть и третий мир - мир чудовищ, чуждый людям, но его мы видим только в конце 2 книги. Зато уже в 1-й мы видим самих чудовищ (похожи на разные виды динозавров), а также их хозяев - народ, владеющий телепатическими способностями: они проникают в Долину в начале 1 книги и начинают захватывать её, методично, жестоко и быстро уничтожая племена Долины.
Вся 1 книга - битва за жизнь обычных людей, среди которых несколько юных охотников и Яр. Яр является Вечным - это человек (не вампир!), наделённый фактически бессмертием (ну и так, по мелочи - физическая сила, хорошая регенерация). Он живет в Долине всю жизнь, его почитают богом. Вынужденные бежать из Долины, Яр и его племя к концу романа оказываются в Империи, где начинаются их новые приключения.
Во 2-й книге круг персонажей расширяется, действие происходит во многих местах Империи и Долины. На первый план выходят проблемы Империи и её соседей. Проблем много, а поэтому действие движется быстро. Некоторые персонажи остались в Долине - у них своя линия, они ищут способ борьбы с чудищами силами людей. Удастся им победить или нет - мы во 2 книге не узнаем, но и тупо гибнуть в борьбе они не собираются. В общем, еще вопрос - кто кого (и главное - как).
Динамика - одно из главных достоинств обеих книг. Герои вечно куда-то бегут или дерутся, хотя есть несколько глав, где преобладают диалоги. Честно говоря, я иногда уставала от бешеных погонь, хотелось чего-то поспокойнее. Но, думаю, я буду в меньшинстве. Погони эти, правда, часто походили одна на другую (я про первую книгу) - чудища догоняют, люди бегут и гибнут. Юрский парк в густонаселенной местности. События последовательны и логичны, история постепенно разветвляется на несколько параллельных линий, охватывая новые территории и народы. Во 2-й книге конфликты намного разнообразнее, включая крупное речное сражение, нападение чудищ на город, противостояние церкви и Вечных, поиски утерянных артефактов и демонстрация их силы, вмешательство средневековых "спецслужб". Многие конфликты пока обозначены и начинают развиваться, но их разрешения придется ждать до следующих книг. Поэтому если 1 книга логически закончилась, когда первобытные племена покинули Долину и оказались в новом мире, то 2 книга заканчивается куда менее определенно: ряд событий еще ждут окончания.
В серии нет главного героя. Кто-то сочтет это недостатком, кто-то не обратит внимания, но в 1 книге это не столь важно - группу охотников воспринимаешь почти как единое целое, и только потом они рассыпаются в разные стороны по своим делам. Во 2-й книге многочисленность героев вызывает сложности. Вводятся новые герои, акцент смещается на события внутри Империи (хотя и в Долине кое-что происходит), соответственно нам приходится вникать в новые конфликты, не связанные с предыдущей книгой. Это подводит меня к тому, что я считаю главными недостатками книги: недостаточно прописанные, на мой взгляд, герои и слабое освещение предыстории конфликтов, из-за чего они словно повисают в воздухе.
Есть много персонажей со своими линиями, которые то расходятся, то переплетаются. Это неплохой подход (сама им грешу), но тут особенно важно делать героев интересными, разнообразными и глубокими. Конечно, они отличаются: воин Империи Арчи; помешанный на любви Кабаз; Яр, одинокий в обоих мирах; зловредный Даниэль; несколько других персонажей. Однако, несмотря на достаточно долгое "знакомство" с ними, я не могу сказать, что мне так уж важно именно их присутствие в романе. Их линии интересны в той мере, в какой они связаны с сюжетом и общей динамикой событий, а вот проникнуться именно персонажами я не смогла. Мне не хватает их внутреннего мира, их эмоций, их "я". Бывают герои, чья смерть вызывает протест, вплоть до нежелания читать дальше, а тут я для себя таких героев не нашла (хотя были те, чья смерть вызвала удовлетворение). Для примера возьму Арчи - в 1 книге его не было, зато во 2-й ему уделено немало времени. Мы видим, как он воюет, его отношение к врагу, его решимость и смелость, но это сторонний взгляд, там много и других таких же решительных смельчаков. Герой появляется внезапно, кто он - понятно исключительно из-за фамилии (родственник другого персонажа - тоже поданного в общих чертах), но это и всё. Я не знаю, как он попал в Навраз (который не Империя, а ее союзник), каковы его отношения с семьёй, ничего не знаю о его прошлом - что-нибудь, что сделало бы его глубже, живее, чтобы читатель видел его иначе, чем его сослуживцев. Его точку зрения, его эмоции, его боль, слабости, тараканы, комплексы. И ведь это один из главных героев! А вот некоторые незначительные персонажи получились (епископ, например, или Люк).
Созданный мир. В 1 книге перед нами предстаёт мир первобытных племен. Мир получился условно-первобытным (к моему неудовольствию), потому что некоторые элементы цивилизации у них сохранились с давних пор: календарь, знание цифр и букв. Я долго недоумевала по этому поводу, но автор говорит, что в его мире это в порядке вещей. Во 2 книге мы, помимо знакомой Долины, попадаем в условно-средневековый мир Империи. Постепенно мы узнаём больше о его особенностях, но все же многое остается за кадром. Читатель внезапно оказывается среди воинов, ожидающих битвы. Битва описывается долго, в нескольких главах (можно сказать, это не одна битва), но почему не рассказать также о её причинах, подоплеке событий, отношениях Империи, Навраза и Сарии? Я вижу, как дерутся две армии, но где причины войны? Одна страна плохая и хочет захватить другую, хорошую. Жизнь всё-таки сложнее. Эту-то сложность я хотела бы видеть как в людях, так и в конфликтах между странами. Хотя бы в паре фраз, коротко, но без этого события теряют подоснову, теряют достоверность и, главное, читатели теряют шанс сами принять решение, за кого болеть. Автор по сути навязывает читателю симпатии к одной из сторон, не объясняя, почему это так должно быть. Да, мы сочувствуем тем, кто обороняет свою страну, но недосказанность остаётся, словно есть только чёрное и белое. Еще непривычным было использование поздних слов (полковник, маршал, мундир, палаш) со средневековым вооружением, но таков мир автора.
Отдельно хочу сказать о том, как написан роман - стилистика не в моём вкусе. Автор нередко использует (вполне осознанно) канцеляриты и пафос. Злоупотребление причастиями-деепричастиями, неудачные фразы, многочисленные ошибки в пунктуации изрядно замедляли чтение (что особенно сказывается в динамических сценах). Еще не понравилась манера использовать инверсию - этакая стилизация под сказочный стиль (правда, это лишь в небольшой части текста).
И последнее: жанр - не чистое фэнтези. Присутствуют фантастические технологии в виде приборов, да и телепатия чужаков и "динозавров" вполне подходит под фантастику.