Алёна Волгина
Дорога до Белой башни
"Дорога до Белой Башни" - первая часть трилогии.
Принцесса Эринна в сопровождении двух волшебников и Белого Рыцаря по имени Тиль отправляется уничтожить опасный артефакт на развалинах древнего города. Идти далеко, и чем ближе цель, тем труднее становится преодолевать препятствия - и тем большим приходится ради этого жертвовать.
Можно сказать, что сюжет вполне типичен для сказок, герои по-сказочному благородны, готовы жертвовать собой ради других, у них нет между собой особых противоречий, мы видим их уже сложившимися личностями, которые вполне осознанно делают трудный выбор и идут, возможно, на верную смерть. Впрочем, большое дело не заслоняет собой малых дел (спасение девочки, например) Видя кого-то в беде, герои не смогут пройти мимо, и это вызывает к ним искреннюю симпатию. Чистые души, говоря словами автора - и души, помогающие очищению других.
Что именно заставило их собраться вместе и отправиться в путь - остается за кадром, хотя цель путешествия постепенно проясняется. Роман представляет собой квест - но не только.
История начинается, когда поход уже в разгаре, и к сложившейся компании присоединяется новый - пятый - участник экспедиции, который вот уж никак не вписывается в каноны сказочных героев. Этим пятым персонажем становится Аларик - кьяри, или демон (вампир). Когда-то обычный подросток, он при весьма драматичных обстоятельствах решил умереть и переродиться демоном, способным летать и фактически обладающим бессмертием. Сто лет он жил в шкуре демона, но по сути так и остался незрелым юнцом - и вот теперь ему предоставился шанс вновь соприкоснуться с людьми, от которых он долго держался подальше, а вместе с тем и повзрослеть, научиться понимать и ценить жизнь, дружбу, любовь и верность. Мы не видим, как он стал демоном (об этом коротко рассказывается в романе, хотя его история сама подошла бы для романа), но видим, в некотором роде, обратный процесс - как демон становится человеком.
Пожалуй, именно эта трансформация и является основным стержнем романа, а препятствия - лишь ступени, по которым герой поднимается над собой и своими привычками и комплексами. И это отличает роман от традиционных сказочных сюжетов, ибо главным здесь становится не цель, а то, через что ради неё приходится пройти героям (в первую очередь Аларику).
Аларик, кстати, странный демон и немножко поэт. Как он описывает Эринну (похожа на тонкий прямой луч, который можно погасить, не нельзя заставить свернуть с пути) и Хэлис (фея, рожденная из солнца и капель дождя)! А как способен увидеть в буквальном смысле кружево любви, окутывающее влюблённых. Очень привлекательный демон получился, не говоря уже о его крыльях :))
По сравнению с Алариком, характеры других персонажей прописаны довольно схематично - мы видим героев его глазами, хотя иногда представлены и другие точки зрения.
Есть и ещё один интересный аспект: не знаю, насколько это задумал автор, но, на мой взгляд, в романе весьма интересно показана символика чёрного и белого, что хорошо видно в сцене, где герои перебирают черные и белые камушки. Если в начале мы видим вполне себе привычного рыцаря Тиля - благородного, умеющего любить, готового жертвовать собой, то после его гибели его место занимает Аларик - его полная противоположность, можно сказать - Чёрный Рыцарь, или, скорее, Чёрный анти-Рыцарь. Обычно в сказках чёрное и белое = зло и добро, но здесь - это грани одного мира, которые вместе создают равновесие, ибо не может быть злой ночь, а добрым - день. И поэтому Белый Рыцарь Тиль уступает место Чёрному анти-Рыцарю Аларику, но цель у них одна, и каждый вносит свой вклад в её достижение. И точно так же зеркало способно нести благо и зло - в зависимости от угла разворота (или от того, кто смотрит в это зеркало). Жизнь меняется - чёрная полоса, белая полоса, Тьма и Свет, вечного счастья не бывает, но и вечной боли тоже, и сила состоит не в противостоянии одного другому, а в том, чтобы научиться соединять обе стороны жизни в единое целое. Способность это понять и принять и помогает героям идти до конца, и постепенно даже эти, казалось бы, сложившиеся люди учатся менять приоритеты: от стремления Эринны уничтожить артефакт любой ценой она приходит к тому, что главным для нее становится жизнь - именно в таком порядке: сначала друзья, потом зеркало. Для нее этот квест заканчивается сменой парадигмы, как и для Аларика.
Говорить о сюжете не стану - он состоит из последовательных препятствий и столкновений с разными персонажами, которые не заинтересованы в том, чтобы герои добрались до места. Единственно, могу сказать, что ряд препятствий показались мне слишком лёгкими (побег из замка Ровены, переход по "серым путям"). Я бы также предпочла побольше мучений для героев и более сложные и неоднозначные характеры (но я вообще любитель более мрачных вещей, так что это не к роману претензия, а мои хотелки).
"Дорога до Белой Башни" - не самый оптимистичный роман, но в нём нет и излишней мрачности или грубости, зато есть надежда с примесью грусти. Нашлось в романе место и для трагедии - неожиданной и внезапной. Герои совершают и глупости, и подвиги, они ищут не только артефакт, но и себя, порой находят и нечто, чего совсем не ожидали. Единственно, под конец хотелось бы побольше сведений о зеркале - главной цели путешествия. Его возможности, к сожалению, остались нераскрытыми, да и его влияние - так ли уж велико? Или это люди сами создали себе фантазию, оправдывая ею собственные преступления и нравы? Что вызвало бедствия - природа людей или природа магии?
Мир оригинальный, фэнтезийный, условно средневековый, хорошо продуман - особенно в том, что касается магии разных существ, которые встречаются героям на пути (только карты нет, а неплохо бы - стран многовато). Мы видим деревни, замки, магические леса, степи, разные народы и существа, обитающие тут и там, разрушенный древний город, даже состязание в музыке, которая лечит души не хуже магии.
Написано хорошим языком - читается легко, без напряга, ошибок почти не встретилось. И, несмотря на порой драматичные события, в романе немало юмора и отсылок к нашей реальности (фонтан Самсон в замке демона?). А еще мне понравилась фраза Дориана "я не совсем уяснил, чем вы можете быть мне полезны".
Резюме: приключенческий фэнтези-квест с налётом сказочности, но нетипичным для сказки главным героем. А еще это очень тёплая книга, которая уж точно не ухудшит вам настроения.