Разом погибает пятая часть населения Земли - почему? Эпидемия? Оружие массового поражения? Или виноваты зеленые человечки? В поисках ответа герои - семейная пара, хирург и судмедэксперт - не исключают даже такой причины, ибо вероятность остальных ничуть не больше. Предлагая, анализируя и отбрасывая версию за версией, герои постепенно приходят совсем к другому вопросу: почему оставшимся в живых так повезло? И повезло ли?
Предисловие
"Давно не читал ничего столь же качественного!", "К середине я читала и периодически останавливалась отрыдаться...", "Роман захватил и не отпускал до последнего слова..." - говорили после первого знакомства с "Сорными травами" те, кто вместе со мной работал над подготовкой романа к публикации. И я не удивлялась.
Хотя, если быть откровенной, первый раз я открывала рукопись с опаской. Апокалипсис - тема, порядком изъезженная и истоптанная многочисленными авторами. Да и не только авторами. В преддверии очередного конца света о нем говорят и пишут столько, что удивить и испугать кого-то уже сложно. Может, и хорошо, что страх у людей сменился равнодушием и усмешкой, а истерические вопли сдают позиции анекдотам и байкам. Но для писателей это - двойной вызов: все-таки удивить и напугать.
"Все лгут!" - безапелляционно заявлял доктор Хаус, диагностировал волчанку и, хромая, удалялся по больничному коридору. Да, сегодня будни медиков - тоже весьма популярная тема, которая также потеряла свою новизну, хотя и в меньшей степени. Ведь писать что романы, что сценарии тут не так-то просто - недостаточно только фантазировать, нужно и разбираться в материале.
"Сорные травы" - это роман о врачах в дни апокалипсиса. Это даже не двойной - тройной вызов мастерству авторов. Наталья и Дмитрий с блеском справились со сложнейшей задачей.
Медицинское образование и опыт работы Натальи, помноженные на кропотливое изучение "фактовки" обоими авторами, позволили описать быт морга и хирургического отделения больницы с достоверностью, которая присуща лучшим образчикам "производственных романов". Экономическое образование Дмитрия помогло добавить миру объемности за счет моделирования коллапса современной рыночной цивилизации. Добавьте к этому, что оба автора не новички в литературном мире. Дмитрий публикуется с 2003 года, правда, до сих пор только в малой форме. У Натальи кроме многочисленных рассказов недавно вышел и первый роман "Двум смертям не бывать", отзывы читателей на который варьируются от положительных до восторженных.
Так о чем же эта книга? О медиках и конце света. О непростых отношениях порядком надоевших друг другу супругов. О маразме и беспомощности чиновников и героизме и подлости простых людей. О духовности, религии, цинизме и прагматизме...
В романе только одно допущение, которое позволяет отнести его к фантастике: разом гибнет пятая часть человечества. Но когда книга прочитана, допущение перестает казаться таким уж фантастическим. В описанный авторами мир не просто веришь - в него погружаешься с головой. Героям не просто сопереживаешь - начинаешь смотреть на все их глазами. А разгадка причины апокалипсиса в конце заставит поежиться и прожженных реалистов.
Я рада, что современные авторы не перестают писать книги, которые способны заставить читателей задуматься и, может, что-то изменить к лучшему в своей жизни и окружающем мире. Такие книги должны быть изданы. И прочитаны - теми, кто не бежит от реальности и не боится откровенно отвечать самому себе на непростые, неудобные вопросы.
Анна Антонова
Редактор
Премии и номинации
Шорт-лист "Книги года-2012" по версии журнала "Мир фантастики" в номинации "Хоррор года".
Лонг-лист премии "Бегущая по волнам" (за лучший женский образ) конвента "Созвездие Аю-Даг". Объявление шорт-листа в мае 2013.
Отзывы и рецезии
Андрей Буторин
Я уже делился здесь своими восторгами по поводу открытия нового замечательного автора -- Натальи Шнейдер (роман "Двум смертям не бывать"). И вот -- новая книга Натальи (в соавторстве с Дмитрием Дзыговбродским), роман "Сорные травы". Разумеется, вопрос "читать -- не читать?" передо мной на сей раз не стоял -- ответ был вполне очевиден. И прочитав (можно без преувеличений сказать: проглотив) эту книгу, я лишь утвердился во мнении: Наталья Шнейдер отныне для меня тот автор, новое произведение которой я начинаю ждать, едва отложив предыдущее. Мало того, мне теперь без разницы, в каком именно жанре/поджанре будет книга Натальи -- "знак качества" на ее обложке будет в любом случае стоять для меня, как говорится, "по умолчанию". Ведь после двух прочитанных романов, вышедших из-под пера этого автора, стало очевидным: писательница может справиться с любой темой, будь то альтернативная история-география, апокалипсис или "производственный роман" на медицинскую тему.
В очередной раз убеждаюсь, что не выбранная автором тема "делает" книгу... Тема может быть модной и востребованной, но малочисленный нынешний читатель, избалованный обильным книжным предложением, ждёт от произведения ещё и захватывающего сюжета вкупе с необычным содержанием. Наталья Шнейдер и Дмитрий Дзыговбродский уверенно сыграли сразу на двух популярных полях: они выбрали главной темой своего романа Апокалипсис (надвигающийся конец света - что может быть актуальнее?) и погрузили в него своих героев - медицинских работников. Больница, операционная, морг - в наше время целые книжные и телевизионные сериалы зиждутся на этих краеугольных камнях. Усыпав профессиональными терминами страницы книги, авторы не сделали её скучной, потому как на страницах этих постоянно случается нечто, мягко говоря, любопытное. Происходящее порою леденит кровь, но лично мне кажется, что не в натурализме хирургических подробностей и ужасе описанных событий загадка притягательности этой книги. Авторы, кстати, не стараются как-то уж совсем специально эпатировать читателя. Просто их главные герои - сугубые профессионалы (Иван Корнилов - хирург, его жена Мария - паталогоанатом), оценивающие обстановку предельно трезво и в первую очередь сообразно своим профессиональным умениям. Именно от их лица, поочерёдно, и изложены все события - главу рассказывает муж, главу - жена.
Хоть авторы и издатели и не позиционируют "Сорные травы" как фантастическую книгу, однако в ней присутствуют основные признаки популярного нынче жанра постапокалиптики. Ближе всего по духу ей межавторский цикл "Анабиоз". И там и здесь происходит что-то, ускользнувшее от людского разума и приведшее к истреблению части населения. Выжившие вынуждены жить и выживать среди мертвецов, приспосабливаясь к новым условиям, ища причины краха цивилизации и пытаясь смягчить его последствия.
В то же время роман Н.Шнейдер и Д.Дзыговбродского заметно выделяется среди сочинений подобной направленности какой-то особой тональностью, большой долей правдоподобия, реальности описываемых событий. Не потому ли, что решен он в форме "производственного" романа?
У каждого жанра - свой "жизненный путь". Словно живые существа, жанры рождаются, взрослеют, меняются, отступают в тень... Популярный когда-то жанр фантастической сатиры в чистом виде сейчас встречается очень редко. "Космическая опера" началась с произведений довольно-таки незамысловатых. Благодаря им она и получила своё легкомысленное имя. Но с течением времени среди "космических опер" появились монументальные эпопеи, признанные шедеврами. Обратный путь проделали истории про "попаданцев". Этот поджанр намного старше своего полупрезрительного названия. Долгое время произведения с таким мотивом никак не выделяли среди других: это был просто метод, позволявший авторам сталкивать героев с чужими для них эпохами или мирами. Жанр постапокалиптики, "мира после конца мира", в последнее время приобрёл широчайшую популярность. Но многие тексты, эксплуатирующие эту тему, принадлежат к низовому уровню, а те, что заслуживают внимания, используют жанр не в "чистом виде". Если искать в "Сорных травах" признаки другого жанра, то это окажется... производственный роман.
Начну с шовинистического. Я не читаю фантастическую постапокалиптику современных русскоязычных авторов мужского пола. Потому что - либо выживанцы, либо зомби, либо выживанцы среди зомби. И то, и другое, и третье - фантазии взрослых мальчишек про большие пистолетики и про то, как они, Мальчиши-Кибальчиши, взяв большие пистолетики всех Плохих поубивали. А чтобы не мучить ни себя, ни читателя даже микроскопическими сомнениями, пускай плохие будут уже сразу мертвыми. Читать, как крутой пацанчик с пулеметиком мчит навстречу закату и рубит плохишей, я не хочу и не буду. Без меня, господа, без меня.
Если уж книга и если уж читать и думать, то про беззащитных, про тех, кому не досталось ни пулемета, ни джипа, про обыкновенных не-Рембо, про тех, которых миллионы. Короче, "Сорные травы" читать, вот что.
"Сорные травы" Шнейдер. Внезапно - лучшая читанная книга про Апокалипсис из русскоязычных. Такие пишут бойцы типа Дивова - и коряво. Здесь авторов двое, мужчина и женщина, писать оба умеют, и еще эта книга про врачей. Много настоящей фактуры, вроде как у Хейли, еще и посильнее.
Муж и жена, Иван и Мария , врач-хирург и судебный медик (тот что патанатом) и будни после массовых смертей в обычном городке на 700 тыс. жителей. Один лечит , вторая исследует посмертно. История жизни вещественно. И между делом дикие выходки окружающих, похороны самых близких ,и совершенно чужих, и путь навстречу внутри самой семьи. Наверное нужно случиться апокалипсису , чтобы понять как тебе нужен человек, который всегда был рядом. Местами очень жизненно , местами - хочется ругаться нецензурно. Ну и мысль-лозунг последнего времени остается актуальной : "Где бы взять мечик?.."
Получила от этой книги мало с чем сравнимое удовольствие. Чувствуется, что авторы изучили матчасть и разбираются в теме. Прочитанному веришь, герои - живые, язык - прекрасный. Апокалипсис продуманный, правдоподобный, и что самое приятное, без лишнего пафоса. Сюжет явно подразумевает продолжение, что несказанно радует.
Очень многие люди хвалили мне эту книгу. Понятно, первым делом хвалил сам издатель (мы знакомы), вторым - редактор (мы знакомы), третьим - один уважаемые в писательской среде критик (мы знакомы), четвёртым... Ну, в общем, казалось, всё не так и плохо. Выяснилось, что всё действительно не так и плохо. Реалистично (это для фантастики, мне кажется, комплимент), местами интересно, динамично и психологично в равно степени. Хорошо показано, что будет с миром, если внезапно погибнут 20% людей - скольких они потянут за собой из-за погромов, разбоя, перегрузки больниц и так далее.