Сергей Власов, Маргарита Чижова
Прикосновение зла
Нечасто встречается фэнтези в древнеримском антураже - это как раз оно. Псевдоримский мир вымышлен, но от того не менее осязаем, контрастен и реалистичен. Жестокость переплетается с плотскими утехами, дворцовые интриги приправлены межрелигиозной борьбой, старый император и его молодой любовник, рабы и легионы, богатая семья с сыночком-балбесом, вполне себе римские нравы и культура вперемешку с какими-то другими античными традициями - и порожденные фантазией автора таинственные культы и места, наполненные магией. Надо сказать, нечасто встретишь книгу, которая настолько погружает в вымышленный мир - с трудом потом понимаешь, что он именно вымышленный (но это совершенно не значит, что вы не найдете вполне реальных исторических аналогий). Единственное, имя Клавдий мешало - очень уж связано с конкретным императором.
Несомненно, большой плюс - отличный стиль изложения, грамотный язык, яркий "визуальный ряд" - описания мест и людей, одежды, архитектурных особенностей. При этом не могу сказать, что описаний чрезмерно много; они - часть мира, и помогают этот мир почувствовать и увидеть. Мне понравилось также, что автор любит показывать не просто внешность, но и через неё - черты характера персонажа.
Сюжет рассказан увлекательно - тут и приключения пары юнцов,и таинственные истории с пауками, мрачная история появления новой религии, дряхлеющий император без наследника, его любовник с замашками Отелло, и толпа сановников, каждый из которых норовит усадить на трон своего ставленника. Кто им станет? Явно один из тех немногих, кто доживёт (а наследники мрут как мухи). И вполне возможно, что стоять за новым императором будет тот, кто прольёт больше крови и не остановится ни перед чем. Правда, чем дальше, тем сюжет становится более однообразным - череда смертей идут одна за другой, заслоняя все остальное. Получилось немного предсказуемо, а, учитывая, что этих персонажей мы толком не знаем, то и эмоций их смерть (за исключением разве что смерти детей) особых не вызвали, разве что оставляли гнетущее впечатление от погружения страны в хаос. Финал тоже не сказать чтобы оказался неожиданным - к тому все шло, хотя обманка с Мэйо была непредсказуемой.
Главных героев два - юные Мэйо и Варрон. Мэйо - баловень богатой семьи, который постоянно влипает в неприятности из-за своего "широкого" взгляда на жизнь. Этакий "борец за права" бесправных - по крайней мере, поначалу я его воспринимала именно так. Постепенно его поведение и выходки склонили меня на сторону его отца, который постоянно отмазывает сына от последствий неприятностей, объясняя свою снисходительность болезнью сына (не знаю уж, мнимой или реальной). Варрон - с шести лет является любовником стареющего императора (не знаю, насколько это слово можно отнести с шестилетнему мальчику - я бы скорее назвала его "игрушка для постели"). Он живет при дворе и видит многое из того, что происходит. Его и ненавидят, и презирают, и пытаются использовать себе на пользу. И это не считая императора, который то его любит, то игнорирует, да еще и подумывает о том, чтобы жениться и обзавестись наследником.
Помимо юношей, мы видим россыпь взрослых политиков, деловых людей и религиозных деятелей, среди которых выделяются Руф-Паук, глава новой религии, плетущий свою паутину, в которой постепенно запутывается всё больше людей, и его помощник Тацит Восьмиглазый.
Борьба за власть, однако, лишь внешняя канва романа. Основной посыл заложен в названии. Возможно, я ошибаюсь, но для меня он звучит так: любой, к кому прикоснулось зло, станет его пленником или жертвой. И зло это везде, где есть власть, а потому особая концентрация его - во дворце императора. Дворец (а в более широком понимании - столица Рон-Руан, а ещё шире - вся империя) - это место, где нельзя остаться невинным (даже если тебе шесть лет), нельзя не замараться в крови или дерьме, нельзя выжить, если не стать волком или пауком - или их марионеткой. Тот же Варрон от достаточно доброго (насколько мне показалось) парня в начале книги через убийство и соучастие в устранении наследников трона (в том числе детей) становится императором. Он много рассуждает о добре, о справедливости, но способен ли он сам после своей трансформации сохранить способность сопереживать, остаться человеком? В устах убийцы рассуждения о необходимости добра выглядят неестественно. Он может сам верить в то, что говорит, но пока его слова далеки от реальных дел. "Прикосновение зла" - роман о том, как власть калечит души, и противоядия от этого яда нет, как нет его от яда Руфа-Паука и его последователей. Сам Паук тоже любит порассуждать о свободе и справедливости, при этом показано, что его понимание справедливости - "смерть врагам".
Что не понравилось:
Ни один из персонажей. Если Мэйо поначалу вызывает симпатию, то эта симпатия быстро переходит в раздражение сродни тому, которое испытывает его папа (кстати, папа Мэйо получился неплохо. Пожалуй, могу сказать, что ему я симпатизировала если не с начала, то с середины книги. Финал с обманкой - молодец!). В конце перерождение (если это было оно) происходит слишком резко, а в речах Мэйо об ответственности и дружбе многовато пафоса. Варрону можно было бы посочувствовать, но ровно до того момента, когда он зарезал любовника. Дальше его попытки балансировать между добром и злом, рассуждать о совести и справедливости, вызывали мало эмоций, разве что циничные ремарки по ходу чтения. Странным показалось, что его сразу не арестовали и не судили - сама эта ситуация, когда убийцу императора рассматривают как кандидата на трон, на мой взгляд, выглядела неестественно. Не говоря о том, что прав на трон он не имел никаких. Но чего не бывает в мире дворцовых переворотов. Кстати, его поведение в начале книги показалось слишком глупым для столько опытного царедворца - лезет в беседу императора, открыто требует от него оправданий, вообще, ведет себя слишком неформально. Как капризный ребёнок, честное слово. По сути ставит под сомнение не только авторитет военачальника, но и императора.
Вторая половина романа для меня оказалась менее интересной и более предсказуемой, чем первая (об этом я написала выше). Вообще, интриги Паука словно отодвинули на второй план все остальное, что происходило вокруг, включая главных героев.
Недоверие вызвало слишком уж быстрое возвышение Паука и его религии. Такие процессы обычно идут куда дольше, не говоря о том, что знать вряд ли встала бы на сторону того, кто ищет поддержки рабов. Понятно, что у императора свои слабости, но тем не менее. Также удивительно, как легко рабы без нормального оружия и подготовки расправлялись с опытными воинами в сценах боя.
Еще момент: в начале книги империя названа "молодой", и в то же время уже "медленно разрушается". Быстро, однако.
P.S. Очень жесткий роман о паутине и яде власти, без благородных героев, романтики и торжества справедливости. Омерзительная отмирающая империя с соответствующими нравами оказывается в руках тех, кто "ради блага народа" погружает страну в еще более жуткий кошмар. Первый роман цикла. Что будет дальше? Вряд ли что-нибудь оптимистичное. Для любителей тёмного фэнтези.