Фрэнсис Квирк
Яблочные дни. Часть I
Три страны - Блаутур, Блицард и Эскарлота и три главных героя - граф Рональд (Берни) Оссори, верный вассал короля Блаутура; бывшая королева Блицарда Хенрика Яльте и принц Райнеро, наследник трона Эскарлоты. Блаутур и Эскарлота понемногу воюют, король Блицарда, имеющий родственные связи с обеими странами, наблюдает со стороны после возвращения с другой войны и мечтает затащить под венец Хенрику, которая уже отдала ему корону, но совершенно не желает отдавать руку и сердце. Тихая размеренная жизнь, которую вполне можно назвать если не спокойной, то хотя бы привычной. Но любое спокойствие легко разрушить - как чужими, так и своими руками.
Внезапно жизнь главных героев летит под откос. Райнеро узнал, что никакой он не принц, а бастард королевы, и ему грозит потеря не только трона, но и головы. Берни заключил с королём договор, который не смог сдержать, и теперь его преследуют как дезертира и собираются казнить. Из-за домогательств короля Хенрика вынуждена бежать из родной страны, не зная о том, что из огня попадёт в полымя и окажется в центре разгоревшейся борьбы за трон Эскарлоты, который после побега Райнеро неизвестно кто унаследует.
"Яблочные дни" - первая часть трилогии, которую можно отнести к жанру эпичного фэнтези, хотя фэнтезийная составляющая в этом романе практически отсутствует (лишь немного мистики в образе создателя иллюзий Людвика). Всё внимание - обычным людям, над которыми постепенно сгущается тьма, и герои на ощупь пытаются найти из неё выход.
По сути, первая книга рассказывает о том, как жизни главных героев (и не только их) рушатся, причём так быстро, что нет времени ни осознать, ни понять, что делать дальше. Каждый из героев пытается для себя обрести цель: Райнеро хочет вернуть трон, Берни - восстановить погибший полк, Хенрика - убежать от домогательств короля. Но пока все они слабо представляют себе, как этого добиться, да и настоящая ли это цель? Ведь Райнеро ради трона придётся убрать с пути брата. Хочет ли Берни восстановить погибший полк или же доказать всем, что он способен быть не хуже принца Кэдогана, который этот полк создал? Хенрика бежит от всего, что может вновь сделать её пленницей - но где найти то, чего она на самом деле хочет? И что это? Героям ещё только предстоит в этом разобраться. В любом случае, несмотря на тяжёлые обстоятельства, они сдаваться не собираются, и, без сомнения, в следующих книгах мы увидим немало интересного.
События и судьбы романа переплетаются самым причудливым образом, создавая увлекательный сюжет, который нет смысла пересказывать, чтобы не портить впечатления. Но что хочется отметить - так это проработку характеров персонажей, их прошлого, их страстей и страхов. Я всегда прежде всего в книгах смотрю именно на людей - только они могут увлечь или, напротив, разочаровать. Здесь на выбор множество персонажей. Молодой Райнеро, чей бешеный нрав, усиленный обидой на своё происхождение, делает его опасным для окружающих - но при этом он не лишён и привлекательных черт, упорен и готов бороться. Берни Оссори никак не может наладить ни отношения с супругой, ни военную карьеру. Недаром один из героев называет его "мертвец, живущий за мертвеца". Прошлое, воспоминания о погибшем друге и поддерживают его, и одновременно мешают жить по-своему, вовлекая в трагичную авантюру - словно в болото, где невозможно нащупать дна. И, наконец, Хенрика, потерявшая любимого принца, мечется от одного любовника к другому. Поначалу она показалась мне довольно взбалмошной, не понимающей, чего она хочет, но постепенно становится виден куда более цельный образ женщины, которая ищет любовь, а находит лишь временные утехи, которая не ищет власти, но власть требует её к себе.
Помимо главных немало и интересных второстепенных героев. Мне лично оказался интересен Гарсиласо, одиннадцатилетний брат Райнеро, ставший законным наследником трона Эскарлоты после изгнания брата-бастарда. Одинокий мальчик с физическим недугом растет при полном равнодушии отца и ненависти матери. Поневоле он ищет для себя нишу во дворце и находит - учится следить за всеми, слышать то, что не предназначено для его ушей, делать выводы.
Важным персонажем является жена Берни Оссори - Альда. Эти двое знакомы с детства, но так и не научились понимать друг друга, что мешает обоим понять чувства друг друга. И лишь когда Берни впал в немилость и стал дезертиром, у них появился шанс узнать друг друга по-настоящему.
Также интересно и выразительно показаны канцлер Дон Мигель и Рамиро Куэрва, настоящий отец Райнеро, друг Райнеро Сезар, три короля - Лауритс, Франциско и Лоутеан и многие другие персонажи.
Особенностью книги являются воспоминания героев. Разбросанные по тексту, они создают как бы второй слой повествования - мир, который создал героев, сделал их теми, кто они есть. Отношения Хенрики и короля Лауритса, жизнь Альды в отсутствие Берни, уроки Райнеро и многое другое. Также мы видим людей, которые уже мертвы, но оттого не перестали оказывать влияние на живых: принц Кэдоган - друг Берни, сестра Хенрики Диана, родной отец Райнеро. Этот дополнительный пласт добавляет эмоций и яркости, придает устойчивость зыбкой почве, на которой оказались герои романа. Недаром эти воспоминания часто сопровождают самые тяжёлые для героев моменты. Этим словно проводится грань, которая символизирует жизнь до, и жизнь после. До смерти близких и после. До того, как жизнь полетела под откос, и после.
Язык отличный, нечасто встретишь текст, который так тщательно прописан и так подходил бы к придуманному миру (вариант условного средневековья, страны имеют вполне узнаваемые прототипы). Картинка даётся весьма сочная, но не избыточная, где-то она дана намёками, где-то мазками и даже недосказанностью. Получился очень нестандартный текст, который легко читается, но при этом нет впечатления легковесности или простоты.
Резюме: отличный эпик с живыми героями и увлекательным сюжетом.