Сегодня многое указывает на смену тенденций мирового развития. Здесь и замедление роста численности мирового населения, и роста мирового ВВП, и глобализация с взаимозависимостью и острыми межгосударственными противоречиями в мировом масштабе. Постоянно растет имущественное неравенство, приводящее к исчезновению среднего класса! Продолжается деиндустриализация развитых стран! Нарастает дорогостоящая автоматизация и роботизация производства, направленная на рост корпоративных прибылей путем катастрофического сокращения рабочих мест, приводящего к социальной напряженности! Происходит обратная колонизация развитых стран жителями стран третьего мира! Налицо кризис либерализма, не способного обуздать стремление США к мировому господству, и справиться с алчностью банкиров, коррумпированностью чиновников и агрессивностью военных! Растет астрономический государственный долг США и других развитых стран! Наращивает обороты безостановочно работающий печатный станок ФРС! Китайское экономическое чудо и превращение России в сырьевой придаток развитых стран создает новую расстановку сил в международных отношениях! Политическая и социальная нестабильность, неразрешимые долговые проблемы, сопровождающие затянувшийся экономический кризис..., истощение природных ресурсов, нехватка питьевой воды и продовольствия, техногенное разрушение среды обитания, неблагоприятные климатические изменения... создают тревожную ситуацию в Мире.
По какому пути пойдет наша цивилизация в будущем? Может ли человек повлиять на это будущее? Такие вопросы сейчас волнуют многих. Но представить себе будущее Человечества возможно только из опыта прошлого и из совместного осмысления ключевых вопросов Бытия.
ЗНАНИЕ ИЛИ ВЕРА?
Мировосприятие отдельного человека складывается из знаний и веры. Однако, если речь идет о Вере в Бога, то человеческое знание, вообще, не может доказать или опровергнуть существование Бога. Никакие достижения естественных наук не могут ответить на ключевой вопрос Бытия о первопричине фундаментальных законов Природы, и присутствии эстетического и нравственного начала в ее творениях. Модели и мысленные опыты релятивистской и квантовой теории подразумевают обязательное присутствие наблюдателя, относительно которого рассматриваются все происходящие события и определяется течение времени. Кто же этот вселенский, высший Наблюдатель? Равнодушный и безучастный ли это зритель, или заинтересованный и активный Участник?
Огромные успехи телескопной астрономии в изучении невообразимо далекого прошлого Вселенной только усугубляют беспомощность науки. Все, что лежит за пределами феноменологических законов, постоянно подтверждаемых человеческой деятельностью и определяющих технологический прогресс, вполне сродни религии. Структура пространства, Стандартная модель элементарных частиц, представления о "темной материи"..., и другие общие космофизические понятия и гипотезы, как и их математические модели, не имеют однозначных наблюдательных и экспериментальных основ. Конечно, заманчиво попытаться создать непротиворечивую модель строения материи или представить себе, что происходило на заре Вселенной 15 миллиардов лет назад...! Однако все эти модели и гипотезы оперируют очень большими масштабами времени и пространства в астрономии и астрофизике (миллионы световых лет), или очень маленькими - в физике элементарных частиц (миллионные доли нанометров и наносекунд). Такие масштабы совершенно несопоставимы с реальным масштабом пространства и времени, в котором существует Человечество (тысячи километров и тысячи лет), а значит они и не имеют прямого отношения к реальным, земным явлениям, событиям и проблемам.
Сравнение перемещения в пространстве с перемещением во времени из настоящего в прошлое или будущие, часто используемое в рассуждениях не только фантастов, ни и ученых, прямо противоречит необратимости исторического времени. "Путешествия во времени", "машина времени", "парадокс близнецов"... противоречат реальным, земным условиям, в которых существует Человечество. Действительно, текущее перемещение в пространстве не требует никаких дополнительных процессов и инструментов кроме физического двигателя и среды, в которой происходит движение. Но чтобы перемещаться в прошлое, необходимо это прошлое вернуть, что может быть теоретически возможно только при обратимости времени. Но, как показал нобелевский лауреат И. Пригожин, для неравновесных систем, к которым относится и человеческая популяция и вся биосфера Земли, внутреннее, историческое время не обратимо. Но тем более, невозможно перемещение из настоящего в будущие, т.к. будущее обретает реальный, физический смысл только став настоящим.
Косвенные методы изучения физических и астрономических явлений постоянно сохраняют неопределенность и неоднозначность их интерпретации. Недавнее "обнаружение" сверхсветовой скорости частицы (нейтрино) тоже, вероятно, оказалось результатом ошибочной интерпретации наблюдений, получаемых с помощью различных детекторов. А ведь оно грозит необходимостью пересмотра всех существующих базовых моделей современной теоретической физики, может быть, и желанного для некоторых инакомыслящих ученых! Последнее заявление об обнаружении бозона Хиггса тоже выглядит не слишком убедительно, скорее, как повод списать миллиарды евро, потраченные на строительство и эксплуатацию БАК! Но даже, если и действительно зафиксировано присутствие какой-то частицы похожей на бозон Хиггса, что от этого изменилось?
Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца. Действительно, должно же было в прошлом состояться какое-то Начало? Но материальное начало из ничего противоречит базовому закону сохранения энергии! Или законы природы тоже имели Начало? Или Начала, вообще не было, а материя и законы природы существовали всегда и везде? Но всегда и везде - это бесконечно! И тогда Вселенная тоже бесконечна? Но если Вселенная не имеет границ, то и не может расширяться! А как же представления о красном смещении, реликтовом излучении, Большом Взрыве...? С понятием Бесконечности непосредственно связана Идея Единого Бога-Творца. Но сам человек, ни представить, ни описать бесконечность не может...! Много вопросов..., и ни одного однозначного ответа!
Еще меньше ясности в представлениях ученых о Мысли и Разуме. В свое время академик В. Бехтерев предположил, что мысль материальна, что она - разновидность энергии. Взаимосвязь между материальной энергией и массой описывает известное уравнение Эйнштейна. Но, может быть, и энергии мысли соответствует какая-то "масса"? Тогда мысль должна занимать свое место во Вселенной вместе с материальной ее частью? И, может быть, всякая жизнь разумна и должна описываться набором каких-то специальных, не известных нам, параметров и "элементарных частиц" мысли? С таких позиций научные представления о строении материи и возникновении Вселенной могут оказаться однобокими, оставляющими достаточно места не только для "темной материи", Творца, но и для Мысли-Энергии.
Не Бог создал человека по образу своему и подобию, а человек создал в своем воображении Бога по своему образу и подобию. Такая очевидная, сама по себе, мысль не отрицает существования единого Творца. Но она объясняет противоречивость разных религиозных учений, претендующих на исключительную, единственную правоту, и освобождает Бога-Творца от приписываемых ему всеми религиями человеческих чувств (любви, гнева...), и поступков (суда, наказания, прощения...). Действительно, где мы наблюдаем в повседневной жизни людей такие проявления Бога, как награда за добро, как кара за зло...? Все религии только ищут различные возможности оправдать видимое отсутствие такой связи.
На прямой вопрос о Вере в Бога современному прагматику трудно ответить определенно. Почти у каждого, считающего себя верующим, неизбежно возникают колебания и сомнения. Объявляющие себя атеистами, приходят к этому выводу на уровне сознания, но на уровне подсознания Вера остается. Допускать существованиеБога и верить в Бога - совсем не одно и то же. На самом деле, для верующего человека не тук уж и важно есть ли где-то реальный Бог, и что это - Высшее Существо, Высший Дух, Высший Разум..., или Высшая Идея. Достаточно иметь потребность жить по Закону Божьему, который проповедует Церковь, существующая как устойчивое сообщество единомышленников во времени, уходящем от сегодняшнего дня в далекое прошлое, к истокам Веры. Даже, если предполагать, что Бога нет, Церковь все равно остается хранительницей основ религиозной морали и нравственности!
Будущее совершенно по-разному представляется верующему человеку и атеисту. Для глубоко верующего человека и его личное будущие, и будущее всего Человечества определяется по Воле Божьей, и впереди у христиан Второе Пришествие и Страшный Суд. Однако сегодня в развитых западных странах явно преобладают прагматики-материалисты, связывающие будущее Человечества с развитием Науки и Технологии. И те, и другие остаются подсознательными оптимистами, иникакие угрозы будущему нашей цивилизации не заставят людей изменить стереотипы поведения, и отказаться от воинственности, стяжательства, расточительства....
ОДНИ ЛИ МЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ?
Термодинамический подход к взгляду на развитие Вселенной сложился еще в 19 веке. Было показано, что все неоднородные системы стремятся к разупорядочению, к термодинамическому равновесию с максимальной энтропией. Вселенная вместе со всей ее сложной, многоуровневой структурой подчиняется общим термодинамическим законам, которые направлены на уничтожение флуктуации, называемой Жизнью. Всякая жизнь возможна только в неравновесных, динамических условиях. Жизнь - это аномалия. Поэтому любые формы жизни на других планетах никак нельзя считать рядовым явлением. Отвлеченные размышления и гипотетические предположения о каких-то формах жизни во Вселенной, а тем более, о внеземных цивилизациях, должны учитывать, что речь идет об исключительном явлении, вероятность возникновения которого может быть чрезвычайно мала, и оценить эту вероятность мы не можем.
Есть невообразимо огромный неживой мир: Солнечная система, другие звезды, другие галактики. Стоит ли этот мир называть Вселенной, если мы можем только утверждать, что на тонкой поверхностной пленке планеты Земля обитают разнообразные формы жизни от простейших микроорганизмов, растений... до животных и человека. Геологическая реконструкция четырехмиллиардной истории Земли указывает на постоянную смену атмосферных, гидрологических, геоморфологических и климатических условий на поверхности Земли, остававшихся малопригодными для обитания сложных живых организмов. Только Мировой Океан представлял собой своеобразный "термостат" и "реактор" для развития и сохранения Жизни. Из водной среды живые существа, от простейших до млекопитающих, постепенно переселялись на сушу, когда, сравнительно очень недавно, на земной поверхности сформировались благоприятные климатические условия. Но минеральный состав крови и других жидких субстратов сухопутных животных и человека до сих пор соответствует составу морской воды. Изменение внешних условий приводило к постоянной смене форм жизни, документально зафиксированных палеонтологической "летописью".
Вопрос о механизме возникновения Жизни на Земле до сих пор остается не выясненным. Представления об эндогенном, земном происхождении живой материи, высказанные еще академиком Опариным, до сих пор не нашла надежного экспериментального подтверждения. Но и экзогенная, космическая гипотеза доставки живой материи на Землю с помощью, например, кометы тоже не находит подтверждения. Кажется очевидным, что даже простейшая живая материя не могла "пережить" транспортировку через космическое пространство! Сомнительные, единичные находки в метеоритах следов простейших микроорганизмов, скорей всего, имеют земное происхождение.
Современный уровень развития нашей цивилизации мог быть достигнут только за счет того, что за 4,5 миллиарда лет существования Земли были накоплены огромные запасы соли, каменного угля, нефти, газа, руд меди, железа..., пресной воды, почвы, лесов...! Исчерпание этих природных ресурсов составляет несомненную угрозу будущему Человечества. Другой внешней угрозой является все ускоряющийся рост бытовых и промышленных отходов в количествах, которые уже не способна поглотить и нейтрализовать окружающая среда. Но внезапной угрозой нашей цивилизации может стать и глобальное изменение климатических условий на Земле в результате катастрофических событий земной или космической природы.
Никто не знает, сколько еще сотен, тысяч или миллионов лет продержится на Земле климатическая обстановка, пригодная для обитания людей. Длительность существования Жизни на Земле и возраст человеческой цивилизации - разные вопросы. Простейшие формы живого могут длительное время существовать в широком диапазоне изменяющихся условий среды обитания. Однако узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование людей, не оставляет сомнений в "скорой" гибели нашей цивилизации. В геологическом масштабе времени (сотни миллионов и миллиарды лет) вся продолжительность существования человеческой популяции является коротким мгновением,адлякосмического масштаба времени это - вспышка!
Пока нет никаких фактов, подтверждающих существование Жизни на других планетах, в других галактиках. Имеющейся у нас информации достаточно только для утверждения, что наличие живой материи на Земле является единственным известным случаем существования Жизни во Вселенной. Достоверные данные о наличии даже простейших микроорганизмов на других планетах пока отсутствуют, хотя нельзя исключать такую возможность. Оптимисты уже сейчас уверяют, что 3 миллиарда лет назад на Марсе могла существовать примитивная жизнь. Но что это меняет? Тогда, может быть, жизнь во Вселенной, а тем более, существование каких-то гипотетических внеземных разумных существ, настолько редкое и кратковременное явление, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций в историческом масштабе времени стремится к нулю?
Нет достаточных оснований полностью отвергнуть и религиозное представление, что Жизнь на Земле - единственный случай, что Жизнь и сам Человек существуют не в соответствии с общими законами развития Вселенной, а вопреки этим законам, что сама Жизнь это - Чудо! Тогда благоприятные условия для существования Жизни на Земле могут восприниматься как Высшая Целесообразность.
Но это не обязательно религиозное Чудо, а, возможно, и "чудо природы". Может быть, на планете Земля произошло уникальное совпадение множества необходимых и достаточных факторов, определивших саму возможность возникновения и существования Жизни. Это и оптимальное расстояние от Солнца, и круговая орбита движения, и наличие Луны, поддерживающей постоянный угол наклона земной оси, и магнитное поле..., и газовая атмосфера, и озоновый слой, и присутствие и особые свойства воды, и существование океана и ледников...! Земля имеет специфическое геологическое и геотектоническое строение, и особые геоморфологические и климатические условия. Вероятно, существуют и другие, не известные нам особые факторы, ответственные за возникновение и существование Жизни на Земле. Вероятность повторения подобных совпадений на других планетах в обозримом для человеческой популяции масштабе времени тоже может стремиться к нулю.
Внеземное, космическое пространство смертельно для всего Живого. Поэтому посещение людьми других планет не имеет ни практического, ни научного смысла. Возможности спутников и роботов при изучении космических объектов на много превосходят человеческие возможности, ограниченные необходимостью громоздких и ненадежных технических средств жизнеобеспечения человека во враждебной внеземной среде.
ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.
Геном человека (набор хромосом) почти такой же, как у червя или мухи (разница 5%). Различия между человеком и приматами еще меньше (1%). Почти, как между различными людьми (0,1%). Генетическое единство всей земной живой материи наводит на мысль о разовом акте возникновения Жизни на Земле. Последующие процессы развития (изменчивость и наследственность) приводили только к постоянному усложнению форм живого путем суммирования. Но каково место скоротечной человеческой цивилизации в этом, длительном процессе?
Идеология дарвинизма рассматривает современного человека как результат естественного отбора. Однако генетическая эволюция - процесс медленный, происходящий в геологическом масштабе времени (миллионы лет). Этот длительный период генетической эволюции гоминидов зафиксирован палеоантропологическими и палеогенетическими данными. Но имеет место "недостающее звено" между современным человеком и древними гоминидами. В историческом масштабе времени (тысячи лет) Человек Разумный в биологическом и генетическом отношении, по существу, уже не эволюционировал. Решающее значение для человеческой популяции в историческую эпоху приобрел процесс развития не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу знаний и опыта из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Все животные обладают способностью принятия решений, игры, обучения....Длительный период взросления людей обеспечивает необходимое время для воспитания и образования. Современный человек отличается от других животных, в первую очередь, количеством негенетической информации, передаваемой из поколения в поколение по средствам обучения. В информационном отношении человек отличается от животных еще и умением обмениваться информацией (язык, письмо...), и умением хранить информацию (устные предания, летописи, книги, фотографии, магнитные и цифровые носители информации...), и системой обучения (школу, университеты...).
Для возникновения коллективного сознания и Разума было необходимо достаточно большое количество людей, объединенных наличием социальных связей (семья, род, племя, народ...). До сих пор существуют малочисленные, изолированные племена, которые так и не достигли информационного уровня развития. Только взаимодействие достаточно большого скопления людей могло создать условия для возникновения полноценной речи, письменности, счета..., передачи опыта и знаний из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. С использованием огня, одомашниванием животных, растениеводством, строительством поселений... человеческая популяция начала постепенно отделяться и обосабливаться от остальной природы, и перешла в исторический период информационного развития, соответствующий понятию "Цивилизация".
Приходится признать, что Разум - продукт обучения, передачи из поколения в поколение накопленного коллективного опыта. Действительно, людские младенцы, воспитанные животными, утрачивают человеческие навыки, а дети из примитивных племен быстро приобщаются к просвещению. Может быть, мозг, как "жесткий диск" компьютера, накапливает в памяти архив данных, сохраняющей генетическую информацию, двигательный, зрительный, звуковой... опыт ("файлы"?), которые используются только частично? И нужны еще "программы", в которых эти "файлы" могут быть "открыты"? И эти программы, активирующие скрытые способности человека, формируются в результате обучения? Однако, конечно, правильней называть компьютер примитивным подобием мозга, чем наоборот!
Именно, включение механизма информационного развития (полноценная речь, письменность, появление различных исторических документов...) и есть начало Цивилизации! Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. Передача накопленных коллективных знаний каждому человеку по средствам обучения на основе языка и письменности является главным инструментом развития нашей цивилизации. С таких позиций по-новому представляется решающая роль Учителя и Школы в истории Человечества!
Постоянный рост плотности населения и урбанизация привели к возникновению особого, социального сознания, определявшего характер общественного взаимодействия людей и приводившего к возникновению организационных структур общежития (от общины до государства). Очевидно, что коллективное сознание существенно превосходит средние возможности большинства людей, но и тормозит развитие незаурядных индивидов. В прошлом общественное развитие определяли выдающиеся личности, лидеры коллективных действий (вожди племен, государственные правители, жрецы религиозных культов, правящие сословия...). Однако роль самостоятельной личности в развитии человеческого сообщества неуклонно уменьшается.
В этом противостоянии личности и коллектива проявляется главное противоречие информационной эволюции. Дальнейший рост влияния коллективного сознания на развитие индивидуальной личности, осуществляемого через всеобщее образование, общественное мнение, пропаганду, толерантность, самоцензуру, конформизм, корпоративность..., создание кумиров, политических и исторических мифов..., может привести к опасному подавлению инакомыслия. На наших глазах становится все
меньше выдающихся личностей в любых областях человеческой деятельности. В будущем нельзя исключить и возможности возникновения каких-то новых механизмов развития Человечества.
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Значение нравственного и эстетического начала при развитии Жизни на Земле незаслуженно недооценивается. Действительно, только Человек способен задумываться над смыслом жизни и моральными аспектами поведения. Но и человек, и остальные живые существа выполняют общую Программу, запущенную при возникновении Жизни на Земле. Главная команда этой Программы - "Выжить и размножиться"! Эта команда сохраняется и для отдельной особи (инстинкт самосохранения и продолжения рода), и для популяции в целом (расширение ареала расселения и рост численности), и для всего живого на планете (приспособление к изменяющимся внешним условиям, а для человека еще и социальная адаптация).
Вся глобальная биологическая система до появления Человека находилась в естественном, подвижном равновесии и гармонии. Бросается в глаза присутствие эстетического начала в творениях природы: совершенство форм, пропорций, симметрии, художественность сочетания цветов, музыкальность звуков..., не объяснимые с естественнонаучной точки зрения. Репродуцируются упорядоченные стереотипы поведения отдельных особей и целых популяций различных живых существ (муравьи, пчелы, перелетные птицы, рыб...).
Очевидно и наличие нравственного начала в живой природе. У человека и животных уже при рождении заложены некоторые врожденные основы морали: самосохранение, продолжение рода, супружеская верность, защита потомства, любовь к родителям и детям, любовь к хозяевам-кормильцам (у одомашненных животных), привязанность, благодарность, сострадание, прощение, доверие, терпение...! Убийство всегда мотивировано только голодом и касается только особей других видов, естественно включенных в пищевые цепи биоценозов. Сытое животное никогда не нападает на жертву...! В дикой природе половое влечение всегда связано только с возможностью зачатия. Все люди в раннем детстве обладают такой же естественностью и непосредственностью, которую животные сохраняют в течение всей своей жизни, не связанной с человеком.
При возникновении Разума и зарождении Цивилизации произошел отход человеческого сообщества от врожденных, генетических "заповедей", и формирование чисто человеческих пороков (войны, рабство, пытки, насилие, стяжательство, расточительство, распутство...). В результате роста плотности населения и информационного развития были заложены основы социальной человеческой морали (стыд, совесть, вера...), и появилось осознание Греха, отличающее человека от животных.
В результате раскрепощения человеческих пороков люди оказался намного менее "гуманными", чем звери! С этих позиций библейский сюжет об Адаме и Еве можно рассматривать, как отказ от врожденных "заповедей" и информационное "грехопадение". Вкусив от Древа познания добра и зла, Человек противопоставил себя Природе. В этом смысле, Сотворение Человека - это ошибка Природы (или Бога, или Пришельцев...?)!
Разумможет вступать в противоречие с природной и социальной моралью. Когда врожденные элементы морали в значительной степени подавлены разумом и происходит раскрепощение человеческих пороков, для поддержания моральных ценностей Человечеству необходим Высший Авторитет! Идея Единого Бога-Творца стала религиозной основа человеческой морали. Возникновение религий, исповедующих единобожие, явилось важной вехой в истории человеческой цивилизации.
В базовых религиозных трактатах (Евангелие, Тора, Коран...) содержатся притчи, заповеди, суры..., определяющие нравственные ориентиры и правила социального поведения людей в повседневной жизни. Религиозное воспитание призвано поддерживать основы морали, проповедуемые определенными религиями. Однако происходит постоянная коррекция моральных ценностей путем изменения трактовок религиозных догматов, и их редактирования при адаптации к современному языку и культуре. В развитых странах наблюдается постоянное уменьшение числа активных верующих.
Христианская идея Прощения все меньше находит поддержки со стороны общественного мнения. Даже в "мирное" время в повседневной жизни и политической практике все больше доминирует ветхозаветная идея Возмездия. Воинственность остается главным инструментом решения спорных вопросов. Над Любовью одерживает верх Ненависть, над Прощением - Месть. На наших глазах формируется новая постхристианская мораль "общества потребления". В значительной мере - это откат к безбожию, к нравственному одичанию. В основе новой морали лежит эгоцентризм: каждый человек - Сам себе Бог. Отсюда раскрепощение человеческих пороков, пренебрежение к правам других людей, равнодушие к чужим несчастьям, отказ от гражданских и семейных обязанностей. Не вызывает сомнений право сильного, право на убийство, на самоубийство, на аборт, на однополые "браки"...!
Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Идеология обогащения любой ценой, приводит к ожесточенной, беспринципной и бессовестной борьбе за "место под солнцем", а также к локальным и мировым войнам. Культ потребления (важней иметь..., чем уметь..., чем быть личностью...) подавляет творческое начало в человеке. Сейчас большинство людей готово отказаться от созидания ради потребления. Все больше желающих сменить работу и помощь другим людям на развлечения и зрелища. Массовая культура обслуживает сытое самодовольство. Идеология Рынка противоречит основам христианской этики и морали. Вместо "изгнания торговцев из храма" происходит проникновение торгашеской логики во все повседневные стороны жизни людей. Ради роста потребления Человечество готово на самоуничтожение.
Развитие транспорта и связи существенно изменило образ жизни людей. Однако транспортный взрыв, когда вместо лошади и паруса появились пароходы, паровозы, автомобили, самолеты..., изменил только скорость перемещения людей в пространстве. От того, что Пушкин путешествовал в повозке, а мы летаем на самолете, его личность и поэзия не утратили своего значения. Мы уже не пишем писем от руки, а пользуемся электронной почтой. Но компьютер и Интернет - это тоже только средства, инструменты человеческой деятельности, не способные радикально изменить сущность Человека.
Гипертрофированный интерес к необитаемому и враждебному для человека внеземному пространству не соответствует реальному положению вещей, при котором о своем "космическом доме", о самой Земле, о глубинах Океана, о Человеке... мы почти ничего не знаем. Посещение людьми других планет не имеет ни практического, ни научного смысла, т.к. возможности беспилотных аппаратов и дистанционно управляемых роботов при изучении внеземного пространства на много превосходят человеческие возможности, ограниченные необходимостью громоздких и ненадежных технических средств жизнеобеспечения.
Постоянный рост роли науки и технологии чрезвычайно расширяет возможности Человека. В этих условиях необходимо самоограничение при использовании избыточных возможностей с тем, чтобы избежать катастрофических последствий человеческой деятельности. Сюда, конечно, относится и защита лесов от вырубки, и защита животного мира от истребления, и снижение техногенной нагрузки на окружающую среду...! Но особую опасность для Человечества представляет вторжение в неподконтрольные процессы на ядерном и генетическом уровне.
Высвобождение атомной энергии путем взрыва или контролируемой ядерной реакции для Земли противоестественно и должно находиться за гранью дозволенного для Человека. Разовое возникновение Жизни на Земле, исходная генетическая близость всего живого и длительное развитие биосферы от простейших до Человека происходили в результате изменчивости и наследственности в соответствии с генетическим кодом. Любые попытки менять наследственность путем генной инженерии или клонирование живых существ являются грубым нарушением законов развития жизни на Земле с непредсказуемыми последствиями. Бесцеремонно вторгаясь в эти области, Человек бросает вызов Природе. Человечество должно отказаться от претензий выступать в роли Бога.
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Численность населения Земли в целом является важным, укрупненным параметром, который выражает суммарный результат всей видовой, социальной, хозяйственной и культурной деятельности Человечества на разных этапах развития. Возникновение коллективного сознания и Разума, и начало процесса информационной эволюции прямо связано с достижением определенной общей численности и плотности населения на обитаемых территориях. Только в таких условиях могла появиться полноценная речь, письменность и передача накопленного опыта из поколения в поколение по средствам обучении. Без этого не могло быть никакой "цивилизации".
Демографические данные о росте численности населения Земли за весь период достаточно достоверных наблюдений с высокой степенью точности описываются гиперболическимзаконом. В историческом интервале времени, на который распространяется гиперболический закон роста населения Земли, наблюдается постоянная прямая корреляция между общим количеством людей и производительными силами Человечества (ВВП). В соответствии с гиперболической модельюзаметный подъем роста общей численности населения Земли и производственных сил Человечества начинается только со средневековья (10 век н.э.):
Из совместного рассмотрения демографических и экономических данных видно, что для периода раньше 10 века н.э. происходил чрезвычайно медленный, практически линейный рост общего числа людей и производительных сил всей человеческой популяции.Началом этого многотысячелетнего периода стало появление Гомо Сапиенс, как биологически сформировавшегося вида. Этот ранний, самый длительный период развития можно называть "популяционным". В этот период количество людей, селившихся разрозненными семьями и малочисленными группами, было невелико и соответствовало количеству других млекопитающих того же размера. Еще не существовало полноценной речи, и не было письменности. Поэтому вещественными следами популяционного периода остались только примитивные орудия и наскальные рисунки. Малочисленные, отсталые племена собирателей и охотников, имеющие примитивную речь, но лишенные письменности и собственной истории, сохранились до сих пор в Африке, Австралии и Южной Америке.
Очаги информационного развития в отдельных ареалах расселения человеческой популяции возникали на разных изолированных территориях и в разное время, что и привело к разнообразию начальных человеческих культур. Этот ранний, "предцивилизационный"этап исторического периода развитияхарактеризуетсяособой, региональной спецификой и разным уровнем просвещения изолированных народов. Время перехода от популяционного периода к предцивилизационному этапу исторического периода развития и его длительность могли существенно различаться для разных территорий, где в разное время достигалась необходимая и достаточная численность людей для старта информационной эволюции.
Возможности развития культурных анклавов на изолированных территориях были ограничены. И только прорыв изоляции, взаимодействие и обмен информацией, людьми, товарами... между ранее разобщенными обжитыми территориями значительной части Земли, начиная с Присредиземноморья и Евразийского пространства, действительно, можно считать временем возникновения ГлобальнойЦивилизации, когда потерял свое решающее значение пространственный фактор. Завоевательные походы, географические открытия, колонизация... привели к взаимодействию и взаимопроникновению региональных культур. К этому времени человеческая популяция практически полностью обособилась от остальной природы и превратилась из одной из многих земных популяций животных в единое Человечество. Еще А. С. Хомяков писал о синкретизме, об утрате первобытной чистоты и смешанном характере большинства народов: ( http://new.chronologia.org/polemics/chelischev_semiramida.php
Общие признаки "цивилизации" (полноценная речь, письменность, товарный и культурный обмен между разными территориями...), обеспечившие информационный путь развитие, и нелинейный, гиперболический рост численности и производительных сил человеческой популяции, однозначно проявились только начиная с 10 века н.э.!Поэтому действительный возраст Глобальной Цивилизации, по данным роста численности и производительных сил населения Земли составляет не многим более 1000 лет. На одно это тысячелетие приходится более 97% всего прироста количества людей и производительных сил человеческого сообщества. Раньше10 века н.э., просто, не было достаточного числа людей и материальных ресурсов для социального упорядочения, обмена товарами и технологиями, формирования сложных государственных структур, строительства крупных городов, завоевательных походов, географических открытий и колониальной экспансии, развития науки и техники...!
Время от 10 до 17 века приходится на пологую часть гиперболы роста и характеризуется нелинейным, ускоренным, однонаправленным, но умеренным ростом численности и производительных сил населения Земли, и может быть названо этапом экстенсивного развития. Именно на этом этапе завершилось окончательное объединение разобщенных, региональных анклавов людей в единое Человечество. Но только 18-20века попадают на восходящую ветвь гиперболы, характеризующуюся нарастающей крутизной роста численности мирового населения и величины мирового ВВП. На этот этап интенсивного развития приходится демографический взрыв, индустриальная революция и возникновение постиндустриального общества потребления.
Феноменологические законы гиперболического роста численности и производительных сил населения и Земли прямо не связаны с историческими реконструкциями и, в этом смысле, могут рассматриваться как независимые. Однако историки раздраженно отмахиваются от демографических данных, хотя выделенные временные периоды и этапы развития человеческой популяции являются естественными и прямо следуют из вида эмпирических кривых роста численности и производительных сил населения Земли. Такая схема развития хорошо согласуется с новой, укороченной шкалой исторической хронологии, предложенной А. Т. Фоменко, хотя формально никак с ней не связана.
ПРЕДИСТОРИЯ.
Вся человеческая популяция в исторический период гиперболического роста количества людей развивалась как единая глобальная система, для которой можно отказаться от учета пространственного фактора. Однако для раннего, предцивилизационного этап развития человеческой популяции при низкой общей численности населения, отдельные племена на разобщенных территориях могли развиваться обособлено и независимо. Для этого периода необходимо включать в рассмотрение пространственный фактор. На Земле до сих пор существуют изолированные, малочисленные непросвещенные племена, где уже есть примитивный язык, но нет письменности, где отсутствуют предания и нет истории. Эти малые народы за века изолированного существования так и не достигли уровня информационного развития.
Доисторическое "пространство-время" нельзя отождествлять с исторической хронологической шкалой, как это постоянно делают и палеоантропологии, и историки. Эволюционисты выстраивают в один временной ряд всех гоминидов от питекантропа до современного человека. Но, может быть, правильней выстраивать их в шеренгу. Действительно, Неандертальцы какое-то время существовали как самостоятельная популяция одновременно с Гомо Сапиенс, пока не вымерли. При этом все палеоантропологические и палеогенетические данные относятся ко времени задолго до перехода человеческой популяции на путь информационного развития, и, следовательно, не имеют прямого отношения к истории.
То, что традиционнорассматривается как последовательные события, могло происходитьодновременно на разных изолированных территорияхс разным уровнем развития. Пространственный разрыв, когда племена на разных территориях просвещались с разной скоростью, и в каждый момент времени оказывались на разных ступенях развития, мог восприниматься историками как временной разрыв, и ошибочно оцениваться по привязанным к традиционной хронологической шкале археологическим артефактам во многие тысячи лет. Кроме того, при прорыве изоляции и наложении ареалов расселения племен с разным уровнем развития могло происходить смешение орудий и предметов быта разного технологического уровня.
Действительно, историков поразил набор предметов, найденных при мумии "ледяного человека" Эци из Тироля (медный топор, костяные наконечники для стрел, кремневый нож, каменный скребок...), относящихся, по мнению ученых, к различным историческим эпохам. По обнаруженным при нем предметам Эци мог бы быть одновременно отнесен и к палеолиту, и к мезолиты, и к неолиту, и к медному веку. Эта находка по своей археологической достоверности и однозначности является из ряда вон выходящей, т.к. древний человек в полной амуниции был законсервирован в ледяном блоке в течение нескольких тысячелетий.
Казалось бы, всвете этих выявленных противоречий необходим полный пересмотр всех традиционных представлений! Однако археологам за 20 лет после находки ни разу не пришла в голову простая мысль, что "парадокс Эци" может быть связан с неверной хронологией всей существующей схемы периодизации, используемой для оценки времени появления различных орудий и предметов быта, не учитывающей пространственно-временной фактор.
Поэтому временна'я шкала древних археологических артефактов, традиционно используемая для определения возраста изделий, может оказаться принципиально неверной. В первую очередь это относится к примитивным изделиям, которые могли использоваться весьма длительное время, или могли быть изготовлены изолированными, малочисленными племенами, существовавшими одновременно с более просвещенными народами.
Существуюти другие многочисленные случаи противоречий между предполагаемым возрастом и технологическим уровнем изделий.Пространственно-временная модель позволяет предположить, что традиционная периодизация предцивилизационного периода развития человеческой популяции была существенно растянута по шкале времени за счет ошибочного отнесения различных культур и артефактов, сосуществовавших одновременно на разных изолированных территориях, к последовательным событиям.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГИПЕРБОЛА.
Демографические данные о динамике роста численности Человечества проливают дополнительный свет на многие парадоксы традиционной истории. Когда Н. А. Морозов в конце 19 века за стенами Шлиссельбургской крепости смог увидеть в Апокалипсисе средневековый гороскоп, это было"прозрением". Морозов ошибся во многих количественных оценках, но создал идейную основу для кардинального пересмотра всей древней и средневековой истории. "Новая хронология" А. Т. Фоменко пошла гораздо дальше по этому пути, проложенному Морозовым. Вся отраженная в достоверных документах ранняя история Человечества оказалась "средневековой" в масштабе времени традиционной хронологической шкалы.
Официальная историческая наука отказывается от фундаментального принципа непрерывного, однонаправленного развития человеческой цивилизации, который надежно подтверждается постоянно ускоряющейся динамикой роста численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, накопления научных знаний, совершенствования технологий...! Отсюда спекулятивные представления опрерывности исторического развития, об "упадке" и "возрождении", о "темных веках", о "безмонетных периодах". Все эти исторические "черные дыры" могут в действительности быть связаны с необоснованным удлинением традиционной хронологической шкалы, на которую, несмотря на многочисленные дубликаты, не хватило исторических событий, документов и археологических находок..., ошибочно перенесенных историками в глубокую, "античную" древность. Действительно, завоевательная экспансия приводила к покорению земледельческих народов воинственными племенами и многократному смешению разных культур. Европейская колонизация поглотила культуры изолированных анклавов аборигенов в Америке, Африке, Австралии...! Но общая, глобальная тенденция непрерывного, однонаправленного развития всего Человечества сохранялась постоянно в исторический период.
Все демографические данные однозначно указывают на гиперболический рост общей численности человеческой популяции. При этом начало крутого подъема гиперболы роста населения приходится на раннее Средневековье (после 10 века н.э.!), когда только и появилось достаточное количество людей для возведения городов, освоения новых территорий и завоевательных походов. Б. Ц. Урланис в книге "История военных потерь" пишет: "...сообщения о численности войск и потерях в войнах древнего мира и средневековья, дошедшие до нас по записям хронистов и историков того времени, не заслуживают никакого доверия, ...дело идет о преувеличении потерь в десятки раз". Действительно, раньше Средних Веков отсутствуют значительные скопления костных останков людей, умерших естественным путем, жертв эпидемий, войн, природных катаклизмов. Приходится придумывать какие-то невероятные причины бестелесного исчезновения "древних" цивилизаций. Нельзя забывать, что для содержания городов и армий необходимо многократно преобладающее сельское население. Для многих древних событий, войн, завоевательных походов, строительства городов... раньше Средних Веков просто не хватило бы численности людей, живших на "античных" и "библейских" территориях.
Новая, короткая хронология предполагает, что реальных событий в истории Человечества было значительно меньше, чем содержится в письменном учебнике истории, растянутом за счет многочисленных "дубликатов". Короткий вариант всеобщей истории хорошо согласуется с гиперболическим характером роста народонаселения Земли. Оказалось, что и другие важные исторические параметры (использование природных ресурсов, уровень развития технологии, науки, образования...) находятся в прямой корреляции с ростом численности населения. И этот непрерывный, всеобщий, постоянно ускоряющийся рост во всех направлениях развития Человечества надежно зафиксирован и в Позднем Средневековье, и в Новом, и в Новейшем Времени.
Летописи писались и переписывались задним числом и с задним смыслом. Малая информативность письменных средневековых документов связана еще и с тенденцией абстрагирования от реальной исторической обстановки. Вот что пишет по этому поводу Д. С. Лихачев: "Из высоких литературных произведений по возможности изгоняется бытовая, политическая, военная, экономическая тематика, название должностей, конкретные явления природы, некоторые исторические припоминания и т.д.". Однако такое обеднение "древних" текстов конкретными приметами времени может и прямо указывать на более позднее изготовление этих документов. При анализе таких малоинформативных текстов только и возможны математико-статистические методы, успешно примененные А. Т. Фоменко для обнаружения исторических дубликатов и датирования хронологических сдвигов.
Постоянные упоминания о вулканических явлениях, существующие в Ветхом Завете, не позволяют перенести ветхозаветные события на Ближний Восток, где в исторический период времени отсутствовала всякая наземная вулканическая деятельность. С точки зрения вулканологии скорей подошел бы исход из Египта в Южную Европу поближе к Везувию. В Ветхом Завете существуют многочисленные прямые указания на высокую заселенность, и средневековый характер экономических, правовых и морально-этических отношений на ветхозаветных территориях. Описание библейского Ковчега Завета по набору драгоценных камней и изделий из золота тоже соответствует средневековому технологическому уровню. И нет никаких достоверных оснований считать, что такая высокая плотность населения, такое большое количество городов, такие развитые общественно-экономические отношения, такой высокий уровень технологии... могли существовать на тысячи лет ранее. Наоборот, все указывает на средневековый возраст ветхозаветного общества.
Известное присутствие евангельских сюжетов в Ветхом Завете библеисты пытаются объяснять "пророчествами" о приходе Мессии или, вообще, рассматривают Ветхий Завет как прообраз Евангелия. Но, может быть, Евангелие стало прообразом Ветхого Завета? Действительно, евангельские первосвященники и апостолы носили греческие имена. Если бы служители культа уже были знакомы с известным нам Ветхим Заветом, то уж, наверное, многие из них носили бы ветхозаветные имена, как это поголовно было у средневековых, европейских иудеев. Плохо вписывается в иудейскую кошерность и евангельское стадо свиней, в которых переселяются бесы, изгоняемые Христом из тела безумного Гедеона. Если библейские крестьяне разводили свиней, то значит, Тора еще не была известна. Существуют и другие недоуменные вопросы. Все эти противоречия наводят на мысль о более позднем времени редактирования Ветхого Завета в духе иудаизма, в то время, когда Евангелие уже существовало. В одном переплете все части канонической библии оказались только в позднем Средневековье.
Археологические находки, привязанные к растянутой хронологической шкале, только укореняют исторические ошибки. Существует явное противоречие между средневековым технологическим уровнем изделий и приписываемым им "античным" возрастом. Искусные золотые изделия из Древней Греции с филигранными камеями из агата и сердолика, выставленные в Британском Музее, соответствуют средневековому технологическому уровню. Сооружения, утварь и произведения искусства "античной" Помпеи тоже явно вписываются в Средневековье. В гробницах египетских фараонов обнаружено оружие и другие изделия из золота и железа. Однако нет никаких надежных археологических доказательств (инструментов, орудий, приспособлений, заготовок...) непосредственно указывающих на существование технологических возможностей для такой тонкой обработки тугоплавких металлов и твердых материалов в столь отдаленном прошлом, которые потом могли быть полностью утрачены.
Достоверные данные об изготовлении орудий из железа, чугуна и стали относятся к позднему Средневековью. С этого времени технология переработки железных руд постоянно совершенствовалась. Но и в позднем Средневековье предметы из железа были редкостью. Еще в начале 18 века объемы производства изделий из железа и стали были не велики. Крестьяне использовали деревянные сохи, сельские постройки создавались "без единого гвоздя". Петру I приходилось снимать с церквей бронзовые колокола и переливать их в пушки. "Средневековые" рыцарские доспехи и оружие, которые выставлены в исторических музеях, в большинстве своем соответствует технологическому уровню Нового Времени, не несут следов военного использования и больше похожи на специальный реквизит для украшения интерьера многочисленных европейских замков. Очевидно, что не существовало никакой китайской, индийской или ближневосточной "древней металлургии".
Использование обработанного твердого камня, бетона, кирпича, алебастра, органических красителей, строганных досок... при сооружении египетских пирамид и саркофагов лишний раз, наряду со средневековыми датами египетских гороскопов и евангельскими сюжетами иероглифических текстов, ставят под сомнение глубокую древность этих грандиозных построек. Обнаруженные в перуанских развалинах следы механической пилки и сверления по камню пытаются связывать с исчезнувшими цивилизациями или деятельностью пришельцев из космоса вместо того, чтобы датировать эти результаты человеческой деятельности временем появления камнерезных инструментов. Может быть, и "таинственное" исчезновение жителей "древних" южноамериканских государств - это результат колониального геноцида аборигенов!
Обращает на себя внимание похожесть одежды, орудий, средств перевозки... на античных греческих вазах и на картинах эпохи Возрождения, разделенных целым тысячелетием общепринятой хронологической шкалы. Естественно связывать этот феномен не с многовековой остановкой прогресса, а с неверной датировкой. "Античные" мраморные и бронзовые статуи по совершенству и сложности обработки камня и металла, и знанию анатомии человеческого тела очень близки к скульптуре Возрождения. Про Микеланджело говорили, что он настолько точно копировал античные статуи, что их "невозможно было отличить". То же можно сказать и об "античной" греческой и римской литературе, которая по тематике, мировоззрению и стилю прямо вписывается в эпоху Возрождения, когда и были впервые "открыты" все "античные" авторы после тысячелетнего "забвения". "Античный" Клавдий Птолемей по уровню астрономических знаний мало уступал знаменитому Кеплеру....
Возвращение античности в Средневековье, значительное сокращение длительности истории Рима, и "омоложение" культур Египта, Китая, Индии, Южной Америки... сразу восстанавливает непрерывность и общность исторического развития Глобальной Цивилизации. Именно принцип однонаправленного, непрерывного, гиперболического роста народонаселения, увеличения объема использования природных ресурсов, совершенствования механизмов, развития технологии, накопления научных знаний, совершенства произведений искусства... может стать инструментом упорядочения археологических находок и повышения достоверности исторической хронологии.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.
Глобальный подход к демографии и истории позволяет рассматривать всю человеческую популяцию с позиций термодинамики, как открытую, неравновесную систему. Для таких систем нобелевский лауреат И. Пригожин ввел понятия производства энтропии и внутреннего времени. Неравновесные, самоорганизующиеся системы могут сохранять стабильность вдали от равновесия и развиваться в сторону упорядочения с образованием устойчивых структур путем производства энтропии за счет получения энергии извне. Это относится и к человеку, и к другим живым организмам. Для отдельных живых существ обмен энергией и веществом с внешней средой - это дыхание, питание, выделение, согревание, отдача тепла..., а для всего Человечества - это использование источников энергии и других природных ресурсов, и выброс отходов и тепла в окружающую среду.
Внутреннее время, в отличие от внешнего, независимого, физического времени, необратимо и характеризует нелинейность процесса развития неравновесных систем.
Например, когда два человека одинакового физического возраста постарели в разной степени и окружающие дают им разный возраст, это и есть внутреннее время каждого. Смерть - это остановка внутреннего времени, разрушение упорядоченной структуры, и переход к равновесному состоянию с максимальной энтропией.
По достоверным статистическим данным рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. При этом основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. Такой нелинейный путь развития приводит к сжатию внутреннего исторического времени. Применительно к истории развития Человечества физическое, внешнее время - это хронологическая шкала достоверных дат исторических событий. А историческое внутреннее время определяется видом развития человеческого общества на интервале времени, установленного хронологической шкалой. При линейном пути развитии хронологическое и историческое время совпадают. То же происходит при восприятии исторических событий на коротких промежутках времени, когда становится возможным линейное приближение. Но при нелинейном, гиперболическом развитии человеческой популяции происходит сжатие-растяжение исторического времени:
Сжатие внутреннего исторического времени при гиперболическом росте численности привело к тому, что современный, многомиллиардный уровень населения Земли, фактически, был достигнут всего за одну тысячу лет. При линейном пути развития население Земли составило бы сегодня немногим больше 200 миллионов человек. Растяжение внутреннегоисторического времени в прошлом выражается в том, что численность населения Земли по гиперболическому закону убывает намного медленнее, чем по линейному, что приводит к абсурдно огромному времени появления первого человека. Приходится предполагать существование демографического перехода от линейного роста численности людей к гиперболическому росту при зарождении Цивилизации. Интересно, что идея растяжения исторического времени в прошлом отразилось в Ветхом Завете (Адам прожил 930 лет, Ной - 950...).
На коротком интервале времени жизни нескольких поколений гиперболический путь исторического развития мог восприниматься только в линейном приближении. Естественно, что средневековые хронологи и их более поздние последователи, исходя из привычного для каждого человека представления о равномерном, линейном течении времени, не могли учитывать сжатия внутреннего исторического времени при гиперболическом пути развития, и неизбежно должны были сильно преувеличивать длительность исторического периода развития Человечества.
Сегодня уже каждый человек ощутил на себе гиперболические темпы развития нашей цивилизации. Действительно, за время жизни современного взрослого человека возникло больше нового, чем за всю прошлую историю Человечества (двигатель внутреннего сгорания, электричество, радио, телевидение, реактивный двигатель, атомная бомба и атомный реактор, Спутник и высадка человека на Луне, ДНК и генная инженерия, компьютер и Интернет, спутниковая навигация, и мобильный телефон...)! Поэтому уже невозможно закрывать глаза на гиперболическое сжатие внутреннего исторического времени.
ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЙ РОСТ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
Системный, термодинамический подход не требует детализации факторов роста. Однако экономическая составляющая развития Человечества заслуживает отдельного рассмотрения. Гиперболический рост численности и производительных сил населения Земли был возможен, когда имелись неограниченные резервы территорий, сырьевых и людских ресурсов. При этом существовало достаточно четкое разделение на развитые, богатые страны и развивающиеся, бедные, зависимые страны и колонии. На страны-метрополии приходилась основная часть мирового валового продукта, а бедные, развивающиеся страны и колонии давали основной вклад в рост численности населения Земли. Гиперболический рост ВВП развитых стран достигался за счет низких цен на сырье и сельскохозяйственную продукцию, вывозимые из колоний и зависимых стран, низкой оплаты труда и низкого жизненного уровня бедного большинства населения Земли, сконцентрированного в развивающихся странах и колониях. Это "разделение труда" обеспечивало непрерывный гиперболический рост численности и производительных сил Человечества в течение 10 веков существования нашей цивилизации.
Однако после распада колониальной системы уже в середине 20-го века было зафиксировано уменьшение скорости роста численности населения Земли, в первую очередь, за счет снижения рождаемости в развитых странах, но и в результате распространяется этой тенденция и на развивающиеся страны. Одновременно наметилась "деиндустриализация" развитых стран, связанная с переносом многих производств в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой и низкими требованиями к охране окружающей среды. Возникли транснациональные корпорации и банки, распространившие свою деятельность на все страны Мира. Неконтролируемый рост производительности труда за счет автоматизации и роботизации технологических процессов привел к сокращению рабочих мест на производстве и перетекания рабочей силы в сферу услуг. Со второй половины 20-го векагиперболический рост мировой экономики поддерживалсяискусственно за счет отказа от золотого обеспечения доллара, роста долгов развитых стран, избыточного кредитования спроса...! Непрерывно происходило перекачивание доходов от производительной деятельности в карманы "финансистов". Возникли такие города - финансовые пирамиды как Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Сингапур....
Глобализация привела к сегодняшней многосторонней зависимости экономики и финансов развитых и развивающихся стран. Вместо конкуренции между производителями товаров и услуг возник монополизм, и экономическая борьба между транснациональными корпорациями и целыми странами.Центры экономического роста перемещаются в развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия...). Полным ходом идет обратная колонизация развитых стран жителями стран третьего мира. В результате происходит постепенное, но непрерывное сближение уровня оплаты труда, потребления и воспроизводства населения в развитых и развивающихся странах. Однако, чтобы ресурсов планеты и материальных благ хватило на всех, богатым странам и богатым людям придется в будущем снизить уровень потребления.
Очевидно, что в 21 веке назрела необходимость отказаться от чрезмерного экономического роста, от чрезмерного потребления и производства, от чрезмерных прибылей и долгов, от чрезмерных военных расходов, от чрезмерного техногенного воздействия на окружающую среду...! Такая тенденция к глобальному выравниванию уровня жизни в разных странах Мира может существенно повлиять на характер дальнейшего развитие не только мировой экономики, но и Человечества в целом.
БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?.
Многочисленные футурологи предлагают разнообразные сценарии будущего развития Человечества. Но правомерны ли такие прогнозы? Как показал И. Пригожин, в открытых, неравновесных, многофакторных системах, к которым относится человеческая популяция, на границе устойчивости могут возникать точки бифуркации. В такие моменты дальнейшее развитие системы к новому устойчивому состоянию становится неопределенным, и появляется несколько возможных ветвей дальнейшего развития с разным внутренним временем. Среди общего числа затухающих флуктуаций может возникать новая, жизнеспособная устойчивость. В качестве такой точки бифуркации, ставшей началом гиперболического пути развития человеческой популяции, можно рассматривать демографический переход от линейной скорости роста населения Земли к гиперболическому росту при зарождении Цивилизации.
Гиперболический рост численности человеческой популяции привел к достижению критической плотности населения, необходимой для формирования коллективного сознания и Разума, и создал условия для возникновения информационного пути развития человеческой цивилизации. Однако огромная скученность людей на урбанизированных и производственных территориях, и конкуренция за обладание жизненным пространством и природными ресурсами стали причиной социальной напряженности и нестабильности развития, приведшей в 20-м веке к двум мировым войнам, распаду империй и глобальным экономическим кризисам.
И теперь более чем тысячелетний непрерывный, гиперболический рост населения и производительных сил Человечества заканчивается! Наметившееся в середине 20-го века существенное снижение скорости роста населения Земли (новый демографический переход) тоже может рассматриваться как точка бифуркации, которая создает неопределенность дальнейшего пути развития Человечества. Подобная неопределенность может относиться и к скорости роста мирового ВВП. Можно предположить, что и мировую экономику ожидает свой "экономический переход", как системное падение скорости роста мирового ВВП. Может быть, и продолжающийся сейчас экономический кризис связан с общим демографическим и экономическим переходом от гиперболического роста к какому-то новому пути развития.
В таких условиях неопределенности невозможно предвидеть дальнейший путь развития нашей цивилизации. Вместо гиперболического роста, существовавшего постоянно, хотя бы, с 10 века н.э., это может быть линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне или деградация. Но нельзя исключать и возможность катастрофического пути развития с частичной или полной гибелью человеческой популяции.
БАЗОВЫЕ АКСИОМЫ БЫТИЯ.
Из рассмотрения различных аспектов Бытия можно сделать некоторые важные общие выводы и о прошлом, и о будущем Человечества:
1. Наши научные знания о Вселенной и планете Земля ограниченны и, в значительной степени, субъективны (модельны!). Самые глубокие и доказательные научные открытия не могут дать ответ на главный вопрос о первопричине тех фундаментальных законов, которые управляют Вселенной. Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца.
2. Сами люди не способны существенно повлиять на дальнейшую судьбу земной цивилизации и по естественным, и по психологическим причинам. Воинственность остается главным инструментом решения спорных вопросов. Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Ради роста потребления Человечество готово на самоуничтожение.
3. Наша цивилизация - краткий миг не только в истории Вселенной, но и в истории Земли. Узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование человеческой популяции, не оставляет сомнений в "скорой" гибели Человечества.
4. Разумная жизнь - это аномалия. Мы можем только предполагать, что Человечество не одиноко во Вселенной. Гипотетическое существование каких-то внеземных разумных существ может быть настолько редким и кратковременным событием, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций в историческом масштабе времени может стремиться к нулю.
5. Решающее значение для человеческой цивилизации приобрел процесс развития не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу информации из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. Учитель и Школа остаются главным фактором развития нашей цивилизации!
6. Генетическое единство всей земной живой материи наводит на мысль о разовом акте возникновения Жизни. Бросается в глаза присутствие эстетического и нравственного начала в творениях Природе.
7.У человека и животных уже при рождении заложены некоторые генетические основы морали. Однако человеческий Разумможет вступать в противоречие с врожденной нравственностью, что порождает чисто человеческие пороки. Вторжение людей в неподконтрольные процессы на ядерном и генетическом уровне представляет опасность для Человечества. Люди должны отказаться от претензий выступать в роли Бога.
8. Пространственно-временной подход позволяет предположить для изолированных очагов информационного развития, что начальная история была существенно растянута по шкале времени за счет ошибочного отнесения различных культур и артефактов, сосуществовавших одновременно на разных территориях, к последовательным событиям. Прорыв территориальной изоляции привел к превращению человеческой популяции в Человечество и возникновению Глобальной цивилизации.
9. ГлобальнаяЦивилизация всегда развивалась непрерывно и однонаправлено без, общих периодов "упадка" и "возрождения", что надежно подтверждено постоянным ростом численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, совершенствования технологий, накопления научных знаний....
10. Рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. За счет гиперболического сжатия исторического времени основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. Поэтому действительный возраст Глобальной Цивилизации составляет не многим более 1000 лет.
11.Наметившаяся тенденция к постепенному выравниванию уровня жизни населения в развитых и развивающихся странах Мира может существенно повлиять на характер дальнейшего развитие не только мировой экономики, но и Человечества в целом.
12. Современное замедление роста численности населения Земли и мирового ВВП можно рассматривать как точку бифуркации, создающую неопределенность дальнейшего пути развития. В будущем на смену гиперболическому росту численности и производительных сил Человечества может придти линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне, деградация и, даже, катастрофа!