Эта книга заставила меня плакать и одновременно принесла душевный покой, когда я ее дочитала.
Эта книга примирила меня со столь сокровенным во мне, со столь важным, что я всегда буду благодарна Мэрион за ее огромный труд, но вряд ли кому либо расскажу об этом.
В предисловии Мэрион пишет, что не ставила целью описывать религию, а взяла лишь то, что было необходимо для ее художественного замысла. И замысел этот ей удалось раскрыть полностью. В юности я любила артурианский цикл, но этой книги бы не поняла до конца. Не поняла бы и испугалась - страшно юности проникать мыслями в зрелость и старость. Сейчас эта книга меня практически спасла. Я заблудилась в одиночестве и не находила дороги, и думала не найду никогда. Каждая женщина, которой понравилась эта книга (почему-то их больше на западе, а не у меня в стране) найдет или утвердится в своем пути, каждую она спасет и утешит, утешит словно Мать.
Мы идем сквозь повествование вместе с Моргейной. Ее глазами мы видим, ее чувствами чувствуем. С ней - еще ребенком на коленях у матери, мы начинаем путь по этой истории, с ней же - уже древней старухой путь этот мы заканчиваем.
Она живет и воспитывается по древним обычаям, в мире где человек рождается и умирает множество раз. Проживает одну жизнь за другой и в каждой чему-нибудь учится. Посвященные в таинства (жрецы, друиды, жрицы) сохраняют память и опыт прошлых жизней, пока не совершат то, ради чего пришли и не находят то, что искали и тогда они достигают просветлении и перестают рождаться на земле.
Она поклоняется Богине Матери в трех ипостасях: Юной Девы, Зрелой Матери и Старухи Смерти. Моргейна прошла все три ипостаси своей богини и завершила свое дело, и великое счастье - поняла это.
Она была дочерью, сестрой, возлюбленной, матерью.
Она держала на коленях и заботилась о своем брате, об Артуре, когда он был малышом, она была его возлюбленной, единственной которую он по-настоящему любил всю жизнь, и единственная она была для него воплощением Богини. "Что мне Богиня?", - скажет он Моргейне в конце. - "Я всегда видел Богиню в тебе". И она же держала на коленях его голову, когда он жизнь покидала его. Он умер, держа ее за руку и с ее поцелуем на закрытых навсегда веках. Лишь у нее нашлись верные слова для его утешения. Лишь ее он звал перед смертью.
"Его голова, которую я прижимала к груди, была тяжелой, словно младенец на моих еще детских руках, словно Король-Олень, явившийся ко мне в час своего торжества. "Моргейна, - послышался раздраженный оклик матери, - позаботься о малыше!" Всю жизнь я заботилась о нем. Я вытерла слезы с его лица, а Артур ухватил меня за руку.
- Моргейна, - пробормотал он, - это ты, Моргейна...ты вернулась ко мне... ты так молода и прекрасна... для меня Богиня всегда представала в твоем облике... Моргейна, ты ведь больше не покинешь меня, правда?
- Я никогда больше тебя не покину, брат мой, малыш мой, любовь моя, - прошептала я и поцеловала Артура в глаза. И он умер - в тот самый миг, как туманы развеялись и солнце озарило берега Авалона."
Горько и больно дочитывать до конца. Так повествует Моргейна. И ей кажется, что она потерпела неудачу, что они все потерпели неудачу. Но это не так. Утешая Артура, она поняла, что все ее слова правда - они не потерпели поражение. Она вершила дело Матери на Авалоне, до тех пор пока за ней не пришли те, кто сумели перенести ее в этот мир. Артур не потерпел поражение - он "много лет хранил мир на своей земле, не позволил опустошить ее, развеял тьму и позволил целому поколению сделаться цивилизованными людьми, научиться ценить музыку, верить в Бога, сражаться ради красоты былых времен".
Мир таков, каким люди представляют себе его. По началу, мы горюем, вслед за Моргейной, что мир непоправимо изменился, и нет в нем места, свету, знаниям, тайнам и жизни полной. Но потом понимаем, что мир изменился, но в то же время остался прежним. В монахинях, приносящих цветы статуе Матери, которую они считают Матерью Божьей, она узнала жриц Богини. Она никуда не ушла, она сама хранит себя и каждый найдет ее в своем сердце, найдет ее в себе. И найдет ее в мире.
И всякий в этом мире, кто нуждается в знаке, узрит ее
О женских персонажах:
Интересно то, что все они: Игрейна, Вивиана, Моргауза, Моргейна так или иначе служили Богине Матери, но своим родным детям так и не смогли стать хорошей матерью.
О мире повествования:
Один мир пришел на смену другому. Ни один из них не лучше и не хуже - просто другой. Автор не становится на сторону одного или второго, напротив: она позволяет нам увидеть перемены и взгляд на них глазами совершенно разных персонажей, принадлежащих как к старому, языческому, так и к новому христианскому миру.
А те, кто оказался посередине и в силу своего происхождения и в силу своего мировоззрения, так не смогли стать связующим звеном, мостом между новым и старым - они оказались глубоко несчастны и потеряны.
Трагедия Артура ,который утратил Богиню и ее помощь вместе с сестрой, и искал помощи у нового Бога (но перед смертью просил Моргейну увезти его домой - на Авалон).
Трагедия Ланселета, который всю свою жизнь метался и не мог найти ни себя, ни свою веру. Ни в старом, ни в новом мире (в итоге он нашел лишь покой).
Трагедия Мордреда, который был жрецом Богини Матери, но всю жизнь хотел чтобы у него была просто мать (но сам так не смог стать хорошим сыном никому: ни приемной матери, ни родной, ни даже Великой Матери).