Аннотация: Формирование стратегии создания лидерского образа на основе выявления лидерских качеств у героев литературных произведений.
Разумеется, лидер не всегда является положительным героем, поэтому наиболее интересным является сопоставление контрастно-противоположных персонажей - протагониста и антагониста. Для анализа я обратилась к двум абсолютно разным произведениям. Это роман Фёдора Достоевского "Бесы" и "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Исследование началось с анализа образа Петра Верховенского из романа "Бесы". Он лидер революционной группы, обладающий незаурядным характером и неоспоримыми лидерскими качествами. Ему присущи энтузиазм и умение общаться с людьми. Несмотря на то, что первое впечатление об этом человеке вряд ли можно охарактеризовать как положительное, он способен добиться расположения собеседника, правильно выстроив разговор. Он заводит полезные знакомства и плетёт интриги, настраивая окружающих друг против друга.
Как выясняется в финале произведения, Верховенскому совершенно неинтересна революционная деятельность и он занимался ею ради собственного развлечения. Тем не менее, он довольно успешно сформировал образ заядлого революционера и сумел обмануть не только тех, кто не имел никакого отношения к революционной пятёрке, но и тех, кто в ней состоял. Как ни странно, это тоже признак хорошего лидера: он способен убедить всех окружающих в своей правоте. Верховенский распускает слухи, интерпретируя события и поступки других людей в зависимости от ситуации, и заручаясь таким образом поддержкой влиятельных личностей.
Вкупе с этим умением идёт внимательность, позволяющая подмечать детали, которые можно использовать для воздействия на окружающих. Необходимо отметить, что, используя данную тактику, "деспотичные" лидеры прибегают не только к красноречию, но и к шантажу или скрытым угрозам. Это может быть полезно автору, создающему отрицательного персонажа.
В заключение, подробнее рассмотрев образ Верховенского, изучив информацию о его прототипе и прочитав несколько критических статей о романе, мы выявили ещё одно лидерское качество, присущее книжным антагонистам: умение извлекать пользу из любых обстоятельств. Те события, которые должны были полностью дискредитировать его, неожиданно находят отклик у молодой части общества. Он сбивает своих обвинителей с толку, легко признаваясь в распространении прокламаций. На самом деле, этот персонаж - довольно тонкий психолог. Он способен незаметно надавить на слабые точки собеседника и подсознательно привлечь его на свою сторону. Это умение сходно с предприимчивостью, однако в данном случае она нацелена не на успех общего дела, а на личную выгоду: хотя в процессе чтения читателю кажется, что Верховенский преследует какую-то определённую цель, к концу произведения становится ясно, что он просто развлекался.
Теперь обратимся к образу Остапа Бендера из романа "Двенадцать стульев". Начнём с того, что читательские симпатии по отношению к нему так сильны, что никому и в голову не приходит назвать его отрицательным персонажем, хотя с точки зрения морали было бы не совсем правильно считать его героем положительным. В отличие от "несимпатичного" Верховенского, этот литературный герой читателю симпатичен. Остроумие, природная харизма и умение использовать её, чтобы добиться желаемого, подсознательно заставляют читателя ощутить симпатию к Остапу. В полной мере оценить характер Великого комбинатора очень помогли талантливые экранизации романа. В них особенно заметной становится внешняя уверенность героя: мы можем отметить спокойную позу и размеренную жестикуляцию во время разговора. Образ вдумчивого и серьёзного собеседника дополняет присущий Остапу дар красноречия.
Ещё одно лидерское качество, которое необходимо отметить - это умение трактовать любое событие по-своему, невзирая на обстоятельства и мнение окружающих. Эта способность бросается в глаза читателю на контрасте с Воробьяниновым, который постоянно во всём сомневается и оттого терпит неудачу за неудачей. Неиссякаемый оптимизм - это тоже лидерское качество, неважно, врождённое или приобретённое. Каждый раз, когда очередной стул оказывается пустым, Остап находит в происходящем что-то положительное.
Одно из наиболее важных умений, которое необходимо упомянуть в данном исследовании - это способность к импровизации. Большая часть действий Остапа построена именно на импровизационной стратегии. Герой не раздумывает подолгу, он принимает решения почти моментально, и благодаря своей изобретательности не только преодолевает встающие на пути преграды, но и приближается к конечной цели. Это умение значительно повышает авторитет лидера в глазах команды, ведь, обладая импровизационным навыком, руководитель способен найти выход в любой ситуации, а это всегда вызывает доверие у тех, кто за ним следует.
Последний аспект, особо выделенный нами - доверительные отношения с подчинёнными. В этом главное отличие между Остапом и Верховенским. Два авантюриста, схожих в том, что обладают сильным характером и умением манипулировать окружающими, отличаются в отношении к своему ближнему окружению. Оба чувствуют своё превосходство над другими, но один приносит доверившихся ему людей в жертву собственным амбициям, используя их как расходный материал, другой же тащит за собой этот ненужный балласт, поддерживая их морально и физически. Несмотря на то, что никакой практической пользы Воробьянинов не приносит, Бендер всегда держит его в курсе событий и излагает ему свои планы, простоватому Балаганову от душевных щедрот дарит большую сумму денег и т.д.
При этом, если вспомнить, чем закончилась эпопея со стульями, мы понимаем, что у этой стратегии есть свои подводные камни, и она всегда должна сочетаться с бдительностью и осторожностью.